Как научить ребенка правильно и быстро писать сочинение

» Как легко научить ребёнка писать школьные сочинения

Обучение в школе невозможно представить без регулярного написания сочинений. Последние годы, в связи с изменениями в программе учебных курсов, этот вид работ предполагается не только по родному языку, но и по иностранному. Однако навыки для написания творческой работы требуются одни и те же, поэтому очень важно вовремя научить, а точнее – помочь ребёнку научиться писать сочинения.

Виды сочинений в разных классах средней школы

В школе учат писать сочинения разных видов

Сочинение – творческая письменная работа ученика на заданную тему.

В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.

  • По источнику материала для работы сочинения бывают на основе собственного опыта, проведённой экскурсии, прочитанной книги или впечатлений от произведения живописи.
  • По степени самостоятельности письменные опусы могут быть индивидуальные и групповые. Что касается последних, то эта форма чаще всего используется в младших классах, когда детям ещё сложно самостоятельно организовать свои мысли и впечатления. Постепенно ученик учится писать индивидуальные работы.
  • По жанру выделяются описания, повествования и рассуждения. В начальных классах используется жанр повествования с элементами описания. Связано это с тем, что в повествовании говорится о каких-то действиях, и детям довольно легко справиться с сюжетными линиями. Для описания нужны более сложные навыки, в частности, наблюдательность. Ведь от ученика требуется указать признаки того или иного явления, героя, а для этого нужна внимательность. Что касается рассуждения, то этот жанр требует логического вплетения в работу своих личных суждений, поэтому такие сочинения пишут уже в старшей школе.
  • По стилю творческие работы могут быть обиходно-бытовыми, обиходно-деловыми, документальными, научными и публицистическими. Стиль сочинения выбирается соответственно жанру и тематике.

Сочинение должно соответствовать школьным требованиям к этому виду работ

Сочинения – неотъемлемая часть школьной программы. Поэтому существует ряд установленных Министерством образования и науки требований к написанию этого вида работ:

  • умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения.
  • способность наблюдать, выделять нужную информацию.
  • выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний.
  • построение предложений по законам грамматики.
  • умение составлять план будущего произведения.
  • организация написанного в соответствии с планом.
  • соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.

Зачем нужен план

В сочинении обязательно должен быть план

Многие дети с недоумением задают вопрос: а зачем нужен в сочинении план, если и так понятно, что нужно писать. Задача учителя и родителей в том, чтобы объяснить школьнику, что без плана сочинение не получится. Вернее, получится текст с хаотичным изложением мыслей.

Грамотно сделанная творческая работа должна быть структурирована, чтобы читателю было легко осознавать прочитанное, с одной стороны, и тема была полностью раскрыта – с другой. Поэтому легче писать сочинение, если есть план. Обычно он состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения.

Во введении следует аргументировать выбор темы, во второй части – изложить суть работы, а в заключении – подвести итоги всему вышесказанному. Для каждого жанра эти пункты дополняются в соответствии с рекомендациями педагога.

Научившись работать с планом, ребёнок сможет быстро справляться с задачей написания сочинения.

Не разрешайте ребёнку писать сразу в чистовик — так у вас не будет возможности проверить и направить мысль в нужное русло

Работа родителей с ребёнком на предмет тренировки навыка писать сочинение должна строиться на основании возраста вашего школьника. Но всё же есть и общие для любого класса советы:

  • обязательно донесите до сознания своего малыша то, что он должен внимательно записать не только тему сочинения, но и выслушать рекомендации учителя относительно требований к написанному (особенно это касается жанра работы, ведь очень часто ученик получает низкую оценку из-за того, что вместо повествования сделал описание или в описании перешёл на рассуждение);
  • ни в коем случае не поддавайтесь соблазну сделать работу вместо ребёнка (это его творчество, там не должно быть чужих мыслей, даже если это идеи мамы или папы!), проявите терпение, если малыш долго настраивается или несколько раз перефразирует;
  • используйте черновик (написание сочинения – творческий процесс, поэтому возможны ошибки, которые ребёнок захочет исправить в процессе письма или по окончании);
  • стимулируйте мыслительную активность ребёнка (если вашему ученику трудно сосредоточиться на какой-то теме, натолкните на какие-то сопутствующие детали, например, если нужно написать о том, как прошло его лето, напомните о самом сильном летнем впечатлении, например, походе в заброшенную пещеру);
  • избегайте плагиата (очень важно, чтобы ребёнок учился излагать свои мысли, даже если кто-то уже удачно высказался на эту тему, к тому же, списывая чужие тексты, школьник никогда не научится мыслить самостоятельно).

Видео с юмором: Проблемы при выборе темы для творческого задания

Как учесть возрастные особенности ребёнка

Прежде чем учить писать сочинения. научите ребёнка внимательно переписывать тексты

Как говорилось выше, при работе над таким творческим навыком, как написание сочинения, следует учитывать возрастные особенности ребёнка. Для младших школьников под этим подразумевается игровая методика. Педагоги советуют начать с написания изложений (пересказа прочитанного текста). Только построить работу нужно интересно.

Например, «Пишем в две руки»: предложите малышу писать изложение вместе, каждый себе, а потом сравнить и выделить ошибки друг друга. Со временем переходите на изложения с собственным продолжением – и вы удивитесь, как развилась фантазия вашего маленького школьника. Предлагайте ребёнку описывать картины, иллюстрации. Причём необязательно письменно.

В этом возрасте главное – научить излагать свои мысли в любой форме. А вот для среднего звена исключительно письменное изложение подобных заданий просто необходимо – в этом возрасте закрепляются навыки грамотного письма. Также в 5-9 классах детям можно предлагать описывать архитектурные объекты, писать отзывы на увиденные фильмы, спектакли.

Хорошо бы давать им возможность пофантазировать на тему: «А как бы я сделал этот фильм, построил это здание» и т.д. Что касается старших классов, то ведущим жанром становится рассуждение. И снова, как и в младшем звене, предлагайте как можно больше заданий на устное рассуждение по теме.

Неплохо помогают в отработке навыка написания сочинений и тематические споры с доказательством своей точки зрения и толерантным опровержением чужой.

После написания сочинение следует несколько раз перепроверить

Для каждого жанра сочинений есть свои нюансы написания. Рассмотрим методику работы над наиболее распространёнными видами творческого опуса.

По картине (жанр «описание»)

Итак, для создания сочинения по картине нужно:

  1. Хорошо рассмотреть саму картину, отметив для себя сюжет и цветовую палитру.
  2. Подготовить фактический материал (то есть указать, кто автор, когда картина была написана, основная идея картины и т. д.)
  3. Написать план работы над сочинением.
  4. Оформить введение и основную часть (в главном разделе обязательно указать, что находится на переднем, а что на заднем плане картины, а также какую палитру использовал художник).
  5. В заключении необходимо попробовать представить настроение художника, которое он передал изображённым сюжетом или цветом (если речь идёт о пейзаже).

По произведениям литературы

Если сочинение задано по литературному произведению, то в этом случае работа строится так.

  1. Внимательно читаем произведение, выделяя главных и второстепенных персонажей.
  2. Для каждого героя подбираем словесную характеристику, максимально полно отражающую его поведенческую линию.
  3. Выделяем в тексте наиболее значимые для темы сочинения цитаты.
  4. Знакомимся с критическими статьями по произведению (если таковые есть) для того, чтобы понять сложные нюансы образов произведения (например, чтобы определить, положительный или отрицательный герой Шариков в «Собачьем сердце» Булгакова, полезно почитать критические очерки М. Чудаковой).
  5. Пишем план нашего опуса.
  6. Делаем наброски текста.
  7. Проверяем, дополняем, не забывая про цитаты.
  8. Пишем заключение.

На другие темы

Нередко школьник получает задание по написанию текста в вольном стиле. Для детей младших классов чаще всего работы даются в жанре повествования. Обычно такой тип изложения проблем у школьников не вызывает, поэтому мы не станем излагать правила написания.

С течением времени, в большинстве своём в старших классах, начинает преобладать ещё один жанр сочинения – рассуждение. Тут существует один общий принцип, который поможет с лёгкостью изложить большинство тем. Работая над текстом, необходимо:

  1. Вдуматься в тему.
  2. Выдвинуть гипотезы.
  3. Желательно найти подтверждение тезисам в искусстве и литературе.
  4. Составить план.
  5. Записать мысли по плану.
  6. Чётко сформулировать выводы по теме.

Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста.

Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме.

Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать. А это требует от родителей постоянного внимания к своему чаду, заинтересованности в его жизни и огромного терпения.

Источник: https://paidagogos.com/kak-legko-nauchit-rebyonka-pisat-shkolnyie-sochineniya.html

Как научить ребёнка писать сочинения

На уроках детям могут рассказать о выделении темы, составлении плана, соблюдении композиции и так далее. Однако учителя ничего не скажут о самом главном — о том, как создать текст, обладающий художественной ценностью.

Многие же сложившиеся стихийно методики по совершенствованию таких навыков и вовсе неэффективны.

Так, например, в одном исследовании говорится, что исправления и примечания, которые оставляет учитель в сочинении при проверке, не достигают своей цели, учащиеся чаще всего просто игнорируют их.

Однако это не значит, что родители и учителя бессильны. На формирование писательских навыков влияют разные факторы, помня о которых вы вполне сможете помочь ребёнку найти свой творческий почерк.

1. Интерес

Это залог успеха не только в написании сочинений, но и в любой другой сфере деятельности. Если человек заинтересован в том, что он делает, навык придёт сам собой. Речь идёт не о меркантильном интересе, сам процесс деятельности должен расцениваться человеком как значимый и увлекательный.

Это подразумевает воспитание у ребёнка определённой системы ценностей, в которой творчество, самовыражение, интеллектуальный труд занимают главенствующие позиции.

У ребёнка должен быть воспитан пиетет перед писательским искусством, великие литераторы должны быть для него образцами, заслуживающими уважения. И самое главное — он должен понимать, почему они заслуживают уважение. То есть он должен осознавать эстетическую ценность литературы, красоту языка.

Например, в исследованиях утверждается, что важно показать учащемуся, что одно длинное предложение звучит красивее нескольких коротких. Необходимо научить его комбинировать предложения, рассказать, какими средствами это может быть достигнуто. То же самое касается и других художественных аспектов языка.

2. Уважение к литературе

Для этого ребёнок, безусловно, должен читать. Но это не значит, что его нужно заставлять проглатывать всю школьную программу — так зачастую достигается только обратная цель. Многие ошибочно полагают, что чем больше человек читает, тем лучше он будет писать.

Это вовсе не так. Даже с точки зрения обогащения словарного запаса: чтобы новые слова вошли в активный лексикон, их нужно регулярно использовать.

Для обогащения активного лексикона намного эффективнее методика с предоставлением списка новых слов и заданием использовать их в сочинении.

Литература не должна читаться «потому что задали». Школьная программа рассчитана скорее на количественное потребление трудов классиков, а не на их качественное изучение.

Намного эффективней был бы индивидуальный подход: выяснить, какой жанр нравится ребёнку, и делать упор в этом направлении.

Если, например, ему нравится фантастика, а на уроках проходят Пушкина, к которому у него совсем душа не лежит, правильней было бы открывать ему литературный мир исходя из его интересов.

Читайте также:  Виды и причины сыпи у детей

Например, предлагая ребёнку классику научной фантастики вроде Гибсона или Лема, обсуждая проблематику, которая заложена в этих книгах, позволяя ему самостоятельно высказаться и подискутировать на интересные для него темы.

3. Мотивация размышлять

Это не значит, что про школьную программу нужно забыть: к ней также можно возбудить определённый интерес с помощью преподавательских методик.

У нас в школе все безумно любили литературу, потому что учитель всегда вела уроки не обращаясь к учебникам. Одному произведению она могла уделить чуть ли не целую четверть. Но зато разбирала его так, что в процесс обсуждения был вовлечён каждый.

Она высказывала точку зрения, которая шла вразрез с критическими «стандартами» и провоцировала нас на дискуссию.

Так, «Тома Сойера» нам приходилось читать как историю о взбалмошном хулигане, а роман «Анна Каренина» повествовал об истеричной девчонке, нуждавшейся в психологической помощи.

Домашние задания были соответственными: «Вы считаете, Андрей Болконский — духовно сложная личность, а не пресыщенный радостями аристократической жизни дармоед? Тогда читайте такую-то главу и попробуйте найти хоть какие-нибудь доказательства своей точки зрения. И не надо мне читать абзац про небо: небо мы все видели и знаем, какое оно».

Она высказывалась резко и безапелляционно, совсем не «по-школьному», но именно поэтому нам хотелось читать и раздумывать над прочитанным. Родитель сам может устроить подобную подготовку к урокам.

Есть стандартные шаги при написании сочинения:

  • выделение темы;
  • составление плана;
  • написание вступления с презентацией темы;
  • написание основной части сочинения;
  • заключение с выводами.

Это вполне логичная структура работы над любым сочинением, которая, по сути, отражает правильное и последовательное мышление. И учить ей надо, однако не от неё нужно отталкиваться. Заставляя ребёнка подражать сухим образцам, обуздывая его творческую энергию, заставляя его играть по чужим правилам, вы вряд ли сможете пробудить в нём интерес.

Эффективнее будет, если он получит полную свободу самовыражения и возможность высказаться на интересующую его тему без ограничений. А в процессе написания сочинения вы можете корректировать его или давать советы, как лучше организовать текст. Ребёнок освоит структуру, но сделает это на собственном опыте.

4. Подражание взрослым

В исследованиях утверждается, что полный мониторинг процесса написания сочинения, помощь учащемуся в режиме реального времени дадут лучшие результаты, чем распространённая методика — оставить ученика наедине с бумагой, а затем в готовый результат внести правки.

Но чтобы это произошло, ваше мышление должно постоянно соприкасаться с его собственным.

Зачастую люди сначала идентифицируют себя с некоторым образом, а лишь после этого обретают его качества. Так, закончив с отличием художественную школу, человек думает: «Я талантливый художник». И лишь потом, через много лет практики, его картины начнут соответствовать званию, которым он одарил себя в молодости.

Каждый ребёнок хочет быть взрослым. И если вам удастся внушить ему, что быть взрослым — значит уметь нетривиально мыслить и красиво излагать свой ход мыслей, то и проявлять свою взрослость он начнёт соответствующим образом. Чтобы это могло произойти, сочинения изначально должны писаться вами вместе.

5. Постоянная практика

В общем-то, для того, чтобы научиться связно излагать свои мысли, достаточно одного этого пункта. Если человек что-то делает постоянно, у него это получается всё лучше и лучше. Даже при полном нежелании писать, но при жёстком надзоре за выполнением домашнего задания и благодаря постоянной практике ребёнок сможет справляться с сочинениями и получать хорошие оценки.

Только каковы смысл и цена такого подхода? Большинство людей, имевших в школе тройку по химии, наверняка ни разу в жизни не пожурили себя за детское разгильдяйство. Потому что не пригодилась бы им эта химия в любом случае.

Школьная оценка вовсе не является показателем жизненного успеха. Ни в коем случае не внушайте ребёнку обратное, иначе и в будущем он будет стремиться к искусственным, созданным кем-то другим целям, так и не найдя своей собственной творческой энергии.

Источник: https://lifehacker.ru/kak-nauchit-rebyonka-pisat-sochineniya/

Как научить ребенка писать сочинение

Мир литературы знакомит детей с яркими героями, учит представлениям о добре и зле, развивает воображение. Каждая книга — новые впечатления и опыт. Но дети не только благодарные читатели, они и писатели.

Правильно излагать мысли на бумаге непросто. Поэтому писательскому мастерству нужно учиться со школьной скамьи.

Для этого в программе предусмотрены сочинения (по картине, вопросам, опорным словам, на литературные темы), изложения, миниатюры.

Способность красиво писать есть не у каждого. Но этому можно научиться. Чтобы школьные сочинения хорошо получались без помощи интернета и взрослых, ребенку придется потрудиться. Задача внимательных родителей — быть рядом на первых порах, помочь преодолеть возможные трудности и разбудить интерес к литературному творчеству.

Почему детям трудно писать сочинения?

Первые сочинения дети пишут во 2-3 классе. Выдавая задание, не каждый педагог способен объяснить, какими приемами и правилами нужно руководствоваться при его выполнении. Отсюда — первые стрессы и нежелание ребенка приступать к работе. Обычно за неумением писать сочинение кроются:

  • проблемы с фантазией;
  • слабое образное мышление;
  • незнание темы;
  • отсутствие представлений о четкой структуре текста.

Родителям не следует отворачиваться от просьб ребенка о помощи или писать работу за него. Важно быть рядом и разъяснить, как пишется сочинение. Освоив базовые навыки, в дальнейшем ребенок научится писать хорошие тексты. Чтобы они были грамотными, следует развивать фантазию, воображение, речь. В этом помогут хорошие книги, путешествия, новые впечатления.

Первое сочинение — вместе!

Признак хорошей работы и умственной зрелости автора — четкая структура, правильный литературный язык, глубина содержания. Добиться этого на первых порах непросто. Именно поэтому младшие школьники нуждаются в помощи родителей.

Выбор темы и структуры повествования — первое, что следует обсудить с ребенком. Можно составить план-шпаргалку, где будут прописаны основные этапы работы над текстом:

  1. Заголовок — слова, которые отражают содержание работы в целом.
  2. Введение — знакомит с темой сочинения, подводит читателя к основной части. Можно начать текст со слов повествования «я хочу рассказать вам…», вопроса «знакомо ли вам…», определения «счастье — это…».
  3. Основная часть — раскрывает главную мысль произведения и состоит из нескольких тезисов. Все абзацы и предложения в тексте следует связать между собой с помощью слов «если бы», «поэтому» и других.
  4. Заключение — подведение итогов и выводы.

Работа с черновиком и бедным словарным запасом

Вначале необходимо набросать опорные ключевые фразы и выстроить их логически — это будет первоначальным планом. Затем придерживаясь этого плана и структуры сочинения, ребенок сможет написать текст в черновом варианте.

Теперь осталось проверить грамотность и переписать работу в чистовик. Во время проверки может возникнуть еще одна проблема — бедный словарный запас школьника.

Если это так, на этапе подготовки к работе нужно составлять красочные портреты героев или описания предметов, которые фигурируют в тексте.

Ребенка следует научить работать с черновиком, где он может играть с образами, выражениями, фразами. Обязательно использование орфографического словаря, который позволит найти синонимы, исправить ошибки.

Советы профессиональных педагогов

Оценивая сочинения школьника, педагог определяет уровень владения литературным языком, широту кругозора, умение дать объективную оценку событиям, сделать собственные выводы. Техника обучения этому зависит от возраста:

  • Воспитанников младших классов следует учить в игровой форме. Можно договориться писать предложения по очереди, вместе обсуждать каждое из них. Со временем ребенку будет легче проявлять свои мысли, фантазировать. Он сможет писать интересные, легкие и структурированные тексты.
  • Помощь старшеклассникам заключается в обсуждении деталей работы со взрослыми. Можно проговорить, каким будет вступление, основной текст и заключение, выслушать идеи друг друга, найти компромисс. Старшие школьники могут самостоятельно анализировать свои работы, оценивать их стиль, вносить коррективы.

Грамотная помощь родителей

Навыки работы над сочинением остаются с ребенком на всю жизнь. Развивая его литературные способности, родители должны помнить о следующем:

  • нельзя писать сочинения за школьника;
  • важно помогать ребенку в творческих поисках, если он об этом просит;
  • не следует разрешать переписывать чьи-то тексты;
  • необходимо стимулировать ученика больше читать, размышлять над книгами.

Не маловажным аспектом в формировании красивой литературной речи является умение ребенка рассказывать об увиденном, услышанном, прочувствованном.

Поэтому просите ребенка рассказать о прочитанном произведении, о просмотренном фильме (мультфильме), об экскурсии, о путешествии.

Во время рассказа поправляйте, корректируйте ребенка, задавайте вопросы, уточняйте и со временем его речь будет более гладкой и правильной, а следовательно написание сочинений станет обычным, а потом и легким делом.

Воспитание грамотности и способности правильно излагать свое мнение – шаг к успешному будущему ребенка. Умение писать сочинения пригодится в школе, ВУЗе, поможет в карьере. Доверяя бумаге мысли и чувства, ребенок сможет развить уникальные личностные качества. Кто знает, возможно именно в его лице мир получит удачливого адвоката, хорошего беллетриста или талантливого писателя.

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-nauchit-rebenka-pisat-sochinenie

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

18.10.2017

Доброго времени суток, дорогие родители. В этой статье вы узнаете о том, как научить вашего ребенка писать сочинения. Рассмотрим жанры этих работ, узнаем требования к их написанию. Вы убедитесь, что формулировка плана является важным этапом для создания хорошего сочинения.

Основные виды

Различают три основных направления данного типа творческих работ.

  1. Рассуждение. Данный тип сочинения считается одним из самых сложных. Ребенок должен правильно сформулировать главную идею и тезис, после этого предоставить свои доказательства и подвести итог в виде заключения. К такому типу относят такие жанры:
  • обзоры;
  • отзывы;
  • сочинение на свободную тему;
  • эссе.
  1. Описание. Такой тип сочинений представляет собой переход от общих моментов к частным. Важно правильно подобрать художественные средства. Данный тип в себя включает:
  • описание пейзажа, героев;
  • сочинение по картине;
  • описание интерьера.
  1. Рассказ или повествование. Обязательным условием является присутствие завязки, за ней следуют кульминация, а заканчивается все развязкой. Такие работы представляют собой описание какого-то действия или события.

Варианты написания

Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение (2 класс), то можно пойти разными путями. Главное, это регулярные тренировки и использование для своих целей различных источников для написания работы. А какие вообще могут быть способы написания и типы сочинений, независимо от возраста ребенка?

  1. Сочинение – миниатюра. Является тренировочным вариантом, потому как писать ее недолго и не нужно много думать над темой. Такие сочинения представляют собой тезис, за которым следует ответ. То есть ребенок должен написать главную идею произведения, и в чем она проявлялась. Для ученика 4 класса достаточно написать полстранички текста.
  2. Сочинение – описание. Представляет собой характеристику какого-то образа, например, персонажа, с детальным описанием внешности и личных качеств. Включает три части, каждая начинается с новой строки.
  3. Сочинение – изложение. Всегда состоит из двух частей. Первая включает приблизительный, краткий пересказ текста, а вторая – мнение ребенка о прочитанном. Обязательно присутствие вывода.
  4. Сочинение по рисунку. Такой вид идеально подходит для ученика 1 класса. Ребенку предоставляется возможность описать все предметы на переднем и заднем плане, с одного боку и с другого, обратить внимание на детали, высказать свои эмоции на основании увиденного, передать свои чувства. Важно, чтоб в сочинении присутствовало введение, потом следовала основная часть, и заканчивалось оно заключением.
  5. Сочинение по литературе. Мама может взять любую книгу, лучше такую, какая может заинтересовать сына или дочь. Читает ребенку произведение и предлагает поработать над ним. Но не забывайте о составлении плана и приведении цитат из текста.
  6. Сочинение – рассуждение. Состоит из вступления, в котором приводятся тезисы и аргументы, в основной части – примеры, подтверждающие вышеизложенные предположения, в заключении – мысли школьника касательно темы, представленной в работе.
Читайте также:  Как подстричь ногти новорожденному правильно

Требования

Какие навыки и умения должно в себя включать написания данного вида работ?

  1. Способность ребенка осмыслить материал, необходимый для создания сочинения.
  2. Умение выделять важную информацию из большого потока.
  3. Знания о том, как подбирать подходящее словосочетание или слова с учетом заданной темы и жанра.
  4. Способность писать план и понимание необходимости его составления.
  5. Умение правильно составлять предложения с учетом основ грамматики.
  6. Понимание того, как необходимо писать сочинение, основываясь на пунктах плана.
  7. Навык письма без ошибок.

Возрастные особенности

  1. Для деток младших классов хорошо себя зарекомендовал игровой метод.
  2. Обратите внимание своей дочери или сына на окружающие его картины, просите, чтобы он их описывал, можно и в устной форме. Главная задача родителей, как и учителей, обучить ребенка правильному изложению своих мыслей.

  3. С самого начала ребенку предоставляют возможность писать пересказ по услышанному тексту. Если есть возможность посадить рядом двух детей, то после написания, можно позволить провести проверку друг друга.

  4. Следующим этапом будет предсказывание текста с учетом появление нового фрагмента, а именно — ребенку представится возможность самостоятельно написать окончание истории.
  5. Ученику 5 класса уже обязательно нужно передавать свои мысли на письме. В таком возрасте немалую роль играет закрепление грамматических навыков на практике.

  6. Ребенку, который перешел в средние классы школы, можно предложить описать свои впечатления об увиденном фильме или спектакле, а также высказаться по поводу того, что им не нравится.
  7. Что касается учеников старших классов, то главной темой сочинений становится рассуждение.

Обсуждаем с ребенком тему

Очень важно перед тем, как садится за написание сочинения, тщательно изучить предполагаемую тему, рассмотреть ее с разных сторон, прийти к определенным мнениям и выводам. Так, проводя свое обсуждение, вам необходимо учитывать следующие моменты:

  • описание причин, по которым данная тема понравилась малышу;
  • чем интересен сюжет произведения;
  • какие эмоции возникают у малыша в голове при прочтении данного произведения.

Польза плана

Важно донести до ребенка мысль, что при отсутствии плана, изложение мыслей будет хаотичным и бессвязным, суть работы потеряется, все должно быть последовательно.

Для того, чтоб малыш смог полностью раскрыть идею и тему заданного произведения, необходимо все структурировать, не упуская детали, к тому же, это позволит лучше осознать то, что было прочитано.

Важно, чтоб в плане фигурировало вступление с аргументацией темы, основная часть, в которой описывается суть и заключительная, в которой ребенок делает свои выводы. Таким образом, малышу легче излагать, когда все разложено по полочкам.

На самом деле, когда есть план, задача ребенка облегчается во много раз. Фактически он уже видит, о чем должно быть написано в творческой работе, и дело остается за малым — изложить все на листке.

Этапность обучения

Детки, которые учатся в 3 классе, уже знакомы с описанием творческих работ. Но, чтоб позволить своему ребенку писать качественное сочинение, необходимо придерживаться определенного плана действий. Если вы хотите улучшить уровень своего сына или дочки, можно делать следующее.

  1. Работа над темой. Предложите ребенку самому придумать, о чем будем написано сочинение.
  2. Учим формулировать идею. Задайте юному школьнику тему и попросите придумать разные варианты развития идеи.
  3. Составьте план к своему сочинению.
  4. Покажите ребенку, как необходимо собирать подходящий материал. Вам может понадобиться подборка глаголов и ключевых слов.
  5. Следующий этап — написание самого сочинения. Рекомендуется разделить листок на две части, более широкую и узкую. В широкой — писать свою работу, а в узкой — будут вноситься поправки. Помните, сколько пунктов в плане, столько и абзацев в вашем сочинении.
  6. Педагоги рекомендуют не начинать вступление, а сначала заняться основной частью, самым большим куском материала. После того, как будет сделана большая доля работы, написать вступление и заключение не составит труда.
  7. В заключительной части нужно передавать впечатления ребенка по заданной теме, его мысли.
  8. Не забываем подбирать цитаты, поговорки или пословицы, которые будут отображать идею вашей работы.
  9. Проверка написанного сочинения сначала может проводиться ребенком. После того, как ваш сын или дочь пересмотрели написанное, прочитайте сами. Если имеются ошибки, выписывайте их в узкой части листа, которую для этого оставляли. Обсудите с ребенком эти помарки.
  10. Когда все проверено и утверждено, переходите к написанию работы в чистовой вариант.

Правила написания

Родители должны понимать, что при написании сочинения, заданного на разную тематику или разного жанра, план действий будет отличаться. Рассмотрим это на примере двух видов работы.

  • рассмотрите все изображение целиком, отметьте цветовую палитру и сюжет;
  • выясните, кто является автором произведения, когда оно было написано и какую идею несло;
  • составить план написания сочинения;
  • запишите вступление, а также основную часть, в которой укажите, что присутствует на переднем, а что на заднем плане, сделайте акцент на цветовой палитре;
  • заключение должно представлять собой описание возможных чувств художника при написании данного полотна.
  • внимательно читайте текст;
  • определяйте второстепенных и главных персонажей, которым делайте словесную характеристику;
  • выбирайте цитаты, которые имеют особое значение;
  • ищите, есть ли отзывы критиков по данному тексту;
  • стройте план работы;
  • вкратце пишите наброски;
  • заполняйте материал, вставляя цитаты, пишите вывод.

Читайте и о том, как правильно писать диктанты и изложения.

Рекомендации

Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение, то для достижения данной цели необходимо следовать простым правилам.

  1. Никогда не пишите вместо своего ребенка. Очень важно позволить дочери или сыну самостоятельно проявить свои силы и творческое мышление.
  2. Объясните своему «ученику» необходимость составления плана, на основе которого и будет строиться его творческая работа.
  3. Обязательно использование черновика. Даже взрослый человек, который учится в высшем заведении, не станет писать сразу в чистовой вариант. Что уже говорить о малыше, который только пробует свои силы.
  4. Если мама замечает, что у ребенка появляются трудности, она может только помочь с решением конкретной ситуации, но не станет дописывать всю работу до конца.
  5. Почаще совместно читайте книги. После знакомства с произведением, предложите своему ребенку пересказать, что там происходило и высказать свое мнение по поводу изложенных событий или главных героев произведения.
  6. Не стоит поощрять желание ребенка переписывать готовые сочинения. Особо большим спросом списывание пользуется у учеников 5 класса. Важно, чтоб ваш малыш мог самостоятельно излагать свои мысли. Это будет положительно влиять на его развитие.
  7. Если у ребенка возникают трудности с концентрацией, стимулируйте его мыслительную активность, напомнив о каких-то деталях.
  8. Очень важно, чтоб ребенок правильно записывал тему и жанр сочинения. Нередки случаи, когда детям снижают оценку за то, что они рассуждают в своей работе вместо того, чтоб описывать картину происходящего.

Если вы вовремя научите ребенка, как нужно писать сочинения, будете следовать вышеизложенным рекомендациям, малыш без труда сможет справляться с любой темой, будет с легкостью осваивать новый материал и излагать свои мысли, как в устной, так и в письменной форме.



Источник: https://zdorovyemalisha.ru/razvitie/kak-nauchit-rebenka-pisat-sochinenie.html

Как научиться писать сочинение: советы педагога

Главная страница » Учеба, сессия, экзамены

В школе сочинения по литературе, языку пишут все, однако не у всех получается одинаково хорошо. Между тем, это умение и для взрослых важно. Сочинения легко даются тем, кто умеет мыслить логически, связывать факты, рассуждать на их основе. Если же вы хотите сформировать в себе эти качества, стоит заняться развитием речи.

Как правильно работать над школьным сочинением

Все сочинения можно условно разбить на две большие группы — по литературе (они пишутся на основе прочитанных произведений) и по языку (в них отражается жизненный опыт учащегося, также сюда относятся описания по картинам). Работа над ними проводится разная, но в первом приближении можно обозначить такой порядок.

  1. Начните с собирания материала для сочинения. Подумайте и запишите все, что вы знаете по заданной теме. Это могут быть ситуации, персонажи, эпизоды собственной жизни или публицистические материалы. Удобно обозначить их на отдельных карточках.

    Как это сделать, решите сами: записать несколькими словами или подробно, привести цитаты из книг, сделать схематические рисунки и тд. Карточки удобнее, чем конспект в тетради, потому что в процессе планирования своего сочинения вы сможете передвигать их, менять местами, тем самым делая ход своей мысли наглядным.

    На стадии собирания материала не ограничивайте себя: записывайте все, что кажется относящимся к теме.

  2. Продумайте идею работы — ту главную мысль, которую вы хотите донести до читателя. После этого начните выстраивать собранные материалы таким образом, чтобы они логично и последовательно привели к этой мысли. Если окажется, что вы сделали слишком много заготовок, не старайтесь втиснуть их в одну работу. Отнеситесь спокойно к тому, что какие-то останутся неиспользованными.

  3. Опорных моментов, ведущих к главной мысли, у вас должно быть несколько — как правило, три-четыре. Этого вполне достаточно для простой работы на несложную тему в 5 или 6 классе.

    Но и в старшей школе, в объемном сочинении по литературе не стоит усложнять главную мысль слишком большим количеством тезисов.

    Пусть их будет не много — просто их характер изменится: они усложнятся и обрастут подробностями.

Давайте посмотрим, какие идеи помогут написать сочинение на тему «Летние впечатления».

В такой работе можно отразить:

  • отдых на морском курорте или турбазе,
  • поездки на дачу,
  • летний детский лагерь.

В зависимости от вида отдыха нужно подобрать несколько самых ярких впечатлений. Например, в лагере это может быть:

  • знакомство и дружба с ребятами из других стран или регионов,
  • новое интересное хобби,
  • вечерний костер.

Отберите самые интересные эпизоды и расскажите, что происходило, как это принимали участники, что вам в этом понравилось. Расположите их в порядке нарастания яркости: тогда будет легко перейти к выводу о том, что летний отдых оставил удивительные впечатления и надолго запомнился.

Сделайте короткое вступление. Постарайтесь, чтобы оно было естественным и коррелировало с выводом в конце — то есть фактически идеей сочинения.

Когда вы работаете с сочинением-эссе, обращайте внимание не только на содержание, но и на то, насколько красиво и образно вы строите предложения.

Если речь идет о сочинении-размышлении, помните о основных частях: вступлении, основной части и выводах. Во введении должны быть главные тезисы, в основной части – примеры и доказательства, а в выводах – ваша точка зрения на заданную тему.

В сочинении-миниатюре должны быть тезис и объяснение.

Эти правила кажутся очень простыми, но они помогают создать логичный связный текст.

Лексическое богатство

Чтобы научиться хорошо писать сочинения, нужно выражать мысль ярко и по возможности точно. Для этого требуются незаурядный словарный ресурс и умение им пользоваться. Не ленитесь работать над его обогащением:

  • читая художественное произведение, пересказывайте вслух фрагменты прочитанного (особенно авторов русской классической литературы),
  • не упускайте случая узнать значение того или иного слова, заведите привычку пользоваться толковыми словарями,
  • возьмите за правило внимательно слушать людей, чья речь вам нравится, кажется богатой и интересной,
  • по пути в школу, в поездке практикуйте упражнения по расширению лексического запаса.
Читайте также:  Что делать, если ребенок ругается матом: советы психолога

Вот самые простые и популярные словарные игры. Для некоторых нужно два-три участника, а некоторые можно практиковать в одиночку.

Варианты игр на расширение словарного запаса

  1. Подберите как можно больше синонимов к заданному слову. Элемент случайности привнесет выбор слова методом «тыка»: оглянитесь вокруг, назовите любой предмет или признак — с ним и играйте.
  2. «Снежный ком». Начните с простого предложения, состоящего из двух-трех слов. Игроки по очереди доращивают его одним словом, всякий раз повторяя всю конструкцию.

  3. Вспомните, на каком месте вы остановились в книге, которую читали вчера вечером или уже сегодня. Перескажите фрагмент как можно ближе к тексту. Сначала выбирайте описательные или повествовательные кусочки. Позже — эпизоды с диалогами, при воспроизведении которых избегайте прямой речи.

И в завершение приведем несколько базовых правил работы над сочинением по литературному произведению.

Правила успешной работы над сочинением по литературному произведению

  • Скажите «нет» переписыванию. Конечно, важно читать так называемую «критику», но если заниматься подобным плагиатом, то это не будет развивать ваши способности в написании сочинений. Можно использовать ее лишь для того, чтобы направлять свою мысль в нужное русло. Впечатления, утверждения, выводы – должны быть только ваши собственные.
  • Если речь идет о сочинении по литературному произведению, стоит его обязательно прочитать. И вам не поможет краткое содержание. Вы сами должны понимать содержание романа, повести или рассказа, сами делать соответствующие выводы и высказывать свое мнение.
  • Прежде чем написать сочинение, стоит составить план. Если вам тяжело дается написание сочинений, лучше сделайте это не в «уме», а на бумаге. Относительно плана, то здесь должны присутствовать три главных части – вступление, основная часть и выводы.
  • Если вы не поняли что-то из произведения, потеряли сюжетную линию, возможно, лучше перечитать произведение еще раз.
  • В случае прочтения критики, если, скажем, вам понравилась чья-то мысль, попробуйте развить ее своими словами. Оцените, насколько она соответствует мысли произведения.
  • Не забывайте про цитаты. Это подчеркнет вашу осведомленность в теме.
  • Читайте примеры хороших сочинений по литературным произведениям. Так в вашей голове отложится правильная структура написания, образы и обороты. В конце концов, вы мысленно приучите себя к правильной работе со словом.
  • Думайте о собственном сочинении-произведении заранее. Не садитесь за чистый лист и не начинайте все «с нуля». например, идете в магазин: осмысливайте прочитанное, подумайте, с чего начать сочинение, как закончить.
  • Ну и главный совет – повышайте свою грамотность.

Как видите, чтобы написать хорошее сочинение требуется немало усилий. Для многих это настоящая проблема.

Действительно, все мы разные, кто-то мыслит творчески, любит фантазировать и выступать. Но кое-кто теряется, когда оказывается перед листом бумаги и заданной темой наедине. Однако нет ничего невозможного — каждый может освоить методику написания сочинения. Надо лишь работать в этом направлении, тренировать свой письменный слог.

Представленные в статье советы и упражнения не только помогут освоить искусство написания сочинения, но и нарастить лексический запас, улучшат память и внимательность. Некоторые из них также можно использовать, чтобы учить иностранные слова и выражения.

Источник: http://prizmaznaniy.ru/kak-nauchitsya-pisat-sochinenie.html

Статья на тему: Как научить ребенка писать сочинение

Как научить ребенка писать сочинение

(рекомендации родителям)

Чагдурова Н.Х.

Сочинение – творческая письменная работа ученика на заданную тему.

Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребенка — задача важная, но очень непростая.

Задания, которые я даю детям  обеспечивают выработку ясного логического мышления, обогащают устную речь и резко повышают коммуникативные возможности, приучают находить интересное в обыденном, чувствовать родной язык, получать эстетическое наслаждение от литературы и просто от языка. Образная, яркая, логично построенная речь — основной показатель интеллектуального уровня ребенка.

Если объединить все сочинения, написанные среднестатистическим учеником за школьную жизнь, то получится довольно увесистый двухтомник.

В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.

По источнику материала для работы сочинения бывают на основе собственного опыта, проведённой экскурсии, прочитанной книги или впечатлений от произведения живописи.

По степени самостоятельности письменные опусы могут быть индивидуальные и групповые. Что касается последних, то эта форма чаще всего используется в младших классах, когда детям ещё сложно самостоятельно организовать свои мысли и впечатления. Постепенно ученик учится писать индивидуальные работы.

По жанру выделяются описания, повествования и рассуждения. В начальных классах используется жанр повествования с элементами описания. Связано это с тем, что в повествовании говорится о каких-то действиях, и детям довольно легко справиться с сюжетными линиями.

Для описания нужны более сложные навыки, в частности, наблюдательность. Ведь от ученика требуется указать признаки того или иного явления, героя, а для этого нужна внимательность.

Что касается рассуждения, то этот жанр требует логического вплетения в работу своих личных суждений, поэтому такие сочинения пишут уже в старшей школе.

По стилю творческие работы могут быть обиходно-бытовыми, обиходно-деловыми, документальными, научными и публицистическими. Стиль сочинения выбирается соответственно жанру и тематике.

В сочинении обязательно должен быть план

Многие дети с недоумением задают вопрос: а зачем нужен в сочинении план, если и так понятно, что нужно писать. Задача учителя и родителей в том, чтобы объяснить школьнику, что без плана сочинение не получится.

 Вернее, получится текст с хаотичным изложением мыслей. Грамотно сделанная творческая работа должна быть структурирована, чтобы читателю было легко осознавать прочитанное, с одной стороны, и тема была полностью раскрыта – с другой.

Поэтому легче писать сочинение, если есть план.

Обычно он состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Во введении следует аргументировать выбор темы, во второй части – изложить суть работы, а в заключении – подвести итоги всему вышесказанному. Для каждого жанра эти пункты дополняются в соответствии с рекомендациями педагога.

Научившись работать с планом, ребёнок сможет быстро справляться с задачей написания сочинения.

Васильева Жанна

5 Б класс

Фитя

Моя любимая игрушка- это белый тигренок. Он небольшого размера, где-то пятнадцать сантиметров. Один хвостик  длиною восемь сантиметров. Его украшают черные полоски, розовый носик и глаза- бусинки. Своего тигренка я назвала Фитей.  Его подарила мне моя подруга, когда мне исполнилось пять лет. Эта игрушка всегда со мной, даже тогда, когда я езжу в путешествие во время летних каникул.

Гыргенов Костя,

5 В класс

Моя картина

В моей комнате висит большая картина. В первый раз, когда я увидел ее, мне понравилось изображение больших, красивых гор и фигура снежного барса. От нее веяло силой, смелостью и простором.

 У картины рамочка золотистого цвета. Она висит над моей кроватью.

Дорога она мне тем, что на ней все мои награды, медали, завоеванные на разных соревнованиях.

Когда я на нее смотрю, я вспоминаю все свои победы и горжусь ими. Я верю, что барс придает мне силы, и я хочу вырасти таким же бесстрашным, как он.

Кузьмина Саша,

5 В класс

Мой любимый Шарик

Когда мне исполнилось четыре года, мама мне подарила плюшевую собачку. Она очень похожа на моего Шарика.

Шарик- это мой песик, которого больше нет. Мы с ним любили  вместе играть, он понимал меня и всегда ждал. Когда я возвращалась домой, он прыгал на задних лапках, старался лизнуть меня, вилял своим хвостиком. Главное, он был белый и пушистый, как снег.

И вот плюшевая собачка, которую мне подарила мама, очень похожа на моего Шарика. И сейчас эта игрушка очень для меня дорога. Когда я ложусь спать, я обнимаю свою плюшевую собачку и знаю, что в эту ночь мне обязательно приснится мой любимый Шарик. Наверное, это грустная история, и она, навсегда останется со мной.

Орлов Данила,

5 В класс

Любимый водопад

Мой дедушка — большой мастер. Он сделал своими руками водопад. Чтобы сделать его, нужен был материал. И мой дедушка поехал на курорт Аршан, насобирал там много красивых камушек  на берегу горной реки.

Они были разных размеров и цветов: серые, белые, коричневые, зеленоватые, изумрудные. Каждый камень он отточил на специальном точильном станке и придавал ему нужную форму. А затем он их покрывал лаком.

А чтобы водопадик был еще красивее, к нему приклеили несколько красивых ракушек с Черного моря. Таким образом, в моем домашнем водопаде есть душа  Байкала и Черного моря.

 Мне нравится слушать, как журчит вода, которая стекает сверху по этим камням. Это очень красиво!

Цыренова Эржена.

5 В класс

Мой бантик

У каждого человека есть любимый предмет, к которому он относится с большой любовью. У многих ребят это игрушки, домашние животные, а у меня  любимый предмет- это бантик.

Мой бантик выглядит, как конфета. Он  розового  цвета, на нем — разноцветные кружочки. В первый раз, когда я увидела его в магазине, он мне так понравился. Я попросила маму купить его, но она сказала, что купим позже.  Я очень расстроилась. Но мне хотелось иметь этот бантик. И вот свершилось чудо.

Ко мне на каникулы приехала подруга Рита, с которой мне интересно дружить и общаться. И вот моя подруга привезла и подарила мне точно такой бантик. Я была очень рада. Сегодня этот  бантик так дорог мне, потому что он мне нравится и напоминает о лучшей подруге, которую я всегда жду.

Вот так случается в жизни.

Рекомендации родителям

Не разрешайте ребёнку писать сразу в чистовик — так у вас не будет возможности проверить и направить мысль в нужное русло

Работа родителей с ребёнком на предмет тренировки навыка писать сочинение должна строиться на основании возраста вашего школьника. Но всё же есть и общие для любого класса советы:

обязательно донесите до сознания своего малыша то, что он должен внимательно записать не только тему сочинения, но и выслушать рекомендации учителя относительно требований к написанному (особенно это касается жанра работы, ведь очень часто ученик получает низкую оценку из-за того, что вместо повествования сделал описание или в описании перешёл на рассуждение);

ни в коем случае не поддавайтесь соблазну сделать работу вместо ребёнка (это его творчество, там не должно быть чужих мыслей, даже если это идеи мамы или папы!), проявите терпение, если малыш долго настраивается или несколько раз перефразирует;

используйте черновик (написание сочинения – творческий процесс, поэтому возможны ошибки, которые ребёнок захочет исправить в процессе письма или по окончании);

стимулируйте мыслительную активность ребёнка (если вашему ученику трудно сосредоточиться на какой-то теме, натолкните на какие-то сопутствующие детали, например, если нужно написать о том, как прошло его лето, напомните о самом сильном летнем впечатлении, например, походе в заброшенную пещеру);

избегайте плагиата (очень важно, чтобы ребёнок учился излагать свои мысли, даже если кто-то уже удачно высказался на эту тему, к тому же, списывая чужие тексты, школьник никогда не научится мыслить самостоятельно).

Источник: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2017/01/10/kak-nauchit-rebenka-pisat-sochinenie

Ссылка на основную публикацию