Логопедическая ритмика для малышей

Логопедическая ритмика

Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиение.

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевогодыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры,формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, равитию умения сочетать движения и речь,координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благопариятное воздействиена  формирование пространственных представлений.

  Педагоги, воспитатели могут проводить логоритмические упражнения на разных    этапах занятий: перед началом, в процессе ( фикультминутка), после занятий. А также во время утренней гимнастики, на музыкальных занятия, на занятиях по физической культуре.    

 Все упражнения просты для выполнения,  напрвлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.

 Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А.Барто, каждый слог отхлопывая ладошками :

       У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ

       О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ…

Или шагает на месте, скандируя:

        НЕТ,-НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ

        ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ…

Или  плавно дирижируя одной или двумя руками:

        И-ДЕТ-БЫ-ЧОК,-КА-ЧА-ЕТ-СЯ

        ВЗДЫ-ХА-ЕТ – НА- ХО-ДУ…

Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи насцене в детском театре и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этомуречь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.

      РОБОТ

 Стоит робот на дороге,

У него не гнуться ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия,

имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст

произносят скандированно и четко.

               УТРО

Утром встанет солнышко,

Возьму в руки ведрышко,

Побегу я в огород,

Там морковочка растет,

Соберу я ловко сочную морковку.

Угощу Маринку – кушай витаминки!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

             ШОССЕ

По шоссе бегут машины,

В темноте шуршат их шины,

Огоньки и там и тут,

В дальний путь они зовут.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

          ОБЛАКА

По небу облака плывут,

Вот козочка, вот с щупальцами спрут,

А вот кудрявая овечка…

Все отразились в быстрой речке.

И тишину не нарушая,

Плывут вперед, забот не зная,

Спрут, козочка, овечка, слон,

Похожие на летний сон.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

         ИГРУШКИ

Подарили мне игрушки,

Мишку, зайку и Петрушку,

Посажу друзей я в холле

И начну готовить к школе.

Дам мозаику я зайке,

А Петрушке – балалайку,

Почитаю мишке книжку.

В первый класс идут детишки!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

        ЩЕНОК

Папа мне купил щенка,

Как смешон малыш пока!

Очень мил щенок и весел,

Ушки длинные развесил,

Брюшко – шарик, мокрый нос,

Он (как) игрушка, а не пес.

Назову его Трезор,

Будем с ним ходить в дозор.

 Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия,

имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст

произносят скандированно и четко.

           К БАБУШКЕ

Стучат колеса – тук-тук-тук,

И под  веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей,

Везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог,

И вкусный испечет пирог,

Расскажет сказку про зверей…

Мы едем к бабушке своей!

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

               НОЧЬЮ

 Как ночь тиха! Кругом — покой,

Нам светит месяц золотой,

И силуэты стройных елей,

В ночи заметны еле-еле.

Сидим с тобою на крылечке,

И светлячки горят как свечки.

И в этой чудной тишине

Так хорошо тебе и мне!

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

          НА МОРЕ

На море штиль и тишина,

Одна лишь лодочка видна,

Вдруг появляется волна,

Волна прозрачна, зелена,

Качает лодочку она.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

            ЗАЯЦ 

 Сидит заяц под кустом,

Здесь его семья и дом,

И верхушки длинных ушек

Все трепещут на макушке.

В его доме нет дверей,

Как спастись от злых зверей?

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

         В ЦИРКЕ

 На арене цирка вышка,

А на вышке три мартышки,

И они взлетают ловко

Вверх под купол на веревке,

Вниз скользят как акробаты,

Очень ловкие ребята.

Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно

произносить текст стихотворения.

           КОЗЛЯТКИ

Веселятся на площадке

Тонконогие козлятки,

На травке кувыркаются,

Прыгают, бодаются.

Мама-козочка строга,

Оттаскала б за рога,

Но нет пока что рожек

У деток-тонконожек.

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

     ЛЮЛИЛЯК

 Жил на свете Люлиляк

В маленьком домишке.

Со своей женой Люлячкой

И тремя детишками.

Все детишки – Люляченки

И мальчишки и девчонки.

И была у них собачка

С нежной кличкой Люлилячка,

На крыльце сидела киска,

Ну, конечно, Люлелизка.

Люлелячка с Люлелизкой

Суп любили есть из миски.

А детишки Люлелишки

Собирали в лесу шишки.

Раздували самовар.

И семейка Люличара

Чай пила из самовара.

 Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

Чередовать с движениями кулачков перед собой.

     АЛЕНКА

Завернем Аленку

В теплую пеленку,

Колыбельную споем,

Чай на кухню

пить пойдем.

Пусть приснятся нашей птичке

Желтогрудые синички,

С красным брюшком снегирек

И братишка Игорек.

 Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

             СНЕЖИНКИ

Кружатся, кружатся снежинки,

Как белые перья ложатся в перинки,

Перинки, подушки лежат на опушке.

И зайца следы — как петельки

Украсили эти постельки.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

       МОРОЗ

       На дворе мороз трескучий,

Вышла Оля на крыльцо.

Под ногами снег скрипучий,

Ветер бьет в лицо колючий,

Рвет с петель входную дверь

Ведьма злющая – метель.

Заходи скорее в дом!

Печка дышит тут теплом,

Ласково мурлычет кошка

И узоры на окошке.

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

Чередовать с движениями кулачков перед собой.

    ПИНГВИНЫ

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.

     За грибами.

 Вырос у дорожки

Гриб на тонкой ножке.

Рома мимо шел,

Грибок не нашел,

Миша мимо шел,

Грибок не нашел,

Пробежал Антошка,

Гриб – в его лукошке.

Аня мимо шла,

Грибок не нашла.

Зато у Ани

Малина в стакане.

А у Мишки

В кармане шишки.

 Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

Чередовать с движениями кулачков перед собой.

            ВОРОБЕЙ

 Поскорей, поскорей

Прилетай к нам воробей!

Тебе на дорожке

Мы насыплем крошки.

Прыг-прыг-прыг,

Чири-чирик.

Воробей наш не велик.

Прыгает, летает.

Устали не знает.

Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия,

имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст

произносят скандированно и четко.

            НА ПОЛЯНКЕ

 Растут на полянке грибы,

Чудесные пахнут цветы,

Здесь ослик печальный пасется,

От страха зайчишка трясется,

Под кустиком маленьким мишка,

С ним дружит забавный зайчишка.

Ты, Машенька, их не пугайся!

Скорее домой возвращайся!

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

            ПРЯТКИ

В гости к нам пришли ребятки,

Поиграем с ними в прятки,

Кто из норки выбегает,

Корку хлебную хватает?

Кто похож на нашу елку?

У кого спина в иголках?

Кто пчелиный любит мед,

лапой дерево скребет?

Кто свил гнездышко на ветке?

Как зовутся эти детки?

Кто от страха весь трясется,

Вокруг елочки несется?

Кто свой хвостик потерял,

Сразу очень грустный стал?

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

Чередовать с движениями кулачков перед собой.

                ЖУЧОК

Что ты делаешь, жучок?

Строю я домишко!

Что плетешь ты, паучок?

Плету гамачишко!

В маленьком домишке

Будет жить жучок.

И качаться в гамачке

Резвый паучок.

Ты о чем жужжишь жучок?

О своем домишке.

Как просторно стало в нем

Деточкам-жучишкам!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

Чередовать с движениями кулачков перед собой.

   ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

 Мы – веселые ребята,

Любим мы играть.

Как приятно и полезно

Мячик покатать!

Покидать его руками,

Попинать его ногами,

Постучать об стенку,

Подкинуть коленкой.

Ах, какой хороший мяч!

За спиной его не прячь!

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

            МИШКА     

 Эй, эй, эй, мохнатый мишка!

Помоги достать нам шишку!

Висит шишка высоко,

Достать шишку нелегко!

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

           КОТ ВАСИЛИЙ

 В подполе шуршали мыши,

Кот Василий спал на крыше,

«Не хочу ловить мышей!

Жалко бедных малышей!

Птичек тоже жалко мне!

Съем сметанку я во сне!»

Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия,

имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст

произносят скандированно и четко.

       НА ТРОПИНКЕ

 Вприпрыжку бегут по тропинке

Маринка, Каринка, Иринка.

В руках у подружек корзинки,

В корзинках — немного малинки.

И будет у них к воскресенью

Малиновое варенье.

Пусть гости приходят

И пьют с наслажденьем

С вареньем малиновый чай.

Имитировать бег по дорожке, затем движения рук дирижера.

                     Киска.

Суп не будет есть из миски.

А зарядку потихоньку

Будет делать кошка Пронька.

То прогнет, то выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед,

За ушком себя почешет,

Помурлычет и зевнет.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения

рук дирижера в оркестре.

Источник: https://logoznanie.ru/logopedu/43-logoritmika.html

Тема 5. Логопедическая ритмика для детей с нарушением речи. Задачи, методы, средства. Использование логоритмики в коррекции различных речевых нарушений

Поиск Лекций

Логопедическая ритмика — один из видов кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музыки и слова. Логопедическая ритмика в работе с детьми с нарушением речи — составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.

Нарушения речи и двигательных функций (мимической, артикуляционной, общей моторики) выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушением речи с помощью тестов Озерецкого — Гельнитца и Л.А.Квинта, а также приемов, общепринятых в логопедии.

Обследование состояния произвольной моторики включает такие моменты, как обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лица, глаз, щек); речевой моторики (силы, точности, объема, переключаемости движений губ, языка, щек); состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики (статической и динамической координации, одновременности, отчетливости движений); тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).

Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.

К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, темп, регистр).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовывать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в возрасте 1 года и 3 месяцев

Занятия проводятся логопедом, владеющим музыкальным инструментом, музыкальное сопровождение также может осуществлять музыкальный руководитель. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 мин. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.

Организация логоритмических занятий в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении с детьми с ФФНР проводится в двух направлениях: постановка и автоматизация звуков и развитие фонематических процессов. В подготовительной к школе группе вводятся элементы обучения грамоте.

У детей с фонетико-фонематической недостаточностью наблюдается некоторое несовершенство двигательных функций, коррекция которого способствует более эффективному и быстрому преодолению основного речевого расстройства. Занятия логопедической ритмикой с дошкольниками с данной патологией развития речи проводятся 2 раза в неделю.

Они включают такие средства, как упражнения на различные виды ходьбы и бега; на развитие речевого дыхания; на регуляцию мышечного тонуса голоса, дикции, артикуляции, статической и динамической координации движений, мелкой и мимической моторики; упражнения на переключаемость движений.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s11135t5.html

Говорить и двигаться уверенно: логопедическая ритмика для малышей

Говорить и двигаться уверенно: логопедическая ритмика для малышей

Если вы задумаетесь, каких усилий и навыков требует от нас речь, то поймете, что это достаточно сложный процесс, который требует от говорящего одновременной и слаженной работы дыхания, рта, нервной системы и органов восприятия. И если хоть один из «винтиков» этого механизма работает не так, вся система может дать сбой! Теперь представьте, как непросто наладить процесс маленькому ребенку. К счастью, на помощь крохе придут упражнения из логопедической ритмики.

Что развивает логопедическая ритмика?

  • Эти упражнения развивают моторику, координацию движений и речевое дыхание.
  • Занятия тренируют память, внимание и слуховое восприятие.
  • Способствуют физическому развитию малыша, формируя у него правильные двигательные навыки.
  • Прекрасно влияют на эмоциональное состояние крох, успокаивая непосед и активизируя задумчивых малышей.

Как провести занятие логопедической ритмикой?

Упражняться достаточно пару раз в неделю. Занятия построены на привычном для крохи процессе подражания: взрослый показывает, а малыш повторяет. Сначала текст читает только родитель, приглашая ребенка повторять за ним, но постепенно к чтению подключится и сам ребенок: когда кроха будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

Упражнения нужно повторять из занятия в занятие, но если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, чтобы потом обязательно к нему вернуться.

Занятиям нужно музыкальное сопровождение. Для медленной части упражнений подойдут вальсы, а для более активной — марши. Слушать можно и детские песенки, и записи звуков природы.

Логоритмика для тех, кому от года до 2,5 лет

С малышами до 2 лет начните занятия логоритмикой с того, чтобы читать крохе стишок или потешку, отхлопывая ладонями ритм. Затем помогите ребенку выполнить движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно проделывать и с песнями.

Из подвижных упражнений выберите ходьбу. К примеру, полезны упражнения по перешагиванию через предметы — это могут быть кубики, которые вы разложите на расстоянии 35 — 40 см один от другого.

Уверенно перешагиваете? Переходите к ходьбе под звуковые сигналы — барабан, счет или ритмичные стихи.
Сопровождайте ходьбу короткими стишками:

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу.

Я ее не разбужу.

Тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук, тук.

Моих пяток слышен стук.

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

Для занятий логоритмикой в этом возрасте важно, чтобы ритм менялся — это поможет малышу научиться реагировать на звук.

Для развития равновесия предложите крохе ходьбу на носках и на пяточках, на внутренней и внешней сторонах ступни. К ней можно добавить движения рук — ходьба с руками вверх или руками на поясе. Эти упражнения хорошо выполнять под музыку.

Играйте и тренируйтесь регулярно, обязательно хвалите малыша и старайтесь сделать занятия разнообразными. Вскоре вы увидите, как логоритмика помогает крохе научиться ясно говорить, хорошо ориентироваться в пространстве и увереннее себя чувствовать.

Посмотреть комментарии (2) Оставить комментарийПоделиться

Источник: http://mir-tema.ru/razvitie/17271-govorit-i-dvigatsa-uverenno-logopediceskaa-ritmika-dla-malysej

Логопедическая ритмика. Занятия и упражнения

Дошкольный портал — Наши деточки » Учебные пособия и литература » Логопедия » Логопедическая ритмика. Занятия и упражнения

Логопедическая ритмика. Занятия и упражнения.

РОБОТ

Стоит робот на дороге, У него не гнутся ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать, Раз, два, три, четыре, пять. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

УТРО

Утром встанет солнышко, Возьму в руки ведрышко, Побегу я в огород, Там морковочка растет, Соберу я ловко сочную морковку. Угощу Маринку — кушай витаминки! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

ОБЛАКА

По небу облака плывут, Вот козочка, вот с щупальцами спрут, А вот кудрявая овечка… Все отразились в быстрой речке. И тишину не нарушая, Плывут вперед, забот не зная, Спрут, козочка, овечка, слон, Похожие на летний сон. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

ШОССЕ

По шоссе бегут машины, В темноте шуршат их шины, Огоньки и там и тут, В дальний путь они зовут. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

КАТЮША

Подарили мы Катюшке Очень славные игрушки: Вот котенок, Вот щенок, Вот веселый Колобок. Рано спать легла Катюшка. Рядом с нею все игрушки.

На подушечке — щенок, За спиною — Колобок, А пушистого котенка, Завернув в пеленку, На руках качает, Тихо напевает.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

В ДЕТСКОМ САДУ

Идут дети в детский сад, Там игрушки ждут ребят, Ждет Валюшку верблюжонок, Катю ждет большой слоненок, Маша с мишкою играет, Петя Маше помогает, Нянчит Олечка мартышку, Ну а Ася смотрит в книжку. Детям весело в саду! С ними я туда пойду. Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

СЛОН

Жил в Африке слон По имени Джон, И был очень добрым он. Не мог на дорогу, Поставить он ногу, Поскольку по этой дороге Ползли паучки и букашки, И маленькие таракашки. Жалел он и пташек, и мышек, И даже несносных мартышек.

Слона обижали мартышки, Кидали бананы и шишки, Когда он не мог на дорогу Поставить огромную ногу, Поскольку по этой дороге Ползли паучки и букашки, И маленькие таракашки. Чередование движений рук робота и ходьбы на месте.

ИГРУШКИ

Подарили мне игрушки, Мишку, зайку и Петрушку, Посажу друзей я в холле И начну готовить к школе. Дам мозаику я зайке, А Петрушке — балалайку, Почитаю мишке книжку. В первый класс идут детишки! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

ЩЕНОК

Папа мне купил щенка, Как смешон малыш пока! Очень мил щенок и весел, Ушки длинные развесил, Брюшко — шарик, мокрый нос, Он игрушка, а не пес. Назову его Трезор, Будем с ним ходить в дозор. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандировано и четко.

ЧЕРЕПАШКА

Долго в норке спала черепашка, Но совсем не помялась рубашка, Вылезает тихонько из норки, Поднимается медленно в горку, «Эй! — кричу я, — давай, черепашка, Поиграем с тобою в пятнашки!» Еле шепчет она мне в ответ: «У меня, извините, обед!» Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

К БАБУШКЕ

Стучат колеса — тук-тук-тук, И под веселый этот стук Мы едем к бабушке своей, Везем подарочки мы ей. Бабуля выйдет на порог И вкусный вынесет пирог, Расскажет сказку про зверей.. Мы едем к бабушке своей! Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

МУРАВЕЙ

Стоит на горе домишко, Ползет туда муравьишко, Он тащит соломинки, щепки, Чтоб дом получился крепким.

Вокруг суетятся братишки — Старательные муравьишки, Несут в муравейник они червячка, Букашку, жучка, паучка. Кто строит, кто кормит детишек — Крошечных муравьишек.

Вот так — целый день в работе, В трудах, беспокойстве, заботе. Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

НА МОРЕ

На море штиль и тишина, Одна лишь лодочка видна, Вдруг появляется волна, Волна прозрачна, зелена, Качает лодочку она. Руки совершают плавные встречные дви­жения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

ВОЗЛЕ РЕЧКИ

Барашки и овечки Пасутся возле речки, Охраняет их Трезор, Чтоб зубастый серый вор Не пробрался к речке, Не украл овечку. Клыкастый разбойник Не дремлет в лесу. «Заснет пес Трезор, Я овцу унесу!» Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

НОЧЬЮ

Как ночь тиха! Кругом — покой, Нам светит месяц золотой, И силуэты стройных елей, В ночи заметны еле-еле. Сидим с тобою на крылечке, И светлячки горят, как свечки. И в этой чудной тишине Так хорошо тебе и мне! Руки совершают плавные встречные дви­жения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

АЛЕНКА

Завернем Аленку В теплую пеленку, Колыбельную споем, Чай на кухню Пить пойдем. Пусть приснятся нашей птичке Желтогрудые синички, С красным брюшком снегирек И братишка Игорек. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

МАРТЫШКИ

Две бесстрашные мартышки Забрались на пальму ловко, По лиане вниз скользят Словно в цирке по веревке. Кувыркаться им не лень, Даже в самый жаркий день. Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно произносить текст стихотворения.

ГРОЗА

Встало солнышко с утра, И ушли мы со двора, Мы топтали на полянке Тонконогие поганки, Землянику собирали, Веселились и играли.

Вдруг все небо потемнело, Что-то страшно загремело, Смотрим мы во все глаза — Начинается гроза! То ли прятаться под дубом, То ли прочь бежать отсюда, Но гроза отгрохотала, Поплыла и с глаз пропала. Завтра мы пойдем опять На полянку поиграть.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандировано и четко.

СНЕЖИНКИ

Кружатся, кружатся снежинки, Как белые перья ложатся в перинки, Перинки, подушки лежат на опушке. И зайца следы — как петельки, Украсили эти постельки. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

МОРОЗ

На дворе мороз трескучий, Вышла Оля на крыльцо. Под ногами снег скрипучий, Ветер бьет в лицо колючий, Рвет с петель входную дверь Ведьма злющая — метель. Заходи скорее в дом! Печка дышит тут теплом, Ласково мурлычет кошка И узоры на окошке. Поочередно разжимать и сжимать кулач­ки, руки на уровне плеча. Чередовать с дви­жениями кулачков перед собой.

НА ДАЧУ

Мы едем в электричке: «Ура, ура, ура!» Стучат, стучат колеса: «Та-та! Та-та! Та-та!» Мелькают мимо сосны, И ели, и дома. Стучат, стучат колеса «Да-да! Да-да! Да-да!» На даче ждет нас Мурка, Дружище верный Рекс, Приедем мы на дачу – Пойдем все вместе в лес. Поочередно разжимать и сжимать кулач­ки, руки на уровне плеча. Чередовать с дви­жениями кулачков перед собой.

ВОРОБЕЙ

Поскорей, поскорей Прилетай к нам, воробей! Тебе на дорожке Мы насыплем крошки. Прыг-прыг-прыг, Чири-чирик. Воробей наш не велик. Прыгает, летает. Устали не знает. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук ро­бота или Буратино. Текст произносят скандировано и четко.

Читайте также:  Как просто научить ребенка правильно держать в руке ручку или карандаш

В ЛЕСУ

Тишина в лесу, покой, Вот и водоем лесной, Мощные расправив крылья, Лебедь над водой парит, Изогнув изящно шею, Как волшебное виденье, По поверхности скользит, И на солнце оперенье Словно снежное, блестит. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

СКРИП СКРИПОВИЧ

Скрип Скрипович Скрипунов Весел был, вполне здоров, Но скрипел и день и ночь, Как бедняжечке помочь? Не болел он страшным гриппом, А пугал своим он скрипом Волка, зайца и лису, Так как жил в глухом лесу.

И никто не догадался, что Скрип Скрипыч не трещал, Не скрипел во сне зубами Он на скрипочке играл! Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой.

ВОДА

Ой, беда, беда, беда! На полу у нас вода! Звоним водопроводчику, Он будет кран чинить, Иначе не помыться и чаю не попить. Хорошо, когда водой полон водоем лесной.

Там, средь водорослей нежных Стая рыбок безмятежных, А хозяин — водяной Охраняет их покой. Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино.

Текст произносят скандировано.

ЦЫПЛЯТА

Источник: http://nashideto4ki.ru/13477-logopedicheskaya-ritmika-zanyatiya-i-uprazhneniya.html

«В мире логоритмики»

Мне, как логопеду, в своей работе часто приходиться слышать от родителей следующие фразы: “Мой ребенок плохо говорит», «мой ребенок не хочет заниматься дома!”и т.п.

Действительно, в последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции мной применяются различные методы и приемы.

Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания, развитии артикуляционной, мелкой и общей моторики предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему – логоритмика? Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека.

Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Надо отметить, что полезна логопедическая ритмика всем детям, и особенно имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе дети с Дизартрией, алалией , задержкой речевого развития, при нарушениях звукопроизношения, заикания, аутистические расстройства и др.

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

 Песенки, стишки и считалки, сопровождающиеся ритмичными движениями, очень нравятся малышам.

Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Логопедическая ритмика включает в себя:

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пальчиковые, коммуникативные игры;
  • пение;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений. В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал.

Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк совмещается с движением. В приложении даны примеры логоритмических упражнений.

Например, топая ногами продвигаемся вперед по комнате и проговариваем слова:

Вот поезд наш едет, Колёса стучат,

А в поезде нашем Ребята сидят.

Вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс, при этом проговаривать:

Руки в стороны, в кулачок. Разжимай — и на бочок.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Сюжетно — тематическая организация работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

 Главная задача педагога — создание на занятиях атмосферы радости.

Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей.

Приложение 1.

Логоритмические упражнения

1. Дождик

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два, Еще один прыжок.

Очень медленно сперва. 4 прыжка.

А потом, потом, потом и прыжков.

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом,

2. Листья

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в

стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

Н. Нищева

3. Осенью

Вдруг закрыли небо тучи, Дети встают на носочки, поднимают

вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на

Долго дождик будет плакать, поясе.

Разведет повсюду сляко ть. Приседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.

Н. Нищева

4. За грибами

Все зверюшки на опушке Дети идут в хороводе.
Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку, срывают воображае-

Рыжики срывали. мые грибы.

Лисичка бежала, Бегут по кругу, собирают воображаемые

Лисички собирала. грибы.

Скакали зайчатки, Скачут стоя, срывая воображаемые

Искали опятки. грибы.

Медведь проходил, Идут вразвалку, затем топают правой

Мухомор раздавил. ногой.
Н. Нищева

5. Садовник

Мы вчера в саду гуляли, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. Изображают, как копают яму и сажа 
ют в нее куст.

Яблони белили мы Движение правой рукой вверх-вниз.
Известью, белилами.

Починили мы забор, Имитируют удары молотком.

Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит

— Ты скажи, один ребенок. Ведут диалог.
Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

— Дам в награду На каждое название фруктов загибают
Слив лиловых, по одному пальцу на обеих руках, начиная
Груш медовых, с больших.

Самых крупных

Спелых яблок,

Вишен

Целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

Г. Сатир

6. Овощи

Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки, завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их

Ну а ты иди искать. ищет.

7. Ёжик и барабан

С барабаном ходит ежик, Дети маршируют по кругу, изображая

Бум-бум-бум! игру на барабане.

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами, Маршируют, спрятав руки за спину.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он, Подносят ко рту то одной, то другой

Бум-бум-бум! рукой воображаемое яблоко.

Барабан в саду забыл он, Разводят руками.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Руки на поясе, выполняют прыжки на

Бум-бум-бум! месте.

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули, Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

8. Капуста

Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмичные удары ребром ладони по

Раздается в доме стук. столу.

Мы капусту нарубили,

Перетерли, Хватательные движения обеими руками.

Посолили Указательный и средний пальцы трутся

о большой.

И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке! Отряхивают руки.

Н. Нищева

9. За малиной

За малиной в лес пойдем, Дети водят хоровод, взявшись за руки.

в лес пойдем.

Спелых ягод наберем, наберем. Идут по кругу, наклоняясь, как бы соби  рая ягоды.

Солнышко высоко, Встают лицом в круг, тянутся руками

Источник: https://dohcolonoc.ru/cons/4607-v-mire-logoritmiki.html

Логопедическая ритмика как средство коррекции моторики и речи у детей с дизартрией

Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. У детей с дизартрией развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный комплекс.

Сложная структура речевого нарушения при дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий.

Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.

Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей так и «тонкой» моторики. Ребенок, у которого лучше развиты моторные функции, быстрее овладевает речью.

И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности.

В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции дизартрии, определённое место занимает логопедическая ритмика.

Между движением и речью наблюдается тесная взаимосвязь. Нарушение моторики оказывает прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей — дизартриков страдает.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. У детей с дизартрией при проведении логоритмических занятий, учитывается состояние речи и моторики.

Занятия с движениями для детей с дизартрией имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов и др.).

В то же время движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом благотворно сказывается на его состоянии и воспитании.

Большое значение имеет тесная взаимосвязь с музыкальным руководителем.

Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр, должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс.

Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему.

Её цель состоит в организации воспитательно-образовательного процесса, включающего диагностический, профилактический и коррекционно- развивающий аспекты, обеспечивающие высокий , надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.

Система коррекционной деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребёнка в специально организованной пространственно- речевой среде.

Графическая модель взаимодействия специалистов при дизартрии с использованием логопедических упражнений

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно — развивающей работы.

Читайте также:  Какие поделки из листьев можно смастерить с детьми

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь ребёнка (игровую, трудовую и учебную).

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений.

На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи.

Взаимосвязь специалистов, особенно логопеда с педагогами, заключается в выборе программ по логоритмике, так чтобы она сочеталась с общеобразовательными программами.

Например, воспитатели в повседневной жизни систематически развивают мелкую моторику кисти и артикуляционный аппарат, координацию речи и движения.

На логоритмических занятиях формировались и корректировались движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх.

Основные движения (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание) благоприятно влияли на всестороннее физическое развитие детей: укрепляли и развивали мышцы, улучшали работу сердечнососудистой деятельности и дыхательной системы, обогащали двигательный опыт детей.

В коррекционной работе с использованием логоритмики с детьми, страдающими дизартрией, можно выделить направления, представленные на рисунке:

Основные направления коррекционной работы с использованием логоритмики с детьми, страдающими дизартрией

Основные виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмики для детей с дизартрией, направлялись на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, чувства ритма.

Для полноценного развития речи и моторики при использовании логопедической ритмики важно проводить работу в системе, для этого был разработан тематический план, позволяющий скоординировать работу всех специалистов: логопеда, воспитателей, музыкального работника.

Система коррекционной деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. Элементы логопедической ритмики использовались на занятиях: развитие речи, лепка, конструирование, музыкальные занятия.

Мосягина Татьяна Анатольевна, I квалификационная категория, МБ ДОУ Детский сад № 37 «Семицветик»

комбинированного вида. г. Калтан

Литература

1. Архипова Е.Ф. «Стертая дизартрия у детей», М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2008Г. 2. Архипова Е.Ф «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии». М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2010г. 3. «Логопедия» под ред. Волковой Л.С.- М., Просвещение, 1995. 4.

Лопатина Л.В. «К вопросу о «стёртых формах дизартрии».- в кн.: «Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи.- Л, 1989. 5. Лопухина И.С. «Логопедия- речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей».- СПб., Дельта, 2008.90с.

,ил.

6. Новиковская О.А. « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей». – СПб.: КОРОНА, 2005.- 272с., ил.

(4 понравилось, средний балл: 4,75 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/logopedicheskaya-ritmika-dlya-detey-s-dizartriey/.html

Логопедическая ритмика для детей раннего возраста

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

К.п.н., доцент кафедры логопедии ГБОУ ВПО МГПУ

Шашкина Гульнара Рустэмовна

Разработка методов диагностики нарушений речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязей с характером и степенью выраженности нарушений формирования предпосылок речи, уточнение возможных вариантов речевого дизонтогенеза, а также разработка приемов их коррекции средствами логопедической ритмики является одной из приоритетных задач современной логопедии.

Моторное развитие детей третьего года жизни отличается следующими особенностями:  совершенствуются реакции равновесия при ходьбе и стоянии;  дети могут ходить с предметом в одной руке;  поднимаются по лестнице (делая шаги то правой, то левой ногой);  бросают и ловят мяч, сохраняя при этом равновесие; начинают самостоятельно есть, используя ложку и вилку; у детей развивается представление о схеме тела; в зрительном восприятии начинает доминировать один глаз, дети дифференцируют предметы по массе, форме, цвету и величине; начинают складывать разрезную картинку из двух частей. (Бадалян Л. О. [1])

Речевое развитие детей отличается наличием слов со сложной слоговой структурой, при стечении согласных сочетания звуков могут произноситься искаженно. Звукопроизношение не полностью соответствует норме: отсутствуют шипящие и сонорные звуки. Начинает использоваться система окончаний, вначале наиболее частотных.

В основном усваиваются многие грамматические формы и служебные части речи. Используются все основные части речи. Словарный запас характеризуется не только словами бытовой тематики, но и встречаются слова оценочного значения, слова – обращения. Дети оперируют некоторыми родовыми понятиями.

Развернутые фразы помогают активно общаться с окружающими. Дети начинают говорить о себе в первом лице и задают много вопросов. Хорошо запоминают текст и дословно его воспроизводят. Свободного пересказа своими словами пока не дают.

Начинают устанавливать причинно – следственные связи, понимают несложные сюжетные картинки. (Козырева Л. М.[2]).

Нарушения моторного развития детей от 2 до 3 лет характеризуются следующими особенностями: дети не могут удерживать равновесие при ходьбе, им трудно выполнять действия с предметами, они затрудняются при ориентации в схеме тела и в пространстве.

По уровню речевого развития дети третьего года жизни делятся на три подгруппы: с высоким уровнем развития – 25% (контрольная группа из 28 детей), со средним  39,3% и с низким  35,7%  (данные опубликованы в статье «Изучение моторного и речевого развития детей раннего возраста»).

Дети первой подгруппы (с высоким уровнем речевого развития) владеют всеми средствами речи в соответствии с онтогенезом.

Дети со средним уровнем развития речи неточно употребляют в речи предлоги, используют простые двусловные предложения, чаще назывные или указательные. В звукопроизношении наблюдаются пропуски, замены и смешения, твердые звуки произносятся смягченно.

При низком уровне развития речи у детей отмечается нарушение понимания речи, словарный запас беден, с преобладанием слов бытовой тематики, чаще имен существительных. Фразы практически нет. Грамматический строй нарушен.

Существительные употребляются в единственном числе именительного падежа, глаголы – в начальной форме. Предлоги в речи не используются.

Дети не являются инициаторами общения, не задают вопросов, затрудняются при пересказе знакомой сказки.

При сравнительном анализе состояния моторных и речевых функций не выявляется четкой взаимозависимости между данными параметрами.  Наблюдается группа детей, моторный и речевой уровень которых одинаково высокий. Таких детей немного – 21,4 %.

Однако встречаются дети, моторный уровень которых более высокий, чем уровень речевого развития (32,1%).  Есть дети, моторный уровень которых  ниже уровня речевого развития (28,6%).

 И последнюю группу составляют дети, моторный и речевой уровень которых одинаково низкий (17,9%).

Преодоление нарушений моторики и речи детей раннего возраста требует интегративного подхода, при котором взаимосвязаны система логопедической работы, занятия по коррекции и развитии психических функций и логоритмические занятия по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики. Основу коррекционной работы составляют «метод сенсорно — двигательной интеграции, слухо — двигательно — кинестетической интеграции, двигательно — кинестетические упражнения».

Проведение логоритмических занятий для детей раннего возраста является желательным. В этом случае осуществляется один из ведущих принципов коррекционной работы — интегративного обучения.

Логоритмические занятия лучше проводить 2 раза в неделю со всей группой детей в первой половине дня. Продолжительность занятий от 15 до 20 минут в соответствии с возрастной нормой.

Материал подбирается  с учетом двигательных и речевых возможностей детей.

Ходьба,  как средство развития общей моторики используется на протяжении всего курса занятий  как вводное упражнение на каждом занятии. От занятия к занятию вводятся все более сложные виды ходьбы.

 Сначала используются ходьба и маршировка по кругу в одиночку, парами и стайкой, ходьба с обхождением несложных препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: ходьба в колонне по одному, ходьба с изменением темпа, ходьба с чередованием бега.

Например, ходьба со сменой темпа. (Музыка — Т. Ломова, “Ускоряя и замедляя”, размер 2/4).

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса проводятся сразу после ходьбы и маршировки.  Эти упражнения способствуют совершенствованию умений управлять своими движениями.

  Понятия большей и меньшей силы мускульного напряжения соотносятся с понятиями “громко” и “тихо” в музыке. При выполнении делается акцент на качество выполнения движений.

Примером упражнения может быть напряжение и расслабление мышц шеи (“Холодно” — втягивание головы, поднимание плеч; музыкальное сопровождение в размере 4/4 — медленный вальс “Под небом Парижа”).

Упражнения для развития дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.

Можно использовать дифференцированную дыхательную гимнастику на различение носового и ротового выдоха и дыхательные упражнения, направленные на формирование длительности и силы выдыхаемой воздушной струи. Например, упражнение “Прогулка в цветочный магазин”.

Под музыкальное сопровождение  4/4 на сильную долю выполнять вдох носом, на слабую – выдох ртом. Каждое упражнение выполняется по 4 раза.

(Варианты упражнения в игровой форме: «Погреем ручки» — теплый ротовой выдох с призвуком “ха”; «Дует сильный ветер» — холодный ротовой выдох на ладошку; «Цветы» — теплый длительный ротовой выдох с призвуком “ха”; «Лепестки» — резкий сильный быстрый ротовой выдох с призвуком “ф”.

 Упражнения  для развития  координации движений и речи развивают умение сочетать движения с речевым сопровождением. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

В стихотворении должны присутствовать действующее лицо, глагольная лексика и сюжет. При подборе речевого материала надо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные возможности.  Например упражнение «Цветок».  («У меня растет цветок» — наклоны головы к плечам, руки на поясе.  «Он бы море выпить смог — разведение рук в стороны, в и.п.

«Дам водички, он глотает — наклон туловища вперед. «И немножко расцветает — приседание, подъем на носочки).

Упражнения для развития речевого внимания помогают детям  вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней.  Слово в этом случае становится сигналом  и руководством к действию. Например, упражнение «Бабочки». (Дети свободно стоят по всей площадке.

По сигналу  “Бабочки летают “ дети свободно двигаются по площадке, имитируя полет бабочек. По сигналу “Бабочки садятся на цветок” дети останавливаются, выбирая свободное место в зале, приседают. “Бабочки засыпают” — дети приседают, руки под голову.

“Бабочки танцуют” — дети выполняют любые танцевальные движения.

Упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения выполняются под речевое или музыкальное сопровождение, движения пальцев соответствуют тексту или сильной доле музыки.

Например, упражнение « Цветок».

(«Шевелились у цветка» — основания кистей прижаты, пальчики медленно  и хаотично двигаются; «Все четыре лепестка» — одноименные пальцы поочередно соединяются; «Я сорвать его хотел» — сгибание и разгибание кулачков; «Он вспорхнул и улетел» — взмахи кистями).

Упражнения с предметами развивают статическую  и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений и являются сложными для детей раннего возраста. Движения могут выполняться под музыку или под стихотворный текст.

Логопед проговаривает речевой материал и показывает движения к нему, разучивание упражнений проводится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается. Можно использовать разные предметы — палки, ленты, обручи, мячи, платочки. (Например, упражнение «Передай платочек». Дети стоят по кругу.

У одного из них в руках платочек. Под сильную долю музыки на 2/4 надо передавать платочек по кругу, поворачиваясь к соседу лицом).

Упражнения для развития эмоционально — волевой сферы развивают выразительность  и координацию движений, эмоциональность,  чувство прекрасного, мимическую моторику, выполняются под музыку. Например, упражнение «Бабочки на лугу», муз. сопровождение «Вальс цветов».

(Первая часть музыкального сопровождения — под легкую танцевальную мелодию (вальс) дети  изображают полет бабочек по кругу или врассыпную. С окончанием музыки дети останавливаются, логопед выбирает самую красивую бабочку, она становится ведущей.

Вторая часть музыки —  все дети выполняют движения этой бабочки.

Упражнения, которые используются на логоритмических занятиях для детей раннего возраста, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, мелкой моторики, переключаемости движений, чувства ритма, на развитие фонационного дыхания, на обогащение и активизацию словаря, на развитие понимания речи.

Литература.

  1. Бадалян Л. О. Схема нормального психомоторного развития детей. Невропатология. М., «Академия» 2001.
  2. Козыревой Л. М. Показатели речевого развития детей третьего года жизни. Развитие речи ребенка. Дети от рождения до 5 лет, Ярославль, «Академия развития», 2001.

Источник: http://logoprof.ru/logopedicheskaya-ritmika-dlya-detey-rannego-vozrasta

Ссылка на основную публикацию