Учимся выговаривать букву «ж»

Как научить говорить букву Ш

Для того чтобы научиться произносить букву «ш», необходимо выработать правильное положение органов артикуляции – губ, языка и зубов. Отрабатывать правильное произношение звуков лучше в детстве. Однако устранить дефекты речи возможно и в зрелом возрасте.

Вам понадобится

  • Есть ряд специальных упражнений, которые помогут вам научиться выговаривать букву «ш».

Инструкция

Сядьте перед зеркалом. Это поможет вам контролировать правильное положение губ, языка и зубов.Поднимите широкий кончик языка к передней части неба, но не прижимайте язык к небу. Боковые края языка должны касаться верхних коренных зубов. Язык должен быть слегка расслабленным. Губы вытяните вперед, имитируя хобот слона.

Зубы не должны быть сомкнуты, между ними должна оставаться щель. Равномерно вдыхайте воздух. Поднесите ладонь ко рту. На выдохе «прошипите» звук «ш», напоминающий звук сдувающегося шарика. Во время произнесения «ш», на ладони должна ощущаться теплая струя воздуха.

Откройте рот и поместите широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Похлопывая язык губами, произносите поочередно «бя-бя-бя» и «пя-пя-пя».

Откройте рот и поместите широкий язык на нижнюю губу. Поднесите ко рту ладонь с маленьким кусочком ваты. Сдувайте вату с ладони. Вата должна пролететь вперед. Струя воздуха должна быть теплой.

Откройте рот и поместите широкий язык на нижнюю губу. Напрягите кончик языка и поднимите его вверх. Кончик языка должен быть широким. Язык приобретет форму чашки.

Поднимите язык в форме чашки к верхним зубам и загните его к небу. Кончик языка должен быть широким и не касаться неба. Поднесите ладонь с кусочком ваты. Не меняя положения языка, с максимальной силой сдувайте вату с ладони.

Поднимите язык в форме чашки вверх, не касаясь неба, и произнесите затяжной звук «ш». Добавьте звук «а» и произнесите «ша». Затем — «шо», «шу», «ше», «ши». Губы должны менять положение, в зависимости от произносимых гласных.

Обратите внимание

Упражнения необходимо повторять по 10-15 раз несколько раз в день.

Распечатать<\p>

Как научить говорить букву Ш

Статьи медицинского характера на Сайте предоставляются исключительно в качестве справочных материалов и не считаются достаточной консультацией, диагностикой или назначенным врачом методом лечения. Контент Сайта не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение.

Информация на Сайте не предназначена для самостоятельной постановки диагноза, назначения медикаментозного или иного лечения. При любых обстоятельствах Администрация или авторы указанных материалов не несут ответственности за любые убытки, возникшие у Пользователей в результате использования таких материалов.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-33178-kak-nauchit-govorit-bukvu-sh

Учим ребенка выговаривать сложные буквы самостоятельно – рекомендации логопеда

x

Check Also

Семейный гороскоп на сентябрь 2013 года Хотите заглянуть в будущее? Астролог Алена Земелина расскажет, что звезды обещают нам в следующем месяце. Уже в первой половине месяца гороскоп обещает Овну нечто необычное.

Сказочное путешествие: что посмотреть с детьми за границей Для того чтобы путешествие было действительно сказочным, возможно, стоит посвятить его любимому сказочному герою? Во многих европейских странах разрабатываются целые сказочные маршруты, строятся тематические парки, которые с радостью посещают как дети, так и взрослые, ведь каждый из нас мечтает хоть на чуть-чуть вернуться в детство.

Как снять волнение перед школьной контрольной или соревнованиями: 7 советов для детей Волнение – одна из самых неприятных эмоций, которую мы иногда испытываем.

Собираемся семьей в поход: на что обратить внимание Мы так долго ждем лето, а оно так быстро проходит, утекая день за днем, как песок в часах. С этим нужно что-то делать! Запомнить теплые солнечные деньки надолго поможет путешествие.

Спортивная секция для детей: на что обращать внимание при выборе Занятия спортом – важный компонент гармоничного развития ребенка, позволяющий малышу вырасти здоровым и крепким.

Утренняя зарядка для учеников 3-4 классов «Идем в школу» Хотите подготовить ребенка к школьному режиму? Разучите с ним пятиминутный комплекс № 1 Утренней гимнастики с забавным героем «Студии Серебрянских» Серебряшкой! Начинайте каждое утро с совместного выполнения упражнений, соблюдайте режим питания и сна — ваш ребенок привыкнет соблюдать распорядок летом и легко перейдет к обучению в сентябре.

Учим цифры: подсказки для родителей Итак, за окном осень, а значит, пришла пора отпустить летние воспоминания и немного больше уделить внимания развитию и обучению.

Финансовая сторона декрета: доходы и расходы Вы уже с нетерпением ждете рождения своего крохи и со дня на день собираетесь уйти в декрет. В связи с этим у вас возникает много вопросов о том, полагается ли вам компенсация в связи с декретом и рождением малыша, какой размер этих выплат? Мы предлагаем вам сегодня поговорить о финансовой стороне декрета.

Фэн-шуй игрушек: какие ошибки совершают родители Какие игрушки вы покупаете своим детям? Специалист в искусстве фэн-шуй Виктория Ткач расскажет, приносят они пользу или вред.

О школе, крышках и масле: украинка рассказала, чему стоит научиться в голландских школах Украинка Дарья Афонина несколько лет живет в Голландии. На своей странице в Фейсбук она делится впечатлениями от голландского образа жизни.

Чем занять ребенка: идем на пикник Для того чтобы семейный пикник не превратился в неуправляемый процесс детского непослушания и взрослого недовольства, необходимо хорошенько подготовиться к поездке.

Чем занять трехлетнего ребенка, пока мама отдыхает Мама – тоже человек, хотя иногда кажется, что она скорее удивительное многофункциональное устройство. А человеку нужен отдых! Чем занять трехлетнего ребенка, пока мама отдыхает – сложный вопрос.

Поделки из футболок: 17 крутых идей, что можно сделать из старых вещей Мы собрали для вас несколько неожиданных и очень интересных вариантов, как можно повторно использовать футболки, чтобы дать вторую жизнь старым вещам.

Выбираем подарки детям на Новый год в детский садик: 50 идей до 100 грн Идеи подарков на Новый год в детский сад для ясельной группы Кубики «Сложи рисунок» Новый год 4шт, 67 грн, razvivalki.

«Це складно, але ти це можеш» — як виховують дітей в Канаді Батьки намагаються робити все, щоб виховати дитину щасливою та успішною. Але мало хто точно знає, що для цього потрібно.

Эрекция у ребенка: важные факты, о которых должна знать мама мальчика Обо всем, что должны знать родители мальчика о половом органе и эрекции у ребенка: нормальна ли эрекция у ребенка, почему случается ранняя эрекция, как обращаться с эрекцией у ребенка и когда стоит беспокоиться – узнайте из нашего материала.

Энциклопедии для дошкольного возраста: выбираем лучшие Что? Где? Почему? Сколько? А зачем? Как? Каждый родитель слышит эти вопросы каждый день по многу раз примерно с того момента, когда его ребенку исполняется три года.

Что такое раннее развитие ребенка и кому это нужно? В современном, как и в любом другом, обществе существуют определенные модели и стереотипы воспитания и обучения, которые передаются из поколения в поколение, от прабабушек к бабушкам, от бабушек к мамам.

6 фактов о солнцезащитных кремах для детей, которые должны знать родители Ответы на самые популярные вопросы о солнцезащитных кремах для детей дает один из разработчиков таких средств, а также отец четверых детей, Кристофер Гавиган.

Ребенок не вернулся домой, что делать: пошаговая инструкция для родителей Ребенок не вернулся домой, его телефон не отвечает — вот он, кошмарный сон любого родителя.

Уход за малышом: купаемся и развиваемся Уход за телом малыша и соблюдение правил гигиены – важные моменты здоровья ребенка. Соблюдать основные правила гигиены необходимо с рождения крохи, и молодые мамочки знают, как важно вовремя обработать пупочную ранку новорожденного, аккуратно протереть его глазки и очистить носик.

Сесиль Лупан, Никитины, Н. А. Зайцев “Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь”. Сесиль Браи-Лупан – это самоотверженная молодая мама, которая, воспитывая своих маленьких дочек, пытается наилучшим способом развить их интеллект, и вместе с тем, сделать их психологически здоровыми людьми.

Режим дня для первоклассника Поступление в школу для ребенка — принципиально новый этап в его жизни. Режим дня для первоклассника играет особую роль. Ведь нагрузки существенно увеличиваются, а новые обязанности требуют большей собранности.

Ребенок VS борщи и уборка: что важнее для «хорошей мамы» Мама двоих детей, блогер Ольга Савельева на своей странице в Фейсбук рассуждает о том, кто такая «хорошая мама». На примере личной истории она размышляет, что важнее для детского благополучия: борщ и чистота в доме, или мамино внимание и любовь.

Источник: https://corvalol.ru/razvitie-rebenka/uchim-rebenka-vygovarivat-slozhnye-bukvy-samostoyatelno-rekomendacii-logopeda

Как правильно научить ребенка говорить… ( букву ж р, л, ш, мама ), р как правильно научить как научить ребенка говорить букву ш

Первые зачатки речи начинают формироваться к четырём месяцам, в этот период малыш издают несвязные звуки, которые называют гулением. Сначала они непродолжительны, однако со временем появляется уверенность и продолжительность. Звуки абсолютно бессмысленные, они являются признаком того, что ребёнок в хорошем расположении духа.

В этом возрасте рекомендации по формированию речи следующие, надо часто общаться с малышом добиваясь ответной реакции смеха, радости или просто улыбки, овладевая его вниманием при помощи разнообразных предметов и ясно произнося название каждого из них.

К восьми месяцам ребёнок начинает изъясняться слогами, это уже сравнимо с лепетом, у него выразительная интонация и отмечается подражание звукам, слышимым вокруг.

Они произносятся на разный лад, при этом интонация и ударение видоизменяются произвольно.

В этот период надо ещё больше участить процедуру общения называя предметы, названия животных и различные действия, чтобы ребёнок осознавал, о чём идёт речь.

Надо побуждать малыша к выполнению действий, просить дать  руку  или открыть рот, при этом нельзя заменять слова упрощениями, это замедлит развитие речи.

Естественно до определённого момента не нужно использовать трудные к восприятию термины.

К полутора годам ребёнок активно употребляет порядка сорока слов, основная нагрузка лежит на собеседнике, он должен описывать предметы и живых существ, применяя прилагательные, глаголы и прочие части речи.

Надо обращать внимание на связи между ними, например: «Глянь ка, собачка пьёт воду». Также пришло время обращаться к ребёнку со сложными просьбами, просить его открыть книгу или принести ручку.

Основной акцент делается на увеличении словарного запаса, к двум годам малыш должен владеть тремя сотнями слов. К трём годам ребёнок уже использует придаточные предложения, надо стимулировать малыша к изменению окончаний и согласованию слов в предложения. Постоянно поощряйте ребёнка, это позволит ему почувствовать уверенность.

Как научить ребенка говорить букву ж р, л, ш, мама

Как научить ребенка говорить мама:  многие родители мечтают, чтобы первым словом ребёнка стало мама, однако вопреки их желанию первым членораздельным перлом ребёнка становится слово из трёх букв «дай». Ошибка таких родителей в том, что они не учитывают специфику запоминания слов ребёнком.

Малыш произнесёт первым то слово, которое он слышит чаще, для обучения этому слову, не обязательно твердить это слово, достаточно просто комментировать всё, что делает мать, к примеру: «мама сделала…» или «мама взяла…».

В процессе игры с ребёнком, его надо побуждать к произношению этого слова внятно, чётко и по слогам, малышей особенно увлекает повторение слогов с взрослыми.

Как научить ребенка говорить букву л:  постановка звука «л» связана с использованием специальных упражнений, в основном дети его заменяют произношением звука «в».

В этом случае ощущается недостаточная подвижность языка и нарушение воздушных потоков. Подойдут упражнения «Лошадка», а также «Лошадка тихо едет», выполняя их, ребёнок начинает беззвучно и звонко цокать языком.

Что касается воздушных потоков, то для работы над ними применяют упражнение «Дует ветерок», благодаря которому выдуваются воздушные струи.

Как научить ребенка говорить букву ш:  произношение звука «ш», так же проблематично для детей. Здесь надо освоить простое движение «чашечка». Ребёнок прикладывает язык к нижней губе, при этом приподнимая его боковые стороны и кончик. В результате получается желобок. Кроме этого существуют упражнения для растягивания губ, «болтушка» языком и жевательные движения.

Как научить ребенка говорить букву р:  наверное, треть всех детей не выговаривает букву «р», это самый лукавый звук, порой он и вовсе не произносится, заменяясь звуком «л».

Для устранения этой проблемы надо стимулировать ребёнка к произношению слов с этой коварной буквой, к примеру, рука, ворон или просто кар-кар. Надо показывать верную артикуляцию, то есть то, как располагаются язык и губы.

Можно подобрать картинки с животными или предметами и предложить ребёнку их назвать. Стихи и скороговорки, это также хороший метод.

Читайте также:  Во сколько месяцев ребенок берет ручками предметы

Как научить ребенка говорить букву ж:  обучая произношению звука «ж», надо акцентировать внимание на словах где упоминается соответствующая буква, они проговариваются медленно, например, изображая жука, допускается простое жужжание.

Развитие у ребёнка ранней речи

Как правило, дети формируют внятную и связанную речь к трём годам, если же родители желают обучить малыша говорить раньше, что собственно значительно ускорит его интеллектуальное развитие, то необходимо кардинально изменить подход к процессу обучения речи.

Ранним считается речевой навык, сформированный к одному году, в этот период ребёнок будет лучше воспринимать неоднократно повторяемые короткие предложения, которые содержат одну идею.

Естественно некоторые слова будут ему не ясны, чтобы прояснить для ребёнка ситуацию, надо подключать его воображение, обучать равнению и мышлению.

К примеру, если малыш кушает печенье, надо попросить его охарактеризовать его вкус, форму и указать название, также в основном лучше поддерживать в разговоре темы, которые интересны ребёнку. Это поможет быстро увеличивать словарный запас, развивая интуицию и воображение.

Разговаривая с малышом о собственных действиях, вы научите его, их идентифицировать и сопоставлять со словами. Здесь будут актуальны пальчиковые игры, рисование, аппликация и прочие занятия, способствующие развитию мелкой моторики, которая напрямую влияет на речь.

  Общение с ребёнком это единственно верный  путь  к формированию у него правильного речевого навыка.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/140384006-100306650/

Как научить ребенка выговаривать буквы?

У многих взрослых вызывает умиление, когда кроха не может правильно выговорить слова, коверкая их на свой детский манер.

Однако если ваше 5-6 летнее чадо все еще не может произнести определенные буквы, необходимо заняться его речью – чем старше ребенок, тем тяжелее исправить существующие дефекты.

В этой статье мы поговорим о том, как научить ребенка выговаривать буквы. Elgreloo.com поделиться советами опытных логопедов и родителей, которые сталкивались с такой задачей.

Почему ребенок не может выговаривать все буквы?

Причины того, что дети не могут выговорить букву «р» и некоторые другие звуки бывают 2-х видов:

  • Физиологические – неразвитый речевой аппарат вследствие недостатка практики или отсутствие зубов, участвующих в формировании звука;
  • Социальные – неправильное воспитание со стороны родителей и ближайшего окружения ребенка.

Разъясним второй пункт: взрослые часто сюсюкаются с ребенком, лепечут и намеренно меняют голос, чего делать категорически нельзя.

Ребенок воспринимает речь родителей за образец и в дальнейшем будет копировать ее, поэтому необходимо разговаривать с ним грамотно и четко.

Замеченные дефекты речи следует сразу исправлять, поскольку взрослого человека переучить манере произношения звуков очень сложно.

Как легко научить выговаривать буквы ребенка?

Если вы заметили, что ребенок испытывает трудности при воспроизведении отдельных букв, рекомендуем позаниматься с ним дома. Если по истечению нескольких недель вы не заметите должного результата, необходимо обратиться к логопеду.

Учимся выговаривать шипящие звуки

Многие дети неправильно произносят группу шипящих звуков, к которым принадлежат Ж, Ч, Ш, и Щ. Это вызвано тем, что ребенок не может достаточно расслабить язык и растянуть его, дотрагиваясь краями к боковым зубам.

https://www.youtube.com/watch?v=g6Qe40RlIEA

Для тренировки произнесения шипящих нужно выполнять такие упражнения:

  1. Расслабление языка. Предложите ребенку положить язык на нижний ряд зубов и распластать, как блин, а затем постучать по нему верхними зубами, приговаривая «та-та-та». Далее следует расслабить язык, позволив ему «полежать» на зубах. Спустя минуту предложите ребенку похлопать по нему верхней губой, приговаривая повторяющийся слог «па».
  2. Подъем кончика языка кверху. Рекомендуем использовать для этого упражнения жвачку или нетвердую конфету. Суть его следующая: попросите ребенка открыть рот и растянуть язык по нижней губе, высунув его кончик. Поместите на него часть жвачки или конфеты и скажите, чтобы ребенок приклеил ее к небу за верхним рядом зубов. При этом челюсть должна оставаться недвижимой – в процессе участвует только язык.
  3. Выдувание воздуха через средину языка. Поместите кусочек ваты на краешек стола и предложите ребенку сдуть его в другой конец, не надувая щек. Для этого нужно улыбнуться, распластать язык и выдувать воздух, произнося букву «Ф».

Чтобы научиться выговаривать букву «Ш», необходимо произносить слог «СА», держа язык за зубами. Для получения звука Ж используется это же упражнение, только вместо «СА» нужно выговаривать «ЗА».

Чтобы научить малыша произносить букву Ч, нужно разбить ее на две составляющие: «ТЬ» и «Щ». Для начала необходимо ударить языком по альвеолам, выговаривая «ТЬ», затем немного расслабиться, и пропускать через тоненькую щелочку в губах звук «Щ». В дальнейшем эти звуки должны слиться в звук Ч.

Как научить выговаривать букву Р?

За исключением отдельных случаев, дети начинают четко выговаривать букву Р к 5-ти годам.

До этого она либо совсем выпадает из слова, если расположена между гласными (как в слове «мираж»), либо заменяется согласными буквами Л, Й или гласной Ы.

Ниже вы увидите список упражнений, необходимых для тренировки звука Р. Выполнять их лучше всего перед зеркалом, попросив ребенка держать спинку ровно.

Упражнение №1. Парус

Малышу следует широко открыть рот и завести кончик языка за верхние зубы. Нижний отдел языка необходимо прогнуть вперед, а края прижать к коренным зубам. Необходимо выполнить 3 подхода данного упражнения продолжительностью в 10 секунд каждый.

Упражнение №2. Дятел

Снова открываем рот как можно шире и начинаем стучать языком по внутренней стороне десны у верхних зубов, приговаривая звук «д-д-д».

Упражнения №3. Прикусываем язычок

Высовываем кончик языка за пределы губ и растягиваем рот в улыбке, а затем легонько прикусываем язык зубами.

Упражнение №4. «Чистка» зубов

Скажите малышу улыбнуться как можно шире и провести кончиком языка по стенке верхнего ряда зубов, не шевеля челюстью.

Упражнение №5. Лошадиный галоп

Ребенок должен прижать язык к небу и резко опустить его не менее 15 раз подряд, имитируя цоканье копыт.

Упражнение №6. Индюшка

Предложите ребенку показать свирепого индюка, выбрасывая просунутый между зубами язык изо рта. При этом необходимо повторять характерные горловые звуки, постепенно ускоряя темп выполнения упражнения.

В перерывах между упражнениями просите ребенка изображать лева, выдавая рычание. Для закрепления результата необходимо учить с чадом слова, стихи и скороговорки на букву Р.

Тренируемся произносить свистящие звуки З—С

У некоторых детей наблюдается неправильное произношение свистящих З-Ц-С, а также их смягченных вариантов ЗЬ-СЬ-ЦЬ. Предлагаем ознакомиться с рядом эффективных упражнений, которые помогут научить выговаривать эти буквы.

Победный гол (тренировка выпускания длинной струи воздуха)

Соорудите на ровной поверхности импровизированные футбольные ворота и скатайте мяч из кусочка ваты. Ребенок должен забить гол, сложив губы трубочкой. При выполнении этого упражнения нельзя надувать щеки и прерывать поток воздуха.

Раскатываем блины (учимся расслаблять язык)

Предложите малышу улыбнуться и поместить передний отдел языка на нижнюю губу. При этом улыбка должна быть естественной (без натянутости).

Напеваем песенку языка

Нужно немного приоткрыть рот, поместить язык на нижнюю губу и пошлепать обеими губами, издавая звуки «пя-пя-пя». Проследите, чтобы малыш выпускал воздух тонкой непрерывной струей. Далее следует широко открыть рот и продержать обмякший язык на нижней губе таким образом, чтобы его боковые станки не касались рта.

Основная трудность заключается не в выполнении упражнений, а в удержании внимания ребенка. Elgreloo.com рекомендует подходить к обучению в игровой форме и ни в коем случае не ругать ребенка, если у него не получается правильно выговаривать буквы с первого раза.

Рекомендуем почитать другие полезные статьи по теме

Источник: https://elgreloo.com/family/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvy

Как научить ребенка выговаривать буквы

Большинство детей к 5—7 годам говорит правильно. Однако бывают случаи, когда ребята приходят в школу с еще не чистой речью. Обычно дети искажают шипящие звуки и звук «р».

Недостатки произношения порой приобретают устойчивый характер и трудно поддаются исправлению. Поэтому за речью детей следите с самого раннего детства, не допускайте, чтобы ребенок шел в школу с неправильным произношением.

Это особенно важно, так как недостатки произношения являются иногда причиной неуспеваемости детей.

Нередко недостатки произношения появляются в результате неправильного воспитания. В некоторых семьях взрослые при разговоре с малышом лепечут и сюсюкают. Этим самым они закрепляют неправильное произношение ребенка.

Говорите с ребенком всегда спокойно, четким, грамотным языком. Следите за речью детей и вовремя пресекайте замеченные недостатки произношения, так как исправлять их позже, когда они укоренятся, будет значительно труднее. Особое внимание развитию речи надо уделять в дошкольном возрасте, когда процесс идет наиболее интенсивно, а речь очень гибкая и податливая.

Некоторые родители считают, что разговорная речь развивается самостоятельно, без помощи взрослых. Это совсем не так. Невмешательство в процесс формирования детской речи приводит иногда к отставанию общего развития.

Используйте всякого рода потешки, песенки, прибаутки, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки. Большое влияние на развитие речи малышей оказывает пример старших детей.

Но не для всех детей достаточно простого подражания правильной речи, и малыши все-таки часто неправильно произносят отдельные звуки. К таким ребятам проявите особое внимание.

Дети с недостатками в произношении стесняются говорить, избегают слов с трудными для них звуками, становятся раздражительными и неохотно идут в школу. У ребят возникает чувство неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек.

Поэтому создайте в семье правильное отношение к ребенку, имеющему недостатки речи, не допускайте, чтобы над ним смеялись, передразнивали его.

Помогите спокойно, без стеснения преодолевать недостатки, дайте ребенку почувствовать, осознать всю важность правильного произношения и необходимость устранения картавости или шепелявости, заинтересуйте его этой работой.

Если ребенок к 5—6 годам неправильно произносит некоторые звуки, обратитесь к специалисту-логопеду, который поможет исправить произношение. Если нет этой возможности, занимайтесь с ребенком сами.

Приемов по постановке правильного произношения очень много. Приведем некоторые из них.

Во всех случаях исправления произношения попытайтесь сначала получить звук непосредственно путем подражания. Предложите ребенку произнести звук, показав сначала на себе. Потом добейтесь того, чтобы ребенок все повторил за вами. Занятия по постановке звуков проводите перед зеркалом: ребенок не только будет видеть свою артикуляцию, но и сравнивать ее с вашей.

Имейте в виду, что не всегда удается получить правильный звук на первых же занятиях. Эта работа требует терпения и большой настойчивости. При произнесении звука «ш» губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы чуть-чуть приоткрыты, кончик языка поднят вверх и образует щель с небом в передней его части. Звук произносится без голоса. Выдыхаемая струя воздуха теплая.

Если ребенок не картавит, то легко можно научить его произносить звук «ш». Предложите ребенку произнести «р» сначала громко, затем шепотом, немного отодвинув при этом язык шпателем (или ручкой ложечки) от альвеол к передней части неба,— получится звук «ш».

Точно так же ставится и звук «ж». Только он произносится с участием голоса, что легко ощутить, приложив руку к гортани.

Звук «р» ставится следующим образом: предложите ребенку произносить звук «д» сначала медленно, а потом все быстрее. В момент произнесения «дддддддд…» положите под язык указательный палец ребенка и быстро передвигайте его вправо и влево. Таким образом вырабатывается вибрация кончика языка и правильное звучание «р».

При произнесении звука «с» губы слегка растянуты, как при легкой улыбке, зубы чуть-чуть раскрыты (1—1—1,5 мм) и немного обнажены, кончик языка касается нижних зубов; посредине языка образуется желобок, по которому идет выдыхаемый воздух. При произнесении звука «с» выдыхаемая струя воздуха холодная. Это легко проверить, подставив тыльную сторону руки ко рту.

Звук «з» произносится так же, как и «с», только с участием голоса. (Сравните «ш» и «ж».) Вибрацию гортани легко почувствовать, приложив к ней руку.

Прежде чем приступить к постановке звука «л», научите ребенка четко и отрывисто произносить звук «ы». Сначала добейтесь, чтобы он быстро высовывал между губами широкий язык и убирал его назад. Такое упражнение проводите много раз.

При этом получаются звуки «бл-бл-бл-бл-бл…». Затем переходите к следующему приему — просовывать широкий язык между зубами, слегка прикусывая кончик языка и «лллллл…у», «лллллл…ы».

Так постепенно вырабатывается правильное произношение «л».

После того как вы добились верного произношения звука, закрепите этот звук в речи. Например, при закреплении звука «ш» предложите ребенку долго и четко произносить «ш-ш-ш-ш», подражая выпускающему пар паровозу; звук «ж» закрепляется при подражании жужжанию пчелы «ж-ж-ж-ж», звук «р» при подражании рокоту мотора «р-р-р».

Затем переходите к произнесению прямых («ша», «шо», «шу», «шы», «ра», «ро», «ру», «ры») и обратных; («аш», «ош», «уш», «ыш», «ар», «ор», «ур», «ыр») слогов. Подберите ряд слов, предложений, стихотворений для упражнений, в которых часто встречается закрепляемый звук и, с наоборот, отсутствует тот, которого еще нет у ребенка.

Читайте также:  Подборка самых интересных экспериментов с водой для детей

Например, для закрепления звука «ш» разучите стихотворение:

«Мишка милый, Мишка славный, Неуклюжий и забавный,— Весь из плюша мишка сшит, Ватой пышною набит».

Для закрепления звука «р»:

Рано, рано мы встаем, Громко сторожа зовем: «Сторож, сторож, поскорей Выходи кормить зверей».

Для закрепления звука «с»:

«В лесу темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит».

Очень часто дети испытывают затруднения не только в произношении звуков, но и в различении и узнавании их. Это впоследствии осложнит обучение детей чтению и письму. Поэтому с ребятами старшего дошкольного возраста (6—7 лет) проводите различные упражнения.

Когда ребенок научится правильно произносить, например, звук «с», предложите ему отобрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть этот звук (сани, собака, бусы, усы, нос и т. д.), и произносить названия картинок. Затем поручите ему самому придумать слова с этим звуком.

Такие упражнения помогут закреплению звука в речи.

https://www.youtube.com/watch?v=mVvBXHAlk-g

От родителей во многом зависит, чтобы ребенок 7 лет пришел в школу с совершенно чистым произношением. Выдержка и терпение, длительный, кропотливый труд принесут свои плоды — дети с чистой правильной речью будут правильно развиваться и успешно овладевать знаниями.

— Н. Чевелева, логопед

педиатрия

Источник: https://mediinfa.ru/article/pediatrics/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvy

Как научить ребенка говорить буквы? Артикуляционная гимнастика

Примерно с 15–18 месяцев жизни ребенок способен произносить фразы из двух и более слов, а к возрасту 18–20 месяцев в его словарный запас должно входить около 60–100 слов.

В этот период у малыша интенсивно развивается артикуляция, и правильность произношения звуков во многом зависит от членов семьи: они должны разговаривать с ребенком и в его присутствии разборчиво, не коверкая слова.

Но даже если это правило выполняется, в дальнейшем у ребенка все равно могут возникать сложности с произношением отдельных букв.

Как научить ребенка выговаривать буквы?

Занятия с ребенком для правильной постановки произношения можно проводить дома, не прибегая к услугам логопеда.

Однако если у малыша наблюдаются проблемы с проговариванием многих звуков, пройти консультацию у специалиста все же придется, так как некоторые нарушения развития речи могут быть связаны с особенностями артикуляционного аппарата.

В этом случае программа занятий для постановки правильного произношения должна быть разработана профессиональным логопедом.

Для самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях вам необходимо подобрать специальные артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика включает дыхательные упражнения, а также упражнения на развитие артикуляционного аппарата и отработку определенных положений языка, губ и мягкого неба.

Дыхательные упражнения. Такие занятия можно проводить с ребенком в виде интересных игр. Например, можно дуть на ватные шарики и вместе с малышом загонять их в импровизированные «ворота» (например, в коробку), или надувать воздушные шары.

Упражнения для развития подвижности губ. «Трубочка – Улыбка»: попросите ребенка вытянуть губы трубочкой, а потом растянуть их в улыбку. «Пятачок»: вытянутые в трубочку губы нужно двигать вправо и влево и вращать по кругу.

«Рыбки»: хлопать губами друг о друга, произнося при этом глухой звук. «Уточка»: вытянуть губы и сжать их пальцами так, чтобы большие пальцы находились под нижней губой, и вытягивать губы вперед, стараясь изобразить клюв уточки.

Упражнения для губ и щек. «Хомячок»: надуть обе щеки, а затем надувать их по очереди. Сильно втянуть щеки. Затем снова надуть щеки и бить по ним кулачком таким образом, чтобы воздух выходил с шумом.

Статические упражнения для языка. «Птенчики»: расслабленный язык лежит в ротовой полости, рот широко открыт. «Чашечка»: рот широко открыт, боковые и передний края языка подняты и не касаются зубов. «Трубочка: рок открыт, боковые края языка подняты. «Лопаточка»: расслабленный язык лежит на нижней губе. «Стрела»: рот открыт, узкий язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка. «Конфетка»: рот закрыт, напряженный язык упирается то в одну, то в другую щеку.

«Чистим зубки»: рот закрыт, язык круговыми движениями обводит пространство между губами и зубами. «Змейка: рот широко открыт, узкий язык с силой выдвигается вперед и резко убирается обратно.

«Часики»: губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, кончик языка по очереди тянется к уголкам рта.

Проводить упражнения артикуляционной гимнастики следует каждый день по 2–4 раза. Упражнения для развития губ, щек и языка выполняются перед зеркалом.

Для одного занятия достаточно 3–5 минут, в течение которых рекомендуется выполнять с ребенком не больше 2–3 упражнений.

Каждое упражнение следует выполнять по 5–7 раз, а статические упражнения, при которых ребенку необходимо удерживать определенное артикуляционное положение, делают по 10–15 секунд.

Как научить ребенка говорить буквы Р, Л и Ш?

Звуки, которые никак не поддаются ребенку, следует прорабатывать по отдельности. Как правило, самые большие проблемы у ребенка могут возникать с такими буквами, как Р, Л и Ш.

Научиться выговаривать букву Р ребенок должен в возрасте 4–6 лет, а задумываться о том, как научить ребенка говорить букву Л, следует когда ему будет 5–6 лет. Учить малыша правильному произношению шипящих звуков необходимо тогда, когда он уже достаточно хорошо произносит другие согласные звуки.

Как научить ребенка выговаривать буквы, которые сложны для произношения? Помимо проговаривания слов с этими буквами необходимо делать специальные артикуляционные упражнения.

Как научить ребенка говорить букву Р? «Чистим зубки»: рот широко открыт, кончик языка «чистит» верхние зубы с внутренней стороны, при этом губы растянуты в улыбке так, что видны верхние и нижние зубы, а нижняя челюсть неподвижна.

«Маляр»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка двигается по нёбу, делая движения вперед и назад, при этом губы и нижняя челюсть неподвижны.

«Барабанщик»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка стучит по верхним альвеолам, произносится твердый звук «д», при этом темп произношения постепенно увеличивается.

Как научить ребенка говорить букву Л? «Варенье»: рот слегка приоткрыт, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу движениями сверху вниз.

«Пароход»: рот приоткрыт, ребенок произносит долгий звук «ы», при этом кончик языка должен находиться в глубине рта и быть опущенным вниз, а спинка языка поднята к нёбу.

«Лошадка»: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, а потом быстрее (следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной).

Как научить ребенка говорить букву Ш? «Лопатка»: рот приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе от 5 до 10 секунд. «Мячик»: рот слегка приоткрыт в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе.

Ребенок должен сдуть ватку на другой конец стола узкой струей воздуха, произнося при этом длительный звук «ф». «Гармошка»: рот приоткрыт, язык «приклеен» к нёбу, ребенок при этом закрывает и открывает рот, не меняя положения языка.

Выполняя этот комплекс упражнений, вы легко справитесь с шипящими звуками и быстро разберетесь, как научить ребенка говорить буквы Ш, Щ, Ж и Ч.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvy-artikulyatsionnaya-gimnastika.html

Как научить ребенка произносить шипящие звуки, или Жужжит над жимолостью жук

Современные дети (впрочем, может быть, это только мне попадаются подобные детишки), развиваются как головастики. Очень высокий интеллектуальный потенциал и сниженные возможности моторного и артикуляционного развития. Ну, нет у них доминантного полушария, как мы к этому привыкли! У них оба полушария доминантные.

Точнее, равноправные, хотя сначала это диагностируется как недоразвитие. Поэтому они схватывают информацию сразу, целиком. Больше ощущениями, чем логикой. Их легче учить читать сразу целыми словами, а не по слогам. А это, заметьте, при нашей методике обучения в школе очень непросто.

Результат задачи тоже рождается у них сразу, а не поэтапно, и больше похож на озарение.

Вот и судите — как учить их, и что считать патологией, а что — нормой?

Мало кто из родителей обращает внимание на особенности речевого развития своих двух-трехлетних детей. Болтливость малышей, которые используют «свои» слова, понятные только избранному кругу взрослых, умиляет.

Взрослые начинают сюсюкать и коверкать слова так же и, тем самым, оказывают малышу «медвежью услугу». Если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка была правильной и грамотной, необходимо как можно больше разговаривать с ним, четко произнося слова, особенно окончания и предлоги.

Читать ему стихи не торопясь и ритмично, без особой эмоциональности, спокойным, ровным, даже протяжным голосом. Поощрять ребенка договаривать слова-рифмы в стихах, воспитывая чувство слова и ритма. Сочинять очень простые, но эффективные двустишья типа: «БА-БА-БА. ВОТ ЛЕЖИТ ТРУБА».

Желательно, чтобы малыш сам заканчивал строчку и повторял, по возможности, все двустишье.

А теперь обратим внимание на конкретные, трудно выговариваемые звуки.
К шипящим относятся Ш Ж Щ Ч. Обычно замечают неправильное произношение звуков Ж и Ш. Причем звук Ш обычно не очень режет слух — шипения можно достичь разными способами. А вот звук Ж просто так не скроешь. Он или есть, или его нет. Поэтому ставить шипящие нужно со звука Ж.

Чаще всего проблема шипящих кроется в том, что ребенок не может расслабить язык и растянуть его широко. Так, чтобы края как бы наваливались на боковые верхние зубы.
Поэтому полезно сначала научить язык расслабляться.

Для этого нужно положить его на нижние зубы, как блинчик, и пришлепывать верхними зубками по языку. Сделать ему своеобразное «атата». Затем дать языку полежать спокойно, не двигаясь, на нижних зубах.

Упражнение считается усвоенным, когда делается легко и свободно.

Руками изобразить всем известную позу «чашечки», как будто в ладошки нужно налить и удержать водичку. Язычок должен повторить эту позу. Желательно за зубами, а не высунутым вперед. Произнести звук ЗЗЗЗЗЗЗ. Конечно, этот звук не получится, а получится ЖЖЖЖЖ. Таким образом нужно обмануть речевую привычку произносить вместо Ж черт знает что.

Как только звук начал получаться, нужно вводить его в слоги. Можно воспользоваться универсальным шаблоном для любого звука.

Берете карандаш и рисуете большую, высокую букву Ж. А рядом с ней, справа и слева, в столбик гласные первого порядка

Затем соединяете черточкой каждую гласную с нашим переростком, буквой Ж. Получается жучок-паучок. Далее, в производном порядке, сочетаете гласные со звуком Ж. Например, АЖА. АЖО. АЖУ. АЖА. ОЖА. УЖА. АЖА. ОЖО. УЖУ. И т.д., как ваша фантазия позволит.

Если трудно начинать со звука гласного, можно его отбросить и произносить один слог — ЖА. ЖО…

Со звуком Ш после того как поставили звук Ж, работать одно удовольствие. Он сам появляется. Так же легко подобраться и к звуку Щ.

Звук Ч тоже относится к шипящим. Но он состоит из двух звуков — ТЬ и Щ. То есть, язык должен сначала ударить по альвеолам, а потом расслабиться и пропустить сквозь узкую щель звук Щ.

При повышенном тонусе языка у детишек это получается плохо. Нужно прочувствовать сначала ТЬ, а потом соединить с Щ. Сначала медленно, а потом с ускорением, до полного слияния.

Ни в коем случае нельзя напрягаться.

А дальше начинается самое интересное, по крайней мере, для меня, как логопеда. Сочиняем и запоминаем скороговорки, двустишья. Придумываем сказки, в которых нашего звука — навалом.

И соблюдаем правило хорошего логопеда: обращаем внимание на произношение только тех звуков, с которыми работали. Остальные пока пропускаем мимо уха. Настанет и их час.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/4568/

как научить ребенка выговаривать звуки

Каждый родитель испытывает гордость и одновременно радость слушая, как его чадо учится произносить новые слова. Очень часто, первые попытки произношения далеко не точные. Разумеется, из уст малютки это звучит мило, однако все хотят, чтобы кроха начал произносить слова правильно как можно скорее.

Причина в сюсюканье

Главной ошибкой, которую допускают многие взрослые, является сюсюканье. Возможно это вызывает улыбку на лице крохи, но полезного в этом мало. Взрослые должны четко и членораздельно произносить слова, чтобы ребенок на слух улавливал правильность произношения.

Память у детей отличная и они с легкостью запомнят каким образом нужно выговаривать то или иное слово. Вместо этого они запоминают коверканья, которые слышат от мам, бабушек, теть и прочих родственников. Опускаясь в своей речи до уровня малыша, взрослые, тем самым усложняют процесс освоения звуков. Как бы не пришлось исправлять речь, в последствии, стараниями логопеда.

Не все дефекты речи требуют обязательного вмешательства логопеда. Такие произношения, вызывающих сложность, как — шипящие, а также З — С, К — Г, Р, Л, и Ц, вполне по силам родителям, чтобы справится самостоятельно.

Читайте также:  Памятка родителям или как правильно одеть новорожденного по погоде

Учимся произносить самый сложный звук — «Р»

Начнем с «Р». Самым трудным для детского восприятия является именно этот звук. Полностью он осваивается только к 5 — 6 годам. Вот некоторые из особенностей, с которыми, с большой вероятностью, может столкнуться каждый родитель.

  • — «Р» выпадает из лексикона малыша. Вместо «кроха» произносит «оха».
  • — Некоторые детки «Р» заменяют на «Л», «Ы», «Й». Вместо «рыба» произносят «лыба», или «рыбка» — «ыыбка», «корова» — «койова».
  • — «Р» звучит у малыша не «по-русски». Больше похоже на английское произношение или французскую картавость.

Чтобы исправить неточность, разработаны ряд веселых, но полезных упражнений, и обязательно перед зеркалом. Упражнения выполняются с ровной спинкой. Зеркало позволит малышу видеть, насколько он все правильно делает. Заодно приучит ребенка к красивой осанке.

«Парус»

Название говорит само за себя. Язычок должен принять форму паруса. Широко открываем ротик и прячем кончик языка вверху за зубками. Добиваемся, чтобы низ язычка был прогнут, а края касались верхних коренных зубок. Проделать не менее 3 повторений по 10 сек., не останавливаясь.

«Лошадка»

Своего рода игра, которая понравится малышу. Язычок прижат к небу как можно плотнее. Резко опускаем, образуя звук цокающих копытцев. Прям как лошадка. Или ослик. Выполнить 10, а лучше 15 подходов.

«Индюк»

Очень смешное упражнение, вам обоим понравится. Изображаем теперь вместе сердитого индюка. Пусть ребенок резко высовывает язычок изо рта между зубок, произнося «бл-бл». Сначала не спешим. Помаленьку уменьшаем интервал между повторениями.

«Прикуси язычок»

Покажите ребенку язык, улыбнитесь и тихонько прикусите его. А теперь пусть попробует сделать также.

«Чистим зубки»

Чем шире улыбка, тем лучше. Кончиком языка проводим по зубкам изнутри, как бы чистя их. В движении один язык, челюсть неподвижна на протяжении выполнения задания.

«Чей длиннее»

Устройте маленькое состязание. Попробуйте достать языком подбородок, нос. А ребенок пусть повторит.

«Дятел»

Открываем рот по шире, и стучим языком по верхним зубам с внутренней стороны, произнося «д-д-д». Крайне полезный тренинг.

Не нагружайте свое дитя, устраивайте перерывы. Занимайтесь весело. Во время перерыва попросите малыша изобразить льва. Пусть издаст грозный рык, как царь зверей. Обязательно почитайте скороговорки с буквой «Р», специально предназначенные для этого стишки.

Учимся произносить Ж, Ч, Ш, и Щ

Проговаривать шипящие несколько проще, чем предыдущее задание. Небольшое затруднение вызывают «Ж» и «Ш». Причина в том, что кроха не научился еще расслаблять и растягивать язычок, прикасаясь к боковым зубам сверху. Особенно заметно, когда малютка пытается выговорить «Ж».

Следующие упражнения не вызовут никаких сложностей у малютки:

Сначала учимся расслаблять язычок

Язычок разместить внизу на зубках, а верхними постучать по нему, проговаривая «та-та-та». Язычок расслабится. После этого, верхней губой постучать по язычку, говоря «па-па».

Кончик язычка поднимаем вверх

Приятное упражнение для крохи, ведь выполнять задание придется с жевательной конфеткой. Язычок расположен на нижней губе, а кончик высунут. Кладите жевательную конфетку ему на язычок.

Суть заключается в элементарном — прилепить конфетку к верхним зубкам. Малыш должен выполнять задание, не прибегая к помощи челюсти. Работает только язык.

И смотрите, чтоб ваше чадо не съело конфету раньше времени.

Через середину язычка вдуваем воздух

Кусочек ватки расположите на столе или какой-либо другой плоской гладкой поверхности. Исходное положение как в упражнении №3. Теперь попросите его сдуть ватку. Следите, чтоб малыш не раздувал щечки и старался произнести звук «Ф».

Сдуваем ватку с носика

В этом упражнение важно, чтобы ребенок, открыв ротик, расположил язык посередине в виде желобка. Ватка расположена на кончике носа. Попросите кроху не крутить головой, а сбросить ватку с помощью воздуха. Для этого надо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть вверх. Задание очень полезное и веселое, вам обоим непременно понравится.

Учимся говорить: «Ж» и «Ш»

Держа язык за зубками, попросите ребенка сказать: «СА». Затем язычок необходимо двигать внутрь. По мере движения языка получится звук «ША». Для «Ж», следует делать то же самое, только изначально произносить «ЗА».

Используем слова с «Ж» и «Ш»

Будут полезны все стишки и песенки, где есть «Ж» и «Ш». Побольше, чтобы можно было чередовать, не надоедая малышу одним и тем же, иначе он ему надоест. Ребенок не должен терять интерес к занятиям. Иначе какой от них прок. Важно, чтоб ему нравилось. Поэтому, повторяйте почаще разные стишки (песенки).

Звук «Ч»

Если язычок слишком напряжен, возникнут некоторые сложности. «Ч» образуется из «ТЬ» и «Щ». Изначально язычок должен дотронуться до альвеол, произнося «ТЬ», затем, расслабиться и, пропуская воздух в щелку, получить звук «Щ». Слившись в единое, оба звука дадут заветную «Ч». Несмотря на кажущую сложность, в течение небольшого промежутка времени, ваш малыш освоит эту букву.

Букву «Ч» также рекомендуют тренировать с помощью стишков, насыщенных этим звуком.

Осваиваем произношение «З», «С» и «Ц»

Источник: https://angelochekcentr.ru/intersnoe/52-kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-zvuki.html

Выговаривать букву ж ш

Такое случается в 4 случаях из 10 – ребенок не выговаривает некоторые буквы русского алфавита. Как быть в такой ситуации? В данной статье предлагаются полезная информация и дельные советы для изучения произношения этой буквы.

Оглавление:

Ведь звук «ш» является сложным для малышей.

Проверяем уровень произношения звука «ш»

Для начала стоит проверить уровень умений вашего ребенка: возможно, проблемы и нет вообще. Нарушения бывают двух видов: когда ребенок плохо произносит конкретный звук и когда заменяет его совершенно на другой из-за полной неспособности произнести. Последний вариант в практике логопедов встречается чаще. Например, малыш говорит «парик» вместо «шарик».

Данная проблема со звуком «ш» делится на несколько типов:

Сигматизм

  • Носовой : малыш произносит букву немного «в нос», отчего может быть слышен акустический эффект.
  • Боковой : буква произносится с хлюпаньем.

Парасигматизм

  • Призубной : язычок упирается в зубки и мешает естественному звучанию. При этом больше слышится «т», чем «ш».
  • Губно-зубной : то же самое, только отклонение иногда может быть связано с неправильным прикусом у ребенка. Слышен звук «ф». Стоит обязательно навестить ортодонта.
  • Свистящий : произношение «с» со свистом при попытке произнести: «ш».

Межзубная проблема

Ребенок в данном случае просовывает язык между зубами, и выговорить совсем не получается. Вместе этого слышен шепелявый звук.

Проверяем произношение без помощи логопеда

Чтобы проверить произношение вашего малыша без логопеда, придерживайтесь схемы: общая проверка, проверка звука изолированно и в отдельных слогах со звонкими и глухими согласными.

  1. Начните с общей проверки. Пусть ваш малыш попытается сказать несколько простых предложений, в которых будут слова со звуком «ш». Далее переходим к отдельным словам: шапка, шарф, опушка, шарик, Маша, Саша, хорошо, мышонок…
  2. Ваш малыш справился? Если да, то это очень хороший знак. Далее стоит уделить внимание слогам: УШУ, ОШО, ША, ОШ и так далее. Это позволит точно определить, дается ли вашему ребенку произношение и где нужна корректировка.

Иногда при таком способе проверки обнаруживаются проблемы с другими шипящими согласными. Поэтому отнеситесь к процессу со всей ответственностью и добавьте разнообразных по звучанию сочетаний звуков.

Для проверки и тренировки (если она понадобится) можно подготовить набор карточек с картинками и звуками: для малыша это будет приятная игра. Такие коллекции также легко найти в обычных книжных магазинах. В них все слоги и слова подобраны специальным способом, с максимальным разнообразием позиций нужных звуков.

Возможные причины возникновения плохого произношения

  • Коверканье речи в общении с ребенком: он может просто подражать взрослой манере общения.
  • Неправильный прикус: иногда он проходит с появлением коренных зубов, а иногда требуется помощь детского ортодонта.
  • Слишком долгое использование соски в грудном возрасте. Страдают шипящие и свистящие звуки.
  • Некоторое отставание в развитии.

  • Малыш плохо распознает звуки на слух.
  • Гиперактивный ребенок. Потребуется много усилий, чтобы обучить такого ребенка правильно говорить слова.

Если вы уже долго, но безрезультатно пытаетесь научить малыша правильно говорить «ш» – обратитесь к логопеду. Как правило, многие садики нанимают их на несколько часов в неделю.

Он сможет грамотно поставить речь в короткие сроки.

Упражнения перед началом занятий

Перед началом занятий с малышом обязательно проведите зарядку для ротовой полости. Состоять она будет из нескольких несложных упражнений.

  • Кладем язычок на нижнюю губу и задерживаем его в таком положении на 15 секунд.
  • Создаем из нашего языка чашку и держим в таком положении 10 секунд. Расслабляем. Снова держим. Это эффективное упражнение для тренировки мышц языка.
  • Опускаем и поднимаем «чашечку». Делаем упражнение плавно, не спешим.
  • Поцокаем язычком. Не спеша, «растягивая» процесс.

Поставьте малыша перед зеркалом: так ему будет очень весело строить рожицы, и стараться он будет усерднее. Можно также разбавлять процесс интересными смешными историями.

Дополнительная разминка для губ

  • Произносим поочередно звуки «о» и «у» с максимальным использованием жестикуляции губ. То складываем их в трубочку, то обращаем в большой круг.
  • Чередуем «трубочку» и улыбку. Постарайтесь, чтобы улыбка получалась максимально широкой, а «трубочка» узкой.

Упражнения для постановки звука «ш»

Практикуем следующий перечень упражнений для постановки произношения:

  • «Движущаяся чашечка». Создаем язычком чашечку и начинаем ею двигать. То поднимаем края, то опускаем в нижнюю часть рта.
  • «Свободный полет». Делаем «чашечку» и вынимаем ее из полости рта. Берем маленький кусочек ватки и кладем его на носик ребенка. При выдохе воздух будет отталкиваться от стенки «чашечки» и подниматься вверх, а ватка улетать. Очень веселое и эффективное упражнение по предотвращению шепелявости.
  • «Корабль в море». Поднимаем и опускаем «чашку» с задержкамисекунды.

Все упражнения выполняются перед зеркалом и сопровождаются самыми разными веселыми историями, какие вы только сможете придумать.

Если ваш малыш уже умеет выговаривать звуки «т», «р», «с»

Если малыш умеет хорошо говорить «т», тогда начинаем с этого способа. Попросите его сказать «т-с-с», как мы обычно делаем, когда просим тишины. Повторитьраз. А теперь попросите проделать то же самое, но только с закрытым ротиком. Возможно, у вас с первого раза выйдет получить долгожданный «ш».

Для закрепления просите ребенка еще пару дней пошипеть, как змейка или кошечка.

Иногда ребенок прекрасно справляется со звуком «р». Попросите прошипеть его. Многим, чтобы научиться произносить «ш», достаточно одного этого простого упражнения.

Как только звук устоялся, перейдите к упражнениям со словами. Далее обязательно стоит включить в речь скороговорки с буквой «ша» и логопедические слова, а также слова, которые начинаются с этой буквы. Чем чаще вы будете это делать, тем быстрее правильная речь станет привычной для малыша.

Закрепление результата

В дальнейшем следите за тем, чтобы ребенок не пропускал буквы и всегда выговаривал их четко. Не торопитесь: пусть лучше первое время говорит спокойно и правильно. Задавайте ему вопросы по типу: красивый – красивейший. А как сказать слово «прекрасный»? И так далее. Не перегружайте ребенка; лучше растянуть процесс на несколько дней или недель.

Выполняя данные упражнения и рекомендации, вы легко научите ваше дитя говорить правильно. Это поможет сделать его речь четкой и понятной, а самого ребенка сделает уверенным в себе.

Источник: http://illady.ru/materinstvo/razvitie/4365-kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-sh.html

Если ребенок не выговаривает букву Ш и Ж

Что делать, если ребенок влет не выговаривает шипящие — Ш и Ж. О том, как научить ребенка правильно произносить буквы Ш и Ж, мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:

Звуки «ш» и «ж» сложны по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают их сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно.

Есть много вариантов неправильного произношения этих звуков: их или вовсе опускают, или произносят нечетко, или заменяют другими (чаще всего «с» и «з»).

Не останавливаясь на причинах этих искажений, расскажем кратко о том, как научить ребенка правильно произносить «ш» и «ж».

Как научить ребенка произносить звук Ш

Нормальное положение органов речи при произнесении «ш» таково: рот раскрыт, губы слегка округлены и выпячены, выдвинуты вперед (образуя «рупор»). Зубы несколько сближены (расстояние между ними 1—2 миллиметра).

Широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, но не касается его; при этом образуется узкая щель, в которую направляется выдыхаемая сильная струя воздуха. Боковые края языка приподняты, плотно прижаты к верхним коренным зубам.

Спинка языка опущена (положение языка в целом можно сравнить с лопатой, чашечкой, ковшиком).

Источник: http://piterspectex.ru/vygovarivat-bukvu-zh-sh/

Ссылка на основную публикацию