Чем интересным можно заняться с ребенком в годик

Чем заниматься с ребенком в 1 год: что ему действительно полезно?

Доброго дня вам, дорогие читатели! Тема развития малышей стала очень популярной. Я недавно опубликовала на блоге статью психолога-дефектолога «Развивающие игры для ребенка 1 года». А теперь расскажу о своем взгляде на этот вопрос.

Молодым мамам иногда кажется, что они не могут все пустить на самотек. Что они должны что-то делать. Чему-то активно учить своих карапузов. Чем заниматься с ребенком в 1 год? Сегодня придумали столько разных программ… Чтение с пеленок, бесконечные развивающие игрушки, лепка, специальные занятия…

Одна моя знакомая — совсем не глупая женщина — уверена, что без постоянного обучения ее двухлетний сын деградирует. И ее ребенок с 1,5 лет регулярно посещает либо «развивашки», либо детский сад «по Монтессори», либо что-то еще, где ребенку не дают деградировать.

Кроме того, все дети и мамы — разные… Я не хочу никого переубеждать, выискивать чужие ошибки. Возможно, кому-то и правда никак не обойтись без уроков рисования в два года и чтения с пеленок. Я лишь делюсь своими выводами, сделанными на основе книг и лекций авторитетных людей, а также своим опытом.

Какое развитие необходимо ребенку в 1 год?

Ведические психологи часто говорят, что до 5 лет дети не нуждаются в обучении. Это не значит, что вы ничего не будете с ними делать, что они будут расти, как трава… Наоборот, часто подчеркивается, что в этот период влияние родителей особенно важно. Что за первые пять лет человек должен напитаться любовью на всю оставшуюся жизнь.

Когда-то мне казалось, что это — преувеличение. Но теперь все больше думаю, что эти психологи правы. Не знаю насчет 5, но до 3 лет точно необязательно малыша ничему специально учить. Вы, конечно, можете осваивать развивающие тетради — ничего страшного не случится. Но только если ребенку это действительно интересно. Если же нет — не беспокойтесь и оставьте малыша в покое.

Совершенно неважно, выучит ваш малыш цвета в 1,5 года, 2 или в 3. Во сколько научится считать, называть формы фигур и сравнивать предметы. До 5 лет можно ни о чем не думать. Уж поверьте, в 5 лет любой здоровый ребенок будет способен обучиться счету, отличить круг от квадрата. А скорее всего, это произойдет гораздо раньше — непроизвольно.

С детьми до 5 лет нужно делать только две вещи:

  • играть с ними. В играх часто можно непроизвольно обучиться счету и цветам (не перегибая палку). А главное — научиться вести себя в разных ситуациях, разговаривать и принимать решения.
  • читать им книги. Не учить читать, а самим прочитывать им книги. Это не только расширяет кругозор и словарный запас малыша, но также учит мудрости. По простым сказкам хорошо объяснять своим детям, что такое хорошо, а что — плохо.

Что касается развития в 1 год… То тут тем более не нужно ничего выдумывать. Играйте — этого вполне достаточно! Можно начинать рассматривать крепкие картонные книжки. Но без фанатизма… Очень мало детей готовы терпеливо сидеть и слушать книги в таком возрасте.

О чем еще важно помнить?

  1. Предоставьте малышу как можно больше свободы. Пусть он осваивает свое тело и исследует пространство. Для этого желательно побольше гулять, посещать разные детские площадки и поменьше помогать карапузу куда-то залезть.
  2. Ровно в 1 год у малыша может не быть потребности много играть с вами.

    В этом случае — не навязывайтесь, наслаждайтесь свободным временем. Ребенку еще интересно просто исследовать игрушки, проводить свои опыты.

  3. Если же карапуз жаждет общения с вами — не пытайтесь приучить его к «самостоятельности», для этого еще слишком рано.

    Некоторых детей нужно постоянно чем-то занимать лет до 3. А другие — напротив, готовы играть часами без мамы. Это зависит не от вас. Это — особенность вашего ребенка.

  4. Главное развитие для карапуза в этом возрасте — физическое. Но это не значит, что нужно активно учить ребенка ходить.

    Лучше дайте ему возможность побольше ползать. Особенно — на детских площадках или по траве.

  5. Также важно почаще разговаривать с ребенком. Но думаю, что все мамы это итак прекрасно понимают. В год малыш начинает выговаривать свои первые слова.
  6. Привлекайте свое чадо к домашним делам.

    Пусть он вместе с вами моет тряпкой шкаф или «варит» картошку.

 

Для чего нужно развитие?

Скажите, что вы считаете воспитанием? Каким вы хотите видеть своего подросшего ребенка?

Более того, это совсем не гарантирует развитие важных человеческих качеств. А разве не это должно быть основой воспитания?

Конечно, каждая мама выбирает что-то свое. Лично мне неважно, какие оценки будут у ребенка в школе. Какой аттестат (вот у меня самой — серебряная медаль, и какой в ней толк?). Неважно, в насколько престижном учебном заведении он окажется.

Но важно, чтоб малыш научился быть честным, сострадательным, уверенным в себе. Имел представления о Боге и о семье. Еще много чего важно для ребенка… Но скажите, какие «развивашки» все это развивают?

А развивает все это игра, чтение (не мультфильмы!), общение… И главное — личный пример родителей.

Ребенок будет неучем?

Ребенка совсем не будем учить? Пусть растет без школ и институтов? Нет. Речь не об этом.

Во-первых, обучение обязательно начинается после 5 лет. И все необходимое малыш обязательно освоит.

Во-вторых, активная игра и чтение позволяют ребенку узнать так много всего нового!

И конечно, не забывайте про творчество: рисование, лепку, поделки из бумаги… Но на мой взгляд, в год еще для этого слишком рано. Большинство детей начинают осваивать все это лишь ближе к двум годам.

Разумеется, если уж очень хочется организовать что-нибудь «этакое» — пожалуйста! Только помните, что вы это делаете для себя, а не ради развития ребенка. Можно подсмотреть идеи в этом видео:

Если статья была полезной — расскажите о ней друзьям. И подпишитесь на новые посты блога. Я желаю вам счастья. До связи!

Источник: http://pozdnyakova.org/chem-zanimatsya-s-rebenkom-v-1-god/

☀ Как развивать ребенка в годик — ☀ советы детского психолога ☀ Лучшие методики от специалистов

Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.

Малыш в 1 год активно познает мир

Как же развивать способности годовалого ребенка, чтобы это приносило ему не только пользу, но и удовольствие?

Основные моменты

Мозг малыша гиперактивен и способен впитывать большой объем информации. Ученые еще более 100 лет тому назад установили, что в период до 3-х лет закладывается фундамент интеллекта в будущем. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития.

Какой же из них отдать предпочтение? Здесь нет и не будет единого мнения, ведь все мы разные, и наши дети тоже.

Кто-то предпочитает воспитывать ребенка «по старинке», кто-то придерживается определенного автора, а некоторые мамы делают «микс» из всевозможных рекомендаций, и это их вполне устраивает.

Развивающий центр для самых маленьких

Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.

Развитие мелкой моторики у детей в год

  • Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.

Сенсорные коробки придумала Мария Монтессори

  • Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и  т.п.
  • С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
  • Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.

Игра с крупами развивает моторику

  • Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
  • Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон  или просто их перебирание.

Игры с тестом -развитие моторики

Как стимулировать развитие речи у малыша в год

  • Годовалый ребенок любит кидать предметы и любит, когда кто-то их поднимает. Превратите это действие в развивающую логопедическую игру: поднимая игрушку, проговаривайте ее название так, чтобы ребенок мог повторить.
  • С года можно пробовать с ребенком упражнения для тренировки языка и губ, например:  двигаем высунутым языком вверх, вниз, по кругу; дуем на горячую еду; облизываем губы.
  • Старайтесь говорить с карапузом короткими предложениями,  четко проговаривая буквально каждую букву. Например, «Ку-роч-ка по зер-ныш-кам: ку-дах-тах-тах!».Развитию речи способствуют совместные игры
  • Проговаривайте свои действия при занятии повседневными делами: «Соня будет пить? Что будет пить Соня? Воду. Воду будет пить Соня».
  • Поддерживайте и развивайте попытки крохи произнести первые слова, повторяйте их за ним. Он говорит, например, «Моко». Мама развивает эту тему: «А мо-ло-ко! Ты хочешь мо-ло-ко? Сейчас я подогрею мо-ло-ко!».
  • Игры для развития интеллектуально-логического мышления детей в год

    1. Знакомство с собой малыш начинает в младенчестве, а с года его интересует свое отражение в зеркале. Дети в этом возрасте любят себя рассматривать.
    2. Любимая игра в таком возрасте: «Где у мамы носик? А где у папы носик? А где твой носик».

      Ребенок учится проводить параллель между собой и другим человеком, он пытается понять: кто он и кто его окружает.Малыши очень любят игры-повторялки

    3. Бывает так, что в годик ребенок отказывается от купленных игрушек, предпочитая им домашнюю утварь: кастрюльки, ковшики и др. «Нельзя!» – редко действует на годовалых детей.

      Сядьте ближе к ребенку, возьмите понравившиеся предметы, пусть у малыша появится возможность изучить их со всех сторон.

    4. Сложные логические игрушки вряд ли будут интересны на втором году жизни.

      Банальные, на первый взгляд, матрешка, пирамидка, неваляшка или даже самодельные коробочки, вкладывающиеся друг в друга, – вот, что способствует развитию малыша в год в большей степени.

    Как подобрать книжку для малыша?

    Годовалых детей обычно не интересуют сказки, им ближе стихи и потешки. Книга должна нравиться и самой маме, ведь читать крохе нужно эмоционально и с удовольствием.

    Сейчас можно купить удивительные развивающие книжки

    Игры для психомоторного развития ребенка в 1 год

    • Юного исследователя заинтересуют игрушки на колесах, которые можно тащить и толкать. Они позволяют изучать движение предметов. Ребенку радостно приводить их в действие.
    • Нет ничего страшного, что  у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
    • Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они  интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
    • Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.

    Игры с водой — любят все дети

    • Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.

    Веселая физкультура для малыша

    Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.

    Развитие творческих способностей в год

    • В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных.  Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
    • Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
    • Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
    • Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.

    Первые музыкальные игрушки

    Развитие социальных навыков у годовалых детей

    1. В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению. Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два.

      От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.

    2. В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение. Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.

    3. Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки. В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.
    4. Контакт с природой очень важен для развития детей в год.

      Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.

    Даже самым маленьким нужна компания

    Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна  помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.

    Познание мира — главная задача ребенка в 1 год

    Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно.

    Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения. Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу.

    Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.

    игры развитие ребёнка семья

    Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/razvivaem-rebenka-v-godik.html

    Как развивать ребенка в год

    Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

    Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик.

    Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать.

    Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

    Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно.

    В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика.

    Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

    Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

    Развитие речи

    Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно.

    Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице.

    Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

    Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

    Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

    Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.

    Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

    Развитие мелкой моторики и сенсорики

    Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

    В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

    Советуем почитать:Что должен уметь ребенок в год

    «Найди игрушку»:

    • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
    • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
    • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

    Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

    Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

    Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.

    Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

    Развитие творческих способностей

    Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

    Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

    Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.

    Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

    Физическое развитие

    С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

    Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

    Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.

    Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

    Можно включить следующие упражнения:

    • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
    • Бег («догонялки» с родителями).
    • Подбрасывание мячика.
    • Ходьба по наклонной плоскости.
    • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
    • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
    • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
    • Ходьба на месте.
    • Подъем рук вверх и в стороны.
    • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
    • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

    Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

    Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.

    Источник: https://mladeni.ru/obshee/kak-razvivat-rebenka-god

    Чем занять ребенка в 1 год

    Малыши очень отличаются друг от друга в зависимости от характера. Одни детки не слезают с мамы и всегда хотят, чтобы она была рядом, другие отличаются излишней самостоятельностью и предпочитают играть в одиночку.

    Но в любом случае маме временами нужно занимать ребенка чем-то, чтобы выполнить домашнюю работу или дать себе отдохнуть. В 1 год дети  не так уж и много умеют делать самостоятельно, но все равно можно придумать несколько занятых игр для одиночного времяпрепровождения.

    Но стоит ориентироваться на умения вашего малыша и его интересы, увлечения.

    Что умеет годовалый малыш

    Это время активного познания окружающего пространства, ребенок уже не спит так долго, много двигается и рассматривает каждый новый предмет, как новую игрушку:

    • много ползает, часто уже ходит за руку или самостоятельно;
    • может брать несколько мелких предметов одновременно;
    • уверенно берет игрушку в руки и отдает ее по просьбе;
    • способен строить несложные конструкции, одевать кольца на пирамидку и вкладывать один предмет в другой;
    • активно осваивает жесты;
    • показывает первые попытки работать ложкой самому.

    Особенности психики у детей одного года

    Важно понимать, что именно в этом возрасте у малыша начинает формироваться характер. Чтобы понимать, чем развлечь годовалого малыша, нужно знать, на что способен ваш ребенок:

    • знает название многих предметов, с удовольствием пытается повторять слова;
    • делает первые попытки общаться со сверстниками, однако пока не знает правил коммуникации;
    • проявляет попытки манипулировать взрослыми, намеренно привлекая внимание;
    • начинает формироваться долговременная память;
    • понимает музыку, откликается при помощи жестов и пританцовываний.

    Полезные игры для ребенка годовалого возраста

    Все игры для ребенка должны не только развлекать вашего малыша, но и способствовать его развитию, поэтому:

    1. В это время ребенок активно осваивает ходьбу, поэтому воспользуйтесь моментом, чтобы отучить его от привычки постоянно находиться у вас на руках. Существует множество игр, связанных с доставанием любимой игрушки, попробуйте простимулировать малыша сделать первые шаги в погоне за нужным предметом. При этом не акцентируйте внимания на падениях. Но следует пожалеть малыша, если он ударился и заплакал.
    2. Попробуйте обыгрывать ранее виденные ситуации, например, загрузить машинку кубиками или уложить куклу спать. Очень хорошо пригодится пальчиковый кукольный театр.
    3. Следите за тем, чтобы игра приносила радость, а не переутомляла ребенка. Если малыш бросил игрушку, попытайтесь переключить его внимание на что-то другое, не настаивайте на занятии одним и тем же.
    4. Ребенок только учится играть сам, поэтому самым правильным будет чередование совместных и самостоятельных игр. Малыш должен чувствовать ваше присутствие, но и научиться не привлекать ваше внимание каждую секунду.
    5. В этом возрасте нет необходимости в огромном количестве игрушек. Новизна достигается за счет периодического обмена одних на другие.

    Самостоятельные игры

    Современная мама занята множеством дел, поэтому ей необходимо на некоторое время отвлечь ребенка от своей персоны. Для этого существует множество игр, в которые годовалый малыш может вполне играть самостоятельно:

    1. Бумага. В этом возрасте ребенок осваивает не только новые предметы, но и материалы, из которых они изготовлены. Особое удовольствие доставляет шуршащая и рвущаяся бумага. Можно дать малышу поиграть с туалетным рулончиком, а можно научить отрывать листочки от бумаги для заметок. Яркие журналы и газеты тоже надолго займут внимание ребенка. Обратите внимание, что глянцевые издания обладают острыми краями, поэтому этот вариант бумаги для игр не подходит.
    2. Сумка с сокровищами. Организуйте для малыша «мешок с подарками», даже если это будут привычные предметы, его надолго заинтересует процесс вынимания и складывания игрушек. Обратите внимание, что пластиковые пакеты для этой цели не подходят, поскольку в процессе игры ребенок может надеть его на голову. Зато отлично подойдут разные интересные повседневные вещи: сломанный сотовый телефон; закрытый желтый контейнер от киндер сюрприза, в котором лежит рис; различные контейнеры с разными крышечками, маленькие игрушки и т.п. Главное не используйте слишком часто эту сумку, чтобы интерес к ней не пропал.
    3. Сыпучие игры. Дети очень любят пересыпать что-нибудь из одной емкости в другую. Воспользуйтесь этим, предоставив малышу большой таз с водой или сыпучим материалом. Это может быть фасоль или зернышки круп, которые нужно разложить по разным контейнерам.
    4. Водные игры. В данном случае нужно находиться так, чтобы ребенок всегда был в поле видимости и в двух шагах от мамы. Удобней всего использовать ванну, и в это время убираться в ванной или сидеть рядом на стульчике. Дети очень любят воду, так что занять можно надолго — просто плескаться с игрушками, сделать море пены для веселой игры, дать пальчиковые краски и позволить разрисовать ванну и кафель (проверьте, насколько легко смываются именно у вас), дать стаканчики для переливания из одной емкости в другую, кинуть в таз плавающие предметы (к примеру, пустое киндер яйцо) и ситечко для вылавливания.
    5. Научите ребенка помогать вам. Вы увидите, насколько интересно будет малышу подметать, вытирать пыль или расставлять игрушки по местам. В дальнейшем эта игра перерастет в реальную помощь. Выбирайте занятия, которые по силам крохе — положить тряпку в стиралку, помогать вытаскивать вещи из нее в таз или подавать по одному носочку маме, лить из лейки в горшок с цветком, вытирать нижние полки от пыли или мыть влажной тряпкой плинтуса. Сначала малыш будет просто помогать маме, пусть и не умело, но со временем сможет самостоятельно выполнять свою часть работы по дому, при этом получая удовольствие.
    6. Машинки. Если есть несколько интересных машинок, можно придумать много занятий для ребенка. Например, сначала можно нарисовать дорогу на ватмане и предложить ребенку развозить маленькие игрушки по остановкам. Или сделать с дивана горку из картона и предложить выяснить, какая из 10 машинок быстрее или дальше съедет по горке. Можно время от времени немного менять наклон, создавать препятствия или возвышенности на горке, чтобы еще дольше занять кроху.
    7. Найди-принеси-подай. Дети в этом возрасте уже знают названия многих предметов, поэтому можно просить принести разные вещи: желтый медведь, красная тряпка, пластиковый стаканчик и прочее. Еще одна занимательная игра — спрятать в комнате музыкальный предмет (телефон например) и пусть ребенок найдет по звуку. Или аналогично играть, но ориентируясь на ваши подсказки «горячо-холодно».
    8. Коробки. Обычные коробки в детском воображении могут превратиться в целый новый мир. Из них можно сделать машину, правда придется отталкиваться ногами от пола. Можно вырезать дверцы и окно, чтобы получился домик для игр. В небольшой коробке проложить желоба из картона между двумя дырками, чтобы мячик можно было положить в одну, а выкатится он из совсем другой дырки.
    9. Туалетная бумага. Дети очень любят раскручивать бумагу, рвать ее на небольшие кусочки, закручивать ее вокруг себя как мумию, прятать в ворохе игрушки. А втулку (сердцевину) можно представить в виде трубы, бросать в нее мелкие предметы, использовать как подзорную трубу.
    10. Бизиборды. Можно или купить готовый, или сделать самостоятельно. Это большие доски, на которые прикреплены разные замочки, щеколды, цепочки от дверей, молнии, крючки, шнурки, звонки, кнопки и прочие вещи для развития мелкой моторики. Ребенок будет с интересом заниматься всеми этими «взрослыми» игрушками, одновременно развиваясь и получая полезные навыки.

    Совместные игры с малышом

    Важно помнить, что именно в этом возрасте формируются навыки общения. Играя со сверстниками, малыши зачастую жадничают или мешают друг другу. Но это тоже один из способов узнать мир.

    Не ругайте ребенка, попытайтесь мягко подтолкнуть его к совместному времяпровождению.

    Главным партнером по игре в этот период, является мама, именно она показывает ребенку новые виды деятельности, именно она показывает, что и как нужно делать:

    1. Одной из самых любимых забав для малышей, является пускание мыльных пузырей. В этой игре интересно все. Возникновение шариков из волшебной трубочки, момент их лопания, попытки поймать разноцветное волшебство.
    2. Замечательным занятием для ребенка этого возраста является рисование пальчиками. Не бойтесь дать ребенку испачкаться. Организуйте его рабочее место, хорошо подходит стульчик для кормления или посадите в ванную, чтобы потом было проще отмыть все вокруг. Оденьте подходящую одежку и дайте малышу насладиться процессом. Ваша задача только немного направлять и подсказывать, корректируя процесс.
    3. Еще одним творческим занятием для годовалого ребенка является лепка. Лучше всего для этих целей подходит соленое тесто. В данном случае не случиться ничего плохого, если малыш решит попробовать его на вкус. Кроме того, манипуляции с мягким материалом прекрасно развивают мелкую моторику.
    4. Обязательно читайте с ребенком. Для возраста одного года важное значение имеют красочные иллюстрации и небольшие рифмованные строки. Лучше всего обратиться к детской классике. Помимо этого, ребенок может прослеживать путь героев книги, участвовать в оценке поведения того или иного персонажа. Показывать пальчиком, кто именно совершает то или иное действие.
    5. Можно привлекать к игре и музыкальные книги, в данном случае они будут более полезны, чем обычные мультики.
    6. Активные игры в этот период также играют большую роль. Двигательная активность приносит пользу в любом возрасте, но именно сейчас она позволяет малышу освоить и закрепить разнообразные двигательные навыки. Старайтесь привлекать к игре мячи, батуты, мягкие игрушки.
    7. Лучшими игрушками для детей этого возраста становятся всевозможные конструкторы с крупными объемными составляющими. Отлично подходят разные вкладыши, кубики, музыкальные игрушки.
    8. Воздушные шары очень нравятся деткам в возрасте от одного года и старше. Однако следует помнить, что надутый до предела шарик может лопнуть и напугать малыша. Сделайте акцент на процессе надувания, но делать это можно только в присутствии мамы — очень легко вдохнуть шар и задохнуться, так что игра с шариками нельзя отнести к самостоятельным играм. Сам шарик можно даже не завязывать, а отпустить после надувания и он будет летать, как ракета, — это вызовет отдельный восторг у ребенка.

    Что купить ребенку для развлечения

    Развивающая среда для ребенка должна состоять из «полезных» предметов. Не спешите гнаться за модными роботами и разрекламированными куклами. Гораздо больше пользы вашему малышу принесут игрушки, которые разработаны на протяжении долгого времени выдающимися педагогами, а также изобретены народом испокон веков.

    Образные игрушки способны не только увлечь малыша при помощи ролевых игр, но и развить у него навыки общения и коммуникации. К таким игрушкам можно отнести фигурки животных и людей:

    1. Тряпичные куклы могут быть полностью мягкими или включать пластиковые детали. Важно, чтобы материал, из которого изготовлена игрушка, был натуральным.
    2. Куклы голыши с набором одежки для нее способны надолго увлечь ребенка. Можно приобщить малыша к процессу изготовления одежды.
    3. Зайчики, мишки, ежики найдут свое место в ролевых играх и составят большой отрезок времени, как в самостоятельных, так и в ролевых играх.
    4. Кукольная утварь помогает создать обстановку для ролевых игр, развить сюжет и пробудить фантазию. Малыш с удовольствием будет учиться самостоятельно придумывать все новые истории для своих игрушек.
    5. Транспортные игрушки прекрасно развивают моторику и пространственное воображение. Кроме того, они помогают развитию двигательной активности.

    Динамические игрушки, способные производить всевозможные кувырки, хождение, вращение способны занять внимание малыша на достаточно долгое время:

    1. Очень интересной захватывающей игрой для малыша станет кегельбан, представляющий собой различные желобки, по которым можно катать шарик или небольшую машинку на колесиках.
    2. Юла является одной из самых любимых игрушек для детей этого возраста. Кроме долговременной игры прекрасно развивает пространственное восприятие и мелкую моторику.
    3. Неваляшки увлекают ребенка движением и звуком, позволяют выработать двигательные навыки.
    4. Заводные игрушки, совершающие самостоятельные движения.

    Для физического развития вашего малыша прекрасно подойдут мячи и каталки:

    1. Первой каталкой может стать тележка или какой-то игрушечный персонаж на палке, они отлично укрепляют мышечный каркас ребенка, способствуют развитию опорно-двигательной системы.
    2. Мячи из мягкого текстильного материала подходят для перекатываний и обниманий.
    3. Легкие надувные мячи пригодятся для подбрасывания и отбивания от себя.
    4. Пластиковые небольшие мячики позволяют использовать наклонную плоскость.

    Помимо этого стоит обратить внимание и на другие виды игрушек:

    • Музыкальные игрушечные инструменты не особо приветствуют родители, но очень любят дети. Это прекрасное средство для развития чувства ритма и овладения мелкой моторикой.
    • Игрушки-вкладыши учат ребенка соотносить размер предметов друг с другом, развивают координацию движений. Очень подходят для самостоятельных игр.
    • Конструкторы и кубики являются традиционной игрушкой с самого раннего возраста. Трудно переоценить пользу этой игры.
    • Палатка с входом в виде туннеля — внутрь можно накидать много пластиковых шаров разных цветов.

    Но пусть вариантов полезных игрушек очень много, не стоит закупаться слишком большими объемами. Лучше купить по одному варианту из каждой группы, ведь если у ребенка будет слишком большой выбор, он не сможет отыграть весь потенциал игрушки.

    Если у вас уже накопилось много игрушек, не стоит их выбрасывать — уберите на антресоль половину игрушек, которыми ребенок больше не играет, а через месяц или два верните, заменив ими другие надоевшие игрушки, — ребенок будет воспринимать их как что-то новое и интересное.

    Если, конечно, еще не вырос из возраста для подобных игр.

    Показатели правильного развития ребенка во время игры

    Годовалый ребенок быстро развивается и продолжает удивлять родителей своими успехами ежедневно. При помощи вышеперечисленных игр, он не только увлекательно проведет время, но и быстро научится:

    1. Находить заданный предмет, определяя его по цвету форме и названию. Например, выполнить просьбу мамы принести маленького желтого мишку.
    2. Отлично ориентируется в распознавании размера предмета, может указать, где большая, а где маленькая игрушка.
    3. Прекрасно справляется с пирамидками или игрушками-вкладышами.
    4. Умеет «прятать» одни предметы под другими или у себя за спиной. Может прятаться сам, закрывая глазки ладошками.
    5. Умеет строить небольшие конструкции из кубиков или деталей конструктора.
    6. Хорошо ориентируется в процессах, знает, как уложить мишку спать или поставить машинку в гараж.
    7. Зачастую подражает взрослым, например, говорит по телефону, как мама, или читает газету, как дедушка. Может повторить это действие по просьбе взрослых.
    8. Пытается имитировать окружающие звуки, животных, машин, будильника.

    Прежде чем решить, чем занять ребенка в 1 год, следует помнить, что основной задачей игр является научить малыша взаимосвязанным действиям с предметами. Развить и укрепить навыки мелкой моторики, мыслительной и двигательной деятельности. С каждым днем, игры вашего ребенка будут все более разнообразны, а его роль в них будет смещаться в самостоятельного героя игрового процесса.

    Источник: http://lazy-mama.ru/chem-zanyat-rebenka-v-1-god.html

    Как развивать ребенка в 1 год — интересные игры и занятия

    Добрый день, дорогие читатели блога! Сегодня хочу поделиться собственным опытом по теме: «Как развивать ребёнка в 1 год». Но прежде расскажу, что у меня вчера вечером случилось.

    В общем, детки с папой отправились к бабушке, а я решила немного доделать домашние дела (наконец-то сняла снежинки с окон и огоньки), помыть голову и можно выходить. В итоге все доделала, пошла в душ, помыла голову, смываю. И в этот самый момент в квартире пропал свет, как потом оказалось света не стало на всем районе. Вода резко становится горячей, в ванной темень.

    В общем, как то я выбралась из душа, потом на ощупь выключила воду и пошла искать телефон с фонариком. Дома темнота, холодно, так как я перед душем пооткрывала все окна, чтоб проветрить квартиру. С фонариком, конечно, стало более уютно. Через минут 30 свет включилиНо вот без света одна в квартире да еще и в ванной, не очень приятные ощущения, скажу я вам.

    Что ж, вернемся к детям и их развитию

    С сынулей мы уже прошли этот этап, а доченьке сейчас 1 год и 8 месяцев. И с рождением второго ребёнка понимаешь недочёты, которые допускал в воспитании первого. Что-то корректируешь и добавляешь новшества. Кроме всего прочего появляется много новых игр, методик для деток. Вот про все это я и расскажу Вам сегодня.

    Особенности крохи в 1 год

    Но прежде чем начинать заниматься ранним «образованием» малютки, давайте разберёмся, чем чадо интересуется в этом нежном возрасте. Ведь можно накупить кучу хлама, который будет благополучно пылиться в углу и ждать, когда дитя созреет.

    А когда подойдёт момент, мы про это забываем. Находим вещи, когда кроха уже подрос и этим не заинтересуется. У Вас такое бывало? У нас да. Покупали не мы, а друзья, знакомые. Конечно, это не платья, но из игрушек детки тоже вырастают.

    И для каждого возраста ― свои предпочтения.

    А теперь давайте прогуляемся по списку, что карапуз любит делать дома и каковы его увлечения:

    • ходить по дому, с любимым атрибутом в руках;
    • прятать вещички, например, под палас и находить;
    • складывать пирамидки из 2 ― 3 кубиков, и сразу ломать строение;
    • закидывать погремушки в коробки, манеж, ящички;
    • копировать жесты и интонацию взрослых;
    • исполнять просьбы: показывать картинки, приходить, когда зовут по имени, приносить предметы;
    • залезать на диваны и кресла (падать по неосторожности!)
    • двигаться под музыку

    Замечали за своими чадами? Моя доча очень любила и любит магнитики с холодильников, там у нас цифры. Так мы научились считать до 5.

    Недостаток лишь в том, что когда подходишь к холодильнику и открываешь его, она подкрадывалась и пыталась закрыть дверь.

    При этом зажимая человека между дверью и самим холодильником! Но это больше комичный момент, чем досадный. Детишки любят порядок. Раз дверь была закрыта, нечего туда лезть, температуру нагонять!

    Что должно быть в доме

    В зависимости от интересов маленького существа, нужно обеспечить присутствие в доме необходимых предметов:

    1. Конечно, наше родительское внимание. Малыша нужно ориентировать в пространстве, показывать новые вещи, рассказывать о свойствах.
    2. Ёмкость для сбора игрушек должна быть под рукой. Я давала небольшую коробочку с погремушками, и бумажный прочный пакет. Вещи перекладывались из одного в другой.
    3. Книги с интересными картинками. Когда дитя будет тут ориентироваться, по Вашей просьбе он будет показывать персонажей. Ну или просить взрослого на своём «тили-мили-трямском» языке рассказать сюжет.
    4. Коробки с крышками, плотные жестяные банки с крышками.
    5. Паласы на полу, плотно зафиксированные мебелью. У нас под ними сокровищница магнитов, которые мы ищем.

    В такой важный период формируется речь, память и фантазия. Поэтому должны тренироваться мелкая и крупная моторика, внимание к крупным и мелким деталям. В этот процесс вовлекайте в обязательном порядке, проживающих с Вами родственников. Ведь малышок знает людей поимённо.

    Хорошо поставить любой игрушечный предмет на полку и показать его деточке. Обязательно комментируя: «Машенька, а где наш мишутка? Вот он спрятался!».

    Через время посадить медведя на другую полку, и задать тот вопрос. Это требуется для восприятия предмета, а не места, где он должен находиться. Очень хорошо тренируется кругозор.

    Дитя понимает, что мишка может быть везде где угодно и начинает его поиски!

    Это элементарные вещи, через которые дитя познаёт мир. Но хорошо запастись и нужными игрушками. Какими? Сейчас изложу.

    Набор из самых важных игрушек

    Годик для детей, период активного интереса ко всему происходящему. Малыш увлечённо наблюдает за происходящим, копирует, изучает. Почему квадратный куб не лезет в круглое отверстие? Методом проб и ошибок постепенно всё получается. Но родительская помощь необходима, кто ещё объяснит все тонкости. Работа каждодневная и напряжённая. Запасёмся терпением и развивающими игрушками!

    1. Домик по размеру карапуза. В продаже есть пластмассовые, стоят дороже, а есть тряпочные с каркасом ― подешевле. Очень увлекательная забава залезать и вылезать оттуда. Тренируется координация, мышление. Спрячьте туда куклу, крохотуле будет вдвойне интересней! Этот совет приемлем при знакомстве детёнка с новым местом. Вдруг он опешит и не захочет туда лезть? А любимая кукла послужит мотиватором!
    2. Игровые комплексы. Если позволяет место и средства, это великолепный вариант для улучшения ловкости и крупной моторики. Туда могут входить и горки для катания, и качели, и лестницы.
    3. Коврики для массажа ножек. Можно купить, а можно пришить пуговицы на ткань, тот же эффект. Есть ещё коврики сборные с различными картинками. Это своеобразные крупные пазлы, малыш собирает части воедино и потом использует для ходьбы.
    4. Пирамидки. Легендарные крупные колечки, одевающиеся на палочку. Это изучение цвета и размера деталей.
    5. Конечно, рисование и лепка для мелкой моторики.
    6. Книги играют неотъемлемую роль в воспитании чада. С года до 3 лет формируется активно речь и пополняется словарный запас. Поэтому читайте своим крохам как можно больше!

    Мультфильмы

    Когда маленький человечек начинает видеть окружающий мир дальше 25 см (не дальше 25 ― 30 см младенец видит при рождении) его начинает интересовать телевизор. Происходит это ещё до года, месяца в 3.

    В этот период категорически запрещаются программы телевидения. Но в годик допускается смотреть познавательное видео около 15 минут в день.

    Хотя некоторые врачи высказываются против, ограничивая просмотр телевизора до 3 лет.

    Мы включали развивающие мультики, когда нам исполнилось 1,5 года. Полностью исключить телевизор не получилось, так как у нас есть старший братик, который иногда не прочь посмотреть Лунтика или Робокара. Понемногу, конечно. У нас выходит по 2 серии Лунтика и 1 Робокара или 3 Лунтика. Даже есть выбор. Но мы с мужем телевизор больше не смотрим и не включаем вообще.

    Очень интересный мультфильм tiny love. Тут маленькие зрители знакомятся с простейшими понятиями: привет ― пока, цвета, животные, день, вечер, ночь, утро. Доступный и простой вариант, интересующий малыша. Главная идея мультфильма ― меняющиеся картинки и сюжет. Ведь непоседы устают от однообразия. Происходит знакомство с новыми понятиями. Посредством сюжетов новые знания закрепляются.

    Подручные средства для обучения

    Дитя изучает окружающий мир, поэтому все средства для этого хороши. Как я уже писала, вовлекайте в процесс домочадцев. Рассказывайте карапузу, кто есть кто, какого цвета у бабушки платье, что она делает на кухне. Если малышок обратил внимание на лампочку, расскажите, что это светит огонёк, покажите, как включается. Такие простые, на первый взгляд вещи, вызовут восторг.

    А для игр используйте:

    1. Крупу
    2. Прищепки
    3. Посуда (деревянная, пластмассовая)
    4. Старая сумка

    Крупа

    С крупой можно проделывать разные манипуляции. Например, высыпать манку в таз, спрятав там погремушку. Можно выставить перед непоседой фасоль, гречку, чечевицу. На листе бумаги раскатать пластилин, пусть туда втыкает крупинки. Ещё интересный совет: надеть носки малышу, во вторую пару насыпать гречку и одеть на ножки. Пусть так походит полчасика. Отличный массаж стоп!

    Прищепки

    Подойдут нетугие, маленькие. Они одеваются на кусок картона, предложите малышку их снять.

    Посуда

    Этот атрибут хорош глубокого размера. Можно что-то пересыпать, перекладывать и т. д. Когда купаете сорванца, посуду можно применять, чтобы переливать водичку или поливать на себя.

    Старая сумка

    Вот это подарок судьбы для маленького исследователя! Только вытащите оттуда все свои вещи. А положите ту же погремушку или небольшого зайчика. Пусть ищет. Можно туда наложить много забавных вещей.

    Кроме этого, можно читать стихи и петь песенки. Просите повторять детёнка за Вами. Он будет воспроизводить свои звуки, пусть короткие, но это его попытки!

    Роль книги

    В этом нежном возрасте книга должна тренировать у карапуза речь, логику, наблюдательность. Прекрасный вариант с иллюстрациями о животных, временах года, частях суток.

    1. Наталья Чуб «Ладошки». Читатель знакомится с героями ― животными. Различные упражнения на мелкую моторику и логику, разноцветные иллюстрации. Стишки и рассказы увлекают малышка и дарят массу позитивных эмоций.
    2. Орлова А. «Яблочки ― пятки». Детская книга собрала забавные стихи, песни и потешки. Они достаточно коротенькие, интересные и добрые.
    3. Гвидо Генехтен «Кто где?». Издание можно использовать и для обучения счёту, и для рассматривания красочных иллюстраций. Логические вопросы, например, нужно найти, кто собирается на день рождения? Маленький читатель должен найти зверушку с подарком и в колпаке.
    4. Савушкин С. «Первые шаги, первые слова». На одном развороте находятся текст и изображение. Логические задачки для деток, обучающие числам, тренирующие интеллект. Всё очень гармонично представлено.
    5. Жукова Л. «Моя первая книга». Это настоящая энциклопедия для малютки. Окружающий мир с растениями, животными, природой. Яркие крупные изображения интересуют и тренируют внимание и память.

    Кроме таких изданий, можно приобрести несколько журналов с наклейками, русские народные сказки. В этом возрасте ребёнок уделяет большое внимание тому, что видит. Поэтому вариант с хорошими иллюстрациями то, что нужно!

    Игры для годовалых карапузов

    Формирование мыслительных процессов и интеллекта происходит очень активно в годик. Обеспечьте малютку удобным игровым местом. Обязательно приобретите столик и стульчик.

    Сейчас время творить и изучать! Рисование, первое творчество из пластилина, простейшие конструкторы. Не забывайте о тренировке речевого аппарата.

    С года до двух лет количество произносимых слов увеличивается с 15 до 100. Возможно, больше.

    В игровой форме тренируйте мелкую моторику и делайте артикуляционную гимнастику. Серьёзные манипуляции малыш пока не произведёт, но повторить простейшие сумеет.

    1. Продемонстрируйте, как выглядывает язычок и смотрит влево, вправо, вверх, вниз. Комментируйте весёлой прибауткой.
    2. Тренируйте лёгкие. Дуйте кусочки бумажки на столе, в тазу с водой. Можно так разнообразить купальные процедуры, запустив в ванночку бумажный кораблик.
    3. Приобретите интересные магниты и магнитную детскую доску. Хороший вариант для мелкой моторики.
    4. Простейшее занятие ― прятки. Далеко уходить надобности нет. Просто набрасываете платок на голову или закрываете глаза руками.
    5. Обучайте ловить мячик. Показывайте, как мяч катится, отскакивает от пола.

    Простые правила доставят деточке море позитива и пользы. А Вы получите удовольствие от совместного времяпровождения.

    На этом, дорогие родители, позвольте попрощаться. Если Вы пока не подписались на обновления, сделайте это, чтобы быть в курсе новых интересных статей! А также поделитесь с нашими читателями в комментариях как Вы развиваете своих деток и что их интересует в годовалом возрасте.

    Источник: https://my-happybaby.ru/kak-razvivat-rebenka-v-1-god-spisok-samyh-effektivnyh-priyomov

    Ссылка на основную публикацию