Артикуляционная гимнастика избавит детей от проблем с речью

Исправляем речь ребенка: лучшие упражнения от логопеда!

Ребенок начинает произносить первые звуки еще в младенческом возрасте. Затем звуки образуют слова, а слова — предложения. Красота речи во многом зависит от произношения звуков. Важно научить ребенка делать несложные упражнения для развития артикуляции, и речь малыша станет вашим предметом гордости.

Как развивается речь у ребенка

Ребенок рождается на свет и попадает в социальную среду, где необходимо общаться! Развитие речи — достаточно сложный процесс и включает 2 периода: понимание речи, самостоятельная речь.

Малыш в первые месяцы жизни начинает понимать речь по интонации. Если вы говорите о том, какой ваш ребенок хороший и умный, но при этом хмурите брови, будьте готовы, что ребенок заплачет.

Затем ребенок понимает слова и короткие фразы, связанные с его повседневной жизнью. Вскоре ребенок начнет понимать сложные предложения, но повторить их ему пока нелегко из−за незрелости артикуляционного аппарата.

Так постепенно малыш приходит к полному пониманию родного языка, который он слышит с рождения.

Самостоятельная речь ребенка развивается постепенно. Важно следить за речевым развитием и помогать ребенку в освоении языка.

Гимнастика для языка, губ и щек: как, зачем, почему

Чаще всего родители обращают внимание на неправильное произношение звуков у ребенка.

Важно знать, что малышу можно помочь правильно произносить звуки и предупредить более серьезные нарушения речи. Одним из самых важных способов является артикуляционная гимнастика. Комплекс гимнастических упражнений направлен на развитие подвижности языка, губ и щек.

При регулярном выполнении упражнений у ребенка улучшится произношение слов, появятся звуки, которых раньше не было в речи. Заниматься нужно не только тогда, когда появились проблемы с речью, а заранее. Давно известно, что профилактика — лучше, чем лечение.

5 правил правильного выполнения артикуляционной гимнастики

  1. Проводите гимнастику утром и вечером, по 15 минут в день.
  2. Научитесь выполнять упражнения сами и только потом начинайте заниматься с ребенком.
  3. Приготовьте зеркало для занятий. Малышу потребуется контроль своих движений для того, чтобы их правильно выполнять.

  4. Осваивайте артикуляционную гимнастику постепенно, переходите от простых упражнений к сложным, закрепите известные упражнения, а затем приступайте к новым.
  5. Будьте терпеливы! Если ваш малыш не может с первого раза освоить упражнение, не торопите его и не ругайте.

    Постепенно все получится!

Игровые упражнения для губ

  • «Пчелки». Покажите малышу, как нужно вытянуть губы вперед, а затем двигаем ими вправо и влево. Скажите ребенку, что вы теперь как пчелки, которые собирают нектар.
  • «Поцелуйчики». Дети очень ласковые, попробуйте вместе с ними раздать воздушные поцелуи папе, брату, сестренке или любимым игрушкам.
  • «Привет». Очень хорошо, когда ребенок растет веселым и улыбчивым. Поздоровайтесь с ребенком, при этом улыбайтесь. «Улыбка» самое простое и важное упражнение для губ. Улыбайтесь с зубками и без них.
  • «Прятки». Покажите ребенку, как можно спрятать губы, втягивая их к зубам.
  • «Ежик». Вытягивайте вместе с ребенком губы вперед в «трубочку» и вращайте ими по кругу. Скажите малышу, что вы похожи на ежика, который бегает по лесу и ищет грибочки.

Важные упражнения для щек

  • Научите малыша похлопывать ладошками и пальцами по щекам.
  • Надуйте вместе с ребенком щеки, затем ладошками нажмите на щеки, чтобы изо рта вышел воздух.
  • Наберите в рот воды и покажите, как можно перегонять водичку из одной щеки в другую. Пусть малыш попробует сам выполнить упражнение!

Игры с «веселым язычком»

Гимнастика для языка должна заинтересовать ребенка. Мы предлагаем выполнять ее в стихотворной форме. Читайте стихотворение и выполняйте упражнения.

«Твой игривый Язычок,

Должен слушаться тебя.

Каждый день зарядку делай,

А не делать нам нельзя.

Вот и утро настает!

Язычок встает, выглядывает в окошко (показать широкий язык).

Видит: котик на пороге, в гости просится (кончик языка упирать в нижние резцы, язык поднять наверх).

Взял наш друг топор и клещи и решил забор чинить (улыбнуться и показать зубы).

«Д−д−д» — стучит работник (поднять язык к верхним зубам и постучать по ним).

«Т−т−т» — забит и гвоздик. Молодец, наш язычок (улыбнуться)!

Погулять решил малыш, к бабушке отправился,

Покушать вкусных блинчиков ему понравится (показать широкий язык, пошлепать губами, затем зубами по языку).

Бабушка ждала внука своего, предложила сладкого варенья, не жалко ничего (широким языком облизать верхнюю губу).

На лошадке скачет веселый язычок (цокать языком),

В поле грибочков вкусных он найдет (присосать язык к верхнему небу).

На часы взглянул наш язычок (улыбнуться, языком покачать вправо-влево)

И домой помчался цок! (цокать языком 8−10 раз)».

Представленные упражнения являются основными и рекомендуются для выполнения детям с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи.

10 игр, которые заинтересуют самого капризного малыша

Дети быстро утомляются от ежедневных занятий. Игровыми приемами можно вновь вызвать интерес ребенка к выполнению упражнений для артикуляционных органов.

  1. Наберите в пипетку компота или сладкого чая и капайте ребенку на язык. Следите, чтобы малыш проглатывал каждую каплю.
  2. Каждый день надувайте с ребенком резиновые игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри.
  3. Поиграйте в индейцев: произносите звуки «а, о, у, и, э», при этом ладошкой похлопывайте по рту. Получится веселый звук!
  4. Возьмите крепкую веревочку длиной около 60 см и проденьте шарик диаметром 2-3 см. На концах веревочки свяжите узлы так, чтобы шарик не выпадал. Пусть малыш языком двигает шарик вправо и влево, вверх и вниз.
  5. Научите ребенка загибать кончик языка вверх, как чашечка. В этом положении малыш должен поймать шарик. Следите за чистотой шарика.
  6. Возьмите чайную ложку и приставьте вогнутой стороной ко рту ребенка. Малышу необходимо толкать языком влево и вправо, вверх и вниз.
  7. Попросите малыша улыбнуться. Затем легкими поглаживающими движениями помассируйте язык ребенка.
  8. Дайте ребенку две чайные ложки и попросите легко похлопать ими по щекам, затем по языку.
  9. Напомните ребенку, как нужно делать из языка «чашечку», затем налейте в нее немного воды или сока. Ребенок должен удержать жидкость, а затем покачать языком, не пролив содержимое «чашечки».
  10. Попросите малыша вытянуть губы вперед, на верхнюю губу положите ватную палочку или карандаш. Пусть ребенок удерживает «груз» губами несколько секунд.

Все эти упражнения нужно выполнять регулярно, по 5-10 раз. Помните, что вы должны в первую очередь оценивать возможности вашего ребенка и ни в коем случае не допускать переутомления.

https://www.youtube.com/watch?v=g0O7hUa6t3w

Занимайтесь с ребенком с удовольствием и ваши усилия непременно принесут результаты!

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/ispravlyaem_rech_rebenka_luchshie_uprazhneniya_ot_logopeda/

Как помочь ребенку избавиться от дефектов речи

Формирование правильного произношения у детей обычно заканчивается к 4–5 годам. Но иногда этот процесс затягивается.

   Правильное развитие ребенка предполагает, что к 4–5 годам он уже осваивает фонетическую систему родного языка. Однако дефекты речи не знают возрастных ограничений – даже школьники периодически неправильно выговаривают звуки.

Многие родители не умеют на слух определять артикуляционную проблему  или предполагают, что ребенок ее «перерастет».  На деле же запускать ее нельзя, ведь с возрастом речевые недостатки сами собой исчезнуть не могут.

Наиболее распространенные затруднения в произношении вызывают у детей такие звуки, как:

  • шипящие: ш, ж, щ, ч.
  • свистящие: с, сь, з, зь, ц.
  • сонорные: р, рь, л, ль.

Правила артикуляционной гимнастики

Замечено, что ребенок, испытывающий проблемы с произношением, иногда сознательно пропускает звуки в своей речи. Это может негативно отразиться на его учебе и общении с другими детьми.

  • Для исправления дикции необходимо применять артикуляционную гимнастику. А чтобы занятия принесли ожидаемый эффект, необходимо:
  • ежедневно выполнять логопедические упражнения;
  • заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день (утром и вечером) не более 5–7 минут, чтобы ребенок не уставал от нее;
  • проводить упражнения в игровой форме;
  • выполнять гимнастику перед зеркалом;
  • проводить не более 5 упражнений за одно занятие;
  • применять счет для четкого выполнения артикуляционных упражнений;

использовать ручку чайной ложки, если у ребенка не получается самостоятельное артикуляционное движение.

Причины для занятий артикуляционной гимнастикой

  • возможность исправить дефекты на начальной стадии без помощи логопеда;
  • более быстрое преодоление дефектов речи во время занятий с логопедом благодаря уже подготовленным мышцам;
  • устранение эффекта «каши во рту» у детей с правильным, но вялым звукопроизношением;
  • возможность научить ребенка говорить правильно, четко и красиво.

Если родители уверены, что сумели услышать, какой звук с дефектом произносит их ребенок, они могут самостоятельно использовать некоторые упражнения речевой гимнастики, однако предварительная консультация специалиста необходима: логопед подберет индивидуальный комплекс артикуляционной гимнастики в зависимости от речевых проблем ребенка.

Правильное произношение звуков «с», «сь», «з», «зь»

Часто малыши произносят согласные свистящие звуки «с», «сь», «з», «зь» межзубно или издавая щечные «шумы», которые слышатся, когда язык пропускает воздух через боковые края, а иногда эти звуки и вовсе опускаются из речи ребенка.

Чтобы правильно произнести эти звуки, губы нужно слегка растянуть в улыбке, чтобы были видны передние зубы, а кончик языка упирался в нижние резцы. Боковые его края должны быть прижаты к коренным зубам. Тогда вдоль языка образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Ее можно ощутить рукой, если преподнести руку ко рту.

Артикуляционное упражнение «Сдуваем вату с ладошки»

Улыбнуться, немного высунуть язык и положить его в широком виде на нижнюю губу.

Сделать вдох, как бы произнося долгий звук «ф-ф-ф», и сдуть «вату» с ладошки.

Важно сформировать воздушную струю посередине языка.

Артикуляционное упражнение «Свистушки»

Улыбнуться, язык спрятать за нижние зубы и посвистеть.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

При правильном произношении шипящих согласных звуков «ш» и «ж» рот должен быть полуоткрыт, губы слегка округлены, широкий кончик языка поднят кверху. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов.

Между корнем и кончиком языка образуется небольшая впадина в форме чашечки, по которой выходит сильная воздушная струя. Если поднести тыльную сторону руки ко рту, можно ощутить теплую воздушную струю воздуха.

Одновременно с развитием артикуляционного аппарата необходимо тренировать ребенка в различении на слух шипящих и свистящих звуков: например, использовать игры (малыш должен угадывать, какой звук произнесен взрослым, и хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышит слово с заданным звуком).

Артикуляционное упражнение «Усыпляем язык»

Широкий, расслабленный язык «спит» на нижней губе. Можно похлопать широкий язык губами.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.

Артикуляционное упражнение «Чашечка»

Это основное упражнение для всех шипящих звуков, так как именно в таком положении язык находится за верхними зубами при произношении этих звуков. Стоит научиться выполнять это упражнение сначала на нижней губе, чтобы малыш увидел свой язык.

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).

Артикуляционное упражнение «Сдунь вату с носика»

На кончик языка положить ватку. Широким языком в форме «чашечки» прижать вату к верхней губе и сдуть вверх.

Правильное произношение звуков «ч», «щ»

При произнесении звука «ч» губы выдвинуты и округлены. Расстояние между зубами 1–2 мм. Звук начинается от смычного элемента, как при произнесении «ть». Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя часть выгнута по направлению к твердому небу. Звук заканчивается щелевым элементом, который звучит кратко.

При произнесении звука «щ» губы вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят до уровня верхних зубов. Передняя часть языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к твердому небу, задняя часть опущена и продвинута вперед. Струя выдыхаемого воздуха сильная.

«Щ» произносится более мягко и удлиненно, чем «ш», при этом боковые края языка плотнее прижаты к верхним зубам.

К работе над звуками «ч» и «щ» необходимо приступать, если отработаны звуки «ш» и «ж». 

Артикуляционное упражнение «Птенец зовет маму»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5–10.

Выполняя упражнение, нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык сделать широкий, края его должны касаться уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Во время упражнения нельзя задерживать выдыхаемый воздух.

Правильное произношение звуков «л» и «ль»

При правильном произношении сонорных согласных «л» и «ль» губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы. Боковые края языка опущены, между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя.

Артикуляционное упражнение «Маляр»

Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка (узким) пробуем «покрасить» нёбо.

Артикуляционное упражнение «Раздуваем щеки»

Закусить узкий язык между зубами. Пускать воздушную струю по щекам так, чтобы они раздувались и воздушная струя свободно ходила по бокам языка.

Артикуляционное упражнение «Пароход гудит»

Рот открыт, губы в улыбке. Зубами закусываем кончик языка и произносим звук «ы-ы-ы». Получается звук, приближенный к звуку «л».

Правильное произношение звука «р»

Звук «р» в артикуляции самый сложный, так как он взрывной, дрожащий, переднеязычный. Нередко родители путают правильный вибрационный звук с горловым звуком. Для правильного произношения этого звука также необходимы артикуляционные упражнения.

Артикуляционное упражнение «Лошадка»

Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

Артикуляционное упражнение «Грибочек»

Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.

Артикуляционное упражнение «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка ударять за верхними зубами и произносить взрывной звук «д-д-д-д-д-д-д». Если поднести руку ко рту, можно ощутить толчки воздуха, – язык должен стать напряженным, твердым. Необходимо проводить упражнение с открытым ртом, кончик языка не должен задевать нижние зубы, то есть ребенок не должен «жевать» свой язык.

Правильное произношение – важный критерий развития

Бытует мнение, что легкие дефекты речи придают особый шарм, но не стоит идти у стереотипа на поводу. Задача родителей – помочь детям произносить звуки правильно и четко во избежание проблем с учебой и перспективной самореализацией в будущем.

Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторонуи малыш не может удержать нужное положение языка даже на короткое время, необходимообращаться к логопеду. Не исключено, что понадобится и специальный массаж.

Елена Сидорова, врач-логопед: «Часто в детскую поликлинику обращаются родители детей с нарушением звукопроизношения, замечая, что некоторые звуки в речи у ребенка отсутствуют или заменяются другими звуками. Сложнее всего малышам выговаривать верхнеязычные звуки “ш”, “ж”, “л”, “р” и “р”.

Часто дети до 4–4,5 лет заменяют звуки “ш” на “с”, “ж” на “з”, а “р” на “ль”. Это возрастное, родителям не стоит из-за этого беспокоиться: проблемы с произношением могут носить временный характер, так как в этот период речь только формируется, фонематический слух еще не развит.

А если к 4–5 годам малыш не научился произносить эти звуки, проблема, скорее всего, в недостаточной подвижности языка.

Необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме. Такие упражнения можно начинать с 3 лет – главное, чтобы малышу было интересно. Вместе с артикуляционной гимнастикой необходимо развивать фонематический слух. Ребенок должен слышать и не путать близкие по звучанию звуки.

Все звуковые дефекты желательно исправлять в дошкольном возрасте. В школу ребенок должен пойти с правильным произношением, так как часто неправильно говорящие дети делают много ошибок на письме, и логопед вынужден заниматься еще и проблемой дисграфии».

Источник: http://babyeph.ru/zdorovyy-rebenok/formirovanie-pravilnogo-proiznosheniya-u-detey-obychno-zakanchiv

Методическая разработка на тему: Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения

Управлением образованием УКМО

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Верхнемарково

Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области

(МОУ СОШ п. Верхнемарково УКМО)

Мастер-класс по теме :

Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения

                                                                                           Подготовила: учитель-логопед

                                                                                             Подымахина Л.В                                                                                        

                                                       п. Верхнемарково, 2016

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

А вот зачем язык тренировать?

Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Детям 3-х,4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:

— речевой слух,

— речевое внимание,

— речевое дыхание,

Источник: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2017/03/15/artikulyatsionnaya-gimnastika-u-detey-s

Артикуляционная (речевая) гимнастика

На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3—5 минут.

Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо.

Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:

рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста; показ взрослым упражнения; выполнение упражнения детьми перед зеркалом; контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки; выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.

Артикуляционная гимнастика для малышей

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи.

И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.

Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

«Окошко»широко открыть рот — «жарко»

закрыть рот — «холодно»

«Чистим, зубки»улыбнуться, открыть рот

кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

«Месим тесто»улыбнутьсяпошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя…»

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

«Чашечка»улыбнутьсяшироко открыть рот

высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)

«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) 

«Заборчик»
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

«Маляр»губы в улыбкеприоткрыть рот

кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

«Грибочек»улыбнутьсяпоцокать языком, будто едешь на лошадке

прикососать широкий язык к нёбу

«Киска»губы в улыбке, рот открыткончик языка упирается в нижние зубы

выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

«Поймаем мышку»губы в улыбкеприоткрыть рот

произнести «а-а» и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

«Лошадка»вытянуть губыприоткрыть рот

процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

«Пароход гудит»губы в улыбкеоткрыть рот

с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

«Слоник пьёт»вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»

«набирать водичку», слегка при этом причмокивая

«Индюки болтают»
языком быстро двигать по верхней губе — «ба-ба-ба-ба…»

«Орешки»рот закрыткончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки

на щеках образуются твердые шарики — «орешки»

«Качели»улыбнутьсяоткрыть роткончик языка за верхние зубы

кончик языка за нижние зубы

«Часики»улыбнуться, открыть рот

кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

«Блинчик»улыбнутьсяприоткрыть рот

положить широкий язык на нижнюю губу

«Вкусное варенье»улыбнутьсяоткрыть рот

широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

«Шарик»надуть щёки

сдуть щёки

«Гармошка»улыбнутьсясделать «грибочек» (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)

не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

«Барабанщик»улыбнутьсяоткрыть рот

кончик языка за верхними зубами — «дэ-дэ-дэ…»

«Парашютик»на кончик носа положить ватку

широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

«Загнать мяч в ворота»»вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Источник: https://7gy.ru/rebenok/razvitie-rechi/636-artikuljacionnaja-rechevaja-gimnastika.html

Логопедическая гимнастика для развития речи

Каждой любящей маме хочется, чтобы ее кроха поскорее смогла правильно произносить звуки и связно говорить. Для формирования речи малыша очень важно постоянно вести с ним беседы и произносить слова без искривлений. Однако этого недостаточно для развития артикуляционного аппарата ребенка.

Гимнастикой языка родители помогут малышу поскорее научиться правильно произносить звуки и слова. Регулярные и кратковременные занятия дадут ребенку преимущество перед сверстниками, а взрослым – еще один повод для радости и гордости.

Логопедическая гимнастика позволяет:

  • избавиться от вялости речи (так называемой «каши во рту»);
  • улучшить кровоснабжение языка;
  • развить речевой аппарат малыша не по месяцам, а по дням;
  • определить физиологические нарушения на ранней стадии;
  • избавить ребенка от насмешек сверстников из-за дефектов речи.

Гимнастикой языка можно добиться правильного произношения и отдельных звуков, и их групп. Для начала сеансов вовсе не обязательно требовать от ребенка несвойственной ему усидчивости и отводить его к специалисту насильно.

Даже пара минут правильных «кривляний» в день может принести плоды. Во время переодеваний фыркайте, цокайте и складывайте губы трубочкой вместе с малышом. С одной стороны, ему будет весело заниматься рутинными делами.

А с другой – такие невинные шалости помогут развить его речевой аппарат.

Базовые правила гимнастики языка

Как и любой комплекс упражнений, речевая гимнастика приносит результат только в случае ее правильности и регулярности.

Для развития артикуляционной способности детей стоит руководствоваться следующими правилами:

  • Занятия должны длиться не более 10 минут, так как малыш быстро утомляется. Ему сложно подолгу концентрироваться на чем-то, поэтому родителям нужно быть терпеливыми и нетребовательными.
  • Позвольте ребенку следить за положением языка с помощью зеркала.
  • Превратите занятия в очередную увлекательную игровую активность. Не акцентируйте внимание на важности речевой гимнастики, не утомляйте ребенка скучными объяснениями и не вынуждайте его держать язык в одном положении дольше 10 секунд.
  • Выберите для занятий спокойный темп. Не стоит торопить кроху, но, в то же время, не позволяйте ребенку лениться.
  • Следите за точностью выполнения гимнастики для языка, чтобы занятия не превращались в бессмысленные кривляния перед зеркалом.

Если зарядка для развития речевого аппарата дается малышу с большими усилиями, то не усердствуйте, а обращайтесь к логопеду.

Виды артикуляционной гимнастики

С малых лет родителям стоит уделять внимание развитию речи ребенка, а именно – выполнению артикуляционной гимнастики. Логопедические тренировки бывают статическими и динамическими.

Первая группа занятий предполагает, что язык «застывает» в одном положении. При выполнении динамических упражнений задействованы все органы речевого аппарата.

Только регулярное и правильное повторение артикуляционной гимнастики для детей возымеет эффект.

Статические упражнения:

  • «Птенчик» – ребенок широко открывает ротик, как птенец, которому мама положит туда угощение. Язык в расслабленном положении лежит в ротовой полости.
  • «Лопатка» – малыш широко открывает ротик и укладывает на нижнюю губу язык в расслабленном состоянии. Важно следить за тем, чтобы при выполнении этого упражнения в действиях ребенка не было напряжения.
  • «Чашечка» – малыш широко открывает ротик и приподнимает боковые края языка так, чтобы они не касались зубов.
  • «Трубочка» – ребенок смыкает губы и максимально вытягивает их перед собой.
  • «Гриб» – маленький ученик прислоняет язык к небу и открывает рот как можно шире.
  • «Горка» – малыш широко открывает рот. Кончик языка должен упираться в нижние резцы.

При выполнении статических упражнений важно не только зафиксировать орган речевого аппарата в правильном положении. Занятую позу нужно удерживать 5-10 секунд. Выполнение динамических упражнений сопровождается счетом. Взрослый должен следить за тем, чтобы малыш вовремя менял положение языка и других речевых органов и справлялся с заданиями без сложностей.

  • «Часики» – ребенок приоткрывает рот и демонстрирует свою улыбку, а затем делает язык узким и пытается дотянуться его кончиком до уголка рта.
  • «Качели» – малыш открывает ротик и тянется языком к подбородку и носу.
  • «Конфета» – ребенок смыкает губы и поочередно утыкается языком в левую и правую щеку. Со стороны это должно выглядеть так, будто бы он прячет леденец. Обязательно покажите ребенку правильное положение языка.
  • «Лошадка» – малыш прислоняет язык к небу, громко и отчетливо цокая.
  • «Маляр» – ребенок широко открывает рот и широким кончиком языка, будто кистью, водит слева направо от верхних резцов к мягкому небу.

Эти простые упражнения взрослые могут выполнять со своими крохами где угодно, даже без помощи логопеда. Но если какое-то задание вызывает у малыша сложности, то от консультации специалиста отказываться не стоит.

Артикуляционные упражнения будут интересны и детям, которым только исполнилось 2 годика, и детсадовцам 4-х лет, и дошкольникам в 5.

Гимнастика языка: интересно и весело

Родителям стоит превратить тренировки для развития речи в увлекательную игру. Не стесняйтесь проявлять творческий подход. Например, пообещайте, что угостите малыша леденцом, если он покажет, как его можно спрятать за щекой. Намажьте носик крохи шоколадом или вареньем и попросите его облизать угощение языком. Пообещайте поиграть с ребенком в любимую игру после «кривляний».

Помогайте малышу шпателем занять нужное положение языка. При первом выполнении задания возможна напряженность, но после нескольких повторений действия ребенка будут осмысленными и легкими. Не забывайте делать и статические, и динамические упражнения. Они дают должный эффект только в комплексе.

Если после регулярного выполнения заданий вы все еще замечаете слабые места в речи ребенка, то проконсультируйтесь с логопедом.

Комплекс артикуляционной гимнастики для щек и губ

Для развития речи нужно не только тренировать язык. Чтобы увеличить буквенный охват, важно уделять дополнительное внимание губам и щекам. Базовые упражнения артикуляционной гимнастики:

  • Малыш покусывает, похлопывает и растирает щеки так, будто бы их только что потрепал мороз.
  • «Сытый хомячок». Ребенок надувает щеки, а потом выпускает из них воздух. Когда выполнение этого упражнения не будет вызывать особых проблем, его стоит усложнить. Попросите малыша надувать щеки поочередно.
  • «Креветка». Предложите крохе с усилием втянуть щеки. Не забудьте продемонстрировать пример.
  • «Сдутый шарик». Малыш надувает щеки, а потом легонько хлопает по ним ладошками, чтобы с шумом выпустить воздух.

Для развития артикуляционного аппарата родителям нужно постоянно заниматься с ребенком. Вышеперечисленными упражнениями можно занять внимание малыша, когда вы стоите в очереди к терапевту, едете в общественном транспорте или идете домой с дошкольного учреждения.

На прогулке просите ребенка повторить звуки, которые он слышит: песню на звонке, звук проезжающего мотоцикла, лай собаки и так далее. Если кратковременная логопедическая гимнастика выполняется регулярно, ваше сокровище быстрее научится связной и осмысленной речи.

Показывайте все упражнения на собственном примере и не ругайте ребенка в момент неудачи, чтобы не отбить охоту следовать вашим указаниям.

Если вы начнете заниматься с двухлетним малышом, то уже к 4 годикам он сможет внятно и четко рассказывать все стихи на утренниках.

Способность говорить – это великолепное умение, дарованное человеку. Чтобы малыш внятно произносил слова, нужно прилагать усилия и не жалеть времени на развитие грамотной речи.

Поддержка и внимание родителей – это то, без чего гармоничное развитие личности просто невозможно.

Терпеливое наставничество и регулярное повторение упражнений для тренировки языка и всего артикуляционного аппарата позволят малышу радовать родителей своими успехами.

С малых лет малыш с помощью взрослого может выполнять задания для тренировки речи. При этом очень важно соблюдать «золотую средину»: относиться к упражнениям серьезно, но, в то же время, не требовать от крохи невозможного.

Когда ребенку удастся совладать с устной речью, пора переходить к письменной. Например, узнать, как научиться писать без ошибок.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/logopedicheskaya-gimnastika-dlya-razvi/

Практика проведения артикуляционной гимнастики у дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном учреждении



В статье представлена практика проведения артикуляционной гимнастики c применением нетрадиционных упражнений, разработанных автором, у старших дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном учреждении.

Ключевые слова: практика, артикуляционная гимнастика, дошкольники, нарушения речи, образовательное учреждение

В настоящее время в системе образования происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, что побуждает педагогов и специалистов к поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.

Преодоление нарушений речи, а в частности нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка.

Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной возникновения трудностей в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

В многочисленных исследованиях отечественных дефектологов подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков (А. Н. Гвоздев, Б. М. Гриншпун, Н. И. Жинкин, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, С. С. Ляпидевский, О. В. Правдина, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичёва, Г. В. Чиркина и др.).

Данные последних лет свидетельствуют, что при поступлении в группу с тяжёлыми нарушениями речи у 60–70 % детей выявляется общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом. У таких детей страдает произношение не только согласных раннего и позднего генеза, но также нарушены и гласные звуки.

Своевременное устранение недостатков произношения помогает предотвратить трудности, во-первых, в социальной адаптации ребёнка, поскольку любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и со взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы, во-вторых, в овладении навыками чтения и письма. Перед нами как специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Для этого требуется понимание сути речевого расстройства, осмысленный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. А также необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты, поскольку формирование правильной речи — это часто сложный и трудоёмкий для ребёнка процесс.

В своей практике мы пришли к выводу, что важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. «Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики» признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, М. Ф. Фомичёва и другие) [1, 2].

Под артикуляционной гимнастикой понимают «совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе» [3].

Целью артикуляционной гимнастики является «выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков» [4].

Вся система артикуляционной гимнастики включает в себя два вида упражнений:

  1. Статические подготовительные упражнения («Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Трубочка»).
  2. Динамические подготовительные упражнения («Часики», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Маляр», «Катушка», «Грибок»).

В нашей практике мы проводим артикуляционную гимнастику в групповой и индивидуальной форме.

Артикуляционная гимнастика, проводимая в групповой форме имеет цель: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и обеспечить их мышечную активность, поэтому в неё включаются упражнения доступные всем детям и для мышц, которые обеспечивают работу языка, нёба, гортани.

Такая гимнастика применялась народными целителями, как гимнастика для горла, в частности, Ириной Александровной Васильевой, исходившей из простейшего соображения: горло здорово, когда его ткани хорошо снабжаются кислородом крови.

Обеспечивается эта подпитка мышечной активностью, то есть необходимо, чтобы мышцы, благодаря которым работают язык, нёбо, гортань чаще напрягались. Для этого мы включаем такие упражнения, как:

− «Лошадки». Цокать языком громко и быстро 10–20 секунд.

− «Ворона». Беззвучно произносить «каааар» и с закрытым ртом. 6 раз.

− «Колечко». Напряжённо скользя кончиком языка по нёбу стараться дотронуться до маленького язычка, заворачивая язычок в колечко, сначала с открытым ртом, затем с закрытым. Повторить 6 раз.

− «Лев». Стараться дотянуться язычком до подбородка. Повторить 6 раз.

− «Зевота». Зевнуть несколько раз с закрытым ртом, как-бы скрывая зевоту от окружающих. Повторить 6 раз.

− «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой. Попробовать вращать губами. Дотянуться губами до носа, затем до подбородка. Повторить 6 раз.

− «Смех». Вызвать искусственный смех: произносить ритмично «ха-ха-ха», положив ладонь на горло, чтобы ощутить насколько напряжены мышцы.

Проведённый анализ заболеваемости детей острыми респираторными заболеваниями показал, что снизился уровень заболеваемости с 6-ти до 3-х человек в месяц (от общего количества – 18 человек). Таким образом, мы убедились, что такого рода артикуляционная гимнастика действительно является оздоровительной.

Артикуляционную гимнастику, проводимую в индивидуальной форме, выполняют сидя, так как в таком положении прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Лучше это делать перед зеркалом. Упражнять следует лишь нарушенные движения и только те, которые нужны для постановки нарушенного звука.

Помимо традиционных упражнений артикуляционной гимнастики, указанных в литературе, мы разработали и используем нетрадиционные: силовые артикуляционные упражнения, упражнения с сопротивлением, так называемую миогимнастику.

При гипотонусе мышц щёк, губ предлагаем выполнять упражнение:

− «Улыбка с сопротивлением». Ребёнок растягивает губы в «оскале», логопед ладошками медленно с силой гладит щёки ребёнка в направлении к кончику носа, пытаясь «сломать улыбку», а ребёнок старается удержать улыбку. Повторений 5–7. Затем ребёнок сам своими ладошками, совершая движения в направлении к кончику носа, пытается «сломать улыбку». Повторений 5–7.

При подготовке к постановке свистящих звуков предлагается, например, выполнить упражнения:

− «Наведи порядок в домике язычка».

Логопед прячет свой указательный пальчик, завёрнутый в тонкую тканую салфетку, за нижними резцами во рту у ребёнка, а ребёнок, растягивая губы в «улыбке-оскале» кончиком языка пытается вытолкнуть пальчик логопеда из-за своих нижних резцов. Чем крепче логопед удерживает свой пальчик за зубами ребёнка, тем эффективнее выполнение этого упражнения. Повторений 6–8.

− «Горка с сопротивлением».

Ребёнок кончиком языка упирается в свои нижние резцы, растягивая губы в «улыбке-оскале», а логопед своим указательным пальчиком, завёрнутым в тонкую тканую салфетку совершает надавливающие движения на кончик языка ребёнка. Язычок сопротивляется, не уступает своей позиции. Чем сильнее сопротивляется язычок, тем больший эффект достигается при выполнении этого упражнения. Повторений 6–8.

При подготовке к постановке шипящих звуков и [р] предлагается, например, выполнить упражнения:

− «Наведи порядок в домике язычка на полу». Логопед прячет свой указательный пальчик, завёрнутый в тонкую тканую салфетку за верхними резцами во рту у ребёнка, а ребёнок, растягивая губы в «улыбке-оскале» кончиком язычка пытается вытолкнуть пальчик логопеда. Рот ребёнка широко открыт, губы в «оскале». Повторений 6–8

− «Травинка с сопротивлением». Ребёнок кончиком языка упирается в верхние резцы, а логопед указательным пальцем, завёрнутым в тонкую тканую салфетку надавливает на нижнюю поверхность кончика языка. Язычок сопротивляется и не уступает своей позиции. Рот ребёнка широко открыт, губы в «оскале». Повторений 6–8.

− «Задень язычок-струнку». Рот ребёнка широко открыт, губы в «оскале», кончик языка упирается в верхние резцы.

Логопед своим пальчиком, завёрнутым в тканую тонкую салфетку задевает за правый край язычка, пытаясь «оторвать» кончик языка от верхних зубов, а язычок с силой удерживается ребёнком. Повторить 6–8 раз.

Затем аналогично логопед задевает за левый край язычка, стараясь его «оторвать» от верхних зубов, а язычок опять сопротивляется.

Все упражнения проводятся в игровой форме, что способствует поддержанию интереса у детей к артикуляционной гимнастике.

Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

Этого можно достичь, если привлечь родителей к ежедневному выполнению с детьми артикуляционных упражнений дома.

Для достижения этой цели мы проводим: консультации с родителями, как групповые, так и индивидуальные; мастер-классы по обучению родителей упражнениям артикуляционной гимнастики.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает:

− улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

− улучшить подвижность артикуляционных органов;

− укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

− научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

− увеличить амплитуду движений;

− подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Результаты применения предлагаемых нами нетрадиционных артикуляционных упражнений приведены в таблице.

Результаты применения нетрадиционных артикуляционных упражнений

Периоды До применения нетрадиционных артикуляционных упражнений После применения нетрадиционных артикуляционных упражнений
Подготовка к постановке звука 2–3 месяца 1 месяц
Постановка и автоматизация звука 4 месяца 2 месяца
Введения звука в речь 4–5 месяцев 2–3 месяца

Анализ результатов применения артикуляционной гимнастики с силовыми упражнениями, упражнениями с сопротивлением (так называемой миогимнастикой) показывает, что примерно в два раза сокращается время подготовительного периода к постановке звуков, время постановки звуков и время введения звуков в речь, что особенно важно для детей с дизартрическим компонентом при гипотонусе мышц языка, губ, щёк. Дети видят результат этих упражнений, становятся уверенными, и это является дополнительным стимулом в достижении цели. Эти результаты говорят о том, что предлагаемая практика проведения такого вида артикуляционных упражнений достаточно эффективна в преодолении нарушений звукопроизношения у детей, экономит время и силы участников коррекционно-развивающего процесса, способствуя этим здоровому развитию речи.

Литература:

  1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. М.: Астрель, 2007.
  2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. СПб.: КАРО, 2004.Астрель, 2007.
  3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-хлоп. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5–9 лет. М.: ГНОМ и Д, 2004.
  4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.
  5. Репина З.А., Буйко В. И. Уроки логопедии. М.: ЛИТУР, 2005.
  6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение,1989.
  7. Хватцев. М. Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей специальных школ, изд. 5. М., Учпедгиз, 1959.

Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная гимнастика, упражнение, тонкая тканая салфетка, ребенок, губа, раз, кончик языка, указательный пальчик, язычок, артикуляционный аппарат.

Источник: https://moluch.ru/archive/149/41591/

Артикуляционная гимнастика для малышей

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые развивают гибкость язычка ребенка. От этого зависит правильность и чистота произношения каждого звука. Гимнастика позволяет “поставить” язык правильно во время говорения звука — соприкасаться с языком в том или ином положении, сгибаться в разных положениях.

Формирование речевых навыков ребенка осуществляется вплоть до шести лет. В это время он научается произносить звуки и их сочетания. Родителям необходимо контролировать этот процесс, чтобы в будущем у малыша не наблюдалось проблем с задержкой речевого развития и ребенок не испытывал трудности в общении.

Артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Во время зарядки усиливается кровообращение, развивается гибкость разных органов, участвующих в речи.

Кому показана артикуляционная гимнастика

Занятия речевой зарядкой будут полезны всем малышам, но особенно в двух случаях:

  1. в качестве подготовки к исправлению логопедических проблем — гимнастика предваряет упражнения на постановку отдельных звуков (часто “р”, “ш”, “с”);
  2. детям с нечетким, вялым произношением слов, т. е. когда вы слышите, будто у ребенка “каша во рту” во время говорения.

Основные правила выполнения гимнастики

Заниматься артикуляционной гимнастикой можно и в 2, и в 4 года. Начинать занятия можно уже с 8 месяцев.

До 5 лет она работает как вспомогательная гимнастика для развития речи, а в 5 — 6 лет с ее помощью можно наладить уже возникшие недостатки звукопроизношения. Залог эффективности гимнастики — в ее регулярности.

Выполнять упражнения желательно каждый день, в среднем по 6 минут. Начинают с 2 — 3 минут в день, постепенно доводя в более старшем возрасте до 10 минут на одно занятие.

Проводить занятие с малышом лучше в веселой игровой форме, когда он расслаблен и в хорошем настроении. Большинство упражнений это учитывают и представляют собой комплексы из интересных стихов, показывания различных гримас.

Поскольку у малыша еще нет тех или иных навыков создания правильного положения языка, необходимо первое время выполнять упражнения перед зеркалом. Мама показывает ребенку, как должен “вести” себя язык, произнося тот или иной звук, а малыш повторяет, глядя на свой язычок в зеркале. Тогда он изначально правильно ставит язык в нужное положение: за зубами, к небу, высунув кончик когда нужно.

Лучшие упражнения для артикуляционной гимнастики

Предлагаем ряд упражнений, которые рекомендованы детскими логопедами для развития звукопроизношения и развития речи ребенка.

“Окошко”. Скажите ребенку, что его ротик — это окно. Когда вы говорите “жарко”, “окошко” должно широко открыться, когда “холодно” — закрыться. Чередовать несколько раз.

“Лопатка”. Расслабить язык, чтобы он в широком положении свободно лежал на нижней губе.

“Почистим зубы”. Растянуть губы в улыбке, затем широко открыть ротик. Представить, что язык — это зубная щетка. Кончиком язычка “вычистить” с внутренней стороны нижние и верхние зубки.

“Трубадур”. Вытягивать губы вперед, сложив их в “дудочку”.

“Хронометр”. Улыбнуться, широко раскрыть рот. Представить, что язык — это стрелка часов. Поднять его вверх и водить от одного уголка рта к другому.

“Я маляр”. Представить, что кончик языка — это кисть. Гладить им небо, представляя, что красите потолок.

“Ем орехи”. Закрыть рот, кончиком языка упираться поочередно в щечки изнутри, чтобы снаружи выглядело, будто во рту круглые орехи.

“Сладкое варенье”. Сложить язык “чашечкой”, при открытом ротике облизывать верхнюю губу.

“Цокает лошадка”. Цоканьем языка имитировать звуки копыт лошадки. Открыв ротик, делать присасывающиеся движения языком к небу.

“Острая иголка”. Высунуть язык вперед, напрячь его, чтобы он был узким, и держать около 7 секунд.

Очень полезно заучивать с ребенком стихотворения и контролировать правильность произношения каждого слова. Обилие стихов для каждого возрастного периода вы найдете в интернете.

Если вы хотите быть уверены, что звукопроизношение вашего ребенка развивается правильно, задайте дополнительные вопросы логопеду во время планового профосмотра в поликлинике. Он порекомендует те или иные упражнения, которые пойдут на пользу именно вашему ребенку.

Источник: http://bezsoski.ru/artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-malyshej/

Ссылка на основную публикацию