Возрастной кризис как основа развития психики детей

Возрастные кризисы детей — психология

В одно прекрасно утро вы проснетесь и поймете – что-то изменилось. Вместо привычно спокойного и позитивного карапуза в вашем доме появится маленький бунтарь, которого очень сложно уговорить делать все то, что раньше абсолютно не вызывало проблем.

Что происходит? Просто у вашего малыша возрастной кризис – необходимый и закономерный этап жизни, через который в той или иной степени проходят практически все дети. Самые значимые из них – кризис 1-го года, 2-х и 3-х лет.

По сути, кризисявление позитивное, в результате малыш становится более самостоятельным, сознательным, происходит значительный скачок в его интеллектуальном и творческом развитии.

Однако не все так просто и радужно, ведь непременной «свитой» подобных изменений являются непослушание, упрямство, капризы и истерики.

Что делать с ребенком и как преодолеть кризисные этапы малыша в возрасте от 1 до 3-х лет, мы расскажем в сегодняшнем материале.

Кризис первого года

Кризис – явление закономерное, ведь наши дети растут и развиваются, у них появляются новые потребности, и им уже не подходят стереотипные старые принципы поведения, более того – мешают, сдерживая развитие малыша.

Суть кризиса первого года жизни – осознание малышом собственной самостоятельности, желание понять границы своих новых возможностей. Ранее кроха с его мама было почти одним целым, ведь малыш напрямую зависел от заботы взрослых.

Но вот карапуз подрос, встал на ножки, освоил новые навыки и понял, что такое количество заботы и опеки как раньше, ему просто не нужно.

Вот тут то и начинается самое интересное – малыш становится беспокойным, он протестует и расстраивается по любому поводу, наотрез отказывается слушать родителей и не хочет делать то, что уже хорошо умеет.

Также в период кризиса многие родители замечают, что малыш как будто «прилип», не отпуская маму ни на шаг, из-за чего у нее возникают сложности с посещением душа, туалета, невозможно выйти из комнаты и оставить ребенка одного.

Наша мама-форумчанка Lady рассказывает: «У нас этот кризис в год и месяц начался, чуточку припоздал. Но как начался – я уже не скучала. Собираться на улицу – не хочу, не буду, идем домой с прогулки – не затащишь, в туалет – нереально, сидит у меня на руках, только спущу – крик.

Обед готовлю одной рукой, и разве его кто-то нормально ест, одеваюсь – аналогично. Около двух месяцев было так. Сколько у меня нервов погибло за это время, не знаю, но валерианка мне уже не всегда помогала. Зато потом ходить начал хорошо, и в речи был скачок.

Так что – ждем еще полгодика и начинаем готовиться к следующему кризису».

Так как все мы понимаем, что насилие и авторитарное воспитание  – это не выход, переходим к новому пункту воспитательного плана – учимся договариваться с ребенком.

Да, именно сейчас родителям уже пора начинать осваивать это особенное искусство – ведь как только малыш услышит крик, истерика начнется с новой силой.

Например, вы знаете, что ребенок не захочет одеваться, значит, на этот период стоит запастись удобной одеждой и памперсами-трусиками, на манипуляции с которыми не нужно тратить много времени, а также какой-то новой развлекающей игрушкой, на которую малыш на время сможет переключить свое внимание, позабыв о необходимости протеста.

Еще один совет – в период кризиса малышу необходимо уделять как можно больше внимания, разговаривать с ним, носить на руках, ведь ему сейчас труднее чем взрослым, и крохе, как никогда, необходимо ее тепло и понимание.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «В момент возрастного кризиса, да и не только,  родителям не стоит делать за ребенка то, что он хочет сделать сам.

Конечно, это будет гораздо дольше обычного, у карапуза не будет получаться и он начнет капризничать, но не стоит навязывать малышу свою помощь. Будьте всегда рядом, но помогайте, только если ребенок попросит – сейчас ему непременно нужна определенная доля самостоятельности.

Конечно, вы сделаете все необходимое лучше, быстрее, более ловко и без проблем, но взрослый человек уже все это умеет, а малышу – необходимо научиться быть самостоятельным, и в этом ему стоит помочь.

Читай также: Воспитание детей: 10 важных советов родителям

Кризис двух лет

Возможно, вы еще не успели забыть кризис первого года жизни, как малыш переходит в новую фазу взросления, которая опять же сопровождается открытым бунтом против привычных правил – кризис двух лет.

Чаще всего этот кризис проходит под знаком слова «нет!». Негативная реакция у ребенка возникает почти на все, как новые, та и вполне привычные действия вызывают у малыша приступ неконтролируемого упрямства.

Причина кризиса двух лет проста – малыш все больше открывает возможности своего тела, чувствует себя отдельной личностью, которая может оказывать сопротивление родительскому контролю.

Общаться с маленьким упрямцем становится очень сложно: что проблемные ситуации растут как грибы после дождя, малыш отстаивает свои позиции, словно следуя девизу Портоса из романа «Три мушкетера» — «Я дерусь, потому что я дерусь!». Так и ребенок, который находится в состоянии кризиса двух лет, отказывается и спорит уже не потому, что действительно чего-то хочет и ли не хочет – а просто потому, что так надо.

Как реагировать родителям? Быть спокойнее и гибче. Конечно, не стоит постоянно уступать малышу, так маленький бунтарь может превратиться в необузданного тирана.

Понимать, что границы дозволенного существуют ребенку необходимо, благодаря этому он чувствует себя в безопасности.

 Однако не менее важной для малыша является возможность сделать что-то по своему желанию, понять, что какой-то ситуацией управляет он сам.

Наша мама-форумчанка Nunuм рассказывает:«У нас номер с «не обращать на истерики внимания» не прошел, кричит еще больше. А вот поговорить спокойно и ласково — это новое чудодейственное открытие нашего папочки.

Я не могу сказать, что она моментально успокаивается, ноет, конечно, но ей как-то легче отпустить истерику, если вокруг комфортная и спокойная обстановка, а не угрюмые и злые родители».

Безусловно, родителям стоит предложить малышу возможность выбрать, какую именно футболочку он наденет сегодня на прогулку и прислушаться к его мнению. Неплохо также стать мастером отвлекающих маневров и сказочных отступлений, которые помогут разрешить ситуацию, когда малыш абсолютно не хочет прислушиваться к вашим просьбам.

Однако в случае, если ситуация все-таки зашла в тупик и малыш пытается добиться своего при помощи истерики, переключение внимания, уговоры и уступки уже не помогут.

Поговорите с ребенком серьезно, но доброжелательно, объяснив капризе, что в данном случае не можете пойти на компромисс и назовите причину. Ребенку необходимо знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда.

Этот список должен быть достаточно коротки, его пункты должны касаться безопасности малыша и быть для него предельно ясными.

Когда малыш успокоится, присядьте рядом с ним, так чтобы ваши глаза были на уровне, и поговорите о случившемся.

В разговоре родителям лучше избегать обвинительных фраз в адрес малыша, а использовать «я-выражения», высказывая собственные эмоции и мысли: «мне не нравится, когда ты так себя ведешь», «я расстраиваюсь и плохо себя чувствую, после твоих капризов», «я думаю, что лучше было бы выйти с детской площадки без истерики», «я знаю, что ты можешь вести себя хорошо».

Читай также: Советы по воспитанию детей: как понять ребенка?

Кризис трех лет

Кризис трех лет – один из самых известных кризисов в развитии малыша, и он отличается от всех вышеописанных возрастных переломных моментов.

У некоторых детей первые два кризиса могут пройти достаточно спокойно и гладко, а вот пропустить кризис трех лет зачастую просто невозможно, ведь именно сейчас в лексиконе малыша появляется местоимение «Я» и целое море негативизма, строптивости и непослушания.

Конечно, родители пережившие кризисы одного и двух лет знакомы с детским стремлением противоречить всегда и всему без разбору, даже не потому, что хочется, а потому, что малыш не может поступить иначе, отстаивая свое право на что-либо.

К счастью, подобные негативные признаки – обратная сторона позитивных изменений маленькой личности. Ребенок неуклонно развивается и на смену старым способам взаимодействия с миром приходят новые модели общения, проходит переломный момент психологического развития.

Что же новое возникает в жизни трехлетнего карапуза? Он осознает новое чувство – я отдельный человек, «я сам».

Читайте также:  Польза витаминов для детей подросткового возраста

Казалось бы, еще совсем недавно, на вопрос «кто будет кушать клубничку», ребенок называл свое имя, а вот сейчас, активно кричит «яяяяяяя».

Трехлетний малыш уже готов целенаправленно делать что-то, ради достижения своей цели, также для него важно, чтобы за его успехи он получил похвалу от взрослого. Весь этот удивительный коктейль психологических изменений щедро приправлен повышенной чувствительностью ребенка, его обидчивостью и эмоциональными вспышками.  

Итак, злиться на ребенка в период кризиса абсолютно бесполезно – все перемены природны, и чаще всего от них страдает сам малыш не меньше, чем его родители.

Выходом, как обычно, станут терпение и понимание, а также новые игры, пусть даже во время еды или когда нужно пойти на горшок, стратегический запас различных «волшебных отвлекалок», которые могут переключить внимание ребенка и максимально допустимая самостоятельность.

Ребенок не слушает то, что вы ему говорите? Потерпите, привычка формируется месяц, и если в течение 30-ти дней спокойно и уверенно говорить ребенку «нет, сначала ты соберешь игрушки, а потом мы будем смотреть мультики», не отступая от своего ни на шаг, он обязательно осознает, чего вы от него хотите.

Именно сейчас малыш не может вести себя по-другому, ведь задача трехлетнего ребенка – проверять границы родительского терпения, но есть хорошая новость – рано или поздно ему это надоест. И все встанет на свои места.

Действительно, возрастной кризис – это не навсегда.

Уже совсем скоро, маленький «нехочуинебуду» опять превратится в смышленого малыша, с которым можно легко договориться!

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/vozrastnye-krizisy-detej-psihologiya.html

Проблема возрастных кризисов психического развития

Учреждение  образования «Белорусский Государственный  Педагогический Университет им. М. Танка»

Факультет Дошкольного  образования

Кафедра общей  и детской психологии

Реферат по курсу «Детская психология» на тему:

«Проблема возрастных кризисов психического развития»

Подготовила студентка 1 курса

Заочного  отделения группа 114

Минск 2011

Содержание:

  • Введение;
  • Кризис развития;
  • Критические периоды;
  • Кризис новорожденности (0 – 2 месяца);
  • Кризис одного года;
  • Кризис трех лет;
  • Кризис семи лет;
  • Кризис тринадцати лет;
  • Выводы;
  • Литература.

Введение  

 Проблема психического развития  относится к числу более актуальных  в возрастной и педагогической психологии. Интерес к ней обусловлен как запросами педагогической практики, потребностью перестройки, совершенствования всей системы воспитания и обучения подрастающего поколения, так и теоретической важностью проблемы.

    В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью.

Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

    Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении.

    Согласно мнению Л.С. Выготского, на каждой возрастной ступе¬ни можно всегда найти «центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития» и «характеризующее перестройку всей личности на новой основе».

Вокруг основного новообразования рас¬полагаются более частные новообразования. Однако те из них, кото-рые непосредственно связаны с основным новообразованием, назва¬ны «центральными линиями развития в данном возрасте».

Все другие составляют «побочную линию развития».

    Кризис развития

    Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные , а есть так называемые критические .

    Кризис развития — это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития.

Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…». Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.

Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. На это указывала и Л. И. Божович, согласно мнению которой причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка.

Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.

    Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

     Как показал Л. С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития среди других процессов развития.

   Критические периоды

    Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

  1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
  2. Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
  3. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями .

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Кризис новорожденности (0 – 2 месяца)

    Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

    Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

    С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

    В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

    Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

    Проявляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:

  • общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
  • использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
  • обильные вокализации во время общения с матерью;
  • реакция улыбки.
Читайте также:  Можно ли принимать деткам глицин: все о препарате

    Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

    С этой точки зрения становится важной проблема родов. Однозначного мнения о том, где рожать ребенка и находиться ли при родах отцу, пока нет. В последние 40 лет эта проблема рассматривалась как медицинская и предпочитался традиционный способ рождения детей – в роддоме. Мать при этом являлась пассивным лицом.

Кризис одного года

    Переходный период между  младенчеством и ранним детством  обычно называют кризисом 1 года.

    Новообразование кризиса – автономная речь.

     Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых.

Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

    Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:

  • нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);
  • нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);
  • эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризис не относится к числу  острых.

Кризис трех лет

    На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика: острый интерес к своему изображению в зеркале, • ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

    Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.

1.Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

2.Упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

3.Строптивость . Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.

4.Своеволие . Стремится все делать сам.

5.Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

6.Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

7.Деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

    Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».

    Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью).

Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор.

Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

    Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении «могу»: он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.

    Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность» (Э.Эриксон).

Кризис семи лет

    Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.

    Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным.

С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность.

С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

    Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

    Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания («Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают»).

    Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э.

Эриксон говорит, что дети в это время «стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально «приемлемые рамки». Он выразил суть конфликта формулой «инициатива против чувства вины».

Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы.

Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Источник: http://stud24.ru/psychology/problema-vozrastnyh-krizisov-psihicheskogo-razvitiya/450695-1704183-page1.html

Кризисы в развитии ребенка — пять кризисных моментов в развитии детей

Практически все родители замечают, что их малыши развиваются не равномерно, а определенными скачками. Нередко спокойный характер ребенка сменяется протестом, а пылкая любовь к одним предметам – непреодолимым желанием узнать что-то новое.

Такое непостоянство поведения и интересов сопровождается также постоянными переменами в процессе обучения. Если родители пассивно наблюдают за тем, как малыш развивается в детском саду, они могут не заметить изменений.

А вот те родители, которые занимаются дополнительно дома, явно замечают, что в течение продолжительного периода времени ребенок может не понимать элементарных вещей, ему можно объяснять простейшие правила и понятия снова и снова, практически бесконечно, но, к сожалению, безрезультативно.

И в определенный момент ребенок вдруг делает скачок в развитии. Он неожиданно начинает выдавать всю ту информацию, которую родители так долго пытались до него донести. 

Так малыши могут очень долго читать по одной буковке и считать только по порядку от 1 до 10, и вдруг в 3-4 года дети начинают складывать буквы в слоги и довольно просто проводить несложные математические вычисления в уме.

Все это дополнительно сопровождается изменением в поведении, склонностью ребенка к самостоятельности, а также неприятным испытанием терпения родителей на прочность.

Это пример одного з кризисов в детском развитии, которых от года до подросткового возраста начитывается всего около четырех.

Кризисы в развитии ребенка случаются примерно с периодичностью в 3-4 года. Они затрагивают как умственное, так и психическое развитие малышей.

Переход от одного этапа развития к другому у многих деток проходит довольно болезненно, сопровождаясь капризами, упрямством, а также конфликтами с родителями и ровесниками.

Но если родители обладают хотя бы минимальными педагогическими способностями, или как минимум, слаженностью в своих требованиях к ребенку, то кризисные периоды можно сгладить.

А в тех семьях, где мама с папой занимают разумную и согласованную позицию в воспитании детей, проявляя некоторую строгость и одновременно позволяя малышам проявить свою самостоятельность, кризисы у детей получается довольно неплохо контролировать. И они уже не доставляют беспокойств, проходя как обычные этапы в развитии и не оставляя после себя неприятных воспоминаний. 

Многие родители допускают ошибку, когда, не разобравшись в ситуации, списывают обычные капризы детей на детские кризисы.

И что самое неприятное, родители в таких случаях абсолютно не реагируют на упрямство ребенка, наивно полагая, что «кризис» пройдет, и поведение малыша нормализуется.

Читайте также:  Почему капризничает новорожденный ребенок и что делать

Во-первых, если бездействовать, то в любом случае ничего само по себе не нормализуется, а во вторых, возможно, это никакой не кризис, а всего лишь результат неправильного воспитания. 

На самом деле большая часть детства у малышей проходит в условиях стабильности. Тогда и происходит глубокое формирование личности ребенка, его мировоззрения и манер поведения.

Продолжительные стабильные периоды сменяются довольно короткими вспышками кризисов, которые зачастую длятся всего несколько месяцев и лишь в некоторых случаях затягиваются до года.

В кризисные периоды происходит значительный рывок в развитии ребенка, а также множество перемен в чертах характера и интересах. 

Кризисы в психическом развитии ребенка

Кризисы в психическом развитии ребенка абсолютно индивидуальны. Часть психологов все еще придерживается негативной интерпретации понятия возрастного кризиса у детей, воспринимая его как что-то болезненное и разрушительное.

Многие психологи наоборот относятся к детским кризисам, как к периодам активной перестройки и созидания, которые неизменно сопровождают нормальное развитие ребенка.

Но все педагоги и психологи неизменно сходятся в том, что возрастные кризисы у детей во многом зависят от родителей, их манеры воспитания и условий жизни.

Отношения в семье могут как сгладить детский кризис, так и усилить его проявления, спровоцировав у ребенка дополнительный негатив и агрессию. Поэтому родители всегда должны помнить, что независимо от возрастных кризисов, поведение их детей – это, прежде всего, отражение их отношений в семье, а также результат их воспитания. 

Календарь кризисов ребенка

Существует календарь кризисов ребенка, в котором психологи выделяют 5 кризисных периодов в умственном и психическом развитии детей:

  • Кризис новорожденного, начинающийся с первым вдохом и плачем ребенка на руках у акушера, принимающего роды 
  • Кризис 1 года, когда маленький исследователь впервые сталкивается с понятием «нельзя»
  • Кризис 3 лет, характеризующийся девизом «Я — созидатель»
  • Кризис 7 лет, когда ребенок четко понимает: «Я – часть общества»
  • Кризис подросткового возраста, связанный с половым созреванием 

Кризисы нередко посещают нас и во взрослом возрасте. В 16 лет все юноши и девушки переживают период осознания того, что они уже не маленькие. И каждый из них, кто с удовольствием, а кто и с трудом, берет на себя ответственность за свою дальнейшую жизнь.

В 23-24 года, заканчивая ВУЗ, молодые люди понимают, что они становятся полноценными членами общества, сталкиваясь не только с новыми правами, но и с огромным объемом обязанностей. Такой момент также нередко сопровождается кризисом переоценки ценностей.

Потом идет кризис среднего возраста и так далее. Кризисы сопровождают человека всю жизнь, с раннего детства и до глубокой старости. Они начинаются внезапно и проходят незаметно. Поэтому нужно воспринимать их спокойно, стараясь сгладить негатив и избежать неприятных эмоций.

Подробнее обо всех возрастных кризисах у детей читайте также на Bambino Story.

Источник: http://bambinostory.com/krizisy-v-razvitii-rebenka/

Психическое развитие ребёнка. Возрастные кризисы

Мы познакомились с таким периодом жизни ребёнка, как младенчество (от рождения до года). Прежде чем рассказать вам, уважаемые читатели, о следующем важном периоде жизни и развития малыша — раннем детстве — остановлюсь на такой теме, как «возрастные кризисы».

Большинство людей часто и с лёгкостью употребляют подобные выражения: «у него такой возраст», «у него сейчас возрастной кризис», «подростковый возраст», «кризис переходного возраста» и т.д. Но всегда ли каждый знает, что же кроется за этими формулировками? Мы сегодня рассмотрим эту тему подробнее.

Так как данная серия моих статей посвящена развитию ребёнка, то мы и не будем касаться сейчас кризисов взрослого человека.

Разные авторы по-разному группируют возрастные этапы. Но чаще всего выделяют 6 возрастных периодов психического развития ребёнка, охватывающих диапазон от момента рождения до юношества.

Каждый такой этап имеет свои особенности, являющиеся следствием процесса взросления. Безусловно, нет на свете двух одинаковых детей. У всех различны не только физические данные, но и задатки, способности, темперамент, характер.

Также дети отличаются и уровнем развития психических функций. Но это в общем.

Кроме индивидуальных различий, каждый возрастной период имеет свои особенности развития сознания, памяти, мышления, речи, восприятия, внимания, интересов, свойств личности.

Ребёнок постоянно меняется. Он растёт, становится другим. От родителей требуется как минимум понимание этого факта. Сознание родителей не успевает за взрослением любимого сына или дочери.

Чаще всего взрослые не могут приспособиться к темпу изменений, которые происходят ежедневно, и заметны только внимательному глазу.

Только-только родителям ясны стали проблемы одного возрастного этапа, они научились справляться с его проблемами, как ребёнок переходит на следующий этап развития. Внимание и гибкость — пожалуй, два главных качества родителя, кроме, конечно, любви.

Развитие ребёнка — это постоянное движение, постоянный переход от одной возрастной ступени к другой. Для психического развития ребёнка первостепенное значение имеет деятельность. Потому что только в деятельности вырабатываются новые способы поведения. А они уже, в свою очередь, формируют новые качества личности.

Итак, обычно выделяются такие возрастные этапы: 1) младенчество (от рождения до года); 2) раннее детство (от года до трёх лет); 3) дошкольное детство (от трёх до семи лет); 4) школьный возраст (7—17 лет). В нём принято выделять 3 периода развития: а) младший школьный возраст (7—11 лет); б) средний школьный возраст (11—15 лет);

в) старший школьный возраст (15—17 лет).

В соответствии с общепринятой классификацией подростковым возрастом считается возраст с 11—12 до 15—17 лет. Это соотносится со средним школьным возрастом. Мальчики взрослеют обычно на 1—2 года позже девочек.

К юности относится период от 15—16 лет до 21—21 года (15—17 лет — ранняя юность). Ранняя юность — это старший школьный возраст.

В процессе развития на разных возрастных этапах ребёнок проходит через так называемые «кризисы развития». Это переходные периоды от одного этапа к другому. Кризисы возникают как бы в точке перехода от одного возраста к следующему и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.

Известный психолог Д.Б. Эльконин считал, что основа любого кризиса — это взросление, отдаление от взрослого. Вернее, даже не отдаление, а изменение окраски отношений со взрослым. Поэтому кризисы развития являются неизбежными, необходимыми и закономерными, в т.ч.

и такие их проявления, как проявляющиеся в поведении негативные черты. Справедливости ради надо добавить, что выраженность этих «негативных черт» чрезвычайно индивидуальна, как и способы, и формы их проявления.

Зависит эта «индивидуальность проявления» не только от врождённых качеств, но и от воспитания, от успешности прохождения предыдущего этапа развития.

Самыми известными кризисами являются следующие: 1) кризис новорождённости (до 1 месяца); 2) кризис 3 лет; 3) кризис 6 лет; 4) кризис 6—7 лет; 5) подростковый кризис;

6) юношеский кризис.

Уважаемые родители! Помните: кризисы — это нормально. Более того — это совершенно необходимое условие развития. Чем больше вы будете бояться их и акцентировать своё внимание и внимание ребёнка на его «кризисе», тем будет сложнее вам обоим успешно пройти этот период.

Вы должны помочь своему ребёнку и себе. Задача взрослого — помочь ребёнку пройти кризис развития максимально безболезненно. В конце концов, всё закладывается в детстве.

И от того, насколько ребёнок успешно и гладко пройдёт неизбежный кризис, зависит наличие или отсутствие определённых проблем в его уже взрослой жизни.

Таким образом, подытоживая сказанное, сделаем выводы. Возрастные периоды и возрастные кризисы — это необходимые, обязательные стадии развития.

Невозможно «перескочить» какую-нибудь из этой стадии, минуя все волнения кризисных точек, потому что каждая новая ступень психического развития ребенка логически следует за предыдущей.

Точно так же, как за зимой — весна, за ночью — утро, а за 2011 годом неизбежно пришёл 2012-й. Счастья и удачи вам в новом году! Пусть и вам, и вашим детям будет в нём уютно и тепло.

Источник: https://familytimes.com.ua/formuvannya-harakteru/psyhycheskoe-razvytye-rebyonka

Ссылка на основную публикацию