Жостовская роспись. поэтапное рисование картинки для детей

Жостовская роспись: элементы и техника рисования

Декоративно-прикладное искусство народов России — визитная карточка нашей страны. Среди народных промыслов занимает особое место жостовская роспись, поражающая свежестью цветочных композиций, а также чистотой и нежностью цветовой гаммы.

Территория развития

Жостовская роспись получила свое названия от места происхождения и производства. Металлические подносы, расписанные цветочными композициями, возникли в Подмосковье. Их родиной стала деревня Жостово под Мытищами.

Предшественниками жостовской росписи были росписи на подносах, возникшие в середине XVIII века на Урале, неподалеку от места расположения знаменитых заводов Демидовых.

Лишь в первой четверти XIX столетия бывшие крепостные крестьяне, выкупившиеся из зависимости братья Вишняковы, скопившие небольшой капитал, открыли свою мастерскую в деревне Жостово.

А чуть позже промысел стал развиваться и в других подмосковных селениях. Постепенно Жостовская мастерская стала ведущей в промысле.

Вишняковы были художниками-миниатюристами, а потому расписывали не только подносы, но и шкатулки, портсигары, чайницы, альбомы и другие бытовые предметы.

Товар Осип Вишняков ходил продавать в Москву и постепенно скопил денег, на которые смог снять лавку на Цветном бульваре.

Особый спрос на подносы Вишняковых возник с распространением в России традиций чаепития. Их использовали как поддоны под самовары.

В начале XX века интерес к народным промыслам упал, и поэтому в конце 30-х годов разрозненным артелям в соседствующих селениях и в Жостово пришлось объединиться. В результате была открыта целая фабрика по декоративной росписи металлических подносов — «Металлоподнос». А с 1960 года свет увидела Жостовская фабрика декоративной росписи.

Этапы создания изделий

От начала и до конца изготовления изделия процесс создания жостовской росписи проходит ряд этапов:

  1. Изготовление подноса овальной, восьмиугольной, круглой, прямоугольной или комбинированной формы.
  2. Грунтовка поверхности заготовки.
  3. Шпаклевка неровностей.
  4. Выравнивание поверхности основы до гладкого состояния.
  5. Покрытие лаком.
  6. Роспись масляными красками.
  7. Двухслойное покрытие изделия прозрачным лаком.

Особенности изготовления основы

Обычно основа-поднос куется вручную из листового железа, для чего используется хорошего качества кровельная сталь. Листы сначала штампуют, а затем вальцуют, чтобы борта были твердыми.

При изготовлении подносов стандартной формы большие железные листы раскраиваются на заготовки необходимой формы и размера. Затем на электрическом прессе происходит «вырубка» и «вытягивание» подноса.

При помощи прессформ и комбинированного штампа у будущего подноса формируются борта. Этот процесс называется «бортовкой» или «закаткой».

Поэтапная роспись жостовского подноса

Вот как все происходит:

  1. На этапе грунтовки выбирается и наносится фон — цвет подноса. Обычно он бывает черным, но встречаются изделия и с синим, красным, зеленым фоном. Для создания черного фона традиционно используется масляный лак. Секрет лака утерян, но известна его основа — пальмовая смола из Африки под названием копал. Благодаря особому лаковому составу подносы были необычайно прочными. По словам старых мастеров жостовской росписи, их изделия не боятся ни мороза, ни жары и сравниться могут только с китайскими. По тем временам это сравнение предполагало наивысшее качество товара.
  2. На втором этапе жостовской росписи создается замалевок — общие силуэты рисунка делаются разбавленной краской и несколько часов обжигаются в специальной печи. Для росписи и фона мастера используют обычную масляную краску, разбавленную льняным маслом или скипидаром, и широкую кисть. Когда мастер выписывает свой букет, он обычно вращает поднос, подставляя кисть под нужный участок.
  3. Тенежка — это этап, на котором также разбавленной краской на силуэты наносятся тени для создания первичного объема.
  4. Этап прокладки — самый важный в нанесении росписи. Именно здесь рисунку придается объем, способом пробеловки наносятся акценты и блики. Уточняются детали.
  5. На этапе бликовки наносятся световые блики, изображение кажется освещенным с разных сторон несколькими световыми источниками.
  6. На этапе чертежки очень тонкой кисточкой при помощи черной краски выполняются важные мелкие элементы рисунка: зубчики по краям листика, его прожилки, семена в центре цветка.
  7. Этап привязки необходим для прикрепления рисунка к основе, фону. Делается это путем пририсовки соединительных элементов: усиков, веточек и т. д.
  8. Последний этап — уборка — предназначен для оформления бортиков подноса. Орнамент наносится золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре. Такой порошок называется «твореным» золотом. Или рисуется белой краской, смешанной с лаком — гульфаброй. Сверху гульфабру присыпают порошком алюминия. Иногда борта расписываются так называемым венком — орнаментом с включением цветов.

Сложность жостовской росписи заключается в том, что нанесенный рисунок не допускает никаких исправлений и делается сразу и с особой точностью. Каждый мастер использует в создании изделия свои особые приемы.

Пишет не с натуры, не по заранее проработанным образцам, а по наитию. Фантазия и воображение делают каждое изделие неповторимым и уникальным. Как правило, мастер создает одновременно сразу несколько изделий.

Мотивы Жостова

Жостовские подносы очень нарядны и праздничны. Веками сформированный круг тем и мотивов росписи очень ярко и образно отражает традиции и душу русского народа.

Основными мотивами жостовской росписи являются:

  1. Букеты из садовых и луговых цветов.
  2. Растительные мотивы.
  3. Цветочные орнаменты.
  4. Вазоны.
  5. Гирлянды.
  6. Сценки народных гуляний.
  7. Пейзажи.
  8. Натюрморты.
  9. Сценки народного быта.
  10. Сценки народных свадеб.
  11. Сценки с чаепитием.

Наиболее популярным изображением является несущаяся во весь опор тройка лошадей, запряженная в сани и окруженная цветами.

Изучая содержание сюжетов и образцы росписей, можно многое узнать об истории и жизни русского народа. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны весь металл в стране использовался для изготовления оружия. Поэтому жостовские мастера расписывали банки из-под консервов, детские металлические ведерки. Игрушечные ведерки также переплавляли и из них делали основу для подносов.

Букетные композиции. Принципы составления

Букеты в русской жостовской росписи украшают средник, или среднюю часть подноса, его дно. Обычно основу букета составляют 3-4 крупных садовых цветка: пион, георгин, роза, тюльпан и др. В канву букета «вкалываются» мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др.

Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками — так называемая «травка». В особых случаях в букеты включают фрукты и ягоды, украшают их птицами и бабочками. Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков.

По жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет.

Мелкие бутоны делаются очень бледными, и на их фоне крупные яркие соцветия рельефно выступают из плоскости блюда. Для прорисовки цветов используют беличьи кисти. Выбирают их очень тщательно, так как подрезать волоски нельзя.

Поля, или борта подноса также расписываются. Но в их оформлении букетные элементы не используются. Традиционно поле украшается растительным орнаментом золотого цвета в виде причудливых переплетений стеблей и листьев — так называемая «травка».

По традиции, пришедшей в жостовское искусство из росписей Федоскино, фон или отдельные элементы могут покрываться перламутром. Такие изделия выглядят очень изысканно. Элементы гжели и хохломы в жостовской росписи также можно встретить, например «травку».

Визитные карточки Жостова

Жостовские подносы — одна из визитных карточек промысла. Чтобы основной узор выступал из глубины, напоминая нам об обратной перспективе, мастера прописывают вокруг едва различимые мелкие соцветия.

Вторая визитная карточка — это знак на подносе: изображение палитры художника, тюльпана и кисточки. Это давнее, исторически сложившееся клеймо мастерских. Рядом с клеймом или в самом клейме мастер оставляет свой автограф. Такая отметка стала разрешаться лишь после 1970 года, а в старину на изделиях ставили лишь клеймо с подписью владельца фабрики.

Еще одной удивительной визиткой жостовского промысла стали так называемые «копченые» подносы, расписанные примечательным узором, напоминающим растрескавшуюся поверхность. Такой прием росписи называют «под черепаху».

А почему копченые? Да потому, что подносы на самом деле коптят на свечном пламени. Это самые раритетные изделия жостовских мастеров. Известно, что два из таких подносов были в коллекции у русского писателя Льва Толстого.

Жостовские подносы в современной жизни

В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают свое особое место. Спектр их сфер использования достаточно широк: от элементов декора интерьеров до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос — яркий, нарядный акцент, придающий атмосфере позитив и радостное настроение.

По традиции жостовские подносы можно разбить на две основные группы: для использования в быту (под самовары, фрукты, пищу и т. д.) и для украшения.

В будничной жизни людям не хватает красоты и эстетики, экологические проблемы и проблемы дефицита общения с природой поддерживают стремление компенсировать недостачу за счет элементов природы в произведениях, окружающих нас в быту. Особая тяга людей замечается к изделиям, украшенным изображением цветов.

Видимо, поэтому и мода на такую посуду остается стабильно высокой. Дизайнеры используют мотивы жостовской росписи в создании мебели, одежды, украшений.

Проблемы современного жостовского промысла

При всем интересе жителей и гостей России к народному жостовскому искусству необходимо заметить, что проблем у художников достаточно. Наиболее актуальной является проблема фальсификации изделий, подчас с нарушением традиционных технологий.

Подделываясь под авторский стиль, плагиаторы стараются нажиться на покупателях, продавая некачественный и не авторский, а значит, не уникальный товар.

Качество таких изделий крайне низкое, а изображения — примитивны и не входят в «золотой фонд» композиций жостовской росписи.

Как же научиться самим создавать изделия в стиле жостовской росписи? Это несложно, понадобится лишь желание, настроение и терпение. Первоначально необходимо запастись нужными материалами и оборудованием.

Сейчас в хозяйственных магазинах и супермаркетах можно найти подносы, сахарницы и другие предметы быта, которые не декорированы и вполне могут послужить основой для росписи.

А в магазинах для художественного творчества можно приобрести кисти из белки разных размеров и масляные краски, а также нужные растворители. Как нарисовать жостовскую роспись и научить этому детей? Давайте попробуем разобраться.

Искусству хохломы и жостовской росписи детей учат в старшей и подготовительной группе детского сада. Такая работа не представляет трудностей. Как обучаются ребята? Поэтапная жостовская роспись для детей начинается с выполнения наброска будущего цветка простым карандашом.

Набросок имеет форму круга. Эта заготовка предназначена для георгина. Прием, использующийся для рисования цветка георгина красками, называется «двойной мазок». Выбираются две краски. Краска светлая набирается на кисть, а более темная — на кончик кисти.

Мазки наносятся по краю круга и выполняются в определенной последовательности. Обычно это происходит сверху-снизу и справа-слева. Так же выполняется и второй ряд, причем его лепестки как бы слегка перекрывают нижнюю часть лепестков верхнего ряда.

Затем аналогично заполняется серединка соцветия.

Поэтапное рисование жостовской росписи ромашки напоминает рисование головки георгина, и при этом также используется прием «двойного мазка». При той только разнице, что сначала рисуется сердцевина, а к ней в определенной последовательности в один ряд пририсовываются лепестки: строго сверху, снизу, слева, справа, затем заполняются равномерно промежутки между ними.

Чтобы нарисовать цветок клевера, необходимо сначала нарисовать светло-розовой краской круг, а затем внутри круга путем примакивания снизу вверх в веерном расположении нанести мазки более темного оттенка, например цвета фуксии. Используя также примакивание, зеленым цветом изображают листки чашечки под цветком.

Читайте также:  Как научить ребенка 5-6 лет рисовать человека карандашом

После рисования центральных бутонов наступает этап изображения вокруг более мелких цветочков. Для рисования, например, незабудок, можно вместо кисти использовать ватные палочки.

Они также изображаются с использованием приема примакивания, но торцевой поверхностью. Тонкой кисточкой в голубой кружок лепестка ставится небольшая белая точка.

К слову сказать, детям не дают использовать масляные краски. Они рисуют при помощи гуаши.

Далее наступает этап рисования «травки». Листики у стебельков также изображаются двойным мазком.

А вот загнутые кончики их и изогнутые стебельки выполняются при помощи аккуратного закручивания кисти против часовой стрелки.

При изображении удлиненных изогнутых листиков мазки и подкручивание можно чередовать так, чтобы получился «зигзаг». При изображении более круглых листочков используют прием «запятой».

В последнее время интерактивные занятия и мастер-классы по жостовской росписи проводятся и в самом Жостово, и во многих центрах дополнительного образования как для детей, так и для взрослых. Если есть желание, то ничего невозможного нет!

Источник: https://www.nastroy.net/post/jostovskaya-rospis-elementyi-i-tehnika-risovaniya

Цветы из Жостово: роспись по металлу

Этот вид росписи, получивший название в честь подмосковной деревни, известен по всему миру. Даже далёкие от искусства люди безошибочно отличат жостовский поднос в многообразии народных промыслов.

Букеты из цветов, ягод и фруктов, словно взрыв, появляются из тёмного фона, переливаются множеством красок и готовы вот-вот исчезнуть.

Поймать это прекрасное мгновение и запечатлеть с помощью мягких кистей и красок — в этом и состоит мастерство художника.

Расписной поднос надолго останавливает взгляд, заставляя рассматривать каждый лепесток, прослеживать изгибы веточек и травки, угадывать среди цветов изящные фигурки птиц.

Наблюдать за работой живописца можно бесконечно: движения его руки точны и ловки, а из-под послушной кисти мгновенно расцветают бутоны. Кажется, жостовская роспись подносов не представляет труда.

И это действительно было бы так, если б работе не предшествовали годы обучения и развития навыков.

Приобщиться к творчеству жостовцев поможет поэтапное описание работы над росписью. Возможно, в каком-то из шагов и спрятан главный секрет мастерства?

Как создают жостовский поднос на фабрике

Подносы обычных форм (круглые и прямоугольные) изготавливаются из листового железа, с помощью станков. Листы разрезаются, прессуются, затем на них выдавливаются бортики и тщательно загибается острый край. При создании уникальных форм используется ручной труд коваля — кузнеца, работающего с холодным металлом.

Готовые подносы отправляются в цех шлифовки и грунтовки, где их покрывают несколькими слоями грунта и просушивают. Грунт придаёт цвет фону, чаще всего он чёрный. Очень парадно смотрятся красные или зелёные фоны.

Наконец, поднос попадает в цех раскраски. У художника не бывает образца, жостовский букет создаётся только фантазией.

Следующий этап — орнаментовка или «уборка». Тонкой кистью наносится орнамент вдоль бортиков, что завершает композицию. Это делает другой мастер, чья рука привычна к мелкой и точной работе.

В заключение поднос отправляют на покрытие несколькими слоями специального лака. В результате он становится гладким и блестящим.

Галерея: цветы из Жостово (25 фото)

Жестовская роспись для детей и взрослых

Оторвав чадо от компьютера, необходимо тут же предложить ему другую поглощающую деятельность. Раскраска подносов, подогреваемое рассматриванием фотографий готовых изделий, может надолго увлечь и ребёнка, и взрослого любителя рисования.

Сделать поднос в домашних условиях, конечно, трудно. Но освоить технику жостовской росписи и получить наслаждение от творчества доступно каждому. Яркий узор украсит разделочную доску, деревянную посуду, ёлочный шар или пасхальное яйцо. Но начать следует с тренировки — рисования на бумаге.

«Жостовская роспись» раскраска, выпускаемая книжной промышленностью, также может быть использована для обучения дошколят. Контуры здесь уже собраны по законам композиции или представляют отдельные элементы. Но увлекаться ею не стоит: принципы раскраски противоречат свободному духу жостовского узора.

Материалы и подготовка

Тренировать навыки каждого шага работы над росписью придётся долго, поэтому сначала ребёнок может использовать акварель, гуашь и обычные альбомы для рисования. Позже переходят на силуэты подносов, вырезанные из чёрного картона.

Когда основные элементы усвоены, можно приобрести разделочную доску или формы из папье-маше, на которые будет наноситься рисунок. Их покупают в художественных салонах или изготавливают самостоятельно. На фабрике в Жостово, в т. ч.

через интернет, можно купить подносы-заготовки для росписи. Менее затратным приобретением станет обычное оцинкованное ведро или таз.

Опасение испортить дорогостоящие изделия повысит ответственность начинающего художника перед каждым мазком.

Деревянные и бумажные изделия грунтуют специальными составами, подбирая цвет фона. Металлические предметы обезжиривают, зачищают и покрывают грунтом по металлу (удобно использовать аэрозоли чёрного или красного цветов). Особенно тщательно зачищаются предметы, бывшие в употреблении, так как жостовская роспись требует идеально гладкой поверхности.

Для работы используют масляные краски, их советуют смешивать с глянцевыми лаками, чтобы добиться выразительного изображения. Достаточно купить основные цвета:

  • краплак красный;
  • кобальт синий;
  • кость жжёная;
  • охра светлая;
  • изумрудная зелень;
  • титановые белила.

Для обучения подойдут недорогие наборы, но следует знать, что свойства масляных красок сильно отличаются в зависимости от состава. Для разведения краски понадобится льняное масло или скипидар.

Расположение жостовских цветов на бытовом предмете должно соответствовать форме украшаемого сосуда. На доске или ведре можно изобразить букет, а на бортиках миски или тарелки — бесконечную гирлянду из цветов.

Этапы жостовской росписи

Жостовская живопись — многослойная. Накладывание слоёв краски от тёмного к светлому создают объем и выпуклость рисунка. Разумеется, каждый слой наносится после полной просушки предыдущего.

Сначала следует освоить основные этапы создания изображения:

  • Подмалёвок или замалёвок. Появляются красочные пятна, обозначающие форму и расположение крупных и средних фигур. На этом этапе решается задача композиции. Крупные цветы располагаются внизу или в центре, листья — вокруг, а два — три тонких стебелька венчают букет.
  • Тенёжка. Художник мысленно видит в красочном контуре цветок и обозначает затенённые места (центр цветка, донышко бутона и т. п.) тёмным тоном основного цвета.
  • Бликовка. Основной цвет осветляется белилами, прорисовываются выпуклые места цветков и листьев.
  • Чертёжка. На этом этапе подчёркиваются контуры лепестков, рисуются зубчатые края на листьях.
  • Привязка. Тонкими и чёткими штрихами прорисовывается травка.

Анализируя готовые изделия, нужно обращать внимание на композицию, основные формы и стараться воспроизвести их в виде цветовых пятен. Делать карандашный набросок не рекомендуется, привязка к линиям только повредит работе воображения.

Элементы жостовской росписи

Обучение следует начать с простых, однократных мазков (листок). Соединяя три листка, получают «трилистник». Два зелёных мазка и один красный составляют бутон. Бутон сажают на стебелёк и окружают листиками — получается «веточка».

На следующем занятии осваивают широкие мазки, из которых составляются крупные цветы (розы и георгины), средние (маки, колокольчики, анютины глазки).

Далее переходят к мелкой технике, рисуя тонкие стебельки, мелкие соцветия, пшеничные колосья, завитки.

Нет задачи в точности воспроизвести цветок: изображение растений на жостовском подносе творческое, фантазийное и напоминает натуру только отдалённо.

Обучение и применение

Заметив увлечённость ребёнка рисованием, можно отдать его на специальные курсы жостовской росписи для детей. Лучшие из них, в том числе и для взрослых, проводятся в самом Жостово. Область применения знаний довольно широка. Кроме традиционных подносов, в стиле Жостово расписывают ткани, ногти, автомобили, создают модный дизайн кухонной мебели и стен.

Народные промыслы, связанные с изображениями цветущих растений, символизируют вечную жизнь, воскресение, любовь и радость. Любая мечта или пожелание могут быть выражены элементами росписи. Получившему жостовский букет от художника останется только разгадать послание, написанное таким необычным, ярким письмом.

Источник: https://1igolka.com/rospis-i-risovanie/tsvetyi-iz-zhostovo-rospis-po-metallu

Жостовская роспись: красочные подносы и прочая кухонная утварь

Жостовская роспись – русское народное изобразительное искусство, определяющееся в росписи металлических подносов. Раскраска перекликается с тагильской росписью, хотя, по сути, является поздним ответвлением от нее к началу 19 века.

Первая самостоятельная мастерская была создана примерно в 1825-ом году Осипом Вишняковым в селе Жостово в Московской области. Он занимался изготовлением разнос из папье-маше и металла с использование лаков, а наряду с ним существовала мастерская по «переделке подносов» Ивана Митрофанова. По цепочке начали открываться новые мастерские.

Ремесло по производству подносов имело свои спады и подъемы. Дело в том, что с приходом советских устоев, рисунки часто подвергались упрощению, что не очень хорошо сказывалось на самих работах, ведь от мастеров требовалось повторяющаяся стилистика орнамента, что не являлось принципом именно этого прикладного искусства.

Сейчас ситуация остается на стабильном уровне.

По сей день ведется массовое производство подносов расписанных этой техникой, в современном искусстве чаще поддерживаются и развиваются старые традиции древних ремесел. Неудивительно, что роспись подносов из Жостово процветает, так как созданная годами техника разрисовки поистине завораживает объемными шедеврами.

Характерные признаки

Декоративная роспись подносов жостовскими мотивами — это великолепные цветочные букеты, чаще всего на черном или красных фоне. Техника сопровождается полной импровизацией, в основном большие распущенные цветы и широкие листья.

Цветы не повторяются в точности как в природе, но имеют основное строение натурального цветка, тем самым создавая грань между реальностью и вымыслом, добавляя больше нежности и яркости цветочных букетов.

Реже, но все же встречаются птицы и животные, а также силуэты посуды и людей

Для изготовления подносов используют сталь. Перед началом росписи изделие нужно подготовить к работе. На подносы наносят грунт, шлифуют, лакируют черным цветом несколько раз. Каждый слой сушат.

Техника рисования композиций

Рисунок наносят прямо на фон поэтапно. Композиции могут представлять собой букеты или располагаться по краям подноса. Как рисовать и и какие цвета можно использовать? В жостовской росписи используют многие цвета, в основном красные, розовые, синие, зеленые и обязательно нужен будет белый и черный цвета для полного завершения картины, придавая объем лепесткам.

Первым этапом работы будет так называемая «замалевка». Используется широкие мазки главных цветов, это основа для будущих цветков и листьев.

Затем рисуются тени коричневым или более темным оттенком, вместе с тем с другой стороны высветляем более светлым оттенком. Фото ниже.

Вот еще фото вариантов цветов, которые можно включать в работу. Цвета варьируются мастером, в зависимости от пожеланий. На этом рисунок не заканчивается, работы еще много, ведь данный вид росписи должен выглядеть объемным и красочным. В дальнейшем наносятся блики, штриховки на листьях и на фоне, прожилки и ажурные края.

Самый ответственный шаг в работе — «прокладка»: плотное корпусное письмо. Формы букета обретают плоть, акцентируются, осветляются, реализуется контрастный или более гармоничный цветовой строй всей композиции. С помощью тонких мазков, композицию собирают в единый букет.

Читайте также:  Чем заняться с пятилетним ребенком

Поднос в конце работы обрамляют геометрическими узорами золотой и белой краской.

Прочтите это:  Схемы домиков из картона своими руками: кукольные и для кошек

Стиль жостовских подносов отлично дополнит декор кухни, просто шикарно смотрится и может быть преподнесен как сувенир на память друзьям из других стран. Сервировка стола с такими подносами добавят красочности и теплоты в любой дом. Картинки подносов с красным и другим фоном с преобладанием золотых рисунков.

На самом деле в жостовской росписи отметились работы многих выдающихся мастеров, так как работы вольные. Многие художники вносили свои коррективы в работы, сохраняя определенную технику рисования, разнообразили рисунки, создавая целый ряд изделий, которые вошли в историю как уникальные.

Видео по теме статьи

Источник: http://knittochka.ru/dekor/zhostovskaya-rospis.html

Жостовская роспись

Жостовская роспись возникла в XVIII веке на Урале, где в то время были сосредоточены крупные металлургические заводы России, а XIX веке распространилась  и в Московскую область, где и получила наибольшее развитие.

Традиционно в жостовской росписи расписываются лишь металлические подносы, но в последнее время картинки в жостовском стиле можно встретить как на металлической посуде, так и на стекле, керамике, коже и даже ногтях.

Основной мотив жостовской росписи – это цветы, букеты из них, ветки или венки и гирлянды, преимущественно на черном или красном фоне. Причем роспись ведется сразу на подносе, без использования предварительных эскизов или шаблонов.

Можно сказать, что художник «думает кистью», причем достаточно быстро – настоящий мастер за день успевает расписать до десяти подносов.

Благодаря этому не существует двух одинаковых подносов, каждая расписанный предмет уникален и неповторим.

Разбираем основы и особенности жостовской росписи

Жостовская роспись многослойна, делается в несколько приемов специальными прозрачными красителями, в результате чего нижние слои краски просвечиваются через верхние, придавая особый эффект свечения и глубины.

Отличительной особенностью росписи является то, что цветы и листья окрашиваются яркими красками – синими, зелеными, красными  или желтыми, а их яркость дополнительно выделяется благодаря черному фону, по которому ведется роспись.

Сама роспись ведется масляными красками, причем не важно, в каком виде они производятся – в банках или тюбиках, ведь в любом случае непосредственно перед росписью их разбавляют льняным маслом и скипидаром до нужной консистенции для того. Чтобы краска не выступала за поверхность рисунка после лакирования.

Для росписи, в основном, применяют мягкие беличьи кисти, которые впитывают большое количество краски и в результате дают долгий мазок. При этом в качестве палитры для смешивания различных красок применяют обычную каменную плиту.

Существует два вида композиций жостовской росписи – если основная композиция расположена в центре подноса, то это собранный букет, а если элементы рисунка располагаются по краям изделия,  то это венок.

Декоративная роспись в жостовском стиле наносится поэтапно и поэтому она очень сложна и требует не только фантазии, но и твердости руки, скорости рисования, а также знаний о смешивании красителей для получения нужного результата.

Этапы жостовской росписи.

На этом этапе происходит подготовка металлической заготовки под роспись – грунтовка, шпаклевка, шлифовка и лакировка. Также определяются с цветом фона – чаще всего он черный, но в некоторых случаях может быть и белым, красным, бирюзовым, серебристым или любым другим на усмотрение художника.

На подготовленную поверхность подноса разбавленной краской наносится силуэты элементов будущего рисунка. После этого замалевка, поднос сушится в печи еще несколько часов.

С помощью полупрозрачных красок, наносятся цветные тени. Это придает объем цветам, а у остальных растений проявляются теневые места.

На этом этапе уточняются все детали, реализуется контраст и гармонизируется строй всей композиции – это самый ответственный этап росписи.

Этот этап называется бликовка, так ка происходит наложение бликов на весь рисунок, при этом букет становится как бы освещенным разными источниками света с разных сторон.

В завершение работы художник специальной тонкой кистью наносит заключительные штрихи – прожилки на листочках и семенца в центре чашечек цветов.

Это предпоследний этап росписи подноса. На этом этапе дорисовываются травинки, листья и усики, при помощи которых букет становится частью единого букета и связывается с фоном.

На этом этапе украшаются борта подноса. Украшение может быть с помощью растительного или геометрического узора, без него поднос выглядит незаконченным. Без какой-то определенной «изюминки».

В результате таких сложных и трудоемких процессов рождается поистине неповторимое изделие, которое невозможно повторить, даже если изготавливать его будет тот же мастер, так как данный вид росписи сочетает в себе строгую последовательность росписи с импровизацией творческого процесса.

На фото, представленных далее, предлагаем вам ознакомиться с фото работ, расписанными в технике жостовской росписи и проникнуться индивидуальностью и неповторимостью этого вида искусства.

В заключение предлагаем вам ознакомиться с видео уроками, из которых вы сможете узнать, чем рисуют картины в технике жостовской росписи, а также о том, как рисовать неповторимые изделия для украшения интерьера и прочие вещи в этом стиле.

[media=https://www.youtube.com/watch?v=7TlUUZBsCr0]

[media=https://www.youtube.com/watch?v=agmWoYjcGO]

Источник: http://sdelala-sama.ru/rospis/1210-zhostovskaya-rospis.html

Жостовский букет

Как рисовать жостово?


Раскажим, как сделать жостовскую роспись на любом предмете (поверхности) + презентация в формате ppt (PowerPoint) …

Скачать презентацию в формате ppt

Краткая справка

Искусство Жостово

 Жостовская роспись — русский народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. 

 Возник в начале XIX в. главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу.

 Классический стиль жостово предполагает несколько цветочных композиций:

 Букет в раскидку

 Венок

 Ветка с угла 

 Букет собранный 

Мастера жостово используют маслянную краску. Техника жостово бывает двух видов: станковая и лессировочная.

 Многие не знают что такое жостово. В наши дни это искусство осовременилось и обретает не стандартные подходы к росписи. Нанести роспись можно куда угодно. Например, я сделала роспись в стиле жостово обуви (балетки).

  Это будет стильно, ярко и неординарно. А можно сделать близким необычный подарок своими руками. Уверена, они будут в восторге и даже полюбопытствуют, что это такое.

_______

Техника жостовской росписи

Нам понадобиться:

1) Краски масляные 

2) Льняное масло

3) Пинен (разбавитель №4)

4) Кисти: кисть синтетика круглая (№8, №10), колонок (№2) 

5) Автор использовал макетирующий пластик черного цвета 

6) Палитра (не бумажную) 

Нет палитры? — воспользуйтесь блюдцем или керамической плиткой.

! Перед началом работы по поверхности стоит пройтись тонким слоем Льняного масла, для достижения наилучшего эффекта !

Итак, как рисовать жостовский букет?

Замалевок

 Разбеленными красками намечаю общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен.

Очень важно сначала работы определиться с композицией. Обязательно должно быть большие бутоны цветов, средние и маленькие — это очень важно не только в жостово.

Если сложно составить композицию самому, то можно взять за основу именно эту, представленную автором.

Тенёжка

 На просохший замалевок лессировочными красками наношу тени. Этот прием погружает букет в глубину тона, что очень важно в дальнейших этапах.

Что такое лессировочными красками?  — полупрозрачные краски.

Бликовка

 На этом этапе делаю наложение бликов. Этим самым выявляю объем и свет, завершает лепку форм.

 

 Этим приемом быстро и легко очерчиваю лепестки и листья, семена в чашечках цветов.

Сначала можно потренироваться на палитре. В любом случае всегда можно намотать на черенок кисточки тряпочку, пропитанную разбавителем, и стереть неудачный штрих.

Это был рассмотрен «станковый» вид росписи в стиле Жостово.

 Если будут вопросы — задавайте

Вдохновляйтесь и творите.

С уважением, Ендальцева Светлана.

______________________________________________________________________________________________________

популярные темы: Как сделать мини гитару из бумаги своими руками?Влияние музыки и воды на человека, Художественная роспись стены «Сказочный Мир», Роспись мобильного телефона, Художественная роспись в интерьере

Жостовский букет

Источник: http://endpopov.ru/stat_i/master-klassy/dekorativno-prikladnoe_iskusstvo/zhostovo/zhostovskij_buket/

Презентация ИЗО «Жостовская роспись»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Жостовская роспись.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Жостовская роспись Носова Ольга Михайловна учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 с углубленным изучением отдельных предметов Курского муниципального района Ставропольского края http://nachalkanosova.ucoz.ru

2 слайд Описание слайда:

Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

3 слайд Описание слайда:

История росписи История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

4 слайд Описание слайда:

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.

5 слайд Описание слайда:

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. 

6 слайд Описание слайда:

Особенности жостовской росписи Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

7 слайд Описание слайда:

Особенности жостовской росписи Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

8 слайд Описание слайда:

Особенности жостовской росписи По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

9 слайд Описание слайда:

Особенности жостовской росписи По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

10 слайд Описание слайда:

Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса.

11 слайд Описание слайда:

Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое.

12 слайд Описание слайда:

Выполняется роспись в 4 этапа: 1. Начинается с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

13 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Что делать, если ребенок ругается матом: советы психолога

2. Следующими этапами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи.

14 слайд Описание слайда:

3. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы.

15 слайд Описание слайда:

4. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись.

16 слайд Описание слайда:

Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма.

17 слайд Описание слайда:

В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос-это уникальная авторская работа. 

18 слайд Описание слайда:

Рефлексия 1. Когда и где возникла Жостовская роспись? 2. Во сколько этапов выполняется роспись? 3. Какой вид краски используется при выполнении росписи? 4. Как называется этап, завершающий роспись? 5. Как вы думаете, в чем отличие Жостовской росписи от таких росписей как Гжель, Хохлома.

19 слайд Описание слайда:

6. Вам представлены несколько картинок с различными росписями. Какие из них выполнены в технике Жостовская роспись?

20 слайд Описание слайда:

Источники https://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%EE%F1%F2%EE%E2%F1%EA%E0%FF_%F0%EE%F1%EF%E8%F1%FC http://art.ioso.ru/wiki/images/Замалевок.jpg http://art.ioso.ru/wiki/images/Чертежка.jpg http://art.ioso.ru/wiki/images/Привязка.jpg http://art.ioso.ru/wiki/images/05.jpg http://art.ioso.ru/wiki/images/Бликовка.jpg http://art.ioso.ru/wiki/images/Тенежка.

jpg http://art.ioso.ru/wiki/images/36ba163492b8.jpg http://art.ioso.ru/wiki/index.php/Жостовская_роспись http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1002000/1001663-a02a025befa04053.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/707/91707314_baja.jpg http://gazetavsem.ru/sites/default/files/88f8a447f20efa1ac90030b52146b443.jpg http://www.

coollady.ru/pic/0003/020/43_1.jpg http://www.gar-ptisa.ru/admin/pictures/2012881b.jpg http://www.ya-zemlyak.ru/images/np/jp/6/27.jpg http://do-things.ru/wp-content/uploads/2010/02/Jostovo-3.jpg http://www.lavka-podarkov.ru/upload/iblock/8cf/DSC_0338_kruualgwzy%20uidcddmhajvc.jpg http://www.comgun.ru/uploads/posts/2012-11/thumbs/1352836271_16.

jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/6201/105877511.87/0_62808_e772076f_L.jpg http://murmolka.com/img/l/evk-skell.ucoz.ru/_ph/42/2/114326084.jpg http://www.m-look.ru/images/INTERESTS/84596252_large_ce750770eb78a516b0358cfefe1.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/106/803/106803168_4195696_514736kEB25CFF.gif http://img-fotki.yandex.

ru/get/53/75108027.4c/0_7655f_f137fc0a_XL

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya_k_uroku_izo_v_3_klasse-133445.htm

Техника рисования элементов росписи Гжель, Хохлома, Жостово Воспитатель: Перерва Валентина Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное. — презентация

1 Техника рисования элементов росписи Гжель, Хохлома, Жостово Воспитатель: Перерва Валентина Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 комбинированного вида г. Североморск<\p>

2 В работе могут быть использованы различные методы и приемы, педагогу не сложно подобрать наглядный материал: посуду, альбомы, иллюстрации, фотографии, диапозитивы, плакаты, открытки, но показать правильно технику рисования и приемов кистевого письма мастеров удается не каждому. Сегодня попробуем вспомнить и освоить азбуку кистевой росписи на примере хохломской, гжельской и жостовской росписи. Будем учиться рисовать цветы – самый красивый, распространенный и сложный элемент узора.<\p>

3<\p>

4 Секреты мастеров Прежде чем приступить к рисованию цветка, поупражняемся писать мазки. Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными в кистевой росписи мастера используют специальные кисти: круглые беличьи или колонковые 1, 2,3 – в хохломской росписи, 2, 3 и 6 – в гжели и жостово. Кончик ворса кисточки должен быть очень тоненьким. В начале обучения важно правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Кисточка в руке удерживается тремя пальцами: большим, указательным и средним, таким образом, чтобы направление движения кисти осуществлялось средним пальцем.<\p>

5<\p>

6 Азбука кистевых мазков Плоский мазок (кисть 6) – проводим всем ворсом прямо и резко поднимаем кисть с середины ворса. Поупражняемся в разные стороны слева направо, справа налево и сверху вниз, снизу вверх. Соединим несколько плоских мазков в форме овала и у нас получиться первый элемент в росписи «коронка», используется, как верхняя часть цветка. Мазок «капелька». Ставим кисть вертикально, нажимаем до середины, ведем кисть вниз и переходим на кончик. Рисуем второй мазок вместе с первым с правой стороны — получается первый не сложный элемент «сердечко». Мазок «запятая» выполняется точно так же, как и плоский мазок, но с поворотом влево или вправо. Если нарисовать два или три мазка вместе получиться элемент узора цветка – «лепесток».<\p>

7 Мазок «зигзаг» начинаем с кончика кисти, поворачиваем кисть в одну сторону, нажимаем на ее до середины и поворачиваем в другую сторону, заканчиваем мазок концом кисти. Попробуем нарисовать элемент «стебелек» — два мазка «зигзага» вместе. Мазок «в плоскости» — двухцветный мазок, на кисть с одной стороны набираем цветную краску, лишнее убираем и на другую сторону берем белила. Кладем мазок, так чтобы на листе получились сразу два цвета. Упражняемся рисовать мазки «плоский, капелька, запятая и зигзаг». Попробуем выполнить элемент «листочка». Для этого на кисть берем два цвета желтый и зеленый и рисуем две «запятые», так чтобы в центре листика был один цвет краски.<\p>

8 Секреты гжельской росписи Мазок «полутень». Набираем краску наполовину сырой кисти с палитры и делаем несколько мазков. После рисования 2-3 мазков кисть надо промыть и набрать краску снова, тогда получиться мазок, который с одной стороны темный, а с другой – светлее. Бордюры. Орнамент широкий и используют элементы точки, штрихи, дуги.<\p>

9<\p>

10 Рисуем цветы по мотивам гжельской росписи Материалы. Используем акварель краску кобальт, кисть 1, 3, 6, белая бумага и лист бумаги для упражнений. Бутон. Приступаем рисовать верхнюю нераскрывшуюся часть розы «бутон» – рисуем два мазка «запятая» похожие на «чашечку». И по два лепестка от бутона таким же способом сверху вниз. Поворачиваем кисть вниз налево и направо, рисуем прямые короткие мазки «капельки» – еще два лепестка бутона. Начинаем с кончика кисти и заканчиваем основанием. Затем берем кисть 3 и сверху бутона прокладываем еще такие же мазки, получаем тень. Кистью 1 дорисовываем внутри бутона элемент «сеточка» — с наклоном штрихи, в одну и другую сторону и украшаем сверху «усиком». Рисуем тоненький стебелек и листики «капельки».<\p>

11<\p>

12 Цветок. Располагаем мазки «запятые» по горизонтали, чтобы получился овал. Под ним еще широкие такие же мазки, похожие на элемент «чаша». Теперь рисуем лепестки, как у бутона, только по три с каждой стороны. Прорисовываем глубокую тень. Рисуем тоненький, длинненький стебелек, заканчиваем мазком «капелькой». Украшаем цветок «усиками» и «ягодками». Листочки. Рисуем кистью 6, 3 – мазки «капельки». Дорисовываем травку. Травка «папоротник». Сначала рисуем длинный закругленный на конце стебелек. Отступив, от края снизу, рисуем мазки «капельки» параллельно друг другу по убыванию в размере.<\p>

13<\p>

14<\p>

15<\p>

16<\p>

17<\p>

18 Секреты жостовской росписи Двойной мазок. Особенность двойного мазка – цвет и оттенок, например белый и красный, белый и синий, зеленый и желтый. Опустить кисть в красную краску, снять лишнюю, а потом на кончик набрать белой и нарисовать и нарисовать мазок. Этапы работы. На черном фоне рисуют сначала пятна цветов и листьев, их силуэт называется «подмалевок», потом «тенежка» — рисуют самые темные цвета – тени, сверху накладывают яркие цвета – это «прокладка». А потом «бликовка» — блики, оживки, цветы становятся как настоящие. Последними наносят белые штрихи — называется «чертежка» и рисуются стебельки, усики – «привязка». Последний этап. Рисуют кайму — украшают тонким узором, по краю желтым цветом – золотым.<\p>

19<\p>

20 Рисуем цветы по мотивам жостовской росписи Материалы. Гуашь, кисть 6, 1. палитра, бумага черного цвета диаметром 20 см, лист для упражнений. Бутон. Используем прием «двойного мазка». На кисть берем цветную краску, лишнюю убираем, а на кончик – белую. Первый рисуем вертикальный мазок «запятая», второй – «зигзаг» рядом и заходим на «запятую». Закрываем бутон длинными листочка, мазками «зигзагами» — слева, справа, спереди и сзади (цвет мазка зелено-желтый). Очерчиваем мазком «запятая» основание бутона. Дорисовываем тонкий стебелек с шипами кистью 1. Рисуем кистью 3 листья – два вместе мазка «запятая». Наносим «бликовку» и «чертежку».<\p>

21<\p>

22 Цветок. Рисуем всей кистью круг, крутим кистью на одном месте. Переходим к нижним лепесткам цветка. Первый лепесток вертикальный похожий на элемент «сердечко». Вторые слева и справа под кругом. Третьи – длиннее и наклоняются вниз. Приступаем к верхним лепесткам. Обводим круг двумя мазками «запятыми», посередине круга рисуем «капельку» и рядом с ней два мазка «запятые». Наносим «бликовку» и «чертежку». Листья. Первые большие, крупные от 1 до 3. Прорисовываем концом кисти контур «сердечко». Двойным мазком далее прорисовываем прожилки листка – сверху вниз от середины листочка наносим друг к другу мазки «запятые». Наносим «бликовку» и «чертежку». Дополнительно украшаем травкой – «привязка». Травка. На тонкий длинный стебелек наносят мазки «зигзаги» параллельно и по убыванию. Дополняют «чертежку».<\p>

23<\p>

24<\p>

25<\p>

26<\p>

27<\p>

28 Секреты хохломы Хохломская роспись делиться на три основных вида: «верховая» или «травная», «под фон» и «кудрина». Особенность хохломской росписи — завиток, от которого завиваются все элементы и используют четыре краски: красную, черную, желтую, зеленую. Обучение кистевой росписи начинается с выполнения элементов «травки» на листе бумаги – осочки, капли, завитки, усики, кустики. Отличительная особенность мазков в том, что они начинаются и заканчиваются концом кисти, а движения всегда закругленные. Узор «травка». «Осочки» и «усики» рисуют концом кисти, «травинки» и «завитки» — нажимая на середину ворса кисти, начинают и заканчивают кончиком кисти. «Кустик» можно начинать рисовать снизу вверх или сверху вниз.<\p>

29<\p>

30 Рисуем цветы по мотивам хохломской росписи Материалы. Гуашь, кисти 1,3 бумага желтого цвета диаметром 20 см, лист для упражнений. Бутон. Рисуем, друг против друга, два мазка «травки», чтобы получился элемент «сердечко», начинаем с кончика кисточки и заканчиваем отрывистым движением руки. Слева и справа рисуем лепестки, похожие на элемент «стебелек» — удвоенный мазок «запятая», начинаем всегда с кончика кисти. Внизу ставим точку «ножкой» кисти. Украшаем черными «капельками».<\p>

31<\p>

32 Цветок. Рисуем вертикальный мазок «капелька». С одной стороны удвоенный мазок «запятая», который длиннее «капельки» и ее огибает. С другой стороны «капельки» такой же элемент, но длиннее. Рисуем также слева, затем справа утроенный мазок и последний слева такой же. Приступаем рисовать нижние лепестки цветка. Справа и слева от нижней части цветка рисуем лепестки похожие на «гусиную лапку», они должны быть длинные. Затем такие же лепестки, сначала один посередине, затем два между ними. Украшаем черными «капельками» все лепестки. Кустик. Начинаем с одной стороны кустика рисовать «осочки» 2-3, затем «травинки» 1-2, большой «завиток» и заканчиваем «капельками». Симметрично рисуем такие же мазки с другой стороны кустика. Украшаем черными «усиками».<\p>

33<\p>

34<\p>

35 Спасибо за внимание! Желаем творческих удач!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/623120

Ссылка на основную публикацию