Этапы рисования с ребенком аквариума с рыбками

План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: «Рыбки плавают в аквариуме»

КОНСПЕКТ

НОД

по  художественно-эстетическому развитию

«Рыбки плавают в аквариуме»

Средняя группа

Разработал воспитатель:

Бубенко А. М.

2017 г.

Программное содержание:

Задачи:

Обучающие:

  • расширение  представлений детей об аквариумных рыбках;
  • совершенствование умений рисовать нетрадиционным способом, с помощью геометрических фигур.
  • формирование у детей ориентировки в пространстве путем изображения рыбки по центру листа бумаги;
  • совершенствование умений правильно пользоваться кистью и карандашом.

Развивающие:

  • Развивать интерес к нетрадиционному способу рисования;
  • Развивать внимание, воображение, память;
  • Развивать  художественно-творческие способности детей.

Воспитательные:

  • воспитание аккуратности в рисовании;
  • воспитание интереса и бережного отношения к аквариумным рыбкам;
  • воспитание доброжелательных отношений между детьми в процессе организации общения об аквариумных рыбках.
  • воспитание позитивного отношения к результатам продуктивной деятельности процессе изображения обитателей аквариума.

Предварительная работа:

  • составление на плоскости фигур рыб из геометрических фигур
  • беседа на тему «Уголок водного царства»;
  • чтение потешек и стихов о рыбках, познавательных книг
  • рассматривание иллюстраций с аквариумными рыбками

Методы и приёмы:

Наглядные  –  показ аквариума с разными видами рыб

Словесные –  проблемные и уточняющие вопросы, рассказ воспитателя,  поощрения, объяснения, индивидуальные ответы.

Практические – физ.минутка, рисование рыб, рисование водорослей и камушек;  выставка рисунков.

Материалы, оборудование:

  • иллюстрации с изображением рыбок;  
  • схемы рисования рыб разной формы.
  • альбомный лист в форме аквариума каждому,
  •  акварельные краски,
  • «непроливайки», кисточки № 6,
  •  восковые мелки.

 Ход  деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся с нашими гостями. А теперь проходите ко мне.

Воспитатель: Сегодня я шла на работу и в почтовом ящике детского сада увидела письмо.  Посмотрите, какое оно необычное. Конверт в форме аквариума. Хотите  открыть конверт и прочитать письмо.

Воспитатель открывает конверт и достает письмо.

Содержание письма:

«Здравствуйте, ребята!

Вам пишет Лунтик.

Мне нужна Ваша помощь! Мне на день рождения подарили аквариум. Я так люблю наблюдать за обитателями аквариума! Но вот незадача, они у меня пустые! Как же мне наполнить и оживить аквариум?

Воспитатель: Ребятки, а кто  в аквариуме живет?

( дети: рыбки)

Иллюстрации

Воспитатель: А что нужно для того, чтобы им было удобно в аквариуме?

( дети водоросли, улитки, вода, камушки)

 Иллюстрации

Ребятки, а каким цветом бывают аквариумные рыбки?

( дети: красные, желтые, оранжевые, зеленые, в полосочку…)

Воспитатель: А каких размеров бывают рыбки?

( дети:  большие и маленькие)

Воспитатель: А какие рыбки бывают по форме (дети: круглые, треугольные ….)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете рыбок можно нарисовать с помощью геометрических фигур? ( Воспитатель показывает образец рисунка)

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит рыбка? ( дети: овал, круг, треугольники)

Воспитатель: Молодцы. А теперь с помощью пальчика нарисуем овал в воздухе.

Прямо, закругляем, прямо, закругляем, соединяем.

 Хорошо.

 Теперь треугольник:

Прямая под углом вверх, прямая под углом вниз, прямая, соединяем.

 Ну что, ребята, пойдем рисовать  рыбку.  Проходите на свои места.

Дети проходят за столы, на рабочие места.

Воспитатель: Ребята, перед тем как рисовать сделаем зарядку для рук. (Пальчиковая гимнастика с карандашом)

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен.

Воспитатель:  Молодцы. Для того, что бы вы смогли нарисовать рыбок. Я вам приготовила подсказки. (схемы рисования рыб разной формы)

Дети начинают рисовать и закрашивать рисунок самостоятельно.

Физ. минутка (проговариваем вместе)

«Рыбки»

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся.

То зароются в песке.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что рыбка в аквариуме живёт в воде?

 (Дети: Да)

Воспитатель: Нарисуем воду?

 (Дети: Да)

Воспитатель: Берём кисточку, мочим в воде. Убираем лишнюю воду. Набираем синюю краску и закрашиваем рисунок.

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, как у нас красиво получилось. А что мы с вами сегодня рисовали?

 (Дети: аквариум).

Воспитатель: А для кого?

(Дети: для Лунтика)

Воспитатель: Хорошо вы молодцы. Вы справились с заданием. Лунтик будит очень рад, что вы ему помогли.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2018/10/09/rybki-plavayut-v-akvariume

Досуг с детьми: аквариум с рыбками своими руками

Пропонуємо вам зробити разом з дитиною акваріум з рибками. Це буде дуже цікаво!

Що ми використали:

— товстий картон;

— пластикові різнокольорові кришечки від пляшок;

— гудзики різного розміру;

— клей.

Предлагаем вам сделать вместе с ребенком аквариум с рыбками. 

Что мы использовали:

— плотный картон;

— пластиковые разноцветные крышки от бутылок;

— пуговицы разных размеров;

— клей.

Участь малюка різного віку в творчому процесі.

Важливо розуміти, що такий виріб можна зробити з дитиною і 2-4 років, і 5-6 років.

Просто по-різному задіяти здібності дитини в процесі. Якщо ваш малюк ще не вирізає самостійно (як було в нашому випадку) — зробіть заготовки рибок для нього, а якщо дитина старшого віку, то зможе уже самостійно зробити рибок і вирізати (звичайно з вашою допомогою також).

Почнемо.

Як зробити рибок?

1.Візьміть пластикову кришку від пляшки. У нас були тільки великі кришки, але можна взяти різного розміру. Обмальовуємо кришку на кольоровому папері і потім домальовуємо плавники і хвіст.

2. Малюємо окремо луску і вирізаємо.

3. Приклеїмо луску на кришку, а кришку на вирізану форму рибки із паперу.

4. Око. Ми придбали окремо очки, які можна наклеювати в магазині канцелярії. Але можна просто вирізати кружечок з паперу або ж намалювати фломастером його на кришці.

Робимо декілька рибок.

Участие ребенка разного возраста в творческом процессе. 

Важно понимать, что такую поделку можно сделать с ребенком и 2-4 лет, и с ребенком 5-6 лет.

Просто по-разному привлечь ребенка к процессу. Если ваш малыш еще не вырезает сам (как было в нашем случае) сделайте заготовки рыбок для него, а если ребенок постарше, то ребенок может сам сделать рыбок и вырезать.

Приступим.

Как сделать рыбок?

1. Берем пластиковую крышку от бутылки. У нас только большие крышки, но крышки можно взять разного размера. Обрисовываем крышку на цветной бумаге и потом к этому круг дорисовываем плавники и хвост. 

2. Рисуем отдельно форму чешуйки и вырезаем.

3. Наклеиваем чешуйку на крышку, а крышку на вырезанную форму рыбки из бумаги.

4. Глазик. Мы покупали отдельно глазки в магазине канцелярии. Можно просто вырезать кружочек из бумаги или же нарисовать фломастером его на крышке.

Так делаем несколько рыбок.

Клей. Такий клей нам дуже не сподобався, тому ми його не порекомендували б для придбання. Діти використовували клей-олівець.

Ось наші рибки готові для своєї нової домівки — акваріуму.

Клей. Вот такой клей нам очень не понравился, поэтому мы бы не рекомендовали его покупать. Дети использовали клей-карандаш. 

Вот наши рыбки готовы к своему новому дому — аквариуму.

Далі приклеюємо рибок на наш картонний акваріум. Нехай малюк сам вибере місця де приклеїти.

Було створено 3 акваріума і всі вони дуже різні, так само як і наші дітки кожен індивідуальність.

Далее наклеиваем рыбок на наш аквариум из картона. Пусть ребенок наклеить рыбок, как он хочет.

Было создано 3 аквариума и все они очень разные, так же как и наши малыши индивидуальны.

Далі зробимо водорості і дно акваріума. 

Якщо ви звернете увагу, то розміщення водоростей в оригиналі і виробі дитини відрізняються.

Дайте малюку самому вибрати місце в акваріумі, де «ростуть» водорості.

Якщо у вас немає маленьких гудзиків, то можливо намалювати водорості зеленим фломастером.

Внизу акваріума наклейте гудзики, щоб імітувати дно акваріума або просто фломастерами намалюйте його.

Далее делаем водоросли и дно аквариума. 

Если вы обратите внимание, то размещение водорослей в оригинале и поделке ребенка отличаются.

Пусть ребенок сам выберет как «посадить» водоросли.

Если у вас нет маленьких пуговичек (пуговки можно купить в магазине тканей и фурнитуры), то можно просто нарисовать водоросли зеленым фломастером.

Внизу наклейке пуговки для дна аквариума или просто фломастерами нарисуйте его.

Крім цікавості заняття є також моменти, які хотілось б відмітити в плані розвитку.

  • Гра з гудзиками розвиває мілку моторику ручок.
  • Разом з рибками можно вивчити напрямку руху: вправо-вліво, вверх-вниз; вивчити або повторити кольори, порахувати рибок.

Кроме интересности занятия есть также моменты, которые хотелось бы отметить в плане развития:

  • Игра с пуговками развивает мелкую моторику ребенка. 
  • Вместе с рыбками можно изучить направление движения: вправо-влево, вверх-вниз; изучить или повторить цвета, посчитать рыбок.
  • — Игра с пуговками развивает мелкую моторику ребенка. — Вместе с рыбками можно изучить направление движения: вправо-влево, вверх-вниз; изучить или повторить цвета, посчитать рыбок.

Источник: https://vybormam.com/overview/obuchenie-dosug/akvarium-s-rybkami

Как нарисовать рыбку? Как нарисовать аквариум с рыбками?

Дети очень сильно любят рисовать, особенно, если в этом помогают им родители. Среди юных художников не перестают пользоваться популярностью животные и игрушки. Но, к сожалению, далеко не все малыши способны самостоятельно нарисовать даже простую рыбку, поэтому взрослым нужно запастись терпением и научить их этому искусству.

Познаем азы изобразительного искусства

Юным художникам просто не хватает основных навыков, чтобы рисовать разнообразных сказочных персонажей, в том числе и золотую рыбку.

Родители могут помочь научиться малышу, рисовать владычицу мира морского из любимой сказки, тем самым порадуют не только своего ребенка, но и проведут вместе весело время.

Конечно, прежде чем начинать импровизированный урок, взрослым нужно сначала самим подготовиться.

Научиться рисовать золотую рыбку намного легче, чем могло бы показаться на первый взгляд, достаточно просто придерживаться приведенной ниже инструкции:

  • Сначала создается форма тела – тельце золотой рыбка должно быть овальной формы. Как только на бумаге будет нарисован овал, необходимо изобразить голову на туловище дугообразной линией. Дальше на голове прорисовываются глазки и ротик, с толстыми губами.
  • Сверху прорисовываем плавник, который должен быть в форме достаточно крупного гребня.
  • Теперь создаем хвост и нижние плавники, которые должны быть довольно широкими и длинными.
  • Дальше все тельце рыбки, за исключением области головы, покрываем мелкими чешуйками. Прорисовывать их нужно с особой тщательностью, при этом постепенно уменьшая размер, продвигаясь от спины к области хвоста.
  • Как только шаблон будет полностью завершен, для дальнейшей работы необходимо взять цветные карандаши.
  • Брюшко и плавники золотой рыбки закрашиваем карандашом красного цвета.
  • Тельце должно быть желтым с небольшим белым участком примерно посередине. Таким образом будет создаваться интересный эффект блеска и необычная игра света.
  • Дальше прорисовываем черным цветом глазки золотой рыбки.
  • Наносим не очень жирную черную полоску по краю брюшка, благодаря чему тельце рыбки приобретет дополнительный объем.
  • Золотая рыбка полностью готова!
Читайте также:  По каким причинам не растут ногти на руках и ногах у ребенка

Для самых маленьких художников есть более простая схема рисования красивой золотой рыбки:

Сначала на белом листе бумаги прорисовываем небольшой овал, после чего добавляем к нему треугольник, который будет выступать в роли хвостика.

Теперь сверху и снизу овала добавляем треугольники, которые должны быть разного размера. Они будут выступать в роли плавников.

В овале изображаем небольшую дугу и круг – получаем контур жабр и глазки рыбки.

Дальше прорисовываем рыбку и более плавно округляем переход от туловища (овала) к хвосту (треугольнику), чтобы не было слишком резких перепадов.

Теперь прорисовываем более мелкие детали – на хвосте и плавниках делаем тоненькие полоски, чтобы на туловище рыбки появились характерные очертания, наносим чешую в виде небольших дуг.

В конце осталось только разукрасить готовый рисунок красками либо цветными карандашами.

Как нарисовать рыбку карандашом: поэтапный мастер-класс

Для начала берем альбомный лист и располагаем его перед собой горизонтально. Голова золотой рыбки будет выполнена в виде небольшого овала. Переходить он будет на аналогичную фигуру, которая должна быть большего размера и в будущем станет туловищем.

Символично изображаем хвост – он должен быть достаточно широким, на конце слегка разведенным и не иметь никаких лишних деталей. Но это все будет создаваться постепенно. Для начала, при помощи созданной заготовки прорисовываем общие контуры героини сказки. Подготовительный этап можно считать полностью завершенным.

Готовая золотая рыбка не должна быть такой схематичной, поэтому начинаем придавать ей более правильную и плавную форму. При этом остается слегка заостренной голова в конце, сплошные и достаточно широкие плавники располагаются вверху и внизу.

У основания хвоста довольно сильно должно сузиться туловище. Однако это далеко не последний этап рисования золотой рыбки и работа начинающего художника все еще продолжается.

На следующем этапе приступаем к созданию округлостей, чтобы готовая рыбка выглядела более реалистичной. Берем ластик и аккуратно стираем все лишние угловатости и отдельные штрихи, которые портят рисунок.

На конце хвоста прорисовываем характерные зазубринки. Возле головы создаем еще один длинный, но маленький плавник. Намечаем место, на котором будет располагаться глаз рыбки. Чтобы рисунок выглядел гармоничным и естественным, прорисовываем на бумаге еще парочку воздушных пузырей, которые придадут больше реалистичности.

Теперь приступаем к нанесению финальных штрихов. Чтобы готовый рисунок рыбки был более объемный, нужно просто ее правильно заштриховать.

Выполнять эту работу рекомендуется при помощи твердого карандаша, который должен иметь твердый грифель, мягкий категорически не подходит. Благодаря использованию такого карандаша Ваш рисунок не только приобретет желаемую четкость, но и не испачкается лист.

Однако не рекомендуется выбирать слишком твердые карандаши, так как они могут порвать лист и вся работа будет напрасна.

Все штрихи выполняйте без сильного нажима, четко и очень аккуратно, чтобы рисунок не был размазанным. Будем штриховать именно с области головы. Профессиональные художники советуют начинать работу именно с этого. Конечно, если Вам это не очень удобно, тогда сначала можете заштриховать любую другую часть туловища Вашей золотой рыбки.

Сначала нужно будет прорисовать более темные части. Поэтому именно с них начинайте штриховку. Благодаря этому работать будет намного легче и удобнее. К числу темных зон должно относиться основание хвоста и плавников, низ брюшка, а также верхняя часть головы. Вот золотая рыбка, нарисованная карандашом, полностью готова.

Источник: http://LadySpecial.ru/dom-i-xobbi/svoimi-rukami/kak-narisovat-rybku-kak-narisovat-akvarium-s-rybkami

Конспект занятия по рисованию на тему: «Рыбки в аквариуме»

Задачи:

  • продолжать учить детей работать над композицией сюжетного рисунка – изображать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях;
  • изображать предметы разной формы, более сложные по строению;
  • закрашивать предметы, используя штрихи разного характера: пятнышки, черточки, полоски, точки;
  • использовать наклонные боковые мазки для изображения деталей: плавников, хвоста, листьев у водорослей;
  • формировать умение выполнять совместную работу.

Материал:

         На 6-8 человек прямоугольная коробка со сторонами 30х20 см. (передняя и задняя) и 15х20 см. (боковые); листы голубой бумаги такого же размера: четыре больших (30х20 см.

) и четыре или два маленьких (15х20 см.); краски гуашь, мягкие кисточки. У воспитателя лист бумаги с нарисованными тремя овальными телами рыбок (контуры) для показа приемов изображения.

Игровые персонажи: мишка, Петрушка.

Ход занятия.

         Появляются мишка и Петрушка, которые несут прямоугольные коробки (аквариумы).

Воспитатель. Здравствуйте, мишка и Петрушка! Что вы несете?

Мишка. Мы купили аквариумы для рыбок. А где взять рыбок, не знаем. А нам так хочется, чтобы в наших аквариумах жили разноцветные рыбки!

Воспитатель. Дети, можем мы помочь мишке и Петрушке? А как?

         После ответов детей подтверждает, что рыбок можно нарисовать на голубых листах бумаги, а потом наклеить эти листы на стенки аквариумов.

Петрушка. Мы очень хотим, чтобы в наших аквариумах все рыбки были разные. Одни полосатые, другие в пятнышках, точках. А дети умеют так раскрашивать рыбок?

Воспитатель. Я сейчас раскрашу рыбок так, как вы хотите, а дети посмотрят и тоже раскрасят рыбок по-разному.

         Помещает на мольберт лист бумаги, на котором нарисованы три рыбки без плавников и хвоста. Головы у них повернуты в разные стороны.

         Поясняет: «Тут нарисованы тела рыбок. Сейчас я пририсую рыбкам плавники и хвостики. Длинный плавник на спине я буду рисовать наклонными мазками (примакивание) вплотную друг к другу. Получился длинный зубчатый плавник. Внизу плавники короткие, поэтому приложу кисточку всего два раза. Хвостик тоже можно нарисовать наклонными мазками».

         Далее следует спросить у детей, как закрасить первую рубку: полосками или пятнышками. Закрасить трех рыбок разными по характеру штрихами: полосками, пятнышками, короткими чертами.

         Обратиться к мишке и Петрушке: «Вы хотите, чтобы такие рыбки были в ваших аквариумах? Рыбки не только по-разному раскрашены, но и плывут в разные стороны. Вот эти влево, а эта вправо.

         Сейчас вам дети нарисуют разных рыбок. На больших листах бумаги можно нарисовать 3-4 рыбки, а на маленьких – 1-2. Рыбок надо разместить по всему листу бумаги, чтобы им не было тесно».

         Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу.

 Плавные движения ладонями, изображая рыб в воде.

Рыбки в озере резвятся,

Среди камешков кружатся.

Вниз и вверх плывут они,-

Как им весело, смотри.

         В процессе рисования воспитатель побуждает детей использовать краски разного цвета, раскрашивать тела рыбок по-разному.

         В конце занятия воспитатель ставит на стол, за которым сидят дети, картонный аквариум и прикрепляет рисунки к его внешним и внутренним стенкам скрепками. Подчеркивает, что такой аквариум, в котором плавает много рыбок, сделать можно только всем вместе.

         Воспитатель зовет мишку и Петрушку и спрашивает, понравились ли им рыбки, которые стали плавать в их аквариуме.

         Мишка и Петрушка благодарят детей, рассматривают каждый аквариум, оценивают изображения рыбок.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-zanyatiya-po-risovaniyu-na-temu-rybki-v-akvariume.html

«Рыбки плавают в аквариуме». Конспект занятия по ИЗО с использованием нетрадиционной техники рисования

Цели:

1. Упражнять детей в технике работы с гуашью;

Упражнять в правильном в правильном держании кисти (не напрягая мышц,  и не сжимая пальцы);

Учить набирать краску на кисть аккуратно, обмакивать всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса;

Учить рисовать нестандартной техникой.

2. Развивать эстетическое восприятие;

Обращать внимание детей на красоту окружающих предметов и объектов природы;

Формировать интерес к занятиям ИЗД.

3. Воспитывать любовь к комнатным животным;

Воспитывать доброжелательность к людям, оказывать помощь людям.

 Вид занятия: Предметное рисование.

Тип занятия: Сообщение нового материала (инфо-рецептивный метод); упражнение (репродуктивный метод).

Оборудование и материалы: демонстрационный материал — игрушки, рыбка в аквариуме; раздаточный материал- нарисованные аквариумы, блюдо с краской, влажные салфетки, краски, кисточка.

 Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: -Здравствуйте ребята! Садитесь на свои места. Сели правильно, красиво, ножки вместе, спинки прямые.

В группу заходит МАШЕНЬКА. Плачет

Воспитатель: -Машенька почему ты плачешь?

Машенька: -У меня рыбка заболела потому что ей скучно одной в аквариуме. А помочь мне некому.

Воспитатель: -Не плачь Маша мы тебе поможем! Ребята поможем Маше? Давайте нарисуем друзей для рыбки.

Беседа:

Воспитатель: Сейчас внимательно посмотрите на игрушку. Ребята кого вы видите у меня на ладошке? (Рыбка). А у кого дома есть аквариумные рыбки?

Посмотрите на рыбку, у неё голова и туловище вместе. Образуют одно единое.

Какую форму имеет туловище рыбки? (овал). А хвост на какую форму похож? (треугольник). Какого цвета у нас рыбка? Какого еще цвета бывают рыбки?

Подвижная игра: «Узнай свой цвет».

Воспитатель раздает детям рыбок красного, желтого, синего цветов. Затем показывает шар и предлагает детям с рыбками такого же цвета, что и показываемый шар, по команде «бегите ко мне!» подбежать к нему.

Воспитатель: Ребята теперь смотрим внимательно я покажу вам как мы будем рисовать рыбку.

Ладошку опускаем в тарелочку с краской. Затем прикладываем ладошку на центр листа и хорошо прижимаем. Затем вытираем салфеткой руку.

Макаем пальчик в зеленую краску и рисуем водоросли. Рисуем волнистую линию не отрывая пальчик, нажимаем сильно чтоб прорисовалось хорошо. Вытираем салфеткой руку. Берем кисточку за железную рубашку, макаем сначала в черную краску и рисуем рыбке глазик и ротик. Излишки краски с кисточки вытираем о край баночки.

Физкультминутка

Рыбки плавают в водице

Рыбкам весело играть

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке

Рисование:

Воспитатель: Теперь садимся на свои места. Начинаем рисовать. Не забываем, что мы сначала макаем ладошку в краску, затем рисуем водоросли, глазик и ротик рыбке. Кто дорисовал вешаем работу на доску.

Воспитатель: -Ребята внимательно посмотрите на рисунки. Какой рисунок вам больше понравился?

Заходит Машенька.

Машенька: – Ребятки посмотрите как стало весело моей рыбке ведь у неё сейчас так много друзей! Спасибо вам!

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/mladshaya-gruppa/rybki-plavayut-v-akvariume-konspekt-zanyatiya-po-izo-s-ispolzovaniem-netradicionnoj-texniki-risovaniya.html

Как нарисовать аквариум карандашом поэтапно

Услышав слово Мир, или Вселенная, представляем себе территорию, заполненную либо странными и непонятными существами, подобиями человека, их двойниками, духами, фанатами Дома 2, или всякой другой нечисти. Как бы ни так, другие миры совсем рядом.

Микроорганизмы, или, что роднее, водный мир. Сегодня же мы поговорим о домашнем водном мире, и это будет не унитаз, а аквариум, который будем учиться рисовать.

Водный мир завораживает по самые гланды, можно часами втыкать в аквариум, наблюдая за обыденностью чешуйчатых  разной формы и консистенции. На Земле воды явно больше, чем суши, и не во все места человек сунул свой акваланг.

Читайте также:  Особенности правильного выбора прыгунков для малышей

Этот мир нам практически неизвестен, можно только представлять, что кроется на самом днище. Огромные креветки, жаждущие мести за братьев младших, или добросовестная раса русалок и самцов русалок.

И, если верить дядям эволюционистам, все мы выползли из воды. Рыба наш предок. История такова: в темные времена Земля была пустой и мертвой, ни одного микроба. Ветер свистел и кругом одна горячая лава. Но тут прилетел метеорит и долбанул спокойную Землю так, что начались дикие изменения.

Опустим все с них, кроме одного: микробы, что попали в воду с космоса, начали взаимодействовать со средой и так начали развиваться первые организмы. За статистикой, шанс, что такой грандиозный процесс случиться так случайно, приблизительно нулевой.

И все же мы тут, едим, спим, читаем и учимся рисовать.

Но большой мир рыб нам будет известен не скоро, слишком много загадок остается на глубинах океана. Но ничто не мешает иметь маленький мирок в доме, аквариум с разной живностью. Несколько интересных жителей аквариумов и их жизнь:

  • Вы могли не знать, но аквариумные сомы часто любят плавать вверх пузом. При этом они не чувствуют себя хуже некуда, просто для них это так же нормально, как для нас обуваться в две ноги. Не бойтесь, если такое увидите, и не спешите делать массаж сердца.
  • Еще одна интересная рыбка – рыба-нож. Популярность её лежит в полном отсутствии грудных и спинных плавников. Передвигается она только с помощью заднего, и делает это весьма не плохо.
  • Рыба аностомус большую часть жизни проводит в вертикальном положении тела. Их расцветка помогает прятаться среди длинных водорослей, и для этого нужно обязательно стоять смирно вертикально. Когда маскировка не срабатывает, аностомус выпрямляется и удирает как самая обычная рыбка.

Лично меня наблюдение за рыбами успокаивает, а вас? Гипнотический процесс, они будто двигаются в несколько раз медленнее, и замирают так намертво, словно время остановилось. Очень хочу аквариум, поэтому я нарисовал его. И хочу, чтоб вы сделали то же. Попробуйте.

Шаг первый. Шаг второй. Шаг третий. Шаг четвертый. Шаг пятый. Тут завалялись еще всякие уроки, разберите их, пока никто не забрал себе:

TrustNo1

Специально для DayFun

Источник: http://dayfun.ru/archives/9796

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки»

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета (желтый, синий, зеленый, красный). Учить детей считать до двух. Формировать знания о понятиях «круг», «один-много» и способах уравнивания совокупностей. Используя ситуацию экспериментирования познакомить со свойствами предметов: «плавает», «тонет».

Развивать память, мелкую и общую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Игрушки «рыбки» разных цветов и размеров. Картонные круги синего цвета. Камешки. Таз с водой, таз с пшеном. Картинка «Рыбка» для пальчикового рисования, пальчиковые краски. Картинка «Аквариум», клей-карандаш, бумажный силуэт рыбки, пластилин. Картинка с изображением озера с одной рыбкой и озера с несколькими рыбками.

Карточка с изображением цифры «1». Картинка-заготовка с изображением озера и одной рыбки, клеящие карандаши, цветные силуэтные изображения рыбок. Картинка-фон с изображением больших и маленьких рыбок разного цвета с наклеенными на них кругами, соответствующего цвета и величины.

Пуговицы соответствующего цвета и величины (большие и маленькие зеленого, желтого, красного, синего, белого цветов). Картинка-заготовка с изображением аквариума, карандаши зеленого и коричневого цвета, пластилин, палочка. Обручи желтого, зеленого и красного цветов.

  Обручи синего цвета, под ними вырезанные из прозрачной клеенки круги. Рыбка привязанная на веревочку. Подносы с манной крупой.

Аудиозапись: П. Чайковский «Рыбы»(из «Детского альбома»), песня «Про рыбок».

Игры и упражнения: 

Сюрпризный момент «Поймай рыбку»

В таз с пшеном дети опускают руки и выкапывают небольшие игрушки, изображающие рыб.

Дидактическая игра «Где спряталась рыбка?»

Перед ребенком выкладываются три игрушки (рыбка и любые животные). Каждая фигурка накрывается платочком.

— Найди рыбку. Где она спряталась?

Дидактическая игра «Рыбка в озере»

— Вот перед вами круг. Круг синего цвета — синий круг. Это будет вода для нашей рыбки. Пустите рыбку в воду — положите сверху на синий круг. Вот рыбка поплыла в самую середину. А теперь рыбка поплыла  влево. Вправо. Решила рыбка плыть по краю возле берега. Проведите рыбкой по краю круга. А теперь по краям круга выложите красивые камешки.

Аппликация «Рыбка в аквариуме»

— Рыбки могут жить и в доме — в аквариуме. Возьмите вот такую бумажную рыбку и пустите ее в аквариум — приложите сверху. А теперь возьмите в руки клей-карандаш, намажьте обратную сторону, приложите рыбку к аквариуму и пригладьте ладошкой.

Лепка барельефная «Корм для рыбок»

— А теперь нужно покормить рыбку специальным кормом.
На изображение аквариума с рыбкой дети налепляют кусочки пластилина — корм для рыбок.

Физминутка «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: — нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.
(Убегают)

Слушание музыки П. И. Чайковского «Рыбы»

Дети слушают музыку.

Пальчиковое рисование «Рыбка»

Дети оставляют отпечатки пальчиков внутри силуэта рыбки.

Дидактическая игра «Цветные рыбки»

— Вот у нас аквариумы (обруча) — желтый, зеленый, синий  и красный. А вот рыбки. Нужно разложить их в аквариум. Каждой рыбке свое место: желтые рыбки — в желтом аквариуме, а красные рыбки — в красном аквариуме, синие — в синем, зеленые — в зеленом.

Экспериментирование «Плавает или тонет»

В ёмкость с водой дети опускают камешки, затем бумагу и наблюдают, что утонуло, а что плавает.

Чтение стихотворения и инсценировка

Рыбка рыбку догоняла, Рыбка хвостиком виляла. Ткнулась в брюшко: — Догнала!

Эй, подружка! Как дела?

Упражнение «Одна рыбка, две рыбки»

— А теперь возьмите в каждую руку по одной рыбке. Посчитаем, сколько всего рыбок у вас: одна, две. Всего две рыбки. Спрячьте одну рыбку за спину. Сколько рыбок осталось? Осталась одна рыбка. Покажите вторую рыбку. Сколько стало рыбок? Две рыбки.

Игра с прищепками «Рыбий хвостик»

— Посмотрите, какие красивые рыбки. А мы можем сделать их еще красивее. Украсьте хвост рыбки разноцветными прищепками. Можно сделать плавник рыбе.

Рисование на крупе «Червячки для рыбки»

— Рыбки любят кушать червячков. Давайте нарисуем червячков для рыбок.

Дидактическая игра «Одна рыбка — много рыбок. Знакомство с цифрой «1»

— Посмотрите на картинку. В каком озере плавает много рыбок? В каком озере плавает она рыбка?

Посмотрите. Это цифра «1». Повторите: «один». Запомните эту цифру.

Аппликация «Друзья для рыбки»

— Сколько рыбок плавает в озере на картинке? Одна рыбка. Не с кем оной рыбке поиграть. Давайте запустим в озеро других рыбок, чтобы наша рыбка не была одна. Дети прикладывают к изображению озера цветные силуэтные картинки рыбок.

— Сколько рыбок стало? Много. Наклейте рыбок.

Дидактическая игра с пуговицами «Разные рыбки»

— Посмотрите, сколько рыбок плавает в аквариуме? Много рыбок. Покажите больших рыбок. Маленьких. Синих. Красных. Зеленых. Желтых. Белых. А теперь разложите пуговицы на рыб подходящего цвета и величины.

Изобразительная деятельность «Рыбки в аквариуме»

— Перед вами пустой аквариум. Прежде чем запускать в него рыбок, нужно нарисовать в аквариуме траву и камни.  Зеленым карандашом дети рисуют вертикальные линии — траву, а коричневым карандашом рисуют круги в нижней части аквариума — камни.

А теперь можно запускать рыбок. Возьмите кусочек пластилина и прямым раскатыванием сделайте толстую колбаску. Приложите ее к аквариуму и придавите пальцами. Теперь сделаем хвостик: приложите пальчик к краю пластилина и вытяните хвостик, приложите пальчик рядом и вытяните еще хвостик. Палочкой сделайте глазик — отверстие в пластилине на другом краю рыбки.

Свободные танцевально-ритмические движения детей под песню 
«Про рыбок»

Дети двигаются под музыку.

Упражнение «Одна или много рыбок?»

— В этом озере сколько рыбок? Много. А в этом озере сколько рыбок? Одна. Возьмите своих рыбок и пустите поплавать к одной рыбке. Сколько рыбок стало? Стало много рыбок.

Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть.

(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла.

(Хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула, Быстро-быстро уплыла.

(Помахать рукой)

Артикуляционное упражнение «Рыбка открывает рот»

— Покажите, как рыбка ротик открывает и закрывает. Не торопитесь.

Динамическая пауза «Разбудим рыбку»

Ночью темень, ночью тишь Рыбка, рыбка, где ты спишь? Подойдем мы к ней, разбудим.

И посмотрим, что же будет.

Рыба привязана к палочке. Воспитатель поднимает рыбку над головами детей, дети подпрыгивают, пытаются достать рыбку.

Скачать тематическую подборку игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбка»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ranniy-vozrast/rybki-ranniy-vozrast.html

«Рыбки для аквариума» (нетрадиционная техника «тычок»)

Конспект НОД

старшая группа Художественное творчество («Рисование») Тема: «Рыбки для нашего аквариума» (нетрадиционная техника «тычок»)

Доминирующая область: художественное творчество.

Интеграция образовательных областей: здоровье, безопасность, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, физическая культура, музыка.

Интегрированные задачи: через дидактические игры и игровую деятельность вызвать у детей интерес к образу-рыбке,стремлениепередавать его разными способами; закрепить умение обводить контуры по трафарету, рисовать красками в нетрадиционной технике «тычок», используя ватные палочки; добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов и их оттенков; расширять представления детей о рыбах, их разновидностях ; вызвать интерес к жизни рыб. Воспитывать чувство цвета, передачи образа, аккуратности, желание довести начатое до конца.

Предварительная работа: беседы о жизни и развитии рыб,чтениепроизведений, рассматривание иллюстраций, книг, картинок с изображением различных рыб, рисование с помощью трафаретов, тонирование листов бумаги, разучивание стихотворений о рыбах, рисование в нетрадиционной технике «тычок».

Словарь: рыбы,плавники,чешуя,жабры,речная,пресноводная,морская рыба, аквариумные рыбки, техника «тычок», ватные палочки.

Материал: тонированные листы бумаги,трафареты,ватные палочки,краски, стаканчики с водой, простые карандаши, салфетки, картинки с изображением различных рыб, аудиозапись с музыкой, магнитофон.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, творческо-познавательная.

Формы организации: беседа, рассказ, дидактические игры, физическая культура.

Читайте также:  Что делать если у новорожденного запор: советы педиатра

Ожидаемый результат: дети имеют представления о жизни рыб, умеют передавать образ рыб, используя нетрадиционную технику «тычок» — рисование ватными палочками с помощью трафаретов, умеют путём контрастного сочетания цветов передавать выразительность образа, свободно взаимодействуют с воспитателем, со сверстниками во время игр и бесед, выражают положительные эмоции, с удовольствием рисуют.

Ход НОД:

В. Дети, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с гостями.

В. Дети, мы с вами недавно украшали наш уголок природы. А вот кто там ещё появился, узнаете, отгадав мою загадку:

В водице живет, Нет клюва, а клюет. У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы).

В. А каких рыб вы знаете? (ответы детей).

В. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Какие бывают рыбы?» —

подбор прилагательных, определение видов рыб в зависимости от среды обитания (морские, пресноводные, аквариумные)

В. Подумайте и скажите, какие части тела рыбы вы знаете?

Чем рыбы отличаются от птиц и животных? (Живет в воде, есть чешуя, плавники, хвост, дышит жабрами, а помогает плавать хвост — он, как руль) .

В. Сейчас про рыб расскажут наши дети.

Чтение стихотворений детьми.

1-й ребёнок. Загляните в водоем,

Кто хозяйничает в нем? Кто в нем плавает, ныряет? Рыба – каждый это знает. 2-й ребёнок.

Вы слыхали или нет, Что у рыбы есть скелет?

Есть для гребли плавники, Есть костюм из чешуи.

  • предмет мечтания Жабры для дыхания. 3-й ребёнок.

Форма рыб бывает разной: Круглой, плоской, Т- образной, Змеевидной и овальной-Абсолютно идеальной.

4-й ребёнок.

Рыбка не затеет спор, Не поддержит разговор, Ведь для нас они немые-

Хищные, ужасные, добрые, опасные, Бесцветные, цветные, мелкие, большие.

(Дети рассматривают иллюстрации, картинки с изображением различных рыб. Уточняется названия некоторых рыб, обращается внимание на форму тела рыб, их цвет, форму плавников и хвоста, чем похожи и чем отличаются.

Дети. У всех рыб есть туловище, хвост, плавники, но отличаются они по форме туловища и цвету — есть плоские, крупные, а есть овальные, треугольные.

В. А сейчас мы с вами отдохнём, сделаем физкультминутку!

Физкультминутка «На дне»

Улитки ползут, (Передвигаются по кругу, сложив руки)

Свои домики везут, (за спиной)

Рожками шевелят, (Делают «рожки» из пальчиков у головы), На рыбок глядят. (сложили ладони в кольцо у глаз).

Рыбки плывут, (Передвигаются мелкими шажками). Плавничками гребут, (двигая только ладонями).

Влево, вправо, поворот, (Плавные повороты туловища влево),

А потом наоборот, (вправо, поворот).

В. Ребята, а хотите нарисовать рыбок? Дети. Да, хотим!

В. Тогда садитесь на свои места. Как вы думаете, чем мы сегодня будем рисовать?

Дети. Ватными палочками.

В. А как называется техника рисования ватными полочками? Дети. «тычок», «тычкование».

В. Правильно!

(Дети садятся за столы. Наносят рисунок на тонированный лист бумаги, используя трафарет).

В. Вспомните, пожалуйста, правила рисования ватными палочками, и расскажите нам.

Дети.

  1. Заполнить точками сначала контур рисунка.

  1. Затем заполнить точками весь рисунок.

  1. Каждую новую краску нужно брать новой палочкой.

В. Ребята, а что вам ещё понадобится при рисовании рыбок? Дети. Палитра, чтобы получить оттенки основных цветов.

(Под спокойную музыку дети рисуют красками с помощью ватных палочек).

В. Вы так хорошо всё рассказали, что мне тоже захотелось нарисовать рыбок!

В.: Ребята, а сейчас мы с вами снова отдохнём.

Подвижная игра «Рыбаки и рыбки».

(Подгруппа детей становится в круг, изображая рыбаков. Они берутся за руки и поднимают их вверх. Вторая подгруппа изображает рыбок, они бегают, «проплывая» между «сетями». По сигналу воспитателя или по окончании музыки «рыбаки» опускают сети. «Рыбки», оказавшиеся к кругу, считаются пойманными. Игра проводится 2-3 раза, затем подгруппы меняются ролями).

В. Ой, как много рыбок у нас получилось, да какие все разные, яркие, красивые! Давайте их запустим в наш аквариум.

Рефлексия.

В. А вам понравились рыбки? Чем вы их рисовали? В какой технике? (ответы детей)

В. А вы хотели бы ещё узнать о рыбках? Д. Да!

В. А чтобы вы больше узнали о рыбках, я хочу подарить вам настольную игру «ЛОВИСЬ РЫБКА».

В.Спасибо всем, теперь у нас в аквариуме стало много рыбок!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/rybkidliaakvariumanietraditsionnaiatiekhnikatychok

Для педагога | «Рыбки плавают в аквариуме»

Автор: Женчук Анастасия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 23
Населённый пункт: с.Знаменское, Сухоложский район, Свердловская область
Наименование материала: конспект
Тема: «Рыбки плавают в аквариуме»
Дата публикации: 15.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

«Рыбки плавают в аквариуме». Конспект занятия по ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования. (средняя группа)
Цели: 1.Учить детей рисовать нестандартной техникой (рисование мятой бумагой и трафаретами) и упражнять в рисовании гуашью; 2. Развивать эстетическое восприятие через рассматривание красивых объектов природы; 3. Воспитывать любовь и заботливое отношение к рыбкам .

Вид занятия:

Предметное рисование.

Тип занятия:

Оборудование и материалы

: демонстрационный материал — картинка рыбки и жемчужины, рыбка в аквариуме; раздаточный материал- нарисованные аквариумы, блюдо с краской, влажные салфетки, краски, кисти, лист бумаги для сминания, магнитофон, мультимедио.

Предварительная работа

: Рассматривание альбома «Рыбки», иллюстрации к книге «Где спит рыбка», наблюдение за рыбками в аквариуме, беседы о рыбах, рассматривание и беседа о жемчужине.

Словарная работа

: аквариум, чешуя, водоросли.

Ход НОД:

Организационный момент, проблемная ситуация:

Воспитатель:

-Здравствуйте ребята! Садитесь на коврик. Сели правильно, спинки прямые. Улыбнулись мне, потом друг другу. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадаете про кого эта загадка. Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть — не мигаю, Крылья есть — не летаю. (Рыба) Правильно это рыбка, посмотрите ребята, какая у нас красивая рыбка в аквариуме. — Ребята мне кажется, что рыбке грустно. — Рыбка, почему ты грустишь? Воспитатель: — Наверно рыбке одной скучно у неё нет подружек и из за этого она грустит. Воспитатель: — ребята, что же делать? Как нам рыбку развеселить? Надо ей помочь найти друзей. Но как? (Ответы детей.) Воспитатель: — А нарисовать можно? (да) Воспитатель: — Успокойся, рыбка, не грусти, мы тебе поможем найти друзей, таких же красивых как ты. А сначала мы поиграем глазками: музыкальная гимнастика для глаз.

Беседа:

Воспитатель:

Сейчас внимательно посмотрите на картинку. Ребята кого вы видите у меня на картинке? (Рыбку). А у кого дома есть аквариумные рыбки? Посмотрите на рыбку, у неё голова и туловище вместе. Образуют одно единое. Какую форму имеет туловище рыбки? (овал). А хвост на какую форму похож?(треугольник).

Какого цвета у нас рыбка? Какого еще цвета бывают рыбки? Посмотрите на экран какие бывают разные рыбы.(показ рыб) 3-4 слайда Беседа во время просмотра: — Ребята, а что такое водоросли? (травка, которая растет в воде). А для чего нужны рыбкам водоросли? (чтобы дышать). Правильно, люди дышат воздухом, а в воде воздуха мало, рыбкам дышать трудно.

Травка-водоросль дарит этот воздух рыбкам. А еще травку можно кушать, можно в травке выводить маленьких деток. Очень полезная водоросль-трава, без нее рыбки погибнут. Посмотрите, как растут водоросли, снизу вверх. Какого они цвета? (зеленого). – Что помогает рыбке двигаться в воде? (Хвост, плавники.) – Чем покрыто тело рыбки? (Чешуей.

) А где живут рыбы? ( в воде, море, речке, океане) (Индивидуальные и хоровые ответы на все вопросы)

Давайте поиграем — Дыхательная гимнастика: Мы превратимся в рыбок

(поворот вокруг себя) и будем нырять за жемчугом. Игра «

Ныряльщики за жемчугом». Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина (показ картинки жемчужины). Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание.

Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Поиграли а теперь превращаемся в ребят(поворот вокруг себя) Проходим за столы.

Воспитатель: А

теперь ребята мы будем рисовать рыб. Но, прежде чем мы нарисуем рыбку давайте вспомним где она живёт? ( в воде) Правильно, поэтому, чтоб наши рыбки не погибли, мы наполним свои аквариумы водой.

Какой краской мы будем рисовать воду? (синей, голубой) Дети работают звучит музыка с шумом воды. А воду мы нарисуем смятыми бумажками, заодно и ручки разомнём. ( Дети сминают бумажный лист в комок. Затем, дети макают его в тарелочку с синей краской и пришлёпывающими движениями рисуют воду.

) Пока у нас листочки с водой подсыхают мы разомнёмся: Музыкальная-

физкультминутка.

Воспитатель

: Отлично! Вода есть, теперь мы будем рисовать разноцветных рыбок. Дети работают звучит музыка с шумом воды. — Сегодня рисовать рыбок мы будем по трафарету. У вас на столах трафареты рыбок, все они разные. Мы нарисуем разных друзей для рыбки. Для этого вам надо положить трафарет на лист бумаги и закрасить его. -А сначала возьмите трафарет в руку и обведите пальчиком. Вот так. А затем мы будем рыбку раскрашивать. Возьмите кисти в руки и попробуйте без краски (показать, как кисть будет работать, слева на право). — Набираем краску нужного цвета ( по выбору детей) лишнюю краску убираем о край стаканчика и закрашиваем наших рыб. — Молодцы, все правильно делаете. (Кто не справляется , помогаю) Пальчиковая гимнастика: Рыбка плавает в водице. (.Волна правой рукой) Рыбке весело играть. (Волна левой рукой) Рыбка, рыбка озорница (Волна двумя руками) Я хочу тебя поймать. (Хлопок в ладоши) Рыбка спинку изогнула, (Руки вверх в замочке) Крошку хлебную взяла, (Хлопок в ладоши) Рыбка хвостиком вильнула, (Соединить две ладони, волна вперед) Рыбка быстро уплыла. (Соединить две ладони, волна в сторону) — Но что же мы забыли нарисовать? (Глаза, рот, ) Чтобы нарисовать глаза, рот, я возьму тонкую кисть обмакну в черную краску и нарисую концом кисти. Какое настроение у нашей рыбки? Молодцы. Очень красивые рыбки у нас получились. Выставка рисунков.

Воспитатель:

— Ребята внимательно посмотрите на рисунки. Какой рисунок вам больше понравился? Почему? – Какие замечательные аквариумы у нас получились! – Какая рыбка самая большая? – А у кого самая маленькая? – Самая подвижная? Смешная? Задиристая? Молодцы!

Воспитатель:

– Ребятки посмотрите, как стало весело нашей рыбке ведь у неё сейчас так много друзей! Спасибо вам! – говорит рыбка и прощается с вами.

В раздел образования

Источник: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=388

Ссылка на основную публикацию