Развиваем мелкую моторику у детей: пальчиковая гимнастика на тему животных

Пальчиковая гимнастика на тему «Дикие животные»

Здоровье малыша — как физическое, так и умственное — является для родителей вопросом первостепенной важности, поэтому многие мамы и папы используют для развития способностей крохи различные игры, помогающие раскрыть детский потенциал. Сегодня мы познакомим вас с упражнениями, стимулирующими развитие мелкой моторики рук и речи.

Пальчиковая гимнастика на тему «Дикие животные» — это комплекс упражнений, направленных на тренировку моторных функций пальцев.

Воздействуя на определенные точки, расположенные на детских пальчиках, они активизируют речевые центры головного мозга и помогают становлению речи малыша, а также развитию его умственных способностей.

Пальчиковые игры представляют собой короткие стихотворения в сопровождении движений пальцев и кистей рук, показывающих то, о чем идет речь в стихах и потешках.

Ритмичность речи и соответствующие ей движения очень нравятся детям, поэтому они с удовольствием повторяют движения и слова за взрослым-ведущим. Если малыш в восторге от такой гимнастики, можно выполнять ее несколько раз в день, но продолжительность игры не должна превышать пяти минут — этого времени достаточно, чтобы развлечь ребенка и провести разминку пальчиков.

Пальчиковая игра «Дикие животные» познакомит кроху с названиями и повадками зверей, расскажет о том, где они проживают и чем питаются.

Белка Скачет белка-шалунишка,

(«бегают» пальчиками по столу)

Рвет с сосновых веток шишки.

(сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)

Лапками сжимает ловко

(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)

И несет в свою кладовку.

(«бегают» пальчиками по столу)

Белочка Сидит белка на тележке,

(хлопают ладонями и ударяют кулаками друг о друга попеременно)

Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому –

(загибают по одному пальцы, начиная с большого)

Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку.

(ритмично хлопают ладонями и ударяют кулаками)

Белочки Раз, два, три, четыре, пять,

(выставить пять пальцев)

Пришли белки поиграть.

(спрятать руку за спину)

Одна куда-то подевалась,

(выставить четыре пальца)

Четыре белочки осталось.

(спрятать руку за спину)

А теперь скорей смотри – Их уже осталось три.

(выставить три пальца)

Ну и ну, какая жалость,

(спрятать руку за спину)

Только две у нас осталось.

(выставить два пальца)

Эта новость так грустна –

(спрятать руку за спину)

Осталась белочка одна.

(выставить один палец)

Пока мы с тобой считали, Белочки от нас сбежали.

(спрятать руку за спину)

Голодная мышка Мышка съела сыр и пышку, Тыкву, рыбу, дыню, шишку, Съела сливы и блины, И сушеные грибы.

(загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка)

Целый день она жевала, Но все мышке было мало!

(разводят руками)

Динозавры Динозавров на рассвете

(сжатые в «замок» руки)

Увидали в парке дети, Испугались, задрожали,

(изображаем дрожь, испуг)

Быстро к дому побежали,

(«бегают» пальчиками по столу)

Динозавр же, верь не верь, Только тра-во-ядный зверь.

(сжатые в «замок» руки)

Ежик Мы нашли колючий шарик, Нам его не удержать. Шарик крутится в ладошках, Шарик хочет убежать.

(дети крутят между ладонями массажные мячи)

Шарик наш живой и теплый, На кого же он похож?

(смотрят на мяч, держа его в ладонях)

Прыгнул шарик на дорожку — Оказалось…это еж!

(дети опускают руки, мячи падают и катятся по полу)

Ежик топал по дорожке Ежик топал по дорожке И грибочки нес в лукошке.

(растопыренными пальцами рук совершаем шагающие движения)

Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать.

(дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке; в конце упражнения руки должны быть сжаты в кулаки)

Животные зимой Спят зимой барсук и ежик, И медведь зимой спит тоже. Спят пчела и муравей, Ждут весенних теплых дней.

(дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку)

Зайка Мчится без оглядки,

(хлопаем в ладошки)

Лишь сверкают пятки.

(ударяем кулачками друг о друга)

Мчится что есть духу,

(руки сцепляем в замок и шевелим пальчиками)

Хвост короче уха.

(ударяем кулачками друг о друга)

Живо угадай-ка: Кто же это?

(хлопаем в ладошки)

Зайка!

(показываем указательными пальцами «зайку»)

Зайчик Жил-был зайчик, Длинные ушки,

(пальцы в кулаке, выставляют два пальца – «ушки»)

Отморозил зайчик Носик на опушке.

(поглаживают указательный и средний пальцы)

Отморозил носик,

(поглаживают безымянный палец и мизинец)

Отморозил хвостик И поехал греться

(растирают ладони)

К ребятишкам в гости. Там тепло и славно, волка нет.

(сжимают и разжимают кулаки)

И дают морковку на обед!

(стучат пальцами по столу)

Звери У зверей четыре лапы.

(поднимаем и опускаем четыре пальца на ручках)

Когти могут поцарапать.

(пальцы двигаются как коготки)

Не лицо у них, а морда.

(соединить пальчики двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальчики, опуская их)

Хвост, усы, а носик мокрый.

(волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)

И, конечно, ушки

(растираем ладошками свои ушки)

Только на макушке.

(массажируем две точки темени)

Зоопарк В зоопарке мы бродили К каждой клетке подходили И смотрели на зверят – Медвежат, волчат, бобрят.

(на каждую строчку стиха, поочередно соединяем большой палец с другими пальцами руки)

Крокодил Крокодил плывет по речке,

(ладонь ребенка выставлена вперед параллельно полу)

Выпучив свои глаза.

(указательный и большой пальцы соединены)

Он зеленый весь, как тина,

(большой палец руки находится под ладонью)

От макушки до хвоста.

(прижать и выставить вперед указательный и мизинец)

Кролик Маленький кролик

(кисти прижать к голове, как ушки)

С большими ушами, Розовым носом,

(дотронуться до носа)

Смешными усами.

(указательные пальцы прижаты к губам)

Норку глубокую роет себе

(роем норку)

Сильными лапками В мягкой земле. Чистит он шёрстку себе

(«чистим шёрстку»)

Или спит.

(руки кладём под щёку)

Кролик ушами всегда шевелит.

(шевелим «ушами»)

Слышит шаги и лисиц, и волков, Прячется в норку свою от врагов.

(закрыть лицо ладонями)

Кто живет в лесу Кто в лесочке живет?

(переплести пальчики, имитируя лес)

Под корягой — старый крот, За горой — лисенок, В ельнике — лосенок. Под кустом — лисичка, На сосне — синичка!

(загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать.

(сжимать и разжимать кулачки)

Лесное население Животных следы мы как книгу читаем.

(ладонями рук дети изображают открытую книгу)

В лесу кто живет мы легко отгадаем:

(закрываем «книгу»)

Вот лисьи следы, Вот волчьи, лосиные, Кабаньи и заячьи, Медвежьи, ежиные. Вот беличьи, рысьи, А это — оленьи.

(загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных)

Какое большое в лесу население!

(поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)

Лиса Лиса, лисонька, красавица, Всем она очень нравится.

(потирают руки)

Хвост пушистый, Мех золотистый.

(растопыривают пальчики, поворачивают и поглаживают их)

По лесу важно бродит,

(«ходят» пальцами по столу)

Страх на зайцев наводит.

(стучат кулаками по столу)

Лисичка Разминаем пальчики, раз, два, три! Разминаем пальчики ну-ка, посмотри!

(сгибание и разгибание всех пальцев)

Вот бежит лисичка, раз, два, три! Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!

(пальцы бегут по столу)

Лепим, лепим личико, раз, два, три! Что же получилось? Ну-ка, посмотри!

(«лепим»)

Хитрая лисичка – вот она! Рыжая сестричка хороша!

(«гладим лисичку» другой рукой)

Вот лисичка злая, ой-ой-ой! От нее, скорее убегу домой.

(пальцы бегут по столу)

У лисички нашей грустный вид, Сидит одна лисичка и грустит.

(поддерживаем руками подбородок)

Улыбнись лисичка, погляди на нас, Тебя мы не оставим ни на час!

(улыбаемся и стряхиваем руки)

Луг На лужок пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот: На зелёный, на лужок, Приходи и ты, дружок.

(сгибание пальцев в кулак в ритме потешки)

Мишки Мама мишек будит рано.

(пальцами обеих рук изобразить мишек)

Не встают они с дивана.

(удивленно пожать плечами)

-Эй, Большак, вставай скорей!

(встряхиваем большие пальцы рук)

Ждут друзья уж у дверей!

(указать руками на дверь)

-Ну, а ты, лентяй Указка!

(встряхнуть указательные пальцы)

У тебя засохла краска!

(изобразить руками ведро)

Вы должны с Середняком Побелить амбар и дом.

(встряхнуть средние пальцы, плавные движения кистями рук, как кисточкой, снизу вверх)

-Безымянный, мой бедняжка!

(погладить безымянный пальцами другой руки)

Знаю, болен был ты тяжко. Пожалею я тебя, Полежи ещё два дня.

(прижать безымянный палец к ладони и погладить его)

Ты, Мизинчик – малышок, Роста у тебя – вершок!

(встряхнуть мизинцы, показать, какого они роста)

Но зато проказ и драк Сосчитать нельзя никак!

(погрозить мизинцу, сосчитать на пальцах его проказы)

Пингвины Жили-были три пингвина.

(хлопки)

Пик, Пак, Пок.

(удары по столу)

Хорошо и дружно жили

(ладошка «моет» ладошку)

Пик, Пак, Пок.

(удары по столу)

Как-то утром на рыбалку.

(хлопки)

Пик, Пак, Пок.

(удары по столу)

Зашагали вперевалку.

(ладошки «шагают»-«шлепают» по столу)

Пик, Пак, Пок.

(удары по столу)

Наловили много рыбы

(вращение кистей рук к себе)

Пик, Пак, Пок.

(удары по столу)

И еще поймать могли бы.

(вращение кистей рук от себя)

Пик, Пак, Пок.

(удары по столу)

Съели дружно все до крошки.

(хлопки)

Пик, Пак, Пок.

(удары по столу)

Кроме маленькой рыбешки.

(хлопки)

Пик, Пак, Пок.

(удары по столу)

Дружно бросилися в драку,

(удары кулачками друг о друга)

Пик, Пак, Пок.

(хлопки)

Учинив большую свалку.

(удары кулачками о стол)

Пик, Пак, Пок.

(хлопки)

Чтобы жить все время дружно,

(ладошка «моет» ладошку)

Пик, Пак, Пок.

(хлопки)

Уступать друг другу нужно,

(ладошка «моет» ладошку)

Пик, Пак, Пок.

(хлопки)

Прыг-скок Зайчик прыг, зайчик сок,

(показываем «зайку», сгибаем и разгибаем пальчики)

Спрятался он под кусток.

(кулачок обнимаем ладошкой, прячем)

Под кусточком — молчком,

(грозим пальчиком, чтобы сидел тихо)

Только ушки — торчком.

(показываем зайку)

Прятки Первый зайчик под листочком,

(загибают большой палец)

А второй забрался в бочку.

(загибают указательный)

Третий заинька косой Сидит тихо за сосной.

(загибают средний)

На пеньке сидит четвертый.

(загибают безымянный)

Пятый на бревно залез,

(загибают мизинец)

С бревна спрыгнул и исчез.

(разгибают мизинец и «прячут» в кулачок другой руки)

Серый волк Волк серый, зубастый,

(сгибают и разгибают кулачки)

По полю рыщет,

(«ходят» пальцы по столу)

Добычу себе ищет. Как найдет,

(сжать кулаки)

Волчатам отдает.

Серый зайка Зайка серенький сидит

(руки сжаты в кулачки)

И ушами шевелит.

(разгибают и сгибают кулачки)

Надо лапочки погреть,

(растирают пальцы и кисти рук)

Зайке холодно сидеть.

Скачет зайка Скачет зайка маленький

(показываем «зайку»)

Около завалинки.

(показываем «лавочку», складывая руки перед собой)

Быстро скачет зайка,

(показываем зайку)

Ты его поймай-ка.

(покрутить кистями рук)

Слон В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает. Больше всех на суше он, Очень, очень добрый слон. Видно, даже у зверей Тот и больше, кто добрей.

(Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой — указательным и большим. Шевелить средним пальцем, качать кистью.)

У оленя дом большой — У оленя дом большой,

(руки с растопыренными пальцами приложить к голове, изобразив рога, затем сделать руками над головой домик, соединив пальцы и разведя локти рук в разные стороны; разводим руки в стороны: показываем, какой большой дом)

— Он глядит в свое окно.

(обе руки сгибаем под прямым углом в локте, держим предплечья и ладошки параллельно полу, одна руку держим на уровне груди, другую чуть выше головы, смотрим в получившееся «окно»)

— Зайка по лесу бежит

(показать руками, какие у зайки ушки, с помощью ладошек; показать на столе, как бегут ножки, или имитировать бег)

— В дверь к нему стучит: — «Тук-тук дверь открой,

Читайте также:  Обучение ментальной арифметике в домашних условиях: уроки для начинающих

(«стучим в дверь» кулачком в воздухе, делаем движение, похожее на открывание двери)

— Там в лесу охотник злой»

(указываем в сторону, затем изображаем оружие: вытянув одну руку в перед, указательный палец выпрямляем, остальные пальцы сжимаем в кулак; приложить вторую руку, согнутую в локте, вытянутый вперед указательный палец согнутой руки прижимаем боком снизу к локтю прямой руки)

— «Поскорее забегай, — Лапку мне давай»

(показываем движение ладошкой, когда кого-то зовут, и протягиваем ладонь, как для рукопожатия)

Утро Утром на лужайке Просыпались зайки.

(рука с «зайцами» кладется на стол тыльной стороной вниз)

– Здравствуй, солнце красное!

(поднимается большой палец)

– Здравствуй, небо ясное!

(поднимается указательный, большой остается поднятым)

– Здравствуй, ёлка!

(поднимается средний, большой и указательный остаются поднятыми)

– Здравствуй, пень!

(поднимается безымянный, большой, указательный и средний остаются поднятыми)

– Здравствуй, здравствуй, Новый день!

(поднимается мизинец — все зайчики проснулись)

Шуба Шуба серая у волка, Шуба ежика в иголках, Шуба рыжая лисы — Удивительной красы. Шуба белая у зайца, У медведя — бурая.

(поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб»)

Не страшны ему дожди И погода хмурая.

(качают головой из стороны в сторону)

Источник: http://detiyasli.ru/deti/stihi-poteshki/palchikovye-igra-dikie-zhivotnie.html

Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры с домовёнком Кузей»

Название: Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры с домовёнком Кузей»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , развитие мелкой моторики, Вторая младшая группа
Автор: Евсеева Екатерина Анатольевна Должность: воспитатель первой квалификационной категории Место работы: МАДОУ д/с комбинированного вида №40 «Золотая рыбка»

Месторасположение: г. Домодедово, Московская область

Занятие по развитию мелкой моторики во второй младшей группе «Пальчиковые игры с домовёнком Кузей»

Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.

Задачи:

*Учить детей различным приемам самомассажа;

*Развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами домашнего обихода (прищепки, крупы);

*Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями, сопровождаемыми звукозаписью;

*Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова, обозначающие название пальчиков;

*Использовать в работе по развитию мелкой моторики приемы нетрадиционного рисования (рисование пальчиком по манной крупе;

*Формировать познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.

Пять да пять — родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку —

Держат все они лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять».

Угадайте, как их звать?

(Пальчики)

Воспитатель: Верно, эти помощники — наши пальчики. Наши пальчики дружные и послушные. Давайте покажем как они умеют здороваться.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Я вас всех приветствую!

(Дети на каждую строчку стихотворения поочередно соединяют одноименные пальчики).

Воспитатель: На каждой руке живут пять пальчиков. Они хоть и похожи, но у каждого пальчика есть свое имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики.

Разожми свой кулачок,

Посмотри скорей-ка:

В кулачке твоем живет

Славная семейка.

Первый палец главный самый,

Он, как папа, он большой.

И совсем похож на маму

Указательный, второй.

Третий палец — средний,

Твой братишка пятилетний,

А четвертый — очень странный,

Оттого, что безымянный.

У него, как у щенка,

Нету имени пока.

А мизинец — пятый пальчик,

Как его мне не узнать?

Это ты и есть мой мальчик,

Научившийся считать.

(Дети постепенно разжимают свои кулачки сначала на левой руке, дотрагиваясь пальцами правой до каждого пальчика, поглаживая их, затем на правой.)

Воспитатель: Наши пальчики — наши волшебные помощники. Они обязательно должны трудиться. Давайте разбудим их перед тем, как приняться за работу.

Большой палец встал один,

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

На работу им пора.

(Сжать пальцы в кулачок, поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все». широко расставить пальцы в стороны).

Кто-то стучится в группу. Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь.

— Слышите, к нам кто-то пришел. Кто это? (Воспитатель вносит большую куклу) Это наш друг — домовенок Кузя. Здравствуй, Кузя! (Дети здороваются с Кузей). Ребята, Кузя принес с собой волшебный сундучок.

Что же в этом сундучке лежит?

Не пора ли нам его открыть?

Может для начала надо взять

И пальчиками с Кузей поиграть?

— Ребята, расскажем Кузе наши веселые стишки.

(Пальчиковые игры в аудиозаписи «Пальчик, где твой домик?», «Перчатка», «Паучок», «Часы»).

Воспитатель: Что ж, попробуем открыть сундучок. (Пытается приподнять крышку, не получается).

Что же это получается?

Сундучок опять не открывается!

Погодите, мы не станем унывать,

Надо Кузины загадки отгадать!

Но для начала Кузя приготовил нам задание.

(Воспитатель ставит перед детьми «сухой бассейн», наполненный смесью различных круп).

— Сейчас наши пальчики превратятся в волшебных гномиков и помогут нам отыскать «сокровища», которые спрятал Кузя.

(Дети достают из «сухого бассейна» прищепки разных цветов).

Воспитатель: Для чего же эти прищепки? Послушайте первую загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть — не мигаю,

Крылья есть — не летаю. (Рыба)

(Воспитатель достает бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста).

— Ребята, чего не хватает нашей рыбке. Давайте починим ее с помощью прищепок, которые мы нашли. (Дети прикрепляют прищепки на место плавников и хвоста).

— Молодцы! Послушайте вторую загадку.

Зимой и леток одним цветом. (Ель)

(Дети прикрепляют зеленые прищепки вместо иголок).

Всех лохматых расчесать,

Кудри в косы заплетать,

Делать модную прическу

Помогает нам. (Расческа)

(Дети чинят поломанную расческу. Вместо недостающих зубчиков прикрепляют прищепки).

Он в лесу живет под елкой,

Носит острые иголки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь колючий братец. (Ёжик)

(Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).

Ночью спрячется оно —

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьется радостное. (Солнце)

(Дети прикрепляют желтые прищепки вместо лучиков).

Воспитатель: Мы отгадали все Кузины загадки. (Вновь пытается открыть сундучок, но не удается.)

Что такое? Как же так?

Не открыть его никак!

Сундучок мы отопрем,

Если рисовать начнем.

(Воспитатель выставляет на мольберт солнышко).

— Ребята, почему стало так светло и тепло?

А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? Чем? А какое оно, солнышко? Если бы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, и каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет еще светлее и теплее.

(Дети подходят к подносам с манной крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе).

Воспитатель: Еще наши пальчики умеют рисовать в воздухе.

Мы кружок нарисовали

Наши пальчики устали.

Мы руками потрясем

И рисовать начнем.

(Дети под музыку указательным пальчиком обводят в воздухе фигуры: круг, черту, волну, точку).

Вот и песенке конец!

Сундучок наш, наконец,

Свою крышку приподнял!

Что же он от нас скрывал?

Да здесь же сладости лежат

Для ребят и для девчат!

(Воспитатель открывает сундучок и обнаруживает в нем конфеты).

— Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все Кузины задания, ему очень понравилось у вас в гостях! А выполнить все задания нам помогли наши волшебные помощники — наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, чтобы помочь язычку научиться хорошо говорить.

А теперь Кузе пора домой! Он прощается с нами. Давайте скажем ему до свидания!

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять,

До свиданья, до свиданья,

Будем с Кузей мы играть,

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам еще,

До свиданья, до свиданья,

Мы вас любим горячо.

Источник: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/konspekt-zanyatiya-razvitiyu-melkoj/

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками»

Автор занятия: Гламоздина С. В., г. Абакан, воспитатель НДОУ «Детский сад №203 ОАО «РЖД».

Программное содержание:

Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту; Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение; Учить элементам самомассажа рук и ног;

Учить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.

Ход занятия:

Воспитатель:

Что умеют делать ваши пальцы на руках и на ногах? (ответы) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Давайте сейчас сыграем в пальчиковую игру «Как живешь?».

Пальчиковая игра «Как живешь?»

— Как живешь? — Вот так! (большие пальцы вперед) — Как плывешь? — Вот так! (имитация плавания) — Как бежишь? — Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут») — Вдаль глядишь? — Вот так! («бинокль») — Ждешь обед? — Вот так! (Подпереть щеку кулачком) — Машешь вслед? — Вот так! (помахать кистью руки) — Утром спишь? — Вот так! (обе руки под щеку) — А шалишь?

— Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

Воспитатель:

Молодцы! А хотите узнать, что еще умеют ваши пальчики? (Да) Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.

(Взрослые и дети выполняют самомассаж).

— Вы готовы, глазки? — Да! (поглаживание век) — Вы готовы, ушки? — Да! (поглаживание ушей) — Вы готовы, ручки? — Да! (поглаживание кистей рук) — Вы готовы, ножки? — Да! (поглаживание ног) — Вы готовы? (развести руки в стороны)

— Да! (обнять себя руками)

Воспитатель:

А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. (родители и дети передвигаются друг за другом по ребристой доске, сцепившись, как вагоны, под музыкальное сопровождение)

Воспитатель:

Приехали!

Станция «Лесная»

Подвижная игра «Найди свою палатку»

Цель: Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту.
В разных сторонах зала находятся обручи с цветными ориентировками.

Воспитатель:

Посмотрите сюда, это палатки. Выберите каждый себе палатку и запомните свой цвет. По сигналу «Идем по лесу!» — вы ходите парами и изображаете животных и птиц в лесу. А по сигналу «По палаткам!» каждая пара должна занять свое место – встать в обруч со своим цветным сектором. Готовы? (музыка леса или подыгрывает музыкант).

Медведь – ходьба на внешней стороне стопы, руки перед собой, полусогнутые в локтях. Лиса – ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистей рук перед собой.

Олень – ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются, кисти изображают рога. Дикая лошадь – бег с высоким подниманием колен, кисти рук сжаты в кулаки.

Филин – обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз.

Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

Воспитатель:

Поехали дальше? (Идут поездом по ребристым доскам).

Станция «Театральная»

Игра «Зеркало и обезьяны»

Цель: Научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. (Взрослые и дети садятся в круг по-турецки, воспитатель показывает сюжетные пальчиковые упражнения на удержание позы кисти руки под стихотворные рифмовки, а дети выполняют упражнения, родители им помогают).

Петушок:

Петушок стоит весь яркий
Гребешок он чистит лапкой.

Гусь:

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

Кошка:

У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

Воспитатель:

Молодцы! Садимся в поезд и едем дальше!

Читайте также:  Почему у ребенка на зубах белые пятна

Станция «Массажная»

Цель: Научить элементам самомассажа рук и ног.
(Используются массажные мячики или контейнеры от киндер-сюрпризов).

Воспитатель:

Эта станция непростая. Сейчас мы будем делать массаж рук и ног. А в этом нам помогут вот такие контейнеры из-под игрушек от киндер-сюрпризов. Они хорошо массируют ладошки и пальчики.

Игра-массаж «Китайские шары»

Вы видали циркача? Мяч идет вокруг мяча! Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка.

(сначала катаем шарики между двумя ладонями, а после каждой рукой по очереди)

Воспитатель:

Ну а теперь можно приступить к основному массажу. Садитесь по-турецки на пол напротив своего ребенка. Готовы?
(разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стоп пальцами рук от периферии к центру)

Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну.

(растираем ладони, захватываем каждый пальчик у основания и выкручивающим движением доходим до ногтевой фаланги)

Затем руки я помою
(«моют» руки)

Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу.

(пальцы в «замок»)

Выпущу я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.

(расцепить пальцы и перебирать ими)

Воспитатель:

А теперь переходим на массаж стопы.
(родители делают массаж стопы своему ребенку)

Пальчики на ножках, Как на ладошках, Вместе я их соберу И поглаживать начну.

(поглаживание стопы и пальцев ног)

Каждый пальчик разотру, Каждый пальчик покручу.

(растирание каждого пальчика)

Разведу вперед, назад и сожму руками.
(руками тянуть пальцы на себя, от себя)

Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные!

Воспитатель:

Молодцы! Массаж научились делать. Поехали дальше?

Станция «Джунгли»

Подвижная игра «Ловля обезьян»

(под песню «Чунга-чанга»)

Цель: Развитие быстроты и мелкой моторики рук.

Воспитатель:

Дети сейчас будут обезьянками, а взрослые будут изображать их родителей и находиться на одной стороне площадки. А на противоположной стороне находится ловец, который показывает обезьянкам движения, те их повторяют. По сигналу «Ловец» дети бегут к своим родителям. Тех, кто не успел, ловец уводит к себе.

1. Руки согнуты в локтях и разведены в стороны – сжимание и разжимание пальцев. 2. Руки согнуты в локтях перед собой, перекрестное движение рук и одновременное сжимание и разжимание пальцев. 3. руки разведены в стороны, наклоны влево и вправо и поднимание левой и правой ноги, локоть тянется к колену. 4. Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя.

5. ходьба «Обезьянки» — на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и ног.

Воспитатель:

Ловец!
(дети убегают к своим родителям)

Воспитатель:

Хорошо поиграли! Забавные обезьянки, шустрые! Поехали дальше.

Станция «Игровая»

Цель: Научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
Материал: Большой носовой платок, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.

1) Упражнения для профилактики плоскостопия (разминка): «Гусеница» — сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей. «Барабанные палочки» – постукивание пальцами ног. «Пальчики поссорились и помирились» — размыкание и смыкание пальцев ног.

«Пальчики играют» — волнообразные движения пальцами.

Воспитатель:

Вот наши пальчики размялись, пора им поиграть.

2) Захватывание, поднимание мелких игрушек пальцами ног.

3) Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить – «уголок к уголку».

Воспитатель:

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы имели возможность убедиться: пальцы ног и рук могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования и массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете с друзьями и родителями, в гостях и дома. А сейчас давайте пожелаем друг другу что-то хорошее, скажем ласковые слова своим детям и своим мамам.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/igry/igraem-nashimi-palchikami.html

» Пальчиковая гимнастика: развиваем руки малыша

О том, как важно развивать моторику мышц рук малыша, известно многим родителям. Наука подчёркивает связь развития речи ребёнка и того, как развиты пальцы его рук.

Именно поэтому в Японии малышей часто отдают учиться играть на скрипке с самых ранних лет.

Мы же предлагаем мамам и их ребятишкам вместе заниматься пальчиковой гимнастикой — одним из самых интересных способов совместных занятий с детьми, имеющим игровую форму.

К сожалению, технический прогресс, результатом которого стало обилие всевозможных игрушек, бытовой и компьютерной техники, не особо способствует тому, чтобы пальчики детей получали нужное развитие.

Здесь на помощь придёт пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения, входящие в её состав, направлены на развитие ловкости, подвижности, творческих способностей, внимания и скорости реакции ребёнка, а забавные стихи помогут расслабиться и достичь спокойного умиротворённого состояния.

Ребятишки, с которыми постоянно занимаются пальчиковой гимнастикой, начинают раньше говорить и делают это лучше сверстников, быстрее осваивают навыки письма, хорошо запоминают, меньше нервничают.

Пальчиковая гимнастика — отличное занятие с ребёнком на каждый день. Учителя и логопеды используют такую гимнастику как средство обучения, небольшой перерыв среди занятия и отдых для ребёнка. Пальчиковые игры станут чудесным моментом содержания детских праздников.

Итак, пальчиковая гимнастика:

  • развивает мелкую моторику детских рук и пальцев
  • способствует развитию мозга и речи ребёнка
  • развивает творческое начало
  • улучшает память
  • готовит руку к письму
  • поднимает настроение и благотворно влияет на психику ребёнка
  • обеспечивает хороший досуг
  • закрепляет позитивный настрой на занятия.

Развитие мелкой моторики

Далеко не все родители осознают, как важно работать над мелкой моторикой рук ребёнка, и уж тем более не все знают, с помощью каких способов это можно делать. Давайте подробно взглянем на этот вопрос.

Мелкая моторика — это умение делать мелкие и чёткие движения руками (пальцами, кистями). Сфера мелкой моторики состоит из немалого количества разных движений рук — от простых (что-то хватать, удерживать) до сложных (техника письма, рисование).

Развивать мелкую моторику у малышей крайне важно, ведь это способствует полноценному развитию ребёнка. Начинать это делать нужно как можно раньше.

Сначала маленький ребёнок видит свои руки, рассматривает их, совершает движения, пробует управлять ими. Позже малыш пробует самостоятельно брать предметы, удерживать их — сначала ладошкой, а потом двумя пальцами.

По мере развития ребёнка, ему показывают, как нужно верно держать ложку или карандаш.

Благодаря развитию мелкой моторики, у ребёнка появляется ловкость рук, формируется красивый почерк, быстрота реакций. По тому, как развита мелкая моторика, определяют готовность дошкольника к школе. Если мелкая моторика хорошо развита — значит, у ребёнка и всё в порядке с памятью, мышлением, логикой.

Мелкую моторику развивают поэтапно. Для этого малышу необходимо подбирать соответствующие его возрасту и умениям способы и средства развития:

  1. С 6 месяцев. Тренировкой детских пальчиков можно начать заниматься с момента, когда малыш достигнет шестимесячного возраста — в виде массажа и пассивных движений.
  2. С 9 месяцев. Обеспечьте малыша всевозможными кубиками, пирамидками и колечками, для того, чтобы он мог их перебирать.
  3. Дошкольный возраст. Предложите разные виды деятельности для рук: работа с конструкторами и мозаиками, рисование, лепка, рукоделие (вышивание, макраме).

Способы развития мелкой моторики

  1. Пальчиковый массаж. Такая пассивная гимнастика подходит для самых маленьких.
  2. Пальчиковые игры. Сюда относятся пальчиковая гимнастика, пальчиковый массаж и рисование с помощью пальцев.
  3. Пальчиковый театр. Может иметь форму настольного и верхового.

  4. Игры с предметами мелкого размера. Можно играть с крупами, макаронами, песком и другим натуральным материалом. Хорошо развить руки помогают игры с мячиком и мелкими игрушками, а также занятия по выполнению узоров из мелких деталей.
  5. Ручные тренажёры.

    Игрушки из магазина тоже могут быть полезны, если это специальные развивающие «тренажёры»: вкладыши, шнуровки и т. д. Подобные тренажёры можно изготовить и самим.

  6. Занятия изобразительным искусством.

    Лепка, рисование, аппликация, работа с конструктором — традиционно считаются отличными способами развития рук ребёнка.

  7. Использование простого карандаша.

    Получив простой карандаш, малыш может тренировать руки, обводя предметы по точкам и рисуя по клеточкам, ища выход из лабиринтов, штрихуя силуэты.

Самым эффективным видом занятий является пальчиковый тренинг, включающий в себя различные игры и упражнения.

Смотрите видео о пальчиковой гимнастике для детей 1-3 лет

Пальчиковый массаж

Заниматься развитием ручек младенца можно начинать с рождения. Малыш сам начнёт показывать свою готовность заниматься, сжимая ваш палец или пытаясь взять погремушку. А видели, как детки хватают себя за ножки и притягивают их к себе? Именно в этот момент можно начинать малышу развивать ручки. Поможет в этом специальный массаж — пальчиковый.

С чего начать? Ласково загибайте пальчики крохе, сопровождая движения потешками или забавными стишками. Чтобы массаж был эффективнее, не просто загибайте пальчики, а легонько их массировать — с мизинчика до большого пальца.

Рассказывая про то, как «сорока кашу варила», «варите» на детской ладошке, делая круговые движения, со средней интенсивностью. Рифмовки при этом повторяйте ритмично, эмоционально, выразительно, чётко проговаривая: малыш должен понимать, о чём речь. Следите за своим тембром и интонациями.

Уделяйте внимание обеим ладошкам. Для звукового сопровождения такого массажа отлично подходят народные игры, в которые играют целые поколения мам с детками: «Ладушки», «Коза-дереза», «Сорока» прочие. В принципе, любое стихотворение, потешка или песенка могут стать основой для пальчикового массажа.

Таким образом, вы не только сможете начать развивать ладошки малыша, но и весело проведёте время.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры — это полезный детям дошкольного возраста вид гимнастики. Такими играми рекомендуется заниматься годовалым детям и старше.

Пальчиковые игры очень нравятся детям, развивают их ручки, укрепляют отношения мам с детьми.

Покажите ребёнку, как играть: заготовьте весёлые стихи, покажите движения, и увидите: малыш будет в восторге. Пальчиковые игры несут ещё и обучающую функцию: с их помощью дети узнают цифры, учатся считать, изучают части тела и т. д.

Перечислим самые эффективные пальчиковые игры, которые весьма просто проводить:

  1. «Ладушки». Вспоминаем знакомую с детства потешку и учим кроху хлопать в ладоши.
  2. «Рвём бумагу». Это можно делать в 7-8 месяцев. Покажите малышу несколько листков цветной бумаги. Пусть он возьмёт их, рассмотрит, попытается смять или разорвать. Малышу интересны будут новые манипуляции. Он почувствует свойства своих рук и разных предметов.
  3. «Листаем страницы». Перелистывание красочной детской книжки или журнала — не только увлекательное для малыша занятие, но и полезное для развития рук.
  4. «Изучаем бусы». Малышам очень нравится перебирать предметы мелкого размера. Это и очень полезно для ручек. Разрешите крохе перебирать свои бусы.
  5. «Перебираем крупу». Наполните миску крупой и пододвиньте её к малышу. Пусть он окунёт ручки туда, потрогает, какие зёрнышки на ощупь, пересыпает из ладошки в ладошку. Эта игра отлично развивает сенсомоторику.
  6. «Узоры на песке». Песок насыпьте на поднос. Покажите ребёнку, как можно делать узоры пальцем. Возьмите пальчик малыша и поводите по песку. Начинайте с простого — рисования линий, геометрических фигур, волн. Постепенно усложняйте задания.
  7. «Крышки». Такая простая бытовая игра, как закручивание крышек на банки и бутылки, делает пальчики ловкими.
  8. «Одеваемся и обуваемся сами». Это вовсе и не игра, а обычное включение ребёнка в самостоятельную деятельность. Пусть он учится застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Это не только поможет быстрее развить пальчики, но и приучит малыша самостоятельно обслуживать себя. В дополнение можно изготовить дидактический материал с пуговицами и шнурками, который станет отличным тренажёром.

Советы родителям.

  • Игры должны быть безопасны. Они должны проходить под наблюдением родителей.
  • Играть нужно регулярно. Лучше это делать ежедневно.
  • Не утомляйте ребёнка. Следите за интересом ребёнка к игре, не делайте занятия чрезмерно продолжительными.

Влияние на развитие речи

«А ваш ребёнок уже заговорил?», «Какое было его первое слово?»: молодая мама часто может услышать эти вопросы. Такие вопросы не всегда радуют, особенно если кроха всё ещё молчит. Если такая проблема имеет место, то нужно особое внимание уделить выполнению пальчиковой гимнастики.

Детские психологи уже давно взаимосвязали развитие речи и мелкой моторики рук.

В чём же состоит влияние развития рук на речь?

Уровень двигательного развития рук и пальцев непосредственно связан с функцией речи. Многие учёные, изучающие деятельность мозга детей и их психику, указывают на огромное значение рук, их стимулирующее действие.

Учёные установили, что если пальцы рук развиты в соответствии с возрастом, то и речь — в норме. Если же развитие рук отстаёт от нормы, то у ребёнка можно наблюдать задержку речевого развития.

Развитие речи происходит под влиянием импульсов, которые исходят от пальцев, и поступают в центр мозга, ответственный за речевую сферу. Эти данные и дали основание использовать различные стимулирующие методы развития речи посредством развития движений рук.

Массаж, упражнения, игры, манипуляции с предметами, рукоделие, игра на музыкальных инструментах — всё это совершенствует руки и пальцы ребёнка, способствуя развитие речи.

Готовим руку к письму

И мам и пап, и учителей тревожит вопрос о том, как хорошо подготовить ребёнка к школе. Педагоги заметили, что первоклассники сталкиваются с трудностями при овладении первыми навыками письма.

Письмо — достаточно сложный навык для ребёнка, основанный на тонких движениях руки.

Только слаженная работа мелких мышц кисти руки, развитое зрительное восприятия и произвольное внимание будут способствовать успеху при овладении техникой письма.

Учителя часто сталкиваются с тем, что первоклассники не могут правильно держать ручку, неправильно ею орудуют. Причина этого — в недостаточном развитии рук. В этом случае необходимо снова обратиться к пальчиковой гимнастике: простые упражнения помогут обеспечить нужную подготовку руки ребёнка к письму.

  1. Массируем пальцы. Это ребёнок может делать сам или с помощью взрослого. Необходимо тщательно массировать пальцы каждой из рук, начиная с кончиков. Делать это нужно поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Длительность такого массажа — не более 2-х минут. Массаж пальцев рекомендуется выполнять при письменной деятельности: перед началом, в середине, в конце.
  2. «Приветствие». Ребёнок дотрагивается большим пальцем до всех остальных, как бы здоровается: «Здравствуйте!».
  3. «Лебедь». Ребёнок делает движения кистями рук, имитируя полёт лебедя.
  4. «Крестик-нолик». Ребёнок скрещивает поочерёдно указательный и средний пальцы, безымянный и мизинец.
  5. «Колокольчик». Ребёнок трусит кистями рук в течение 30-40 секунд.
  6. «Змея». Ребёнок тянется каждым пальцем к основанию того же пальца. .
  7. «Пианино». Ребёнок изображает игру на пианино.
  8. «Режем ножницами». Ребёнок соединяет пальцы в пары, а потом разводит их.
  9. «Рисуем круги». Ребёнок рисует в воздухе круги с помощью каждого пальца каждой руки.
  10. В конце занятия повторяем упражнения №3 и №5. Заканчиваем массажем (самомассажем).

Выводы

Уделяя внимание развитию рук ребёнка, помните, что вы обеспечиваете его умственное развитие, совершенствуете речь, обеспечиваете подготовку к школе. Такой малыш будет развит в соответствии с возрастом, школьное обучение ему будет даваться легко.

Источник: https://paidagogos.com/palchikovaya-gimnastika-razvivaem-ruki-malyisha.html

Пальчиковые игры для детей от года до 7 лет или развитие мелкой моторики рук

« Хозяюшка»

Сцепите пальцы рук в замок, оставив большие пальцы, которые совершают вращение между собой.

Наша-то хозяюшка

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка моет язычком,

Изображаем собачку: положите ладонь на стол, сгибаете указательный и безымянный пальцы, а средний палец ( имитация головы собаки), то сгибается, то выпрямляется- собачка вылизывает языком чашку.

Мышка собирает крошки под окном.

Изображаем, как мышка собирает крошки: большой и указательный пальцы правой руки поочерёдно пощипывают пальцы левой руки.

На столе котище лапою скребёт,

Собранные кулачки интенсивно сжимайте и разжимайте.

Половичку курочка веничком метёт.

Правая рука, подметая широкими движениями, изображает «веник», а пальцы- «прутья», мягкие и упругие.

Перекладывайте «веник» из одной руки в другую, развивая обе руки, имитируя плавные движения кистью.

« Тара-тара-тара-ра!»

Посадите ребёнка напротив себя так, чтобы он видел ваши действия с пальцами и повторял их.

Поднимите ладони вверх перед собой, изображая «флажки». Затем одновременно опускайте и поднимайте ладони.

Тара-тара-тара-ра!

У крыльца растёт трава,

Переверните ладони к себе, напрягите пальцы, и разверните их в стороны.

Я колю, колю дрова!

Я колю на чурочки.

Сцепите ладони в замок, поднимите их над головой. Опускайте и поднимайте руки.

Гори, огонь, в печурочке.

Поверните ладони к себе, разведя в стороны пальцы, поместите правую ладонь над левой.

Я колю на плашечки

Для сестры Дуняшечки.

Сцепите ладони в замок, поднимите их над головой. Опускайте и поднимайте руки.

Гори, гори жарче печь!

Поверните ладони к себе, разведя в стороны пальцы, поместите левую ладонь над правой.

Будет Дуня пышки печь!

Положите правую ладонь лодочкой на левую ладонь, а затем, меняя руки между собой, изображайте движения «лепим пирожки».

«Киска»

Восстановить равновесие разбаловавшегося ребёнка поможет стишок про киску, который исполняется неторопливым и спокойным голосом:

Придёт киска неспеша

И погладит малыша.

— Мяу-мяу,- скажет киска,-

Наша детка хороша.

Погладьте ребёнка по головке, спинке, несколько раз произнося стишок.

« Тук-тук-тук»

Посадите ребёнка напротив себя так, чтобы он видел ваши действия с пальцами и повторял их.

Большим и указательным пальцами передвигайтесь по поверхности стола.

Несёт Кузьма два молота.

-Тук, тук, тук!

Постучите указательными пальцами по столу.

Вот ударим разом вдруг:

Сожмите руки в кулачок, прижимая большим пальцем остальные, и постучите.

Для всех людей

Разведите руки в стороны.

Накуём гвоздей!

Похлопайте в ладоши.

«Про бобра»

Посадите ребёнка напротив себя так, чтобы он видел ваши действия с пальцами и повторял их.

Имитируете течение реки: расслабленными кистями рук совершаете плавные движения.

На реченьке- речке

Купался бобёр,

Купался, купался,

Не выкупался.

Имитируете мытьё рук: вкладывая поочерёдно правую ладонь в левую, повторяйте движения.

На горку взошёл,

Сложите ладони горкой: под углом кончики пальцев правой руки упираются в кончики пальцев левой руки.

Весь вымазался.

Расслабленными пальцами рук постукивайте по телу.

Под горку сошёл,

Сложите ладони горкой.

Отряхивался.

Расслабленными пальцами рук стряхивайте грязь.

« На мельнице»

Посадите ребёнка напротив себя так, чтобы он видел ваши действия с пальцами и повторял их.

Имитируете движение журавля: мизинец и безымянный пальцы прижмите к большому пальцу, а указательным и средним двигайтесь по поверхности стола.

Долгоногий журавель

На мельницу ездил,

Диковинку видел:

Имитируете движение головы птицы: не отрывая локоть от стола, сложите все пальцы вместе, поворачивая «голову» в разные стороны.

Коза муку мелет,

Прижмите пальцы обеих рук плотно друг к другу. Положите левую ладонь на правую, а затем поворачивайте поочерёдно несколько раз, левую ладонь к груди, правую — от груди.

Козёл засыпает,

Имитируйте движение «совочка», как будто вы набираете муку и высыпаете её: совершайте плавные движения ладонями рук.

А маленькие козлятки

Поднесите к голове указательные пальцы, имитируя рожки козлят.

Муку выгребают.

Снова имитируйте движение «совочка».

Сова из угла смотрит,

Имитируйте глаза: сделайте колечки указательным и большим пальцами. Поднесите к глазам.

Ногами топочет,

Постучите по столу несколько раз ладошками рук с плотно прижатыми пальцами.

Головою вертит.

Повертеть в стороны сжатыми в кулачки пальцами.

«Переменка»

Читать стишок можно в промежутке между занятиями:

Ручку ручкою погладим,

Пальчик пальчиком потрём,

Отдохнём совсем немножко,

А потом опять начнём.

«Алые цветы»

Посадите ребёнка напротив себя так, чтобы он видел ваши действия с пальцами и повторял их.

Соедините ладони в форме цветка, слегка разъединив их, а большие пальцы, положив рядом.

Раскрывайте медленно пальцы, имитируя движение лепестков:

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Совершайте плавное покачивание кистями рук.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Соедините пальцы, образуя цветок.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Совершайте плавное покачивание кистями рук.

« Доброе утро»

Встаньте напротив друг друга.

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

Лёгкими движениями поглаживайте пальцами около глаз. Сложите « очки» указательными и большими пальцами и посмотрите в них.

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

Поглаживайте кончиками пальцев ушки. Сделайте из ладошек «ушки» и пошевелите ими.

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

Поглаживайте ручки с обеих сторон, потрясите пальчиками, пощипайте их. Похлопайте в ладоши.

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Поглаживайте ножки, пошевелите пальчиками ног, потопайте ими.

С добрым утром, солнце!

Я проснулся (проснулась)!

Поднимитесь на цыпочках, потянув руки кверху, посмотрите вверх.

« Ай, качи- качи-качи…»

Посадите ребёнка к себе на колени или рядом.

Ай, качи-качи-качи!

Глянь — баранки, калачи,

Глянь — баранки, калачи!

Имитируете баранки: соедините указательные и большие пальцы на руках, покрутите ими.

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи-

Все румяны, горячи.

Перекидывайте из одной руки в другую воображаемый горячий пирожок, обдувая его со всех сторон.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам осталися

Лишь бараночки!

Имитируете грачей: руки перед грудью, ладони развернуть к себе.

Переплести большие пальцы, изображая «голову птицы», остальные пальцы будут крыльями.

Помашите « крыльями», имитируя полёт.

« Как у бабки на дворе»

Встаньте напротив друг друга.

Как у бабки на дворе

Куры ходят по траве:

Ко-ко-ко,

Ко-ко-ко.

Имитируйте кур: похлопайте руками по бокам.

Как у бабушки в хлеву

Хрюшка хрюкает:

Хрю-хрю-хрю,

Хрю-хрю-хрю.

Дотроньтесь указательным пальцем до кончика носа.

Как у круглого пруда

Гуси плавают:

Га-га-га

Га-га-га.

Соедините все пальчики вместе и, поднимая четыре из них от большого пальца, покажите, как гогочут гуси.

А коровки на лугу

Песенку поют:

Му-му-му

Му-му-му.

Сделайте «рожки»: поднимите кулачки к макушке с вытянутыми указательными пальцами.

« Рано поутру»

Посадите ребёнка напротив себя.

Ранним — рано поутру

Пастушок: ту-ру-ру-ру!

Сложите ладони рук в кулачки так, чтобы они находились друг за другом в виде дудочки. Подудите в неё.

А коровки в лад ему

Затянули: « Му-му-му!»

Сделайте «рожки»: поднимите кулачки к макушке с вытянутыми указательными пальцами.

Ты, коровушка, ступай,

В чисто поле, погуляй,

Постучите рёбрами кулачков по столу, как копытцами.

А вернёшься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Соедините кончики пальцев, имитируя обхват кружки и, поднесите её ко рту.

«За грибами»

Встаньте напротив друг друга.

-Ножки, ножки, где вы были?

-За грибами в лес ходили.

Потопайте ножками.

-Где вы, ручки, работали?

-Мы грибочки собирали.

Вытяните руки вперед и покрутите ими.

— А вы, глазоньки, помогали?

— Мы искали, да смотрели-

Все пенёчки оглядели.

Указательными и большими пальцами сложите « очки» и посмотрите в них по сторонам.

Вот и Ванюшка с грибком,

С подосиновиком!

Изобразите грибок: соберите левую кисть в кулак, поставьте на ребро, а правую кисть распрямите и положите сверху на кулак.

«Дождик»

Встаньте напротив друг друга.

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Поднимите руки, разведите пальцы в стороны. Медленно опускайте и поднимайте руки, имитируя движения дождя.

Только нас не замочи!

Изобразите зонтик: сомкните руки в замок, поднимите над головой.

Зря в окошко не стучи-

Соберите руки в кулачки и постучите ими по коленкам.

Брызни в поле пуще:

Крепко сожмите руки в кулачки. Разжимайте и сжимайте их, с силой выталкивая пальчики вперёд.

Станет травка гуще!

Имитируете движение травки: поднимите ладошки с выпрямленными пальцами. Покачивайте ими в стороны.

«Сидит ворон»

Сядьте с ребёнком напротив друг друга.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу.

Имитируем сиденье: поставьте вертикально левую ладонь, пальцы вытянуты вверх. Приставьте к ней кулачок правой руки.

Он играет во трубу,

Кисти рук сложите так, будто держите трубочку, перебирайте пальцами, изображая на ней игру.

Во серебряную.

Труба точеная,

Позолоченная.

Изобразите фонарики: удерживая руки на уровне груди, покрутите кистями рук в разных направлениях.

Песня ладная,

Сказка складная.

Удерживайте ладони на уровне груди, сжимайте и разжимайте пальцы рук.

Литература:

Андрей Хвостовцев, 2-е изд, Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2010-174 с.Играем с пальчиками. развиваем мелкую моторику рук и устную речь.

Новые и интересные статьи по теме

Источник: https://www.tikitoki.ru/post/palchikovye-igry-dlja-detej-ot-goda-do-7-let-ili-razvitie-melkoj-motoriki-ruk

Ссылка на основную публикацию