Скороговорки для развития дикции у детей: учимся проговаривать букву «с»

Скороговорки для детей

Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».

Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

  • На дворе траваНа дворе трава, на траве дроваНе руби дрова на траве двора.
  • Карл у КларыКарл у Клары украл кораллы,Клара у Карла украла кларнет.
  • Корабли лавировалиКорабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Скороговорка про покупкиРасскажите про покупки,Про какие про покупки?Про покупки, про покупки,Про покупочки мои.
  • Скороговорка про выдруВыдра в ведро от выдры нырнула.Выдра в ведре с водой утонула.
  • Ехал грека через рекуЕхал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку,Рак за руку Грека — цап!
  • Выдра в тундреВ недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдраЯдра кедров!Выдрав с выдры В тундре гетры Вытру выдрой ядра кедровВытру гетрой выдре мордуЯдра в вёдраВыдру в тундру!

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками — самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

  • Скороговорка на букву ЖИспугались медвежонкаЁж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
  • Скороговорка на букву ЧУ четырех черепашек четыре черепашонка.
  • Четыре чертенкаЧетыре черненьких, чумазеньких чертенкаЧертили черными чернилами чертеж.
  • Скороговорка на букву ШНа опушке в избушкеЖивут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
  • Сшила СашаСшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.
  • Шла Саша по шоссеШла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • В шалашеВ шалаше шуршит шелкамиЖёлтый дервиш из АлжираИ, жонглируя ножами,Штуку кушает инжира.
  • Кукушонок в капюшонеКукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!
  • Скороговорка на букву ЩДва щенка, щека к щеке,Щиплют щетку в уголке.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки — рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

  • МышкаМышка залезла под крышку,Чтобы под крышкой сгрызть крошку,Мышке, наверное, крышка –Мышка забыла про кошку!
  • КощейТощий немощный КощейТащит ящик овощей.
  • Сорок сорокХитрую сороку поймать морока,А сорок сорок – сорок морок.
  • ПопугайГоворил попугай попугаю:Я тебя, попугай, попугаю.Отвечает ему попугай:Попугай, попугай, попугай!
  • КарасёнокКарасёнку раз карасьПодарил раскраску.И сказал Карась:«Раскрась, Карасёнок, сказку!»На раскраске Карасёнка –Три весёлых поросёнка:Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

  • Скороговорка про китайцевЖили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
  • Чего нетНет абрикоса, кокоса, редиса,Палтуса, уксуса, кваса и риса,Компаса нет, баркаса и троса,Термоса, пресса, индуса-матроса,Баса нет, вкуса, веса и спроса,Нет интереса – нет и вопроса.
  • Пир у Киры и ФирыУ Киры и ФирыВ квартире был пир:Факир ел зефир иКефир пил Факир.А Фира и КираНе пили кефира,Не ели зефира –Кормили факира.
  • Ежевика и земляникаЕжели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное.Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное.Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное,варенье земляничное вы ежедневно ели.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

  • СурокHow much wood would a woodchuck chuckif a woodchuck could chuck wood?Сколько дров бросил бы сурок,если бы сурок мог бросать дрова?
  • ЗоопаркCan you imagine an imaginary menagerie managermanaging an imaginary menagerie?Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,который руководит воображаемым зоопарком?
  • УстрицаAny noise annoys an oysterbut a noisier noise annoys an oyster most.Любой шум раздражает устрицу,но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.
  • РакушкиShe sells sea shells at the sea shore,the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.Она продаёт морские ракушки на берегу моря,ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

  • Кто хочет разговариватьКто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсе правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.Мы будем разговариватьИ будем выговариватьТак правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.
  • КокосКокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  • ГазельНа бобра из-за ели глазеют глаза газели.
  • ЛотоГраф Тото играет в лото, а графиня Тото знает про то, что Граф Тото играет в лото, если бы граф Тото знал про то, что графиня Тото знает про то, что граф Тото играет в лото, то б граф Тото никогда бы в жизнине играл бы в лото.

Другие известные скороговорки

Короткие скороговорки, читать и запоминать которые смогут даже самые маленькие дети.

  • Мыла МилаМыла Мила мишку мылом,Мила мыло уронила.Уронила Мила мыло,Мишку мылом не домыла.
  • От топота копытОт топота копыт пыль по полю летит.
  • БелкаБелый снег. Белый мел.Белый сахар тоже бел.А вот белка не бела.Белой даже не была.
  • ГалкиОднажды галок поп пугая,в кустах увидел попугая.И говорит тот попугай:«Пугать ты галок, поп, пугай,но галок поп в кустах пугая,пугать не смей ты попугая».
  • Сонька на санкахВезёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Вернуться в раздел детские стихи.

Источник: https://deti-online.com/stihi/skorogovorki/

Лучшие скороговорки для развития речи и тренировки дикции у взрослых

Приветствую вас, дорогие мои! Сегодня мы с вами будем учиться красиво и правильно говорить. А для этого прибегнем к помощи скороговорок для развития речи и дикции.

Как вы знаете, шепелявая и малопонятная речь никому не нравится. Она очень сильно портит впечатление о человеке, особенно, если это взрослый, а не ребенок. Поэтому пора заняться собой и своим языком. Скороговорки – самый быстрый и не затратный способ повысить качество своей речи.

Они научат вас не только произносить трудные звуки, но и чувствовать их. Причем для достижения хорошего логопедического эффекта достаточно заниматься 10-20 минут в день. Сначала медленно прочитайте скороговорку, затем с каждым прочтением старайтесь увеличивать скорость ее проговаривания. Не сомневайтесь, все у вас обязательно получится!

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых (с длинными текстами)

Многие короткие чистоговорки состоят из 4-7 слов. Но даже они бывают трудны в произношении. Предлагаю усложнить задачу и научиться правильно проговаривать более длинные скороговорки.

Березка коренистенькая,

По корню – криволистенькая,

По середке – суковатенькая,

По вершинке – высококудреватенькая.

На воротах – сорока,

На заборе – ворона,

На дороге воробей

Клюет конопель,

Конопель, конопель

Конопляносеменистую.

Заяц косой

Следит за осокой-травой.

Смотрит косой,

Как косарь с косой

Косит траву косой.

На рынке Кирилл

Подарки купил:

Ксюшке – косынку,

Катерине – крынку,

Петрушке – погремушки.

Петрушка погремушками потряхивает,

Погрохатывает:

Тара-рах, тара-рах,

Тара-рах-тах-тах.

Скороговорки с буквами Р, Л и С для тренировки взрослой речи

По признанию многих взрослых, эти звуки особенно трудны для произношения. Поэтому такие скороговорки будут в первую очередь необходимы всем, кто хочет красиво и четко говорить.

Р

Бобр добр до бобрят.

Добры бобры идут в боры.

На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора!

Хитрую сороку поймать морока. А сорок сорОк – сорок морок.

Идут бобры во сыры боры, идут бобры во сыры боры.

Л

Дали Клаше кашу с простоквашей. Ела Клаша кашу с простоквашей.

Белые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.

Ты, молодец, скажи молодцу: пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Морская волна сильна и вольна.

С

Клест на сосне веселится по весне.

Острая осока выросла высокой.

Рассказывал сказочник сказку про Снегурочку и Синеглазку.

Сам свалил песок на вал высоченный самосвал.

Высокие сосны стоят у реки, у сосен стволы до небес высоки.

Степан свистит на свирели, но без свирели свистят свиристели.

Читаем онлайн сложные скороговорки для развития дикции (Ж и Ш)

Эти чистоговорки только на первый взгляд кажутся короткими и простыми. А теперь попробуйте произнести их быстро и без запинки! Уверена, не у всех получится с первого разаJ

Ш

На окошке у Тошки кошка и котят немножко.

Не шипи, а пиши, пиши, не шипи.

Пешки – в шахматах, шашки – в шашках.

Вашему шпиону нашего шпиона не вышпионить, а наш шпион вашего шпиона вышпионит.

Ишак и шакал шагали по шпалам.

Паша пашет, Леша пляшет, Леша пляшет, Паша пашет.

В шалаше у шалунишки – шашки а шишки.

Ж

Нож и ножки, ложь и ложки, рожь и рожки.

Уже ужи в луже.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Однажды шел дождик дважды.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

Жутко жуку жить на суку.

Лучшие скороговорки на английском языке для взрослых

Эти английские чистоговорки особенно нужны тем, кто изучает иностранный язык. Сделала для вас максимально полезную подборку, благодаря которой английская речь будет как у иностранцев!

I see a big black cat,

Big black cat, big black cat.

What a big black cat!

What a cat! What a cat!

Peter Piper picked

A peck of pickled peppers;

A peck of pickled peppers

Peter Piper picked.

I scream, you scream.

We all scream for ice-cream.

Hickety, pickety, my black cat

Источник: https://vdekrete.info/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-i-diktsii-vzroslyih.html

Картотека по логопедии на тему: Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения

Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения.

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Используется для тренировки дикции и произношения.

Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».

Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

https://www.youtube.com/watch?v=wB34pNZlrxc

звуки «Б» и «К»

Кто обидит бобра — не увидит добра.

У Бобы — винт, у Вити — бинт.

звуки «Б» и «Л»

Маланья — болтунья молоко болтала,

выбалтывала, выбалтывала не выболтала.

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

мыло Мила уронила.

Белые бараны били в барабаны.

звук «В»

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

По двору-подворью, в добром здоровье.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

звук «Г»

На дворе галка, на берегу галька.

Нес Григорий пирог через порог.

Стал на горох и упал на порог.

У Аграфены и Арины растут георгины.

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

звук «Ж»

Хожу–твержу, сижу–твержу,

лежу– твержу: Жи, же, жа, жу.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Хорош пирожок внутри творожок!

Желтокрылый жук Женя

женился на жужелице Жуже.

Жена Жужа жужжит не хуже мужа.

звук «З»

Затоптали утки за будкой незабудки.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Лиза везла на возу козла и козу.

На завалинке Зоя и заинька.

Не забудьте незабудки.

Розовые розы замерзают в морозы.

Соломы воз возница вез.

звуки «К» и «Л»

От топота копыт пыль по полю летит.

У ёлки иголки колки.

Я сидела у Оки, ела яблоки.

Карл у Клары украл кораллы,

а Клара у Карла украла кларнет.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Вбил Клим кленовый клин.

Заклинило клин,

клином не выклинишь.

[b]звуки «К» и «П»[/b]

Наш Полкан попал в капкан.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

про покупочки свои!

Не по правилам правил Павел,

В трясину машину Павел направил.

Медведь Потап купил тапки для лап.

Малы тапки, не лезут лапки.

В слове «початки» нашли опечатки.

А какие же початки с опечатками?

Когда-то галок поп пугая,

В кустах заметил поп

И говорит тут попугай

«Пугать ты галок, поп, пугай.

Не смей пугать ты попугая!»

звуки «К» и «Г»

Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

сено, граблями, краб, грабь.

На дворе галка, на берегу галька.

Нес Григорий пирог через порог.

Стал на горох и упал на порог.

звук «М»

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

На меду медовик,

а мне не до медовика.

[b]звук «С»[/b]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

Осип охрип, Архип осип.

В поле Фрося полет просо,

сорняки выносит Фрося.

Сидит Алеся с печки ноги свеся.

Стрекотали три сороки на

рассвете во дворе,

разбудили три сороки

злого Рекса в конуре.

Р Грозно «сторож» зарычал,

Со двора сорок прогнал.

Сидел Венька в гостях у Сеньки.

Пришел Санька, за ним Танька.

Потом Витька, за ним Митька,

после Влас, за ним и весь класс.

Сидели, сидели, едва не поседели.

Ничего не высидели.

Еще посидеть, чтобы поседеть?

Везёт Сенька Саньку с

Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног,

Соньку в лоб, все в сугроб.

звук » Т » и «Д «

Танец за танцем, за танцем танец.

У Тани с Мишуткой на щечках румянец.

Маленький карасик попал на удочку Тарасика.

Пожалел Тарасик, отпустил карасика.

Молоточком точно в точку

заколачивать гвоздочки

учится чумазый Чук.

На дворе трава, на траве дрова,

не руби дрова на траве двора.

Тридцать три корабля лавировали,

Читайте также:  Купание ребенка в большой ванне: как и зачем это нужно

лавировали, да не вылавировали.

звук «Р»

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры.

За забором у Федоры – мухоморы.

В поле Фрося полет просо,

сорняки выносит Фрося.

По травке тропа протоптана.

Рано утром два барана

барабанят в барабаны.

Рома Маше нарвал ромашек.

Трое трубачей трубят в трубы.

Шустрая норка юркнула в норку.

Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Розу розовую Розе Боря в праздник подарил.

Боря улыбается: роза Розе нравится!

Свинка рылом землю рыла,

Мыли рыло свинке мылом.

Играла Клара на рояле, Мишутка с Таней танцевали.

Редьку редко ели детки – горьковата деткам редька.

Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принёс на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

звук «Ш»

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлепают гуськом гусак за гусаком.

Шапкой Саша шишки сшиб.

Маша за Сашей шли за Глашей.

Над крышею — груша.

На груше — Андрюша.

Шапка да шубка — вот наш Мишутка.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

У Сашки шапка, у Пашки фуражка,

Фуражку Пашка отдал Сашке,

Сашка шапку отдал Пашке.

В стружке шуршит мышка-норушка.

Жестко спать мышке на стружке.

звуки «Ч» и «Щ»

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Птичку напичкали спичками.

Чёрной ночью чёрный кот

прыгнул в чёрный дымоход.

звук «Щ»

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Волки рыщут, пищу ищут.

Овощи тащи — будут щи.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

звук «Ц»

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Съел, наконец, кузнец варенец.

Легкая метелица белым снегом стелется.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/01/29/kartoteka-detskih-skorogovorok-dlya-razvitiya-rechi-uluchsheniya

Развитие / скороговорки для детей для улучшения дикции

Скороговорки для детей помогут вашему ребенку научиться четко и красиво говорить, а также будут способствовать улучшению дикции и памяти.

От топота копыт пыль по полю летит.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

У осы не усы, и не усищ-ща, а у-у-сики.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Ест Федька с водкой редьку

Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат — бородат.

К Габсбургам из Страсбурга.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Упражнение дикции помогает развитию речи.

У ёлки иголки колки.

В один клин, Клим, колоти.

Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.

Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Подал грабли крабу краб.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Рододендроны из дендрария.

Сорока со скоросоковыжималкой.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Во дворе-подворье погода размокропогодилась.

Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Когда-то галок поп пугая,

В кустах заметил попугая, И говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая,

Не смей пугать ты попугая!»

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили,

И в туманы лимана манили меня?

На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.

Невелик бицепс у эксгибициониста.

Недопереквалифицировавшийся.

Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

Саша шапкой шишку сшиб.

Сиреневенькая зубовыковыривательница.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но заскороговошившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.

И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Сняли с Надежды цветные одежды,
Без одежд Надежда не манит как прежде.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже — ужа ужица съест на ужин

и скажет: (начинай сначала).

Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

Источник

Источник: http://www.podelkidetkam.ru/razvitie-skorogovorki-dlya-detej-dlya-uluchsheniya-dikcii

Шутливые фразы — скороговорки — в домашнем воспитании дошколят

К скороговоркам, подобным «Шла Саша по шоссе…», многие относятся несерьезно, обычно вводя их в речь как забавное дополнение. Действительно, фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих произнесение слов, зачастую вызывает улыбку.

Когда-то эти смешные фразы называли прибаутками, потешками, «языковертками». Они создавались народом изначально для забавы детей, но потом стали широко применяться в воспитании.

Родители использовали их в быту, чтобы помочь ребенку быстрее освоить родную речь, научиться говорить чисто, без речевых ошибок.

Сейчас о роли скороговорок, как важного средства семейного воспитания, немного подзабыли. Чаще всего они употребляются в логопедических целях. Специалисты используют скороговорки для развития речи.

С их помощью формируют у деток фонематический слух, дикцию, произношение, обогащают словарный запас.

Кроме решения непосредственной задачи, такого рода прибаутки помогают развивать мыслительные процессы, улучшают память дошколят.

Принимая во внимание богатый потенциал народного творчества, родители могут с успехом использовать его, как часть домашних занятий для развития речи дошкольников.

Правила использования скороговорок

Сегодня у многих детей дошкольного возраста наблюдаются речевые ошибки, которые тормозят их развитие, мешают овладевать навыками связной речи.

Родители обращаются к помощи логопедов, хотя сами смогут устранить некоторые речевые нарушения своих детишек, если воспользуются такими доступными средствами, как скороговорки и прибаутки.

На что надо обратить внимание, прежде чем разучивать их с ребенком? Специалисты советуют соблюдать следующие правила при отборе шуток — прибауток для домашних занятий:

  • Учитывать возраст малыша и соответственные особенности его речевых навыков: например, в раннем возрасте трудно даются звуки [л, н, т, с]. У средних дошкольников идет становление [р] и шипящих. Главным у старших ребятишек является формирование четкой дикции, связной речи. Для тех деток, у которых проблема с шипящими долго сохраняется, работа с этими звуками не прекращается.
  • Определить, какие звуки недостаточно сформированы, тяжело даются ребенку, например, самыми сложными считаются [р, ш, ч, ц]. Значит, материал лучше выбирать в расчете на отработку трудных для произношения звуков.
  • Знакомство начинать с простых коротких скороговорок, постепенно переходя к сложным.
  • Хорошо знать алгоритм разучивания шутливой фразы, чтобы быстро и непринужденно научить этому своего малыша.

Что важно знать о «языковертках»?

Скороговорки, несмотря на их краткость и потешность, достаточно трудный речевой материал для дошколят. В них зачастую встречаются малопонятные, устаревшие слова, труднопроизносимые словосочетания, поэтому разучивание их с детьми требует предварительной подготовки.

  1. Во-первых, взрослые сами должны овладеть умением произносить скороговорки по-разному, переходя от медленного темпа к быстрому, чтобы стать примером для дошколенка.
  2. Во-вторых, многим родителям известен термин «артикуляционная гимнастика» или гимнастика для язычка. Именно ее надо предварительно провести, чтобы разучивание «языковерток» стало для ребятишек веселым, увлекательным занятием. Не нужно утомлять любимого ребятенка длительными упражнениями. Достаточно одного — двух заданий, чтобы язычок «заработал».

Упражнения для язычка

  • «Улыбка»: растянуть губы улыбкой, кончик языка прижимать к верхним и нижним зубам.
  • «Почистим зубки»: сначала снаружи язычком поводить по верхним зубкам, потом ‒ по нижним. Затем те же движения проделать внутри рта.
  • «Болтушка»: приоткрыть рот и «поболтать», язык передвигать медленно, потом все быстрее то влево, то вправо.
  • «Лошадка»: цокать, как лошадка, прищелкивать язычком.

Примерно такие упражнения помогут ребенку подготовиться к правильному чтению скороговорки. После того как язычок «размялся» и готов к произнесению трудных слов, можно переходить к заучиванию «языковертки».

Методистами разработан специальный алгоритм, который поможет родителям справиться с такой непростой задачей.

Алгоритм разучивания скороговорки

  • Взрослый читает текст потешки медленно, четко выговаривая все звуки.
  • Обсуждает с ребенком содержание при помощи вопросов:
    1. О чем говорит скороговорка?
    2. Какие герои там действуют (если текст о людях или животных)?
    3. В нашей жизни так бывает (встречаются ли такие события)?
  • Спросить у дошколенка, какие слова непонятны, объяснить их значение.
  • Рассказать, что потешку произносить нужно по-разному, начиная с медленного темпа и заканчивая очень быстрым. Показать малышу, как правильно это сделать.
  • Несколько раз повторить вместе текст скороговорки, стараясь сделать это в разном темпе.
  • Чтобы облегчить понимание скороговорочного ритма, предложить хлопать ладошками в такт словам, сначала медленно, затем все быстрее.
  • Заинтересовать дошколенка можно игровым моментом: повторять потешную фразу, легонько подбрасывая мячик то вверх, то из руки в руку.
  • Для того чтобы скороговорка стала интересной забавой, организовать в семейном кругу игру с фантами «Кто быстрее расскажет? У кого лучше всех получилось? Кто припомнит больше всех прибауток?»

Какие бывают скороговорки?

В народном фольклоре нашли свое место множество различных скороговорок на все случаи жизни. Родители при творческом подходе к домашним занятиям могут подобрать массу интересного материала.

Что надо знать при таком огромном выборе, чтобы излишне не нагружать ребенка, сохранить игровой настрой, одновременно решая задачи обучения? Все очень просто, взрослым нужно познакомиться с видами и предназначением потешных фраз.

Специалисты классифицируют потешки следующим образом:

  • простые и сложные;
  • скороговорки для развития дикции;
  • скороговорки смешные для забавы.

Простые и сложные шутки – прибаутки для малышей

Обучение малышей начинается с простых фраз, в которых повторяется один только звук, например, [л]. Сначала это скороговорки короткие, небольшие, чтобы научить проговаривать их четко, в разном темпе, затем более длинные, с усложненным содержанием .

После того как ребеночек научится правильно произносить простую скороговорку, можно переходить к заучиванию сложных, где присутствует несколько отрабатываемых звуков.

Деткам до 4 лет предлагается речевой материал в соответствии с теми звуками, которыми они овладевают на данном этапе [л, с, н, т].

Скороговорки со звуком [c]

Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.

https://www.youtube.com/watch?v=3PegREhJDF4

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку С Сонькой на санках. Санки – скок, Сеньку – с ног,

Саньку ‒ в бок, Соньку ‒ в лоб.

Семь суток сорока старалась, спешила, Себе сапоги сыромятные сшила. Сказала со смехом соседке синица:

«Стать самой скрипучей сорока стремится!»

Скороговорки со звуками [л, м]

Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел, А вот белка не бела,

Белой даже не была.

Галка села на палку,
Палка ударила галку.

У ёлки иголки колки.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Вылили мыло в ванну
И вымыли мылом Ваню.

Мыла Мила мишку мылом, Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло,

Мишку мылом не домыла.

Скороговорки со звуками [н, т]

На речной мели мы на налима набрели.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.

От топота копыт пыль по полю летит.

Топали да топали, Дотопали до тополя, До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

Сидел тетерев на дереве,
А тетерка с тетеревами на ветке.

Нужен топору забор, А забору друг – топор. Строит буква «Т» забор,

Тук-тук-тук стучит топор.

Скороговорки для средних и старших дошколят

Средним, старшим дошкольникам для домашних занятий подбираются скороговорки для развития речи и дикции с наиболее трудными звуками [р], шипящими, а также с чередованием звуков. Если работа велась с младшего возраста, детям не составит труда осилить сложные потешки, в которых чередуются звуки.

Например, общеизвестна такая сложная «языковертка» на букву р: «Карл у Клары украл кораллы. А Клара у Карла украла кларнет». В ней присутствует труднопроизносимые для детишек звуки [р и л], становление которых идет только к пяти годам.

Если таковой работы не велось, родителям придется ориентироваться на материал младших дошколят, только потом вводить сложные скороговорки с трудными звуками.

Скороговорки со звуками [р — л]

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

За поселком у проселка в поле пела перепелка.
Перепел прилетел, перепелку перепел.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

Ехал грека через реку, Видит грека ‒ в реке рак. Сунул грека руку в реку,

Рак за руку грека ‒ цап!

«Расскажите про покупки». «Про какие про покупки?» «Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои».

Сшит колпак, да не по-колпаковски, Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Скороговорки с шипящими звуками и [ц]

Прибаутки, при помощи которых отрабатывается произношение шипящих звуков, ‒ довольно сложные задания.

Их можно предложить только старшим дошколятам или ребятишкам, с которыми занимались с раннего возраста, и они достигли хороших результатов. Остальным ребяткам работать с таким материалом будет довольно трудно.

Читайте также:  Все о фторировании зубов у детей: особенности процедуры и отзывы

Взрослым нужно начинать домашние занятия с простого содержания, постепенно переходя к сложному тексту.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Цыплята просят проса, Цыплятам на подносе Выносит просо Фрося,

Все косы Фроси в просе.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Четыре черепашки учились пить из чашки.
Чашку чая заварили, на четыре поделили.

Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже ‒ Ужа ужица съест на ужин

И скажет: (начинай сначала).

На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Скороговорки смешные

Кроме скороговорок, которые непосредственно направлены на обучение дошколят, в народном фольклоре существуют прибаутки, главная цель которых ‒ позабавить детей.

Это скороговорки смешные, они представляют собой рифмованные тексты с шуточным содержанием. Их можно использовать, как считалочки в подвижных играх, для сопровождения упражнений во время утренней гимнастики.

Все же, в первую очередь, такие скороговорки полезны для развития речи и дикции.

Тощий, немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай:

Попугай, попугай, попугай!

В огороде Фёкла ахала и охала, Уродилась свёкла не на грядке ‒ около. Жалко Фёкле свёклу, жалко свёкле Фёклу,

Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!».

Ежик в бане вымыл ушки, Шею, кожицу на брюшке. И сказал еноту еж:

«Ты мне спинку не потрешь?»

Пошел Игнат лопаты покупать, Купил Игнат пять лопат. Шел через пруд, зацепился за прут.

Упал в пруд Игнат, пропали пять лопат.

Четверть часа чиж чижихе Пел частушки на плющихе, Черный кот, большой чудак,

Влез послушать на чердак.

Источник: https://myintelligentkids.com/skorogovorki-v-domashnem-vospitanii-doshkolyat

Скороговорки для развития речи и дикции у детей и взрослых

Скороговорки для развития речи и дикции — это отличный способ избавиться от дефектов произношения звуков. Регулярные тренировки коротких стихов и предложений улучшают качество воспроизведения слов, повышают темп и четкость разговора. Результатом методики является уменьшение психоэмоционального дискомфорта при общении с другими людьми и значительное повышение самооценки.

Чистоговорки применяют не только в периоде реабилитации при логопедической патологии. Такие литературные приемы хорошо себя зарекомендовали среди преподавателей ораторского мастерства. Их используют для подготовки высококвалифицированных кадров, таких как политические деятели, дикторы телевидения, бизнес-консультанты.

Ежедневные упражнения отличаются своей простотой и доступностью. Материал всегда можно найти в магазинах, которые реализуют литературу, или на нашем сайте. Скороговорки, развивающие речь, подходят для всех возрастных категорий.

Детям их подбирают в виде коротких стихов. Взрослым подойдут более сложные варианты. В зависимости от целей изучения, начинают с легких предложений, а затем расширяют объем и разнообразие.

Главным условием для достижения эффекта является желание добиваться поставленной задачи и кропотливая работа над собой.

Достоинства скороговорок

Скороговорка для развития речи — это фраза с определенным набором трудно произносимых слов, часто шуточного характера, которая служит для тренировки речи. Логопеды часто применяют такие на практических занятиях. С помощью произношения ребенок или взрослый учится нескольким вещам:

  • четко произносить звуки и фразы;
  • освоить правильное дыхание;
  • быстро улучшить артикуляцию.
  • повысить скорость чтения.

Виды словосочетаний

Существует большое количество скороговорок для развития речи у детей и взрослых. Они различаются по нескольким критериям:

  1. степени сложности;
  2. продолжительности;
  3. возрастной критерий.

Чаще всего в быту люди сталкиваются с короткими стихами народного происхождения. Русские скороговорки для развития речи широко распространены в стандартной литературе и легко запоминаются. Малышам для изучения обычно предлагают для изучения скороговорки сказочного содержания.

Они подходят и взрослым на начальном этапе занятий. Длинные и сложные скороговорки можно найти в специальных методических пособиях. Их применяют при профессиональной подготовке. Отдельно разработаны словосочетания для тренировки отдельных звуков и скорости воспроизведения.

Подготовка к обучению

Для того чтобы научиться красиво говорить, не обязательна помощь специалиста. Можно заниматься самостоятельно, следуя таким советам:

  • Выбрать несколько вариантов стихов и повторять их от 3 до 5 раз в день в течение 10 минут.
  • Следует написать или напечатать любимые скороговорки крупным шрифтом — это помогает быстрее их запомнить.
  • Лучше разместить плакаты в местах, где чаще всего локализуется внимание.
  • Каждые 10 дней необходимо менять скороговорки для развития речи, чтобы избежать привыкания к ним речевого аппарата.

Советы по изучению скороговорок

Быстрое развитие артикуляции зависит от соблюдения правил произношения скороговорок для развития речи взрослых и детей. Упражнения нужно проводить согласно следующим рекомендациям:

  1. Темп произношения наращивают постепенно, начиная с медленной скорости. По мере усовершенствования речи, предложения произносят быстрее.
  2. Четко выговаривают окончания каждого слова, активизируя согласные буквы.
  3. Стараются проговаривать чистоговорки на одном дыхании.
  4. Периодически меняют интонацию голоса, меняя детский, женский и мужской тон.
  5. Хороший результат дает сочетание произношения словосочетаний с физическими упражнениями, такими как бокс, танцевальные движения, приседание, бег на месте.
  6. Присоединение творческой составляющей — воспроизведение скороговорки, накладывая ее на какую-либо мелодию.

Процесс обучения не должен приносить дискомфорт. Занятия следует продолжать до появления небольшой усталости мышц лица.

Тренировки нужно продолжать до того момента, пока произношение не станет свободным. Только тогда можно продвигаться дальше и усложнять нагрузку.

Обучение взрослых

Для получения максимального результата лучше совмещать упражнения в домашних условиях с занятиями под контролем профессионального специалиста. Он сможет откорректировать произношение и устранить ошибки, которые возникают во время произношения слов.

Существуют курсы ораторского мастерства, где не только обучают скороговоркам для развития речи и дикции взрослых, но и помогают избавиться от страха выступления перед большим количеством людей. Этот навык является незаменимым при выборе работы, связанной с публичной деятельностью.

Особенности детских занятий

Работа с ребенком требует большего усердия. Это связано с особенностями артикуляции у детей разного возраста. Для начала необходимо подобрать материал для работы. Следует помнить, что длительные однообразные занятия будут утомлять малыша.

Поэтому лучше начинать с одного короткого предложения или стиха, постепенно усложняя скороговорки для развития речи и дикции детей. Можно предложить маленькому человеку самому выбрать словосочетание. Занятия проводят в игровой форме.

Мама должна не только контролировать правильное произношение, но и сама учиться произношению. В этом случае упражнения будут более эффективными.

Варианты скороговорок с различными звуками

Можно тренироваться воспроизводить скороговорки любого типа. Однако в некоторых случаях необходимы занятия для формирования правильной артикуляции определенных звуков. Для этого подбирают материал, в котором основную часть звуков составляют проблемные сочетания.

Чистоговорки для развития речи со звуком «ч»

Бороться с шепелявостью помогают стихи и предложения, в которых присутствует буква «ч». Для нее не существует парного звука, она глухая и мягкая.

Во время произношения губы слегка вытягивают и округляют, а зубные ряды немного сближают.

Язык широкой часть располагается у внутренней части верхних зубов, воздушный поток проходит через небольшую щель короткой струей. Можно предложить такие примеры:

  • У нас в печурочке золотые чурочки.
  • Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

Тренировка звука «ш»

Многие люди выговаривают букву не совсем точно. Необходима правильная установка языка. Он приближен к верхнему небу и слегка округлен в виде лодочки. Губы несколько выдвинуты вперед. Для упражнения со звуком Ш применяют такие варианты словосочетаний:

  1. Саша шапкой по ошибке шишку сбил.
  2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Особенности звука «щ»

Произношение этого звука очень похоже на артикуляцию при воспроизведении «ч». Однако в этом случае к небу приближен не кончик языка, а его середина. Можно назвать такие примеры для тренировки:

  • Кащея щами не угощают.
  • Щенок в чащу дощечку тащит.
  • В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Занятия с «р»

Артикуляция во время произношения звука Р требует определенного развития речевого аппарата. Дети учатся выговаривать его с 4 до 6 лет. Поэтому ранее этого срока будет сложно освоить такие скороговорки для развития речи для детей. Существует большое количество известных видов словосочетаний и стихов, которые помогают улучшить качество буквы при воспроизведении.

Сложные формы

Скороговорки для развития правильной речи и тренировки дикции у взрослых более сложные.

Для того чтобы в полной мере овладеть ораторским искусством и произносить слова без запинки, существуют фразы из длинных слов.

Они содержат сразу несколько звуков, которые тяжело выговаривать, в одном слове. Постепенно овладевая навыком произношения таких предложений, переходят к более запутанным фразам.

Люди, которые занимаются вокалом, тоже прибегают к скороговоркам для развития речи и тренировкам. Трудные словосочетания позволяют тренировать четкость произношения во время пения. Это является профессиональной необходимостью, учитывая, что воспроизведение мелодии и стиха одновременно усложняет артикуляцию, что необходимо для укрепления мышц челюстно-лицевого аппарата.

В заключение

Результат работы над собой не заставит себя ждать. Четкая правильная речь вызывает приятные ощущения и доверие у собеседника, помогает улучшить профессиональные качества и приобрести уверенность в себе.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/razvitie-rechi/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-i-diktsii-vzroslyh.html

Буква Л

•Буква Л качает в люльке Нашу крохотную Юльку. Люльку ножками толкает,

В люльке Юлька засыпает.

•Лера с Лорой и Лариса  Маме делают сюрпризы:  Режут, варят, трудятся, 

Вот какие умницы. 

•»Лилии полили ли,
Иль увяли лилии?»

•Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет

•У Лады убежало молоко, 
У Лолы убежало толокно. 

•В Луку Клим луком кинул.

•У елки иголки колки.

•Лунной ночью лунный кот 
Песни лунные поет. 

•Топали да топали, дотопали до тополя, 
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

•Люда леечку взяла 
Ландыш люда полила 

•Клава клад клала в колоду 
Клад упал у Клавы в воду. 

•Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой. 

•Лось в лесу пилу нашел, 
Лось лосихе сделал пол.

•Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали. 

•Дятел дуб долбил, да не додолбил

•На речной мели мы на налима набрели.

•В Луку Клим луком кинул.

•Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила,

мыло Мила уронила.

•У елки иголки колки. 
Иголки колки у елки.

• Козел, мукомол, кому муку молол? А кому не молол? От того, кому молол, получал пироги;

От того, кому не молол, получал тумаки.

•Кот молоко лакал, 
А Витя булку в молоко макал

•Полили ли лилию? Видели ли Лидию?
Полили лилию. Видели Лидию

•Поля в поле лук полола, 
Палец больно уколола. 

•Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

•Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили. 

•Лена ела еле-еле.
Лена ела так от лени

•У села ли села лиса, у опушки ли леса.

•Если «если» перед «после», значит «после» после «если». Если «если» после «после»,

значит «после» перед «если».

•Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

•Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски, Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски, Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

•Карась, в лаз не лазь.
Застрял в лазе карась.

•Ампула лампы, Апломбом наполненная, На пол упала

https://www.youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

И лопнула полая.

•Лили ли лилипуты воды на лилию?  Не залили ли? 

Не перелили ли лилию?

•На склоне холма медведь слопал слона.

•Залы малы, 
Малы залы.

•Валя на проталинке промочила валенки. 
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Источник: http://kidwelcome.ru/skorogovorki/bukva_l

Нескучные скороговорки для улучшения дикции

  1. Невелик бицепс у эксгибициониста.
  2. Бил дебила бодибилдер Данила.
  3. Бранденбургские рододендроны из дендрария.
  4. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  1. Константин констатировал инцидент с интендантом и прецедент с претендентом.
  2. На винте, видать, видна виды видавшая «винда».

  1. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
  2. Забирайте трудовую, без трудовой трудно трудоустроиться.
  3. Терминатору термометр не требуется. У терминатора температура субфебрильная.
  4. На дворе парад, я параду рад, выйду на парад, возьму фотоаппарат.

  5. Ворует провайдер-варвар, драйверы — дрова, выдворяй провайдера.
  6. Камер-юнкер юркнул в бункер.
  7. Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Кондрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
  8. В недрах тундры выдры в гетрах Тырят в вёдра ядра кедров.

    Выдрав с выдры в тундре гетры, Вытру выдрой ядра кедра, Вытру гетрой выдре морду,

    Выдру — в тундру, ядра — в вёдра!

  9. Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса

    Порвали в драке альбатросы.

  1. Видели ли вы меня в инвизибле? Из инвизибла я б не вылез бы.
  2. Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.
  3. Не видно, ликвидны акции или неликвидны.
  4. Обладаешь ли ты налогооблагаемой благодатью?
  5. — Это колониализм?
    — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  6. Депилированное филе дефилировало на фильдеперсовом дефиле.
  7. Однажды был случай в далёком Макао: Макака коалу в какао макала, Коала какао лениво лакала,

    Макака макала, коала икала.

  1. Адмирал дев отбирал, обмерял и обмирал.
  2. Вера Валеру валит из револьвера.
  3. Банда бандерлогов голодна в берлоге и ограблена орками догола.
  4. Прокурор проколол дыроколом протокол.
  5. На похороны Прохора сходить было б неплохо бы.
  6. Карл у Клары угнал Maclaren, а Клара у Карла угнала Corvette.
  1. Геолог Георгий — герой гей-оргий.
  2. Охотник на существ с головой голого оловянного вола — голоолововологоловолов.
  1. Шёл Шива по шоссе, сокрушая сущее, а навстречу Саша шла, круглое сосущая.
  2. В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  3. У Дашки в кармашке вискарь для Наташки.
  4. Оповещение средствами вещания: «Всем мещанам с вещами на совещание».
  5. Саша сама — само совершенство, а ещё самосовершенствуется!
  6. Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.

    Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

  1. Пакет под попкорн.
  2. Когда-то галок поп пугая, В кустах заметил попугая, И говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но, только галок, поп, пугая,

    Не смей пугать ты попугая!»

  1. Зверским взвизгом взводный взвизгнул.
  2. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  1. Магистра инстаграма со ста граммами мигом санитар настиг.
  2. Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
  3. Майли Сайрус с Марса смылась, на Сириус намылилась.
  1. У рекламы ухватов швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  1. Не пытайтесь сразу же быстро произнести скороговорку. Сначала прочитайте её вслух как можно медленнее и запомните каждое слово.
  2. Затем несколько раз произнесите скороговорку, преувеличенно артикулируя звуки. Делать это можно и про себя: на данном этапе ваши губы должны просто запомнить каждое движение. Если скороговорка длинная, разбейте её на части.
  3. Как только вы отработаете артикуляцию, начинайте проговаривать скороговорку шёпотом. Старайтесь, чтобы при этом был слышен каждый звук. Шёпот должен быть тихим, но разборчивым.
  4. Начинайте медленно произносить скороговорку в полный голос. Не спешите, скорость со временем увеличится.
  5. Определите, какие части скороговорки даются вам труднее всего, и отработайте их.
  6. Не забывайте, что вы повторяете не просто набор слов, а предложение, в котором есть какой-никакой смысл. Постарайтесь произнести его с соответствующей интонацией. Можно попробовать разные варианты: проговорите скороговорку нараспев, речитативом, с выражением.
  7. Постепенно ускоряйте темп.
Читайте также:  Когда ребенок осознанно начинает улыбаться

А теперь выберите ту, которая покажется вам самой смешной, и вперёд!

Источник: https://lifehacker.ru/skorogovorki/

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Четко поставленные звуки помогают делать речь человека правильной и удобной для восприятия, что играет важную роль в построении карьеры.

К тому же общаться с собеседником, который разговаривает так, словно у него рот заполнен кашей, не слишком комфортно. Многие слова искажаются, а звуки теряются.

Решить проблему с разборчивостью произношения у людей помогут скороговорки для развития речи и дикции взрослых. Они заметно отличаются от детских скороговорок своей сложностью.

Скороговорки – что это такое?

Скороговорка – одно либо два и более предложений, представленные запутанными, проблематичными в произношении словами/слогами. Не стоит ставить их в один ряд с рифмованными пословицами. Последние отличаются присутствием конкретного смысла, тогда как скороговорки предназначены исключительно для улучшения дикции и свойств речи.

https://www.youtube.com/watch?v=cyjlZpk5-rw

Довольно часто скороговорки для развития дикции взрослых звучат смешно. Но это значительно упрощает прохождение занятий, делая их веселыми и увлекательными.

  • Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
  • Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
  • Дыроколом протокол проколол прокурор.

Несложные короткие скороговорки на развитие дикции желательно использовать вначале. По мере улучшения речи занятия нужно усложнять, практикуя более длинные и сложные в произношении скороговорки. Они помогают прорабатывать сразу несколько – примерно три – пять – проблемных в выговоре звуков.

  • Кошка на окошке машет мошке.
  • Брови бритвой брил Кирилл.
  • Перелетела перепелица перед перепелом.

До того, как приступить к занятиям, человек должен дать максимально объективную оценку своей речи. Каждая из скороговорок предназначена для проработки определенного звука. И перед выбором нужно проанализировать разговор, выявив проблемные звукосочетания. С помощью правильно подобранных скороговорок можно улучшить дикцию, решить сложности с артикуляцией и темпом речи.

Во время занятий важно помнить следующее. Если человек разговаривает быстро, «проглатывая» некоторые звуки, то скороговорки на этапе их изучения надо озвучивать в медленном темпе, внятно выделяя все фонемы.

Самой сложной и длинной скороговоркой считается Лигурия. Она представляет собой логичный по повествованию рассказ, но составлен он исключительно из трудных в произношении предложений. Используется в качестве корректировки и улучшения дикции для профессиональных ораторов и дикторов.

Как сделать выбор

До начала упражнений необходимо подобрать скороговорки, дав оценку имеющимся речевым проблемам. Пользу в постановке дикции принесут скороговорки для взрослых, которые изначально вызывают у человека сложности с прочтением.

  • Алабайя в Алабаме Обама облобызывал.
  • Вся братва в дрова во дворе трава.
  • Оптимизаторы оптимизировали оптимизировали да так не выоптимизировали.

Для первых занятий достаточно будет подобрать три примера. После окончания урока человек должен озвучивать выбранные предложения без затруднений. Это правило касается и чтения, и произношения вслух.

Гимнастика для тренировки артукуляционного аппарата

Упражнения для улучшения дикции нельзя практиковать, не научившись управлять губами и языком – главными участниками артикуляции. Именно развивающая речевая физкультура позволит подготовиться к произношению сложных скороговорок.

Занятия нужно проводить ежедневно. Длительность каждого составляет три – шесть минут. Упражнения выполняются в положении сидя, спина должна быть прямой, но не напряженной.

Чтобы иметь возможность проконтролировать упражнения, делать их нужно строго перед зеркалом. Каждое движение проводится до незначительного напряжения лицевых мускулов.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • На лице улыбка, обнажающая оба зубных ряда. Зафиксироваться на 15 секунд.
  • Собрать губы в трубочку. Представить, что перед вами пушинка, и дуть на нее.
  • Чередование сдувания пушинки с широкой улыбкой. Челюсть постоянно зафиксирована и не двигается.
  • На лице широкая улыбка. Нужно открывать и закрывать рот.
  • На лице улыбка с приоткрытым ртом. Язык расслабить и уложить на поверхность губы.
  • Рот открыт. Напрягайте и высовывайте язык.
  • Трогайте острым кончиком языка область за верхним зубным рядом.
  • Прижмите кончик языка к области за нижним зубным рядом.
  • Двигайте языком вверх-вниз, дотрагиваясь им за верхним/нижним зубным рядом.
  • Язык вниз, не выдвигая его изо рта, и отодвинуть назад. Затем по очереди трогать им заднюю поверхность резцов.

Тренировка гласных

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых помогают совершенствовать произношение согласных. Помимо тренировки артикуляционного аппарата, важно быть знакомым с правильным произношением гласных звуков. Верное расположение языка и губ во время их озвучивания, значительно облегчает постановку проблемных согласных букв.

Артикуляционные правила для гласных звуков:

  • «А». Рот открыт. Форма – большой круг. Сложите пару пальцев в высоту и разместите их в межзубное пространство. Нижний зубной ряд спрятан за губами, верхний остается открытым. Делайте вдох – задержка воздуха в легких – выдох, на фоне которого тихо произносится звук.
  • «У». Губы вытянуты вперед «уточкой». Звук произносится на выдохе. Звучать он должен как можно дольше.
  • «О». Сложите губы «кольцом». Слегка их вытяните. Разместите в межзубной щели палец. Выдыхаемый воздух свободно проходит через свободное пространство между зубными рядами, не «упираясь» ни в поверхность зубов, ни в нёбо.
  • «Ы». Положите между рядами зубов мизинец. Широко улыбнитесь, челюсть чуточку выдвиньте вперед. Воздух должен проходить через получившуюся щель.
  • «И». Поставьте кончик мизинца между зубами. Звук необходимо произносить, освобождая легкие от воздуха. Он должен проходит строго между зубами. Если будут ошибка, то будет слышен легкий свист.

Как заниматься

До начала занятий необходимо детально ознакомиться с теорией их проведения.

  1. Тренировка всегда проводится поэтапно. Вначале текст необходимо произнести медленно, по слогам, проговаривая каждый звук.
  2. Темп озвучивания скороговорки нужно увеличивать постепенно, не форсируя событий. В противном случае человек будет запинаться, и пользы такие занятия не принесут.

Скороговорки для взрослых надо проговаривать, контролируя артикуляцию и дикцию.

Дополнительные рекомендации будут следующими:

  • Начиная занятия, понравившиеся скороговорки нужно проговаривать несколько десятков раз за день. Длительность одного «урока» не меньше 5 минут.
  • Выбранные скороговорки необходимо распечатать достаточно крупным текстом на отдельном листке бумаги. Разместите их в самых видных местах – например, на холодильнике, компьютерном столе и т.д. – чтобы они постоянно привлекали внимание человека.
  • Скороговорки необходимо заменять другими – полностью весь список – каждые 10 – 12 дней. Это позволит внести разнообразие в занятия и исключит привыкание артикуляционного аппарата к однообразному произношению.
  • Скороговорки должны обязательно содержать проблемные звуки, которые необходимо исправить и закрепить.

Скороговорки для развития речи взрослых достаточно сложные, и чтобы не ухудшить имеющуюся проблему, пытаться произнести текст быстро не стоит. Слова желательно проговаривать неспешно и максимально ритмично. Важно понимать смысл озвучиваемого текста.

  • Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.
  • Протокол протоколом запротоколировал.
  • Цапля с цыпленком цепко сцепились.

Наращивание темпа проходит постепенно. Человек должен стремиться к тому, чтобы произносить скороговорку на одном дыхании. Очень важно четко озвучивать окончания слов, делая акцент на согласных звуках.

Разминка

До начала занятия – касается это и предшествующей произношению самих скороговорок артикуляционной гимнастики – всегда нужно проводить небольшую разминку. В нее входят следующие упражнения:

  1. Произнесите три раза звуки «Г» и «К».
  2. Рот полуоткрыт. Озвучьте гласные «А, О, Э» трижды.
  3. «Прополощите» рот воздухом, т.е. погоняйте его между щеками, надувая каждую поочередно. Это поможет расслабить напряженные мышцы.

Позднее занятия надо усложнять. Скороговорки для улучшения дикции взрослых нужно проговаривать во время движения, например, танцевать или выполнять приседания. Такой вариант помогает не только разнообразить занятия, но и научит поддерживать нормальное дыхание и темп речи при любых обстоятельствах.

Чтобы овладеть навыком быстрой и четкой речи, вначале необходимо освоить науку медленного разговора. Начинать заниматься нужно с произношения коротких предложений, а сложные скороговорки для развития речи и дикции включать в уроки позднее, когда наблюдается значительное улучшение.

  • Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
  • Архиважный архивный археологический артефакт.
  • Я по выбоинам еду и из выбоин не выеду.

Еще полезные советы

Источник: https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/skorogovorki/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-i-diktsii-vzroslyh.html

Скороговорки для развития речи и дикции

Главная » Саморазвитие » Скороговорки для развития речи и дикции

Скороговорки — это специально усложненные предложения, которые насыщены труднопроизносимыми звукосочетаниями, или быстро проговариваемые пословицы и поговорки.

Скороговорки применяют для развития речи и дикции. Они помогают сделать речь правильной и чистой. При помощи скороговорок детей с раннего детства учат без ошибок, четко выговаривать слова. Также эти усложненные предложения помогают детям с логопедическими проблемами научиться произносить определенный звук.

Благодаря скороговоркам могут научиться красиво говорить не только дети, но и взрослые. Скороговорками постоянно тренируют свою дикцию журналисты и телеведущие, несмотря на то, что их речь и без этого хорошо развита.

Многие скороговорки дошли до нас с давних времен, поэтому они помогают не только оттачивать дикцию, но и знакомят с народным творчеством наших предков.

Скороговорки для детей и взрослых

Ниже можете ознакомиться со скороговорками, сгруппированными по буквам.  

Скороговорки на буквы б, в, г, д, ж, з, к        

  • Бобры добры ушли в боры.
  • Бомбардиры бомбардировали, бомбардировали и выбомбардировали.
  • Баран-буян залез в бурьян.
  • Бублик, баранку, батон и буханку.
  • Пекарь из теста испёк спозаранку.

  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • В недрах тундры выдры в гетрах тырят в вёдра ядра кедров.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Вылили мыло в ванну.
  • И вымыли мылом Ваню.

  • Гриша, гад, гони гребенку, гниды голову грызут.
  • Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.
  • Груша гусениц не любит: грушу гусеницы любят.
  • Гули-голуби гуляли, голубику собирали.

  • Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры.

           Дровоколорубы рубили дубы.

  • Дед Данила делил дыню, дольку Диме, дольку Дине.
  • Дед Додон в дуду дудел, Димку дет дудой задел.
  • В дубе дятлово дупло, дятлу в том дупле тепло.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
  • Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
  • Жутко жуку жить на суку.
  • Пошёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар.
  • Девчонка везла на возу козлёнка, козла и козу.
  • Розовые розы замерзают в морозы.
  • Зимним утром от морозе.

           На заре звенят берёзы.

  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

          Если бы Карл у Клары не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.

          Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов.

  • Коси, коса, пока роса
  • Около кола колокола, около ворот коловорот.

Скороговорки на буквы л, м, н, п, р, с, т

  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Лена ела еле-еле, Лена ела так от лени.
  • В голубятне голуби, а на дубе желуди.
  • Мыла Мила мишку мылом,

            Мыло Мила уронила,

            Уронила Мила мыло —

            Мишку мылом не домыла.

  • Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
  • На мели мы лениво налимов ловили.

            И меняли налимов вы мне на линя.

            О любви не меня ли вы мило молили,

            И в туманы лимана манили меня.

  • Нитке ножницы нужны, с ниткой ножницы дружны. Ножниц нет — не может нитка нужной сделаться длины.
  • Пекарь Пётр пёк пироги.
  • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
  • Повар Пётр и повар Павел,

            Пётр пёк, а Павел парил,

            Парил Павел, Пётр пёк,

            Повар Пётр и повар Павел.

  • Покупая попугая, не пугайте попугая; не пугайте попугая, попугая покупая!

            Попугая покупая, не пугайте попугая; покупайте попугая, попугая не пугая!

  • Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она им рыла.
  • Ехал Грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
  • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  • На дворе трава, на траве дрова — раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Сеня сено в сени нёс, щекотало сено нос.
  • Слон сломал случайно стенку.
  • Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек строчат.
  • Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.
  • Трое трубачей трубили в трубы.
  • Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
  • Ткет ткач ткани на платки Тани.

Скороговорки на буквы ф, х, ц, ч, ш, щ

  • Филипп к печке прилип.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Прохор и Пахом ехали верхом, ехали верхом Прохор и Пахом.
  • Порох громко грохнул, в страхе Прохор охнул.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

  • Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.
  • Над кузницей, мельницей вьтся метелица, по лесу танцует и по полю стелется.
  • В четверг, четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто и чётко.

  • На печи, на печи горячие и вкусные пшеничные калачи.
  • Хочет печка вкусно печь, хочет речка быстро течь, хочет тихо падать снег, хочет счастья человек.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

  • У мишки шишка, у кошки мышка, у мышки сыр.
  • Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Наварила щука щей, угощала двух лещей.
  • Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Обращайтесь по любым юридическим вопросам бесплатно:8 (800) 500-27-29 доб. 318+7 (812) 426-14-07 доб.

598+7 (499) 653-60-72 доб. 455

WordPress: 26.36MB | MySQL:82 | 1,464sec

Источник: http://uspehon.ru/samorazvitie/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-i-dikcii.html

Ссылка на основную публикацию