Примеры считалочек для детей

Считалки для детей

Коллекция детских считалок для маленьких детей и для школьников, весёлые считалочки и страшные, считалки на выбывание из игры и на английском языке. Считалки не теряют свою актуальность, их количество постоянно растёт, а мы предлагаем вам только лучшие детские считалки на любой вкус.

Считалки для самых маленьких, простые и забавные стишки для малышей.

  • Тише, мыши, кот на крышеТише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше. Кот пошёл за молоком, а котята кувырком. Кот пришёл без молока,а котята ха-ха-ха.
  • Эники-беникиЭники-беники ели вареники Эники-беники — клёц!Вышел весёлый матрос.
  • Раз, два, три, четыре, пятьРаз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф – паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Привезли его в больницу, Он украл там рукавицу, Привезли его в палату, Он украл там шоколаду. Привезли его на крышу, Он украл там дядю Мишу. Привезли его домой,Оказался он живой.
  • Кони, кониКони, кони, кони, кони,Мы сидели на балконе.Чай пили, чашки били,По-турецки говорили.
  • Мишка косолапыйМишка косолапый по лесу идёт,Шишки собирает, песенку поёт.Шишка отлетела — прямо Мишке в лоб!Мишка рассердился и ногою — топ!

Считалки для школьников

Считаем от 1 до 10 или до 5, проговариваем заковыристые несуществующие слова и получаем отметки вместе с Апельсинкой.

  • Считалка от 1 до 10Раз, два, три, четыре, пять,Научились мы считать.Ну а дальше мы не знаем,Может, вместе посчитаем?Шесть – конфеты любим есть,Семь – мы помогаем всем,Восемь – мы друзей в беде не бросим.Девять – учимся на пять,Десять – кончили считать.
  • Считалка с тигромРаз, два, три, четыре, пять, Вышел тигр погулять. Запереть его забыли.Раз, два, три, четыре.
  • Эне, бене, рабаЭне, бене, раба,Квинтер, финтер, жаба.Эне, бене, рес,Квинтер, финтер, жес!
  • АпельсинкаКатилась апельсинкаПо имени Мальвинка,Уроки не учила и Двойку получила.А потом пошла гулять,Получила цифру пять!

Смешные считалочки

Самые популярные весёлые короткие считалки для детей. Маленькие запоминающиеся стишки.

  • Манжеты у жилетаЖили-были у жилетаТри петли и два манжета.Если вместе их считать,Три да два, конечно, пять!Только знаешь, в чём секрет?У жилета нет манжет!
  • Считалка мышонкаРаз, два, три, четыре.Сосчитаем дыры в сыре.Если в сыре много дыр,Значит, вкусным будет сыр.Если в нем одна дыра,Значит, вкусным был вчера.
  • СороконожкаУ сороконожки заболели ножки:Десять ноют и гудят,Пять хромают и болят.Помоги сороконожкеПосчитать больные ножки.
  • Маленькая девочкаЯ маленькая девочкаЯ в школу не хожу.Купите мне сандалики —Я замуж выхожу!

Считалки на выбывание

Детские считалки на выбывание помогут распределить роли в игре, особенно хорошо подходят для игры в прятки.

  • На золотом крыльце сиделиНа золотом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной -Кто ты будешь такой?
  • Вышел немец из туманаВышел немец из тумана Вынул ножик из кармана Буду резать, буду бить — С кем останешься дружить?Вышел месяц из тумана, Вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить -Всё равно тебе водить!
  • Аты-батыАты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля Аты-баты, он какой? Аты-баты, золотой.Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, кто выходит?Аты-баты, это я!
  • Считалка гномовПод горою у рекиЖивут гномы-старики. У них колокол висит, Позолоченный звонит: Диги-диги-диги-дон,Выходи скорее вон!

Считалки на английском

Лучшие считалки на английском языке, самые популярные и любимые детьми.

  • Five little beesOne little bee blew and flew. He met a friend, and that made two. Two little bees, busy as could be — Along came another and that made three. Three little bees, wanted one more, Found one soon and that made four. Four little bees, going to the hive. Spied their little brother, and that made five. Five little bees working every hour -Buzz away, bees, and find another flower.
  • One to tenOne for sorrow,two for joy,three for a girl,four for a boy,five for silver,six for gold,seven for a secret,never to be told,eight for a wish,nine for a kiss,ten for a timeof joyous bliss.
  • Eeny, meeny, miny, moeEeny, meeny, miny, moe,Catch a tiger by the toe.If he hollers, let him go,Eeny, meeny, miny, moe.
  • AlphabetA B C D E F G come on out and play with me.H I J come and play. K L M come with them. N O P near the tree. Q R S T U V Oh, how happy we will be. W X Y ZLot's of fun for you and me.

Вернуться в раздел детские стихи.

Источник: https://deti-online.com/stihi/schitalki/

Считалки для детей

  • 1Очень популярная считалка на выбывание, каждая строчка которой начинается на «Аты-баты». Считалка про солдат, которые купили на базаре самовар. »»
  • Барашек на лугу гулял, Барашек рожки потерял. Шел стороной голодный волк,Барашка он зубами щелк!
  • Бубенчики, бубенчики,Летели голубенчикиПо утренней росе,По зеленой полосе.Сели на сарай.Беги, догоняй!
  • 1Раз, два, три, четыре, пять,Будем в прятки мы играть.Небо, звезды, луг, цветы —Ты пойди-ка поводи!
  • В чаще лесаНа опушкеКуковалиДве кукушки:Ку-ку!Ку-ку!Принесите мне муку,Я для угощеньяНапеку печенья.Ку-ку!Ку-ку!Ты иди, неси муку!
  • Вдоль по речке, по Десне,Едет парень на бревне.Видит парень: в глубинеСтарый дуб лежит на дне.Парень тут же прыгнул в воду,Сунул руку под колоду,Под колодою — нора…Выходить тебе пора.
  • Раз, два, три, четыре, пять!Все могу я сосчитать:И салазки на горе,И коляски во дворе,И девчонок и мальчишек,Их сестренок и братишек,И прилавки в гастрономе,И окошки в нашем доме!
  • Раз, два, тир, четыре,Пять, шесть, семь,Восемь, девять, десять.ВыплываетБелый месяц!Кто до месяца дойдет,Тот и прятаться пойдет!
  • Раз-два-три,Раз-два-три,Выходи из круга ты!
  • 1Однозначно можно сказать, что это самая известная считалка. Ее знают все — от маленьких детей, до наших бабушек и дедушек. Самый классический вариант этой считалки: »»
  • Популярная считалка про опасный и злой месяц, который вышел из тумана. Не всем родителям она понравится, тем не менее, дети ее быстро запоминают. »»
  • Раз, два, три, четыре, пять, Вышел тигр погулять. Запереть его забыли.Раз, два, три, четыре.
  • Гномик золото искал!И колпак свой потерял!Сел, заплакал, — как же быть?!Выходи! Тебе водить!
  • 1Страшная считалка про десять негритят. Данная считалка появилась в детективном романе английской писательницы Агаты Кристи, который так и называется — «Десять негритят». По сюжету романа считалка висела в каждой комнате в отеле у героев романа. »»
  • Ехал каратист на тележке,Разрубал он орешки.Кому 2, кому 3,А водящим будешь ты.
  • Ехала машина темным лесомЗа каким-то интересом.Инте-инте-интерес,Выходи на букву «эс».
  • Раз, два, три, четыре,Жили мошки на квартире.К ним повадился сам-друг,Крестовик — большой паук.Пять, шесть, семь, восемь,Паука мы просимТы, обжора, не ходи!Ну-ка, Мишенька, води.
  • Раз, два, три, четыре.Жили мышки на квартире.Чай пили, чашки мыли,По три денежки платили.Кто не хочет платить,тому и водить.
  • За морями, за горами,За железными столбамиНа пригорке теремок,На дверях висит замок,Ты за ключиком идиИ замочек отомкни.
  •  — Зайка белый, что ты делал? — Собирал грибы в лесу! — А куда несешь грибочки? — Я зайчатам их несу.

Источник: http://hvatalkin.ru/schitalki

Смешные считалки для детей и подростков

Многие из нас помнят из детства, как, стоя в кругу друзей, с важностью и трепетом пересчитывались, чтобы определить, кто водит. Этот замечательный жанр — считалки — жив и сегодня. Смешные считалки легко запоминаются и поднимают настроение участников игры.

Происхождение и функции шуточных считалок

Считалки — жанр фольклора, уходящий корнями в глубокую древность. Изначально с помощью считалок работники в поле распределяли, кому какую работу выполнять. Тогда считалочки были средством жеребьёвки.

Но постепенно необходимость в таком средстве распределения труда отпала, а считалки перешли в область детского фольклора. Именно этому переходу обязаны своим появлением шуточные считалки.

Порой такие ритмичные стихотворения создавались профессиональными писателями и поэтами, но чаще всего смешные считалки придумывали сами дети, наполняя древний жанр новой жизнью и смыслом.

Первые считалки помогали крестьянам распределять работу, а позднее стали элементом детских игр

Основная функция считалки — выбор одного человека для конкретной роли (кому водить, кому выбыть). Кроме этого, существует ряд не таких явных, но также значимых функций считалочек:

  • Развлекательная функция. Основная роль считалок-шуток — вызвать веселье, они всегда являются элементом игры.
  • Психологическая функция. Честный выбор развивает у ребёнка чувство справедливости и защищённости.
  • Развивающая функция. Запоминание считалок, соотнесённое со смехом и весельем, способствует более активному развитию памяти, а проговаривание вырабатывает чувство ритма.
  • Увлекающая функция. С помощью считалки взрослый легко может привлечь внимание ребёнка к какому-либо занятию, изначально не представлявшему для малыша интереса.

Использование считалок помогает заинтересовать ребёнка новым материалом

Шуточные считалки бывают как простые, четырёхстрочные, так и более сложные, иногда с целым сюжетом:

  • Жили-были три селёдки:Куля, Муля и Балда.Куля, Муля спали вместе,А Балда спала одна.
  • Коко-Моко яйца слопалИ спасибо не сказал,Сел на лошадь и удрал.Приезжает он с войны.— Мама где мои штаны?А штаны на улицеИсклевали курицы.Курица пошла в аптекуИ сказала: Ку-ка-ре-ку!Дайте мыло и духи,Чтоб не дрались пе-ту-хи.
  • На дороге, скрючив ноги,На гвоздях сидели йоги.Тридцать дней не есть, не пить,Всё равно тебе водить.
  • Кот Антипка жил у нас,Он вставал с лежанки в ЧАС.В ДВА на кухне крал сосиски,В ТРИ сметану ел из миски,Он в ЧЕТЫРЕ умывался,В ПЯТЬ по коврику катался,В ШЕСТЬ тащил сельдей из кадки,В СЕМЬ играл с мышами в прятки,В ВОСЕМЬ хитро щурил глазки,В ДЕВЯТЬ ел и слушал сказки,В ДЕСЯТЬ шёл к лежанке спать,Потому что в ЧАС вставать.

С сороконожкой в считалке гораздо легче усвоить скучные правила математики

Одними из самых полезных считалок являются математические: помимо развития памяти и ритма они активно помогают ребёнку усвоить «скучные» законы математики. Например:

  • У сороконожки заболели ножки:Десять ноют и гудят,Пять хромают и болят.Помоги сороконожкеПосчитать больные ножки.
  • Жили-были у жилетаТри петли и два манжета.Если вместе их считать,Три да два, конечно, пять!Только знаешь, в чём секрет?У жилета нет манжет!
  • По тропинке, по дорожкеШли четыре понарошки.А навстречу на горошкеПроезжали три картошки.Если каждой понарошкеДать на завтрак по картошке,То одной из понарошекЧто достанется? Горошек.

Кошка — частый персонаж считалок: она и с мышкой поиграет, и сметану украдёт, а порой сама берётся за готовку

Самые популярные герои считалок — животные. Шуточный эффект в данных произведениях достигается чаще всего благодаря «отправке» животных в человеческие ситуации и случившимся в итоге происшествиям:

  • Как-то летом по ОнегеСом поехал на телеге.Вместо лошади — карась,Он завёз телегу в грязь.Вязнет, помощи прося,И ругает карася!
  • Раз, два, три, четыре, пять,Вышел тигр погулять.Запереть его забыли,Раз, два, три, четыре, пять.Он по улицам идёт,Ни к кому не пристаёт,Но от тигра почему-тоРазбегается народ.Кто на дерево забрался,Кто укрылся за ларёк,Кто на крыше оказался,Кто забрался в водосток.А на ёлке, как игрушки,Разместились две старушки.Опустел весь город мигом —Ведь опасны шутки с тигром.Видит тигр — город пуст.«Дай-ка, — думает, — вернусь.В зоопарке веселей,Там всегда полно людей!»
  • Серый котБлины пёк,Сковородник уронил,Чёрту ногу повредил.
  • Сидели два медведяНа липовом суку,Один читал газету,Другой месил муку,Раз ку-ку, два ку-ку —Оба шлёпнулись в муку.
  • Свиньи в лодке танцевали,Все копыта поломали,Инчик, брынчик-пок,Вышел маленький дружок.

Животные в детских считалках часто попадают в смешные ситуации

Встречаются в считалках сказочные сюжеты и персонажи:

  • Ехала каретаПо старому мосту.Мост развалился,Карета — ко дну.Не жалко мне кареты,Не жалко мне моста,А жалко мне принцессуИ белого коня.
  • Щуку тощую с рекиПритащили рыбаки.Щука хищная страшней,Чем страшилище Кащей.Мы ей дали овощейИ погуще жирных щей.Щука шлёпнула хвостом,Словно щёлкнула хлыстом,И таким ударом крепкимРасщепила стол на щепки.
  • Раз, два, три, четыре, пять,Шесть, семь, восемь, девять, десять.Царь велел меня повесить.А царица не далаИ повесила царя.Царь висел-висел-висел,Ветер дунул, он слетелИ в помойку улетел.А в помойке жил Борис —Председатель дохлых крыс,И жена его Лариса —Замечательная крыса.
  • Тили-тили-точки,Ехал чёрт на бочке.Ведьма на тележкеЩёлкала орешки.Чёрт с бочки упал,Ведьме по уху попал.Ведьма ябеда была,Домового позвала.Домовой подал свисток,Выходи-ка ты, дружок!

Сказочные персонажи нередко выступают героями детских считалок

Нередки среди детских и подростковых юмористических считалочек бытовые (повседневные) — «на злобу дня»:

  • Один, два, три —Нос подотри.
  • Раз, два, три, четыре —Мы сидели на квартире,Чай пили, булки ели,Позабыли, с кем сидели.
  • Шёл с получки по толкучкеТолстый дядя Робинзон,И с получки на толкучкеПриобрёл себе он зонт.Зонт дешёвый, трёхрублевый,Но зато такой здоровый,Чтобы спрятаться под нимМожно было бы троим!

Бытовые ситуации — популярная тема для современных считалок

Читайте также:  Мази от кашля для любимых деток

Популярными среди детских считалок являются рассказы в форме «верю — не верю»:

  • У Литейного мостаЯ поймал в Неве кита,Спрятал за окошко.Съела его кошка,Помогали два кота…Вот и нет теперь кита!Ты не веришь другу?Выходи из круга!
  • Плыл по морю чемодан,В чемодане был диван,На диване ехал слон.Кто не верит —Выйди вон!
  • Черепаха хвост поджалаИ за зайцем побежала,Оказалась впереди.Кто не верит — выходи.
  • Лапоть топал по морозуИ взобрался на берёзу,А с берёзы на луну.Ну и ну!

Школа — одна из любимых тем для шуток, и считалки — не исключение

Для подростков же наиболее близкая и популярная тема — школа: про уроки, отметки и, конечно, учителей:

  • В нашем классе нет лентяев,Только Вася Николаев.Он приходит на урок,Засыпает, как сурок.Лодырь, лодырь, лежебока,Проворонил три урока,На четвёртый опоздал,Пятый где-то пропадал,На шестом мешал учиться,На седьмом ходил лечиться,На восьмом играл в футбол,На девятый не пришёл.На десятом корчил рожи,На четырнадцатом тоже,На двадцатом видел сон,На тридцатом выгнан вон. (С. Маршак).
  • Вот лентяйка Единица!Не хочу с такой водиться.Не люблю и цифру два,Цифру три терплю едва.Ай да умница четыре!Но не всех прекрасней в мире.Всех прекрасней цифра пять.Вот всегда бы пять опять!Про пятёрку тоже есть картина – «Опять пятёрка», написал её Николай Заболоцкий
  • Си, си, си,Ехало такси.Двери открываются,Учитель заявляетсяНа высоких каблуках,С арифметикой в руках.Вызывает ученицу:— Расскажи мне всю таблицу.Сколько будет семью семь,Вы не знаете совсем!Сколько будет пятью пять,Вы не знаете опять!На уроке говорили-говорили-говорили,Чтоб мальчишки не курили,Не курили, не курили.А мальчишки за угломПодавились табаком.А девчонки за заборомПодавились помидором.Вдруг учитель пенияВышел из терпения.Он залез под потолокИ сказал: — Кончай урок!

Считалки могут быть посвящены и одному уроку в школе, например, обучению грамоте

Встречаются среди школьных считалок и «посвящения» одному предмету или даже историческому персонажу:

  • Раз, два, три, четыре —Меня грамоте учили:Не считать, не писать,Только по полю скакать.Я скакала, я скакала,Себе ноженьку сломала,Стала ноженька болеть,Стала маменька жалеть,Пожалела, поругалаИ за доктором послала.Доктор едет на быкеС балалаечкой в руке.
  • Пётр ПервыйПошёл погулять.Поймал перепёлку,Пошёл продавать.Просил полтинник,Получил подзатыльник,Попросил прощенья,Получил пачку печенья.Образ Петра Первого давно и прочно вошёл в русский фольклор

Считалки могут быть посвящены праздникам, к примеру, одному из самых волшебных и любимых детьми — Новому Году, а также зимним забавам. Например:

  • Раз, два, три, четыре —Бабу снежную лепили:Прикрепили нос-морковку,Глазки сделали ей ловко,В руки дали ей метлу —Разбегайтесь по двору!Немало считалок посвящены Новому Году и весёлым зимним забавам
  • В снег упал Серёжка,А за ним Алёшка,А за ним Иринка,А за ней Маринка.А потом упал Игнат.Сколько на снегу ребят?

Подростки также используют смешные считалки, только уже на более «взрослые» темы:

  • Говорят, что А и БНе сидели на трубе…(Мол, других хватало дел).А на ней — Газпром сидел.
  • Наш «Прогресс» упал некстати,Кислорода всем не хватит,Мяса тоже больше нет,Так что ты теперь — обед!
  • США, Канада, Гана,Израиль, Иран, Гвиана,Пакистан, Ирак, Китай —Куда хочешь уезжай!Но в стихах один изъян:Пуст пока что Ваш карман.Франция-Германия…Вот так графомания!Спросите у ребят, как пустые карманы мешают уехать в путешествие и что такое графомания, почему это слово использовано в считалке

Видео: мальчик рассказывает считалку «Тик-так»

Видео: девочки рассказывают смешную считалку

Таким образом, современные дети также должны узнавать считалки, которые, возможно, они, как и мы в своё время, трансформируют под современные реалии. Но главное — древний жанр будет жить и по-прежнему передаваться из поколения в поколение, храня нашу историю, а также увлекая и развивая наших детей.

Источник: https://melkie.net/podborki/schitalki/schitalki-dlya-detey-smeshnye.html

Лучшие детские считалки на любой вкус

Считалки не теряют свою актуальность, их количество постоянно растёт, а мы предлагаем вам только лучшие детские считалки на любой вкус.

Эники-беники ели вареники Эники-беники – клёц!

Вышел весёлый матрос.

***

Ехала машина тёмным лесом За каким-то интересом,

Инти, инти, интерес — Выходи на букву «эс».

*** Шёл крокодил, Трубку курил, Трубка упала и написала: Шишел-мышел,

Этот вышел.

*** Начинаеся считалка, На берегу сидела галка, Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

***

Раз, два, три, четыре, пять — Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф! Паф! Ой-ой-ой,

Убегает зайчик мой.

Раз, два, три, четыре, пять — Игры будем начинать. Пчёлы в поле полетели. Зажужжали, загудели. Сели пчёлы на цветы.

Мы играем — водишь ты.

***

Черепаха хвост поджала, И за зайцем побежала. Оказалась впереди,

Кто не верит — выходи.

***

Прилетела стрекоза, Как горошины глаза, А сама как вертолёт,

Влево, вправо, взад, вперед.

***

Утром бабока проснулась, Улыбнулась, потянулас, Раз — росой она умылась, Два — изящно покружилась, Три — нагнулась и присела,

А четыре — улетела.

***

Раз, два, раз, два, Вот берёзка, вот трава,

Вот полянка, вот лужок — Выходи-ка ты, дружок.

***

Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть.

Небо, звёзды, луг, цветы — Выходи из круга ты.

***

Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц. Кто до месяца дойдёт,

Тот и прятаться пойдёт.

***

Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Кукушата просят пить.

Выходи — тебе водить.

***

Прыг да скок, прыг да скок, Скачет зайка — серый бок. По лесоку прыг, прыг, прыг, По снежочку — тык, тык, тык. Под кусточек присел, Схорониться захотел.

Кто его поймает, тот и водит.

***

Бубенчики, бубенчики, Летели голубенчики По утренней росе, По зелёной полосе, Сели на сарай.

Беги, догоняй.

***

Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять, Выплыл ясный круглый месяц, А за месяцем луна, Мальчик девочке слуга. Ты, слуга, подай метлу,

А я в карете подмету.

Вышли мыши как-то раз Посмотреть который час. Раз-два-три-четыре, Мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон — Разбежались мыши вон.

***

Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит, Если веришь, стой и жди,

А не веришь — выходи!

***

На золотом крыльце сидели Царь. царевич Король, королевич, Сапожник, портной, Кто ты будешь такой? Говори поскорей,

Не задерживай честный и добрых людей!

***

Катилась апельсина До города Берлина, Уроки не учила

И двойку получила.

***

На золотом крыльце сидели Мишки Гамми, Том и Джерри, Скрудж Мак-Дак и три утенка, Выходи, ты будешь Понка! Если Поночка уйдет,

Скрудж Мак-Дак с ума сойдет!

***

Вышел немец из тумана Вынул ножик из кармана Буду резать, буду бить

Все равно тебе водить.

***

— Аист-аист, аист — птица, Что тебе ночами снится? Мне болотные опушки, — А еще? Еще лягушки. Их ловить, не изловить.

Вот и все, тебе водить!

***

Шел баран по крутым горам, Вырвал травку, положил на лавку.

Кто ее возьмет, тот вон пойдет.

***

Родились у нас котятя Раз-два-три-четыре-пять, Приходите к нам, ребята Посмотреть и посчитать. Раз котенок — самый белый Два котенок — самый смелый Три котенок — самый умный А четыре — самый шумный Пять похож на три и два Теже хвост и голова Тоже пятнышко на спинке Также спит весь день в корзинке. Хороши у нас котята Раз-два-три-четыре-пять Приходите к нам, ребята

Посмотреть и посчитать!

***

Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура. Он сердит на нас — беда!

Разбегайтесь кто-куда!

***

Трынцы, брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы, Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

***

Бегал заяц по болоту, Он искал себе работу, Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

***

В гараже стоят машины — Волга, Чайка, Жигули,
От какой берешь ключи?

***

Катилося яблоко мимо сада, мимо сада, мимо града,

Кто поднимет, тот и выйдет.

***

За морями, за горами, За железными столбами, На пригорке теремок, На дверях висит замок, Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

***

Зайчишка — трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашел, Капустку нашел, Сидит, грызет,

Иди прочь — хозяин идет!

***

Шышел-мышел,
Взял, да вышел.

***

Кады, бады, налей воды.
Корове пить, тебе водить.

***

Лиса по лесу ходила, Лиса голосом вопила. Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела — Мужу двое, себе трое, И детишкам по лаптишкам! Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

***

Раз, два, три, четыре, Жили мышки на квартире. К ним повадился сам друг Крестовик — большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука мы спросим: «Ты, обжора, не ходи!»

Ну-ка, Машенька, води!

***

Среди белых голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек – пташка, Серая рубашка, Откликайся, воробей,

Вылетай – ка, не робей!

***

«Тили – тели», — Птички пели. Взвились, к лесу полетели. Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

***

Вышли мышки как — то раз Поглядеть, который час. Раз, два, три, четыре – Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

***

Катилось яблоко Мимо сада, Мимо сада, Мимо града. Кто поднимет,

Тот и выйдет.

***

За морями, за горами, За железными столбами На пригорке теремок, На дверях висит замок, Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

***

Раз, два, три, четыре, пять, Негде зайчику скакать; Всюду ходит волк, волк, Он зубами – щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, Прячься, заинька, и ты.

Ты, волчище, погоди!

***

Свинка ходит по бору, Щиплет лебеду – траву, Она рвет, не берет,

Под березку кладет.

***

Раз – елка, Два – дубок, Три – березовый гаек А четыре – это травка, Пять – пчелка трудится опять, Шесть – еж колючий под пеньком. Семь – гриб под дубом вырос.

Восем…

***

Раз, два – деревья Три, четыре – вышли звери Пять, шесть – падает лист Семь, восемь – птицы в лесу

Девять, десять – это синички подняли красные личка.

***

Наша Маша рано встала Кукол всех пересчитала: Две матрёшки на окошке, Две Танюшки на подушке, Две Иринки на перинке, А Петрушка в колпачке

на зеленом сундучке.

***

Высоко-превысоко Кинул я свой мяч легко. Но упал мой мяч с небес, Закатился в темный лес. Раз-два-три-четыре-пять,

Я иду его искать.

***

Мы собрались поиграть, Ну, кому же начинать? Раз, два, три,

Начинаешь ты.

***

Шарага, барага, По кусту, по насту, По лебе, лебедке, Штучка, плетка,

Соколик, вон.

***

— Заяц, белый, Куда бегал? — В лес зеленый. — Что там делал? — Лыки драл. — Куда клал? — Под колоду. — Кто украл? — Родион.

— Выйди вон!

***

Серый зайка вырвал травку. Положил ее на лавку. Кто травку возьмет,

Тот и вон пойдет.

***

Катилось яблоко по блюду,
Я водить не буду.

***

Сидел король на лавочке, Считал свои булавочки: Раз — два — три,

Королевой будешь ты!

***

Собирала белка шишки, Для енота и для мышки. Раз, два, три, четыре, пять, Найду шишку я опять. Три еноту и три мышке,

Остальные кому шишки?

***

В даль бежит река лесная, Вдоль неё растут кусты. Всех в игру я приглашаю,

Мы играем — водишь ты!

***

Раз, два, три, четыре, пять, Мы выходим поиграть. Надо воду выбирать, Будем мы тогда считать. Топ, топ, топоты,

Водой точно будешь ты.

***

Раз, два, три, четыре, пять. Мы решили поиграть, Но не знаем, как нам быть, Не хотел никто водить! На тебя укажем мы:

Это верно будешь ты!

***

Ела Маша кашу, Кашу не доела. «Раз, два, три» — сказала И картошку съела. Кто три ложки возьмёт,

Тот и вон пойдет.

***

Раз, два, три. На полянку выходи, Хороводы заводи, Кто остался,

Тот води.

***

Аты-баты чума-чум Ачерепа атамбум Бумафера атарас На горе вечерний час. Свиньи в бане танцевали Все кадушечки сломали.

Читайте также:  Как правильно почистить носик новорожденному: полезные советы

Чики-брики ковшик.

***

Мы собрались во дворе, Дело было в сентябре. Раз, два, три, четыре, пять, Мы решили поиграть. Сколько будет два плюс три?

Если знаешь, то води!

***

Черепаха и улитка Побежали очень прытко. Ты за ними поспевай

Из считалки вылетай.

***

Говорят на заре, Собирались на горе Голубь, гусь и галка

Вот и вся считалка.

***

Семь ворон сидели тихо Подлетела к ним слониха И как крикнет: «Кар-кар-кар!»

Ты не веришь, выйди сам.

***

Повар, поваренок, Киска и котенок. Весело играли, Прыгали, скакали Раз, два, три, четыре, пять.

Будем заново считать.

Источник

Источник: http://interesnoje.ru/luchshie-detskie-schitalki-na-lyuboj-vkus/

Считалки для детей

Считалки для детей: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.

Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили  считалки.

Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…».

Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу)  и используйте их в своей обычной  семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход  в игре.

Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.

Виды считалок

Первый вид считалок. Считалки — жеребьевки

Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.

Пара отходит в сторону  и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.

Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам.  Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»

Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:

При чтении   считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе.

  Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда  с радостью используете свои собственные  считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать :).

Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки,  развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.

Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития.

Ведь способности малыша  проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по  «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного.

Создать сам, причем  с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).

Второй вид считалок. Заумные считалки.

В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь.

Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить  сложный текст и вообще речь им не интересна!!! А ведь  такой заумный текст учат!!! И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет.

А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а   в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя,  как нужны ему игры со словами.

Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:

 Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!».

А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет.

Почему? Потому что в детстве у любого ребенка —  период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами.

Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в комментариях, буду очень рада прочитать Ваше творчество.

8 заумных считалок для детей.

Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.

История заумных считалок

Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.

Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.

Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы.

Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти.

Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен.  В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло.

Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.

Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!

Третий вид считалок: считалки — числовки

Третий вид считалок – считалки – числовки, или считалки с числами.  Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. Приведу в пример  несколько  таких считалок.

Интересная история этой считалки: история   считалки  про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были  написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются.

Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.

А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.

Четвертый вид считалок – считалки – заменки.

В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.

Часто в считалках предлагается выбрать  из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится  до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:

Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.

Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?»

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/schitalki-dlya-detej/

Считалки и Считалочки для детей

Считалки и считалочки для детей в основном используются для установления очередности, для определения, кому начинать игру. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма.  Разучивая с детьми всевозможные считалки, вы будете и тренировать память, и развивать у детей чувство ритма.

Считалки для детей

Считалки зачастую придумывают сами дети, и их изобретательность в этом безгранична. Но иногда рифмованные считалки сочиняют профессиональные детские поэты. Часто используются также народные потешки и дразнилки или стихи, утратившие авторство и ставшие народными. Обычно, произнося считалку, указывают на участников, и на кого выпадет последнее слово, тот и водит. Есть и другой вариант: игроки выходят один за другим, а водящим становится последний оставшийся. Итак, предлагаем самые веселые стишки-считалки, которые не только помогут организовать игру, но и позабавят малышей.

Считалки и Считалочки для детей

* * * Тра-та-та! Тра-та-та! Вышла кошка за кота, За Кота Котовича — За Петра Петровича! Он усат и полосат, Ну не кот, а просто клад! *** Жаба прыгала, скакала, Чуть в болото не упала. Из болота вышел дед, Двести восемьдесят лет. Нес он травы и цветы. Выходи из круга ты. *** Бегал зайка по дороге, Да устали сильно ноги. Захотелось зайке спать, Выходи, тебе искать. *** Вышла мышка как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мышка дернула за гири. Вдруг раздался сильный звон. Выходи из круга вон. *** Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки пили, мышки ели, Только сушками хрустели. Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик — чистый стол. Этот резал, этот ел, Ну а этот лишь глядел. *** Я — зверек И ты — зверек. Я — мышонок, Ты — хорек. Ты хитер, А я умен. Кто умен, Тот вышел вон. *** Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько дали? Аты-баты, сто грошей. Аты-баты, выходи-ка, А Аты-баты, поскорей. *** Раз, два, три, четыре, пять. Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга. *** За высокими горами Стоит Мишка с пирогами. Здравствуй, Мишенька-дружок, Сколько стоит пирожок? Пирожки не продаются, Они сами в рот кладутся, Но кто их возьмет, Тот водить пойдет. *** За морями, за горами, За дремучими лесами На пригорке — теремок, На дверях висит замок. Кто к замочку ключ найдет, Тот из круга вон пойдет. *** Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди в поле Едут там трубачи, Да едят калачи. Погляди на небо — Там краюха хлеба. Раз, два, не воронь, Беги как огонь. *** Шел баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто ее возьмет, Тот и вон пойдет.

Математические Считалки для Детей

*** Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет, Но охотник не попал, Серый зайчик убежал. *** Раз, два, три, четыре, пять, Кошка учится считать. Потихоньку, понемножку Прибавляет к мышке кошку. Получается ответ: Кошка есть, а мышки нет! *** Раз, два, три, четыре, пять, Коля будет начинать. Пчелы в поле полетели, Зажжужали, загудели, Сели пчелы на цветы, Мы пугаем — водишь ты! *** Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять — Можно все пересчитать, Сосчитать, измерить, взвесить… Сколько в комнате углов, Сколько ног у воробьев, Сколько пальцев на ногах, Сколько в садике скамеек, Сколько в пятачке копеек! *** Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Что нам делать? Как нам быть? Нужно заиньку ловить. Снова будем мы считать: Раз, два, три, четыре, пять. *** Жили-были сто ребят. Все ходили в детский сад, Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать — Начинай считать опять. *** Раз, два, три, четыре, Жили мошки на квартире. К ним повадился сам-друг, Крестовик — большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, Паука давай попросим: «Ты, обжора, не ходи». Ну-ка, Машенька, води! *** Вышли мышки как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре — Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон — Убежали мышки вон. *** Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире? Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щенок, сверчок и я — Вот и вся моя семья! Раз, два, три, четыре, пять — Всех начну считать опять. *** Раз, два, три, четыре, Кто не спит у нас в квартире? Всем на свете нужен сон. Кто не спит, тот выйдет вон! *** Жил в реке один налим, Два ерша дружили с ним, Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки И учили их считать — Раз, два, три, четыре, пять. *** Подогрела чайка чайник. Пригласила восемь чаек: «Прилетайте все на чай!» Сколько чаек, отвечай! *** Чайки жили у причала, Их река волной качала. Раз, два, три, четыре, пять — Помоги их сосчитать!       *** Раз, два, три, четыре. Меня грамоте учили. Не читать, не писать, Только по полу скакать. Я скакала, да играла, Кукле ножку поломала, Да за доктором послала. Едет доктор на быках,  Да с гармошкою в руках. *** Чтоб лететь нам на планету. Смастерили мы ракету. Раз, два, три — Полетишь сегодня ты! *** Бежит заяц через мост, Длинны уши, куцый хвост. Ты далёко не беги, Посчитать нам помоги. Раз, два, три — Выйди ты! *** Вот грибочки на лужочке В красных шапочках стоят. Два грибочка, три грибочка, Сколько вместе будет? — Пять.

Читайте также:  Этапы рисования с ребенком аквариума с рыбками

Смешные и Шуточные Считалки для Детей

*** Коко-Моко яйца слопал И спасибо не сказал Сел на лошадь и удрал. Приезжает он с войны Мама где мои штаны? А штаны на улице Исклевали курицы. Курица пошла в аптеку И сказала: ку-ка-ре-ку! Дайте мыло и духи, Чтоб не дрались Пе-ту-хи. *** Сидели два матроса Курили папиросы Один не докурил Собаке подарил Собака побежала Начальнику сказала Начальник удивился И в бочку провалился. А в бочке тараканы, Играли в барабаны. Один не доиграл, Всю бочку разорвал. *** Я — маленькая девочка И в школу не хожу. Купите мне сандалики — Я замуж выхожу! *** Я пойду на улицу, Там поймаю курицу. Привяжу её за хвост — Это будет паровоз! *** Тише, мыши! Кот на крыше. А котята — ещё выше! Кот пошёл за молоком, А котята — кувырком, Кот пришёл без молока, А котята: — Ха-ха-ха! *** Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять, Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет: Пиф-паф! Оё-ё-ёй! Умирает зайчик мой! Повезли его в больницу — Он украл там рукавицу. Повезли его домой — Оказался он живой! *** Жили-были дед да баба, Ели кашу с молоком. Рассердился дед на бабу — Хлоп по пузу кулаком! А из пуза — два арбуза Покатились кувырком. А из носа — два матроса Побежали босиком. *** Шла машина тёмным лесом За каким-то интересом. Инти-инти-интирес, Выходи на букву «эс»!

Вы познакомились с Считалками и Считалочками для детей. Смотрите ещё Детские считалочки. Читайте также Чистоговорки для детей, которые помогут научится правильно говорить.

Источник: http://www.razvitierebenka.com/2011/11/blog-post_22.html

Детские считалки | КАРАКУЛИ

Детские считалки – необходимая часть детских подвижных игр. Ведь почти всегда нужно выбрать водящего. И сделать это нужно честно, без обмана, справедливо.

Раньше стишки для выбора ведущего или установления очередности и игре называли в народе «жеребьевками» или «гадалками». Название «считалки» был придуман собирателями фольклора. Хотя, собственно, счет встречается только в считалках-числовках.

Но это название так прочно вошло в обиход, что сейчас даже сложно представить, что «считалки» могут называться как-то по-другому.

Разучивайте с детьми считалки! Это не только поможет им развить память и приобщиться к русской фольклорной культуре, но и повысит их «рейтинг» среди сверстников.

Детские считалки бывают очень разные: длинные и короткие, легкие и не очень в запоминании, старинные и современные. Но одно свойство объединяет их – они обязательно ритмичные.

Не претендуя на этнографическую точность, мы разбили детские считалки на несколько групп:

Детские считалки-числовки

Считалки-числовки – это считалки с числами. Иногда, правда, эти числа сложно узнать. Они искажены, замаскированы. Например, вместо «Один, два» появляются «Первенчики, другеньчики» или «Перводан, другодан». Эти искаженные слова рождались во взрослом языке.

Ведь когда-то считали, что слово, и, тем более, число – вещь магическая. А раз магическая, значит и опасная. Поэтому существовал запрет на счет «правильными» числами. Но считать-то было как-то надо – вот и придумывали такие «заменители».

Потом запрет ушел, а его отзвуки остались в детских считалках.

Примеры детских считалок-числовок:

Заумные детские считалки

О происхождении заумных считалок у  ученых нет единого мнения. Некоторые считают, что это самые древние считалки, берущие свое начало от старинных заклинаний и заговоров. Другие исследователи доказывают, что они восходят к латинским числовкам.

Некоторые даже полагают, что заумные считалки – это искаженные молитвенные тексты на древнееврейском  языке. Но, в любом случае, этот вид считалок очень древний. Кстати, их тексты сходны на всей территории многоязычной Европы.

Заумные считалки – застывшие осколки древних культур, формулы, лишенные всякого смысла, но завораживающие ребенка своим ритмом.

Примеры заумных считалок:

Старинные и современные русские детские сюжетные считалки

Сюжетные считалки – основная группа детских считалок. Очень сложно определить время создания того или другого текста, понять, какие пришли к нам из седой старины, а какие появились совсем недавно. Ведь считалки постоянно изменяются, впитывают новые  слова и реалии окружающего мира.  Вот, например, такая, довольно старая считалка, «Ехал Ваня на тележке…» обрела нового «главного героя»:

Но, все же, в некоторых детских сюжетных считалках можно проследить следы разных эпох. Вот, позднее российское средневековье:

Эти детские считалки довольно современные – начало и середина XX века:

Хотя такие считалки и называются сюжетными, но сюжет этот, зачастую, удивительно алогичен и произволен.

Детская фантазия, не связанная взрослым опытом, не имеет границ! В детских считалках катятся не только яблочко, шарик или колечко, но и предметы, совершенно для «качения» не предназначенные: торба, яблоня, голубое платьице.

Детские считалки – очень динамичны. В них кто-то или что-то постоянно «катится», «едет», «идет». А вот «сидят» или «стоят» — очень редко.

Примеры детских сюжетных считалок:

Считаться можно и «на выбывание». Правда, это занимает довольно много времени, ведь «водой» будет тот, кто последним останется в кругу. Современные дети, улавливая все нарастающий ритм окружающего мира так считаются редко – некогда.

А раньше – лет семьдесят назад – именно такой способ счета был основным. Считаться можно любой считалкой. На кого попал последний слог выходит из круга и дальше в жеребьевке не участвует. И так до тех пор, пока не останется последний.

  А вот считалка «Шла кукушка мимо сети…»  — это считалка именно на выбывание. Считаются так:

Дети встают в круг, сжимают обе руки в кулак и выставляют вперед. Тот, кого назначили считать, слегка стукает по кулачкам на каждое слово считалки:

Тот на кого пришлось последние слово считалки, разжимает кулак и прячет руку за спину. Считалка повторяется. Водящим может стать либо тот, кому первым выпадет разжать два кулака, либо тот, чей кулак останется последним.

Существуют детские сюжетные считалки «с продолжением».  Например, такая:

Тот, на кого пришелся последний слог, должен быстро назвать число. Можно оговорить, что число должно выть не больше 10 (20, 30 – как договоритесь). К примеру, названо число пять. Тогда считалка начинается сначала:

Такая же считалка «с продолжение» — всем известная детская считалка «На златом крыльце сидели…».

Когда произносят слова «Кто ты будешь такой?», то тот, на кого укажет ведущей при слове «такой», должен быстро назвать одного из «героев», сидящих на крыльце: «король», «царь», «сапожник» … После этого считалку начинают сначала и считаются до выбранного персонажа. На кого попадет это слово – тот и выходит.

Авторские детские считалки

Источниками считалок, конечно, становились и авторские, литературные тексты детских поэтов. Считалкой может стать любое стихотворение, если оно не слишком длинное и ритмичное.

Примеры детских авторских считалок:

А теперь, когда все посчитались, можно играть в салки, прятки или жмурки!

Детские сговоры и жеребьевки для деления на команды

Для того, чтобы «честно» разделиться на команды, дети на Руси пользовались словесными жеребьевками – сговорами. Для этого служил вопрос, содержавший в себе выбор. Вопросы могли быть самые разные. Рождались такие вопросы, обычно, на основе сказок, загадок, пословиц:

  • «Солнце красное или месяц ясный?»
  • «Коня вороного или казака удалого?»
  • «Наливное яблочко или золотое блюдечко?»
  • Часто такие вопросы-сговоры имели юмористический характер:
  • «На печке заблудился или в тарелке утоп?»
  • «Шишкой в лоб или в ухо хлоп?»

Проводили сговор-жеребьевку так. Две «матки» или, говоря современным языком, капитаны будущих команд – отходили в сторону и договаривались о том, какой вопрос будут задавать. А также определялись к кому из «маток» будет присоединяться игрок, выбравший тот или иной ответ на вопрос.

Когда они об этом договорились, то кричат остальным «Можно!». После чего к ним по очереди парами подходят дети. Одному из детей в паре тихо (чтобы не услышали остальные) предлагают вопрос, например: «Сказка или бубликов связка?». Ребенок (тоже тихо) сообщает, что он выбрал. Например, он выбрал «сказку».

Тогда ему словами или жестами показывают, к кому из «маток» ему надо присоединиться. Второй ребенок из пары идет в другую команду. После этого подходит следующая пара и все повторяется сначала. В конце концов все дети поделятся на две команды.

Такие жеребьевки подходят для формирования команд во многих русских народных играх, например, в старинной игре «Бояре» или менее известной, но очень динамичной игре «Жнецы и пахари».

Современный простой и всем известный способ разделить детей на команды – рассчитаться по порядку номеров. Но, чтобы было веселей, можно рассчитываться не цифрами а, например, деревьями, цветами – да всем чем угодно! Например, взрослый водящий идет вдоль детской шеренги и, дотрагиваясь по очереди до детей говорит –«зайчик, белка, ежик, зайчик, белка, ежик…».

После этого просят сделать шаг вперед тех, кого назвали зайчиком – вот и команда зайчиков. Они встанут справа от ведущего. Потом вперед выходят лисички. Их команду просят встать слева от ведущего. Ну а ежики остаются на месте. Здесь у нас получилось три команды, но можно сколько угодно.

Если делите подростков, то можно придумать что-нибудь позаковыристей например: кочки, пенечки, болотные цветочки.

Считалки — часть детской игровой культуры и народной культуры в целом, не потерявшие своей популярности и до наших дней. Многие другие элементы русского игрового фольклора, к сожалению, стали сегодня почти экзотикой.

Например, тряпичная игровая кукла, традиционный способ народной педагогики подготовки девочек к ее будущему материнскому предназначению.

Чуть больше повезло весенним календарным играм и обрядам, а также зимним народным забавам — последнее время интерес к ним значительно вырос.

Источник: http://www.karakyli.ru/2014/03/29/detskie-schitalki/

Ссылка на основную публикацию