Почему ребенок рисует черным цветом: ответы психолога

Ребенок выбирает черный цвет для рисования: что это значит в психологии? Почему ребенку нравится, ребенок любит черный цвет? Темные краски в рисунках детей: значение в психологии

В данном материале речь пойдет о том, почему ребенок рисует черным цветом.

Довольно часто родители могут замечать, что их драгоценное чадо, решившее податься в искусство в столь ранних годах, уж очень сильно увлекается чёрным цветом. С чем это может быть связано? Стоит ли беспокоиться о психическом и психологическом здоровье своего ребёнка?

Некоторые родители начинают беспокоиться об этом и обращаются к психологам или всемогущему интернету в поисках ответов.

Второй вариант не самый удачный, ведь на разных форумах иногда встречаются «советчики», которые только усугубляют ситуацию и заставляют родителей переживать ещё больше.

Что ж, давайте разберемся в том, что значит черный цвет, и стоит ли переживать, если малыш отдает предпочтение только ему.

Почему ребенку нравится, ребенок любит черный цвет?

Если вы замечаете, что ваш ребёнок очень сильно заинтересован в чёрном цвете (одежда, игрушки, карандаши и прочие принадлежности, к которым у него есть доступ), то не стоит сразу паниковать – ничего страшного в этом нет.

  • Причина кроется в том, что вашему сыну или дочери просто приятен этот цвет. Будучи в очень раннем возрасте, дети ещё толком не могут выражать своё отношение к миру, поэтому они цепляются за всё, что может привлечь их внимание. В данном случае, это чёрный цвет.
  • Насколько мы можем судить, даже не будучи художниками, этот цвет очень насыщенный и глубокий. Многим он приятен для глаз. Чёрные вещи сами по себе выделяются на общем фоне нашего мира. Они контрастируют с весёлыми и яркими красками, что делает их ещё чётче.
  • Маленькие дети только познают этот мир со всеми его цветами, хотят различать и то, и это. И даже если они вцепились в такой мрачный, по мнению некоторых, чёрный цвет, это не всегда означает, что они испытывают какие-то негативные эмоции.
  • Да, чаще всего чёрный цвет ассоциируют со стрессом, подавленностью, возможно депрессией. Считается так потому, что этот цвет подавляющий, всепоглощающий. Даже если смешать самые яркие краски вместе, всё равно получится чёрный, это вам скажет любой художник.
  • Восприятие чёрного цвета зависит от внутреннего состояния самого человека. Кто-то, увидев, что его ребёнок с радостным визгом тащит чёрную игрушку и просит купить, придёт в ужас – «Что не так с моим солнышком? Почему чёрный? Это же так мрачно! Нужно срочно бежать к психологу, у нас проблемы! Где же я свернула не туда с воспитанием?».

Выбор ребенком черного цвета

  • Со стороны это чаще всего выглядит очень комично. Чёрный – не всегда плохо. Это очень контрастный цвет и дети чаще всего могут замечать именно чёрные вещи на фоне других, переливающихся всеми цветами радуги. Но ведь эти яркие штучки родители подсовывают им каждый день, это успевает надоесть. А тут такое разнообразие – чёрная игрушка/свитер/заколка! Нужно же обязательно это исследовать, это непривычно, это что-то новенькое!
  • Так маленькие дети могут выделять некоторые чёрные предметы из общего «стада», считая их уникальными и непохожими на другие. Из этого следует, что это простой интерес к чему-то новому и неизведанному, что так редко попадается на глаза.
  • Если ваш ребёнок со стороны выглядит абсолютно нормально, но в то же время очень заинтересован в чёрном цвете, не нужно сразу же пытаться найти причину.
  • Есть вероятность, что все родственники и знакомые в один голос будут кричать вам, что с вашим ребёнком определённо что-то не так, он странный, раз выбрал такую жуть. Такой вам совет – а как считаете ВЫ? Присмотритесь – ребенок спокойно играет, хорошо кушает, общается со сверстниками. Ничего подозрительного кроме этого ненавистного цвета.
  • Соответственно, причин для паники нет. Ребёнок просто выбрал то, что ему нравится, возможно, он просто хочет выделиться. Как бы не наседали посторонние люди, не стоит идти у них на поводу. Нужно просто внимательно присмотреться к своему чаду. Чаще всего «советчики» просто наводят шум, потому что ваш ребёнок таким образом отличается от их детей или от них самих в том же возрасте. А это уже непорядок, по их мнению. Но ведь сколько людей, столько и мнений.
  • Не стоит подстраиваться под чужое мнение – в большинстве случаев с вашим ребёнком всё в полном порядке. Он просто так пытается проявить свою индивидуальность и заинтересованность в чём-то, что не похоже на основную массу. Даже в таком юном возрасте это чувство уже присутствует.
  • Вы же в таком случае, не должны акцентировать внимание ребенка на этом моменте. «Нравится чёрный цвет? Вот, пожалуйста, выбирай себе вещь этого цвета, я совершенно не против» — вот как вы должны вести себя в этом случае. Очень важно прислушиваться к желаниям своего ребёнка. Он это оценивает как уважение к его персоне. И это его увлечение чёрным цветом, возможно, он тоже считает частью себя.

Ребенок выбирает черный цвет для рисования: что это значит в психологии?

Широко распространено мнение, что если ребёнок рисует таким мрачным цветом, как чёрный (а иногда дополняя его оттенками серого), то у него проблемы на психологическом уровне.

Так ли это? К сожалению, большинство психологов твердят именно это, чем заставляют волноваться многих родителей.

А некоторые психологи просто не рассказывают нюансы такого выбора ребёнка, хоть и знают, что в этом нет ничего страшного в определённом возрасте.

Если ваш малыш решил порисовать и выбрал для этого чёрный цвет, не стоит переживать и придумывать тонну несуществующих проблем:

  • Во-первых, до 4-х лет ребёнок выбирает цвет бессознательно. Он воспринимает его только визуально, не думая над его значением. Дитя видит перед собой белую бумагу. Соответственно, нужно разбавить эту «белость». Разбавить чем-то, что наоборот очень тёмное, что выделится. И поэтому ребёнок выбирает что? Правильно, чёрный цвет.
  • Контраст сильнее некуда, линии чёткие и ему приятно на это смотреть. Он создаёт что-то необычное своими руками и видит хороший результат – чёткость и краткость. Так ему больше нравится и лучше не оспаривать его маленькое решение. Если начать ругаться или объяснять, что так нельзя, ребёнок обидится и может вообще забросить это дело. А рисование очень хорошо развивает воображение и моторику рук, не стоит об этом забывать.
  • Также чёрный цвет пользуется огромной популярностью у подростков (начиная с 14 лет). Вот тогда уже ситуация становится двоякой.

Ребенок рисует черным цветом

  • С одной стороны, так как это подросток, чёрным цветом он начинает выражать уже настоящий протест обществу, показывает свою уникальность более кардинальным способом. Он может рисовать картины, на которых кроме чёрного цвета нет ничего.
  • В таком случае родители могут понять это неправильно и подумать, что их драгоценное чадо чем-то расстроено, или ему плохо. Визиты к психологу могут только усугубить ситуацию, это банальное самовыражение (которое мы можем наблюдать у маленького ребёнка).
  • С другой стороны, в этом возрасте подростки очень часто сталкиваются с рядом сложностей (общение с родителями, непонимание в семье, отношения со сверстниками, первая любовь и т.д.). И чёрный цвет в этом случае показывает настоящую агрессию или же наоборот – бессилие. Если сын или дочь становятся замкнутыми, используют в творчестве только тёмные цвета, ведут себя отстранённо – вот тут уже стоит переживать. Возможно, стоит посмотреть на свою семью со стороны и понять, что заставило ребёнка так помрачнеть.
  • В любом случае, если ваш ребёнок предпочитает тёмные цвета, вам нужно всего-навсего найти этому причину.

Как упоминалось выше, чаще всего маленький ребёнок выбирает такие цвета и оттенки не потому, что у него есть какая-то психологическая проблема или травма, а из-за того, что ему банально это нравится. Несмотря на это, игнорировать такое самовыражение своего чада не стоит.

Вам будет полезно знать, что черный цвет в психологии – это:

  1. В психологии данный цвет считается критичным и недопустимым для маленьких детей.
  2. Если малыш всегда делает выбор в пользу черного, то это может свидетельствовать о ранее пережитом стрессе и о том, что ребенок находится в страхе. К сожалению, многие родители ошибочно думают, что знают о жизни своих детей абсолютно все, а ведь на практике все получается совершенно по-другому. Именно поэтому, если ваш ребенок находится в возрасте 7-14 лет, то есть с того момента, как пошел в школу и стал относительно самостоятельным и при этом всегда и во всем отдает предпочтение этому цвету – вам нужно внимательно присмотреться к нему.
  3. Возможно, у него есть проблемы в школе, возможно, его обижают, но он вам не говорит, возможно, причина кроется даже в отношениях внутри семьи – вы как заботливый и любящий родитель обязаны выяснить это и помочь своему ребенку.
  4. Действительно обеспокоиться состоянием ребенка нужно тогда, когда после каких-либо пережитых травм психологического характера чадо берется рисовать все только черным цветом. Это значит не что иное, как то, что маленький человечек находится в отчаянье и депрессии. В таком случае вам необходимо срочно обратиться за помощью к специалистам.

Почему ребенок рисует только черными красками, темными цветами: ответы психолога

Делать выводы о том, рисует ребенок темными красками по причине психологической травмы или же просто, потому что ему так хочется, нужно исследовав ряд вопросов. Некоторые слишком преувеличивают, акцентируя внимание на приближающейся депрессии у ребёнка, чем заставляют родителей ещё больше переживать.

К счастью, существует несколько вполне адекватных теорий использования чёрного цвета в творчестве, которыми пользуются сознательные мамы и папы.

  • Самая простая и распространённая причина рисования чёрным цветом – ребёнку нравится контраст чёрного и белого перед его глазами. Контуры, кляксы, большие силуэты – всё это его очень интересует и ему нравится создавать этот контраст своими руками. «Если хотите проверить любовь вашего ребёнка к контрасту и чёткости, то просто дайте ему ЧЁРНУЮ бумагу и БЕЛЫЕ краски» — вот что советуют психологи особо тревожным родителям. Результат будет тот же – малыш с удовольствием будет рисовать, почти не замечая разницы.
  • Вторая причина, по которой ребёнок может предпочитать темные цвета – это ощущение наступающей болезни (например, простуды). Таким образом, малыш несознательно пытается выразить своё состояние. Серый и чёрный цвета часто ассоциируются с болезнью, приход недомогания провоцирует ребёнка на использование грязных цветов, грубых мазков.
  • Третья причина такая же безобидная, как и первая – на ребёнка влияет погода. За окном дождь, гроза, слякоть – при виде такого даже взрослый не может и не хочет мыслить позитивно. Так и появляются на бумаге мрачные рисунки. Могут быть нарисованы тучи, молния, чёрная земля, чёрные люди.

А какие цвета выбирает ваш ребенок?

  • Следующая причина – на ребёнка влияет атмосфера в доме. Он наблюдает за поведением родителей, чувствует напряжение и ссоры между мамой и папой. Ему становится неуютно и тоскливо, малыш начинает показывать это на бумаге. Стоит присмотреться к его рисункам и пересмотреть свои отношения со своей половиной. Ребёнок всё видит, воспринимает на своё счёт и от этого ему становится тяжело. Весь груз принимает бумага в виде рисунков.
  • Ещё одна причина – с помощью чёрного цвета ребёнок показывает свою силу и значимость – «Смотрите, как я могу. Все вон цветочки рисуют, а я красивую чёткую картинку, чёрный да белый». Нам взрослым, это может показаться смешно, но ребенок самовыражается так, как умеет.
  • Если же вы знаете, с чем может быть связана такая любовь к черному и его оттенкам и информация эта дает вам реальный повод волноваться за малыша – не затягивайте, идите к специалистам.

Как вы видите, причин, по которым ребенок или подросток выбирает черный цвет более чем предостаточно. Чаще всего эти причины не несут в себе никакого негативного посыла, однако иногда бывает и иначе. Общайтесь со своими детьми, выстраивайте с ними доверительные отношения и тогда обо всех их проблемах вы будете узнавать от них, а не из рисунков.

Видео: Мифы о детских рисунках

Источник: https://heaclub.ru/rebenok-vybiraet-chernyj-cvet-dlya-risovaniya-chto-eto-znachit-v-psihologii-pochemu-rebenku-nravitsya-rebenok-lyubit-chernyj-cvet-temnye-kraski-v-risunkah-detej-znachenie-v-psihologii

Почему ребенок рисует черным цветом?

Когда ребенок учится рисовать, родители испытывают много положительных эмоций, таких как радость, умиление, восторг. Они рассматривают детские каракули, ищут сюжет в первых линиях и мазках, учат малыша держать кисть, карандаш и создавать сюжет.

Выбор цвета — это почти всегда личное предпочтение ребенка. Даже если родители настойчиво твердят ему, что небо голубое, солнце желтое, а розовых волков не бывает, ребенок все равно рисует тем цветом, какой нравится ему.

Читайте также:  Как правильно использовать масло туи при аденоидах у ребенка

Иногда родители тревожатся о детском здоровье, а именно — все ли в порядке с его психическим состоянием — когда ребенок часто выбирает черный цвет.

Бывает так, что дети закрашивают им весь фон листа, рисуют маму, папу, полянку, зверей, себя — черным цветом. Тогда взрослые «бьют тревогу», ищут информацию о цветовосприятии в интернете и книгах о детской психологии, присматриваются к малышу, сравнивают его рисунки с другими, консультируются с детским психологом.

Всегда ли рисование черным цветом говорит об эмоциональных расстройствах личности? Что означают рисунки ребенка, выполненные в темных и мрачных тонах, черными красками, карандашами? Ответы на эти вопросы, а также о том, как ребенок выражает цветом свои чувства, читайте в этой статье.

Психика ребенка и выбор цвета

Детей всегда очень привлекает процесс рисования и краски, которые они видят перед собой. Пользуясь ими, ребенок познает окружающий мир, знакомится с техникой смешивания, переносит на бумагу все, что он узнал и увидел за день.

Детские психологи очень тщательно рассматривают детские рисунки, зная о том, что все, что изображает ребенок на бумаге, говорит о его внутреннем мире, настроении, отношении к себе и другим людям. Дети еще не способны хорошо понимать и говорить о своих чувствах, зато они прекрасно — бессознательно — выражают их с помощью красок.

Родителям, когда они пытаются изучать детские рисунки, следует знать о том, что выбор того или иного цвета не свидетельствует о наличии постоянных психических процессов — при условии, что им известно, что у ребенка нет психического заболевания и он не страдает от переживания эмоциональной травмы.

Если ребенок сегодня активный и бодрый, то, скорее всего, рисуя, он выберет красный цвет. Задумчивость «выливается» на бумагу синими и голубыми тонами, а преобладание серого говорит об усталости, снижении энергии.

Использование детьми цвета во время творчества является непостоянным и это нормально, с точки зрения детской психологии.

Поэтому, родителям не стоит «впадать» в переживания, думая о том, что, если ребенок взял черную краску и закрасил ею все рабочее полотно — он переживает психологическую травму, удручен, напуган, встревожен.

Возможно, он исследует, как эта цветовая гамма выглядит на бумаге, знакомится с темным цветом, изучает его.

Чем младше ребенок, тем чаще он использует цвет, не «привязывая» его к эмоциональному состоянию. Маленьким детям все равно, как будет выглядеть машинка, волосы человека, елка, для них главное то, чтобы рисунок был раскрашен и заметен. По этой причине, дети часто берут черную краску, потому что она самая темная, выразительная и заметная среди всех.

Также, ребенок может испытывать личные предпочтения к черному цвету. Например, в семье появилась блестящая черная машина, и, в последнее время, все разговоры членов семьи только об этом. Неудивительно, что малыш возьмется за изображение черных автомобилей, домов, деревьев — таким образом, он познает мир и отражает на бумаге то, с чем познакомился в жизни.

Бывает так, что дети имеют любимую одежду черного цвета — возможно, это спортивный костюм, фрак или, на новый год, у ребенка был наряд Бэтмена — черный и блестящий.

Подаренный ребенку велосипед или самокат темного цвета также может выражаться в использовании им в рисунке мрачных, темных тонов.

Поэтому родители, прежде чем диагностировать у ребенка депрессию, должны проанализировать события, с которыми он сталкивался в последнее время. Возможно, рисование черным цветом — это проявление жизненного опыта на бумаге и не более того.

О чем ребенок расскажет родителям?

Иногда взрослые так сильно пугаются темных и мрачных детских рисунков, что прячут черную краску, заставляют ребенка использовать другие цвета, критикуют его «шедевры», говоря о том, что то, что он нарисовал — некрасиво и так, как «видит» малыш свою сюжет, на самом деле не бывает.

Дети не должны рисовать, опираясь на реальный мир, шаблоны и правила, установленные в нем.

Изобразительная деятельность — это область, которая подчиняется фантазии, и чем больше ребенок чувствует свободы в ней, тем лучше у него развивается пространственное мышление, чувство цвета, воображение.

Кроме того, если не вмешиваться в процесс рисования юного художника, не направлять и не заставлять его соответствовать краскам природы, тем больше испытывают дети положительных эмоций от творческого процесса.

Если родители не могут унять свою тревогу, они могут спросить у ребенка — что значит черный цвет на его картине? Как правило, дети, которые не страдают от эмоциональных травм, отвечают быстро, искренне и не задумываясь: «Так хорошо видно машину», «Черный цвет — мой любимый», «В черной коробке хранится секрет», «Наступила ночь — поэтому домик черный». Подобные ответы свидетельствуют о том, что с ребенком все в порядке и ему просто нравится рисовать черным цветом.

Подтверждает эту информацию то, что, в остальное время, свободное от рисования, ребенок весел, спокоен, не страдает нарушением поведения, любит себя и свою семью, развивается в соответствии с нормой.

Дети и психологическая травма

Иногда дети начинают рисовать черным цветом после переживания психологической травмы. Таким образом, они выражают болезненные чувства — с помощью темного, «тяжелого» цвета, наружу «выходят» боль, обида, напряжение, страх. Если, после таких рисунков, ребенок становится самим собой — учится, общается, улыбается — то причин для беспокойства нет.

Стоит задуматься о наличии стресса и отвести ребенка к детскому психологу, если:

  • будучи школьником, он, долгое время, рисует только черным цветом;
  • при попытках родителей узнать, что означают его рисунки, напрягается, молчит, тревожится;
  • на рисунках изображены сцены насилия, война, кровь — агрессивные сюжеты, выполненные в черном цвете.

О наличии психологической травмы, говорят, прежде всего, изменения в поведении ребенка, а уже потом — цветовая гамма его рисунков. Замкнутость, непохожесть на себя, агрессивность, истерики, слезы «на пустом месте», энурез, бессонница, страхи, фобии, навязчивые мысли — симптомы, заметив которые, родители должны обязательно записаться на консультацию к детскому психологу.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/psikhologiya_detey/pochemu_rebenok_risuet_chernym_tsvetom/

Ребенок рисует черным цветом: когда это норма, а когда бить тревогу

О чем может рассказать черный цвет, преобладающий в рисунках вашего ребенка? С этим вопросом мы обратились к нашему постоянному эксперту.

Звонит мне одна мама и с ужасом в голосе говорит: «Ирэна, с моим сыном происходит что-то страшное! Он все рисует только в черном цвете. Я уже убрала эту краску и предлагаю только яркие, а он требует только черную. Что с ним?»

«А сколько ребенку?» – спрашиваю я.

«Да три годика», – отвечает мама.

Ну что же, дети довольно часто используют для рисования черный цвет. А причины могут быть разными — и далеко не всегда нужно срочно принимать меры!

Если ребенок пару–тройку раз нарисовал все в темном цвете, то это не повод для беспокойства в любом возрасте малыша.

Начинать присматриваться (но еще не беспокоиться) стоит, если малыш рисует только черным не менее трех месяцев подряд.

Многое зависит от возраста ребенка!

Давайте разбираться по порядку.

Дети младшего дошкольного возраста часто рисуют черным или каким-то темным цветом. И это вовсе не потому, что вся жизнь представляется в черных красках, и малышу очень плохо. Причина в другом — черную краску лучше видно на белом листе. Вот и все.

И нет никаких потайных ходов и глубоких травм. Так выразительнее.

Так ребенку лучше видно, что он нарисовал.

Поэтому черную краску не убираем из коробки малыша, а предлагаем ее наравне с остальными.

Через какое-то время, когда малыш насытится черным, он сам начнет переходить на другие цвета. Родители тоже могут рисовать с ребенком черным цветом. Тогда насыщение произойдет быстрее.

При этом можно добавить еще один интересный способ рисования для малыша — на черном листе белым цветом.

В этом возрасте дети тоже могут брать черную краску, чтобы лучше выразить то, что они хотят нарисовать. Но бывают и другие случаи…

Маша рисовала черным довольно долгое время. По словам мамы, месяца четыре точно. При этом она рисовала именно этим цветом осознанно и сосредоточенно. И это была не абстракция какая-то, а конкретная задумка.

Я пригласила девочку к себе в кабинет. После небольшой беседы я предложила Маше порисовать красками. Она с удовольствием согласилась. Из всего спектра красок Маша выбрала черный. Она начала рисовать и рассказывать, что она рисует. А я стала спрашивать, как чувствует себя каждый герой на ее картинке. Всем персонажам было грустно.

«А в чем причина их грусти?» – спросила я.

«У них мама постоянно работает, а им хотелось бы быть с ней постоянно», – ответила с печалью Маша.

Конечно, дальше уже была работа с мамой.

Через неделю после консультации мама мне сообщила, что Маша стала рисовать желтым.

Причин такого печального взгляда на мир может быть много: папа слишком строгий, в садик не люблю ходить, сладкого мало дают и прочее.

Важно, что не все дети после таких событий и при таком способе воспитания начинают смотреть на мир печально. Почему? Потому что так часто делают дети, которые:

• не могут найти другого способа, как донести маме о своих переживаниях;

• не могут открыто выразить свои эмоции и чувства в силу закрытого темперамента.

И хорошо, что они нашли хотя бы такой способ для выплескивания того, что наболело! Просто нужно вовремя забить тревогу, разобраться в причинах состояния ребенка и помочь ему.

В этом возрасте рисование черным цветом происходит уже осознанно. И вот по каким причинам.

Черный цвет — техника рисования

Петя рисовал черным все, что видел: одноклассников, солнечную погоду за окном, виляющего хвостом пса. Все, что было вокруг него. При этом его картины вовсе не казались печальными.

У учителей в школе это вызывало огромное беспокойство, они даже думали, а не нужен ли мальчику психиатр.

На самом деле в ситуации Пети — это просто техника такая, что-то вроде гравюры, которую выбрал мальчик. И беспокоиться тут вообще не о чем. Единственная рекомендация родителям Пети – отправить его на курсы по рисованию, чтобы усовершенствовать и развить его способности.

Черный цвет – способ выплеснуть свою боль

Мама Вадика пришла ко мне на консультацию с рисунками сына. «Он везде рисует черным! И везде все либо плачут, либо дерутся, либо еще что-нибудь!» – в отчаянии сказала женщина. Я стала подробно расспрашивать маму про жизнь ее сына и про отношения с ним. Выяснилось, что у сына сложные отношения с одноклассниками. Это и явилось причиной черных рисунков.

Мальчик через рисование черным цветом пытался выразить свою боль и разочарование. Выплеснуть свою горечь.

В силу разных причин он не готов был сделать это открыто.

И теперь одна из задач мамы – обсудить с Вадиком ситуацию с одноклассниками, помочь ему выговорить все это словами и, конечно, вместе найти выход.

Причин выбора черного цвета ребенком может быть много.

Присмотреться внимательнее и бить тревогу стоит, если ребенок рисует черным длительное время.

Применение черного цвета взаимосвязано с возрастом малыша.

Нельзя навязывать ребенку другие цвета и/или не давать черный цвет вообще.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/rebenok-risuet-chernym-cvetom-kogda-eto-norma-a-kogda-bit-trevogu.htm

Почему ребёнок рисует чёрным цветом

Тест Люшера – популярный психологический инструментарий, плавно перекочевавший из рук специалистов в обывательскую среду. При этом многие не знают, что настоящие профессионалы не пользуются только одним тестом для определения каких-либо эмоциональных проблем. Здесь необходимо комплексное обследование. То есть по одним рисункам невозможно сделать однозначный вывод.

Однако если ребёнок, который психически здоров, рисует «полотна» в чёрных тонах, можно предположить о наличии провоцирующего фактора. Что же может стать причиной такого поведения?

  1. Кризис трёх лет. Дети-трёхлетки крайне упрямы, с негативом относятся к мнению и пожеланиям родителей. Если мать предлагает рисовать яркими красками, то ребёнок из чистого упрямства может калякать чёрными карандашами или фломастерами. Как говорится, назло маме нарисую яблоко чёрным, а не зелёным.
  2. Недомогание. Маленькие ребятишки крайне чувствительны к любым изменениям в организме или настроении. Малыш, не понимая, что заболевает, начинает использовать чёрные, серые и тёмно-коричневые оттенки в изобразительной деятельности. Как результат – грязный и неопрятный рисунок, пугающий родителей.
  3. Богатая фантазия. Некоторые дети попросту не используют «лишние» краски, считая, что для понимания их творчества достаточно только чёрных карандашей. Тут важен не цвет, а именно информационное наполнение рисунка – наличие деталей, многочисленные изображения человечков и т.д.
  4. Тёмная одежда. Дети, привыкшие носить тёмные вещички, живущие в максимально ненасыщенной яркими красками квартире, любят изображать на своих «полотнах» окружающую действительность в чёрных цветах. То есть ребёнок попросту ассоциирует себя со всем тёмным и серым.
Читайте также:  Все что нужно знать о непроходимости слезного канала у новорожденных

Таким образом, вопрос, почему ребёнок рисует чёрным цветом, имеет вполне очевидные ответы. При этом стоит помнить, что обследовать детей с помощью теста Люшера можно лишь примерно с 8-летнего возраста. Ребята поменьше ещё учатся познавать мир через цвета и краски.

Поводы для беспокойства

Даже если маленький ребёнок постоянно прибегает к тёмным оттенкам, не нужно сразу же бежать к психиатру. Однако существуют определённые ситуации, когда помощь профессионала придётся как нельзя кстати. Давайте в них разберёмся.

  • Малыш ведёт себя странно. Если «страшные» рисунки наблюдаются одновременно с регулярным кошмарами, с агрессивностью по отношению к ровесникам, взрослым либо животным, слабой коммуникацией, следует задуматься и обратиться к психологу.
  • Взрослый ребёнок. Нормально, если чёрными карандашами пользуется маленький ребёнок (раннего либо дошкольного возраста). Если же 10-летний школьник постоянно демонстрирует мрачные картины, это уже повод заподозрить неладное.
  • Страшные сюжеты. Одно дело – тёмные краски, другое – когда к этому добавляются мрачноватые либо откровенно пугающие сюжеты. Ребёнок рисует войнушку, трупы, чёрных людей, кровь и тёмные предметы? Необходимо разобраться в проблеме.
  • Внезапное изменение цвета. Ребёнок прежде демонстрировал весёленькие сюжеты с яркими деталями, а после какой-либо ситуации стал тяготеть к чёрным краскам? Возможно, так проявляется стресс и депрессивное состояние.

Источник: http://sonyaclub.ru/pochemu-rebyonok-risuet-chyornym-cvetom/

Ужас! Почему ребенок рисует черным цветом?

Большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста очень любят рисовать. Обычно взрослые всячески поддерживают творческое развитие детей. Родители любуются рисунками ребенка, украшают ими дом, показывают знакомым и дарят бабушкам.

Но иногда рисунки ребенка могут вызывать  тревогу и волнение у родителей. Чаще это происходит, когда, к примеру, ребенок рисует черным цветом и предпочитает его всем остальным. Или рисует монстров и другие настораживающие и пугающие сюжеты.

Спешу Вас успокоить! Не все так страшно. Зная несколько особенностей интерпретации детских рисунков, вы сможете разобраться и понять, что с вашим ребенком на самом деле все в порядке!

Существует несколько мифов, касающихся детских рисунков. Давайте разберемся.

Миф 1.  Интерпретируя детский рисунок, можно со 100%  уверенностью сказать, что  на душе у ребенка.

Это исковерканное мнение о рисуночных тестах, которое получило распространение среди людей, которые далеки от профессиональной психологической диагностики.

Рисуночные тесты – это достаточно большой спектр методик, и  профессиональный специалист никогда не будет делать 100% выводов на основании только этого метода психологической диагностики. А сам по себе рисунок, без беседы по этому рисунку, вообще не имеет никакой диагностической ценности.

Подробный разбор этого вопроса смотрите в семинаре: «Мифы о детских рисунках…».

Хотите знать почему?

Например, что значит, если ребенок рисует маму на расстоянии?  Если взять этот факт отдельно, то он говорит о том, что ребенок воспринимает маму изолированно от семьи, дистанционно. Неужели у мамы с малышом потерян контакт?!

А если поговорить с малышом? Спросить у него: «А что ты здесь нарисовал? Что изображено?». Он может рассказать, что это его папа забрал из детского садика, и они идут домой, а это — мама, которая тоже едет домой с работы.

И это может быть действительно реальный каждодневный опыт ребенка: папа его забирает из садика, и с мамой они встречаются уже дома. А время проведения встречи психолога и ребенка может быть как раз уже после сна, когда малыш уже ждет папу. Соответственно, в данном случае разделения семьи в восприятии ребенка нет.

Также нужно понимать, что ребенок, рисуя диагностическую методику, должен находиться  в контакте со специалистом, проводящим данный тест.

Одно дело, когда ребенок рисует для любимой мамочки: он старается, чтобы все вышло красиво.

И совсем другое дело, когда ребенок рисует для какого-то взрослого, который сейчас к нему пристал и что-то от него хочет,  и стараться для которого желания нет вовсе.

И тогда взрослые могут подумать, что ребенок плохо рисует. Хотя, во втором случае рисунок может быть очень формальным: вполне вероятно, что  ребенок рисовалтолько для того, чтобы отвязаться побыстрее и пойти  играть дальше.

Такой рисунок не будет нести никакой диагностической ценности!

Не стоит интерпретировать детские рисунки  на основании лишь того, что изображено на них.  Все рисуночные тесты относятся к широкому спектру методик, который носит название «Проективные методы», и все они не достаточно объективны.

Мы смотрим на рисунок сквозь призму своего восприятия, что может искажать суть рисунка.

Отвечая на вопрос «Что значит, если ребенок рисует брата очень далеко?», мы ошибочно можем подумать, что отношения с ним в семье холодны. А на самом деле может оказаться, что это старший брат,  и он сейчас в командировке в другом городе.

Источник: http://detologiya.ru/pochemu-rebenok-risuet-chernym/

Ребенок рисует черным цветом — о чем это говорит?

Здравствуйте, мои дорогие читатели и гости блога! Многие родители бывают часто озабочены и расстроены тем, что ребенок рисует черным цветом. И все, вроде бы, в семье хорошо и спокойно, но, несмотря на это, ребенок рисует черным цветом, и родители не знают что делать!

Я считаю, что ничего страшного в этом явлении нет! Конечно, следует проанализировать свое поведение и атмосферу в семье, но, как правило, во многих семьях с этим все благополучно, и причиной тому, что ребенок рисует черным цветом, является другое!

Просто у ребенка существует острая потребность в самовыражении, а черный цвет как раз самый подходящий для этих целей! И все потому, что черный цвет очень насыщенный, выразительный и эмоциональный! И если вас это сильно не беспокоит, то можно давать ребенку возможность выплеснуть на бумагу все то, что накопилось у него за день или другой период времени!

Существует мнение и о том, что именно таким образом ребенок освобождается от агрессии. Причем замечено, что мальчики чаще используют этот цвет, чем девочки.

Если же это вас беспокоит — просто уберите или заклейте бумажным скотчем из красок этот цвет. Пусть ребенок рисует другими цветами.

Если вы действительно хотите узнать, что чувствует ваш ребенок — попросите его пройти тест «Рисунок семьи». По его рисунку точно станет ясно, испытывает ли ваш ребенок какие-либо трудности, или, наоборот, у него все благополучно.

Рисовать лучше цветными карандашами, а листок бумаги располагать горизонтально.

В первую очередь, вам следует обратить внимание на то, в какой последовательности ваш малыш нарисовал вас, то есть членов своей семьи. Когда первым в рисунке идет именно он, то это не значит, что кроха растет эгоистом. Поверьте, это вполне нормальное явление потому, что мир детей вращается вокруг них и их ощущений.

Будет хуже, если ребенок будет изображать себя одного. Как вы думаете, что это значит? Просто ваше чадо не ощущает себя членом семьи и находится в его представлении отчужденно. В этом случае вам надо больше внимания уделять своему ребенку.

В том случае, если ребенок забывает изобразить братика либо сестренку либо нарисовал их схематично и очень маленькими- это считается признаком конкуренции за любовь родителей, ревности, недостатка ласки, а также внимания. Братьев и сестер, чьих значимость ребенок хочет приуменьшить, он может рисовать в виде зверушек.

Кто будет на рисунке выше всех ростом и крупнее, тот, как предполагает ребенок, главный в семье. А кого он рисует рядом с собой, тот приятен ему в общении больше всех.

Когда малыш рисует себя в сторонке, отдельно от всех, то можно судить о том, что ребенок чувствует себя одиноко и отчужденно. Также если ваше чадо рисует себя без рук либо маленьким, это означает, что он страдает от собственного бессилия и у него занижена самооценка.

Если ребенок изображает родителей с длиннющими руками, большими кулаками, оскаленными зубами, или вообще без конечностей, то этим он говорит о том, что вы слишком строги с ним, он чувствует себя угнетенно и подавленно.

Ваш малыш рисует себя с длинными ножками? Это может значить, что у него потребность в большей свободе и независимости.

Фигура без нижних конечностей, означает какую-то нестабильность, а также стойкое чувство тревожности.

Если кого-то из близких нет на изображении, это говорит о том, что ребенку этот человек неприятен или он на него просто обижается.

Если ребенок, старше пяти лет и рисует себя без глаз, ушей, вы задумайтесь. Возможно, что он испытывает серьезные нарушения при общении — он замкнут и застенчив.

Отлично, если ваш малыш рисует всех домочадцев яркими красками и рядом друг с дружкой, взявшись за руки, с веселыми лицами, цветочками, бантиками и т. д. Это значит то, что в вашей семье все в полном порядке и кроха чувствует себя комфортно и счастливо!

Также советую посмотреть видео по теме:

Следует также помнить о том, чтобы в момент рисования ваш ребенок был в хорошем настроении, только так можно получить более правдивую информацию о нем.

Если же он в плохом настроении — пусть тоже рисует, таким образом он может избавиться от отрицательных эмоций и переживаний. И не пугайтесь и не переживайте, если ребенок выберет черный цвет.

Вы теперь знаете, почему ребенок рисует черным цветом!

Уважаемые родители, если вам понравилась эта статья, оставьте, пожалуйста, нам свои комментарии! Также советую подписаться на регулярные обновления блога и поделиться статьей в соцсетях. Удачи вам!

Источник: https://malishandriya.ru/rebenok-risuet-chernym-cvetom/

Как понять ребенка через его рисунки? Психология детского рисунка

В детском рисунке, как в зеркале отражается внутренний мир ребенка. Детский психолог, рассматривая рисунок ребенка, получает представление об его индивидуальности, уровне развития, его переживаниях.

Уровень речевого развития не позволяет малышам поделиться с родителями разнообразными мыслями и волнениями, а изодеятельность дает возможность ребенку выразить себя, свои ощущения и чувства. Наиболее информативными и выразительными становятся рисунки детей с 4,5-5 лет.

Картины ребенка несут смысловую нагрузку, в них появляется завершенность. Цвет в детском творчестве служит не изобразительным, а выразительным средством.

Часто ребенку сложно рассказать прямо о своих переживаниях. Зато беседа о персонажах рисунка и их проблемах – это отличный способ для любящих родителей разобраться во внутреннем мире своего ребенка.

Общаясь с вами, он развивает свою речь, учится излагать свои мысли и чувства, что, само по себе очень полезно. В своем рассказе дети делятся самым сокровенным, а взрослым нужно только внимательно прислушаться, чтобы узнать о том, как ребята воспринимают мир, людей, сверстников.

Рисунки детей достойны самого пристального внимания родителей, в них ребенок раскрывает свое «Я».

Педагог-психолог Ирина Уточкина

Существует немало рисуночных тестов для изучения особенностей развития личности ребенка, которые применяются дополнительно к другим диагностическим методикам.

Такие тесты психолог использует для углубленного исследования эмоционального мира ребенка, чтобы определить проблемные ситуации. Детский рисунок поможет специалисту оценить уровень психического развития ребенка, его эмоциональное состояние.

По рисунку психолог определяет уровень развития мышления, моторики и речи ребенка.

Описывать подробную интерпретацию рисуночных тестов мы не будем. Глубокий психологический анализ рисунка может сделать только специалист. Для родителей важнее обратить внимание на оттенки, которые использует ребенок.

А еще на энергию, которая исходит от рисунка, какие эмоции он вызывает. Пpeoблaдaниe в детском рисунке cвeтлыx и паcтeльныx тoнoв говорит o xopoшeм pacпoлoжeнии дуxa, o позитивном нacтpoeнии юного художника.

Ecли в картинах малыша доминируют тeмныe тoнa, много штриховки и cильный нaжим, тo этo свидетельствует o высокой тревожности ребенка.

Через рисунок вы можете уловить, что в данный момент его беспокоит. Кроме того apт-тepaпeвтичecкиe мeтoды, доступные родителям позволят своевременно cкoppeктиpoвaть эмоциональное состояние малыша.

Анализ cюжeта pиcункa и его завершенности

В этом пункте есть немало нюансов, которые нельзя упускать из вида. Если ребенок младше 4-5 лет, то его рисунки часто схематичны и хаотичны в силу возрастных особенностей. Ребенок постарше может рисовать схематично, если сейчас у него нет интереса к этой деятельности.

Он может изображать вымышленных героев, погружаясь в свой внутренний мир. Если в рисунке отражаются оригинальные сюжеты, то это свидетельствует о богатой фантазии ребенка.

Но если большинство рисунков абстрактны и не связаны с реальностью, то можно сделать вывод, что ребенок испытывает проблемы в общении, у него нет близких друзей, он не удовлетворен своим положением в реальной жизни.

То, что для ребёнка является наиболее значимым и важным изображается значительно крупнее, а все, что нарисовано маленьким, не имеет большого значения.

О сюжете и персонажах, которых изобразил ребенок надо судить очень осторожно. Здесь легко допустить ошибку и неверно интерпретировать эмоциональное состояние ребенка. Монстр с забавной рожицей может отражать игривое настроение «художника».

Гендерные различия тоже откладывают свой отпечаток на тематику рисунка. Мальчики чаще рисуют войну, солдат, а девочки с большим удовольствием изображают принцесс, бабочек и цветы. Нужно поговорить с ребенком, что он изобразил, о чем думают его герои, в каком они настроении. О душевном балансе «художника» говорят рисунки природы, где есть солнышко, деревья, речка и трава.

Анализ расположения рисунка на листе бумаги

Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги. Ребенок, удовлетворенный своим положением, располагает рисунок в центре листа. Он чувствует себя комфортно и гармонично.

Читайте также:  Симптомы и методы лечения экссудативного (серозного) отита у детей

Ребёнок робкий и неуверенный в себе изображает детали рисунка мелкими. Маленький рисунок соответственно говорит о заниженной самооценке ребенка.

Если рисунок расположен в центре листа, но по размеру занимает почти все пространство, то можно говорить о завышенной самооценке ребенка, о его желании занимать еще большее место.

Еще обратите внимание на размещение рисунка по вертикали от центра. Смещение вверх говорит о стремлении доминировать и контролировать ситуацию. Если рисунок смещен вниз, ребенок пассивен, зависим от окружения и неуверен в себе.

Смещение рисунка вправо свидетельствует о стремлении ребенка в будущее. Такой рисунок характерен для экстравертов, которые активны, решительны, у них преобладает интеллект над эмоциональной сферой. Интроверты больше живут прошлым, поэтому чаще рисуют слева. Такой ребенок очень эмоционален, он по натуре мечтатель, хочет остаться маленьким.

Aнaлиз линий и цветовых предпочтений

Анализируя характеристики линий, можно понять особенности нервной системы ребенка. Сильный нажим и уверенные линии говорят о его активности, динамичности и бодром состоянии. Cлaбый нaжим свидетельстует o нeувepeннocти в своих силах, скованности ребенка. Возможно, он уcтaл физически или эмоционально. У импульсивных детей нажим меняется, он то сильный, то слабый.

Интересно, что если весь рисунок выполнен с одинаковым нажимом, а какая-то деталь выделяется более сильным нажимом, то это говорит о сильных эмоциях, связанных с ней. Например, ребенок может сильно заштриховать рот маме или воспитательнице, потому, что часто слышит от них упреки и окрики в свой адрес.

Знаменитый психолог Макс Люшер доказал, что выбор цветовой гаммы выражает психическое и физическое состояние человека. По мнению Люшера по цветовым предпочтениям можно определить характер, эмоциональное состояние и особенности человека.

Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей. Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет – веселый или грустный, какие мысли он вызывает.

Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт — это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый — этo чиcтoта и cвoбoда. Если ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.

Жeлтый цвeт — цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре — оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, однако часто не хватает ответственности.

Зелёный цвет — цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.

Kpacный цвeт — цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe.. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые.

Такие люди часто бывают эгоистичны. Интересно, что резкое изменение отношения к цвету тоже показательно.

Внезапная любовь к красному у спокойного, робкого ребёнка говорит о том, что он переутомлен и ему необходим физический и эмоциональный отдых.

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.

Cиний цвeт — цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности.

Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.

Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.

Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого — это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.

Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.

Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.

Анализируя детский рисунок, ПОМНИТЕ:

  • О цветовой гамме рисунка судить нужно, учитывая, какие материалы предлагались ребенку. Уточните, все ли цвета были доступны для рисования. Возможно, рядом с ним были только темные карандаши, поэтому он ими и воспользовался. Если выбора не было, а был дан только простой карандаш, то не надо переживать о мрачности рисунка.
  • Не стоит анализировать рисунки, которые выполнялись на занятиях в детском саду, в таких работах ребенок не достаточно свободен в самовыражении.
  • Помните, что рисунок отражает душевное состояние ребенка на момент создания работы. Если ребенок перед рисованием с кем-то конфликтовал или просто утомился, то в рисунке он может «выплеснуть» обиду, агрессию или грусть, освобождаясь от неприятных переживаний. Кстати это очень эффективный способ снятия нервного напряжения, негативных эмоций, который используют арт-терапевты.
  • Только обсуждая с ребенком его рисунок, уточняя, о чем думают герои, что с ними происходит и чем все закончится, вы можете правильно его истолковать.
  • Избегайте вопросов: «Что ты нарисовал?» Это может обидеть ребенка. Не делайте поспешные выводы, т.к одна и та же картинка по-разному воспринимается людьми и вызывает свои ассоциации. Лучше предложите ребенку рассказать о своей картине, а сами аккуратно задавайте уточняющие вопросы открытого типа.
  • Не высказывайте свои версии (Как похоже на птицу!), вероятнее всего вы ошибетесь, воздержитесь от критики и общих похвал. (Красота, ты настоящий художник!)
  • Для ребенка интересен сам процесс использования материалов, поэтому полезнее просто комментировать его действия. (В этой работе ты использовал оригинальные сочетания! Что ты хочешь нарисовать?)

Рисунок ребенка – это результат детского творчества. В нем проявляются впечатления и представления малыша об окружающем мире, а также его настроения и переживания.

Взрослые в основном обращают внимание на качество рисунка, упуская из вида, что и каким образом изображает ребенок.

Родителям полезно научиться «разгадывать секреты» детского рисунка, чтобы лучше чувствовать и понимать душевный мир собственного ребенка.

Источник: https://parent-portal.ru/2018/08/17/kak-ponyat-rebenka-cherez-ego-risunki-psihologiya-detskogo-risunka/

О чем расскажет детский рисунок: секреты психологии

Когда ребенок рисует, то передает нам сообщение, зашифрованное в образах. Изображая самых обычных людей, предметы, пейзажи, он бессознательно отражает и свое отношение к ним, выражает переживания, показывая и скрытые черты характера. Но, конечно, нужно понимать, что интерпретация рисунков не безусловно однозначна.

Не стоит, обнаружив 1−2 один настораживающих признака («О, ужас, он нарисовал солнце черным!»), делать выводы и искать решение «страшных проблем». (Кстати, многие юные художники предпочитают черный, потому что он очень четкий и контрастный).

Для непрофессионального психолога детский рисунок может стать только ориентиром, сигналом понаблюдать за особенностями поведения, присмотреться к определенным склонностям.

Рука мастера

На какие характерные особенности манеры рисования полезно обращать внимание родителям, чтобы лучше понимать своего ребенка?

Нажим: ровный и умеренный говорит об уравновешенности, гибкости, самообладании, склонности обдумывать свои действия.

Сильный — о напряжении, воле, напористости, высоком уровне энергии, стремлении преодолевать сопротивление (иногда это могут быть и действия назло или вопреки).

А вот слабый указывает на общую нерешительность, неверие в свои силы, заниженную самооценку. Малыш нуждается в поддержке и одобрении.

Но! Если ребенок долгое время находится в условиях, когда ему приходится сдерживать свою активность («быть хорошим и правильным» в садике), то через сильный нажим в рисунке он может «скидывать» накопившуюся энергию.

Размер: большие крупные элементы часто означают эгоцентризм, стремление к экспансии, активность, даже агрессивность. А маленькие человечки, домики — признак робости, тревожности, ощущение собственной незначимости, сдержанности в проявлении чувств, зажатость.

Но! Большой размер фигур может быть связан и со значимостью персонажа для ребенка, и с проблемами со зрением.

Расположение на листе: если малыш обычно рисует в центре, значит, ему комфортно, он благополучен. Картина смещается вправо — интерес к будущему, к переменам. Влево — признак инфантильности. Сверху листа будет рисовать фантазер и оптимист, снизу — пессимист.

Но! Такая интерпретация работает, только если ребенок правша. К тому же очень многое зависит от сюжета картины.

Палитра: если обычно используется 1 цвет, это указывает на боязнь проявить себя; от 2 до 5 — ребенок открыт для нового, гибок, уверен в себе; более 7 цветов означает эмоциональную подвижность (неустойчивость). Преимущественно темные цвета говорят о склонности к отрицательным эмоциям, подавленности. Яркие — на активность, жизнерадостность.

Но! Выбор цвета зависит от настроения в конкретный момент. К тому же в возрасте около 6 лет дети начинают разделять цвета по «половому признаку» (розовый — «девчачий»), выбирая для рисунка «свою» палитру. А вот став постарше, многие, наоборот, старательно избегают такого разделения и не используют надоевшие цвета.

Тест-картинка «Человек под дождем»

Этот тест помогает узнать, как ребенок реагирует на стрессовую ситуацию. Ведь модель поведения закладывается еще в детстве. Поэтому родителям дошколенка полезно понять, как малыш адаптируется к новым обстоятельствам, как реагирует на неудачи — и какие качества необходимо развить, чтобы он научился быстро справляться с неприятностями.

Что нужно: Два альбомных листа; карандаши (не менее 12 штук разного цвета); ластик.

Задача: Дайте ребенку первый лист, расположив вертикально. Предложите нарисовать человека, затем попросите на втором листе изобразить того же персонажа под дождем.

Манера рисования

Четкие линии рисунка говорят о склонности детально анализировать происходящее, оценивать ситуацию, порой слишком уходя в себя.

Непостоянные контуры (где-то прорисованы, где-то — нет) указывают на импульсивность, подверженность эмоциям в сложных обстоятельствах.

Штриховка — напряжение, тревожность, боязнь сделать что-то не так (страх наказания). Тонкие эскизные линии — ребенок отличается повышенной впечатлительностью и мнительностью.

Изображение примитивное («палка, палка, огуречик») — малыш ищет одобрения, поддержки.

Цветовая гамма

Очень яркие оттенки — склонность преувеличивать значение неприятных событий.

Темные тона — боязнь осуждения в сложной ситуации, плохие предчувствия.

Четкое цветовое разграничение персонажа и непогоды — осознание и понимание ребенком стрессовой ситуации, способность увидеть ее возможные причины, оценить и себя, и свое состояние.

Антураж

Чем больше капель дождя, тем сильнее ребенок боится трудностей; редкие струйки — малыш не переживает: проблемы скоро уйдут.

Тучи — угроза больших неприятностей, наказания. Небо затянуто — упадническое настроение.

Лужи указывают на чувствительность, ранимость, способность долго переживать из-за проблем.

Зонт — символ связи с родителями; раскрытый — ожидание помощи от мамы, закрытый — от отца.

Отсутствие зонта, крыши — инфантильность, нежелание принимать решения самостоятельно.

Образ персонажа

Пол указывает на модель поведения в стрессовой ситуации: мужской характеризует решительность, активные действия в поиске выхода; женский — пассивность, доминирование интуиции.

«Смена пола» во втором рисунке указывает на изменение стиля поведения. Если изображен герой противоположного пола, значит, ребенок перенимает чужую модель поведения (кого-то из родных).

Возраст символизирует уровень качеств, помогающих принимать решения: взрослый человек — рассудительность, ребенок — потребность в опоре.

Большая голова — высокий интеллект, изобретательность; маленькая говорит о низкой оценке умственных способностей.

Крупный торс — символ неудовлетворенности (хотелось бы быть супергероем, завоевать восхищение); слишком маленький — ощущение недооцененности, униженности. Покатые плечи говорят об унынии, отчаянии.

Лицо: плохо прорисовано — нежелание замечать проблемы и бороться с трудностями. Изображено детально — активность, значимость отношений с другими людьми.

Руки: разведенные в стороны — открытость; спрятанные за спиной — неготовность к компромиссам, негибкость. Прижатые к телу — символ скованности.
Действия персонажа (убегает, радуется, сидит в луже) напрямую отражают реальное поведение ребенка в стрессе.

Масштаб, положение

Чем крупнее персонаж, тем лучше дети справляются с неприятностями. Маленькая фигурка говорит о желании переложить ответственность на других. Огромная же, не умещающаяся на листе, — ребенок фокусируется на эмоциях и не может здраво оценить происходящее.

Рисунок сверху листа — растерянность, уход в мир фантазий. Внизу — подавленность, ощущение безысходности и невозможности изменить ситуацию. В центре — готовность решать проблемы.

Смещение влево — надежда, что мама придет на помощь. Вправо — привязанность к отцу, стремление произвести на него впечатление своим поведением в сложных обстоятельствах.

Фигура в профиль, со спины — ребенок уходит в себя, отсюда сложности в налаживании контактов.

Герой повернут влево — малыш сосредоточен на себе, не очень решителен.
Повернут вправо — активен, оптимистичен, думает о будущем и готов развиваться.

! Важно!

Если на рисунках много негативных элементов, предложите ребенку составить рассказ по картинке и придумать неожиданный поворот: «Что будет, если выглянет солнце?». Добавьте второго героя («помощника»), — подскажите новые способы поведения в стрессе.

Изучаем шедевр

Фигура заметно выросла на втором рисунке. Значит, ребенок чувствует себя старше при столкновении с трудностями, и это доставляет ему удовольствие.

Хоть он и использует привычную модель поведения — помощь и поддержку со стороны мамы (слегка повернут влево), она уже изжила себя, и он внутренне готов «отделиться» и действовать сам.

Правда, пока он не видит, как это сделать, оглядываясь в прошлое и без опоры на мужской образец. Самое время вместе подумать, как можно действовать в трудных ситуациях («развернуть» ножки вправо, в будущее).

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/68524-o-chem-rasskazhet-detskiy-risunok/

Ссылка на основную публикацию