Развивающая мелкую моторику рук игра со шнуровкой

Игры на развитие моторики

Консультация для родителей «Игры со шнурками»

Развитый мозг ребенка и неразвитая рука — это вполне закономерное явление современной действительности, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребёнка-дошкольника можно и необходимо развивать.

Педагоги дошкольных учреждений, решая данную проблему, находятся в творческом поиске: разрабатывают и изготавливают разнообразные дидактические пособия, способствующие развитию руки. С этой же целью мною были смоделированы игры-шнуровки.

В настоящее время такие игры-шнуровки широко представлены в продаже, но, как показывает практика, пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше и они с удовольствием выполняют предложенные задания.

Познают мир «руками» не только крохотные малыши — игрушки, требующие работы кисти, пальцев рук полезны и детям постарше.

Игры-шнуровки:

—  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

—  развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «верх», «низ», «право», «лево»;

— формируют навыки шнурования;

—  способствуют развитию речи;

—  развивают творческие способности.

В играх с шнурованием развивается глазомер, внимание, слуховая память, тренируется усидчивость.

Шнуровки — зачем они?

Игры шнуровки можно разделить на несколько видов.

     Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребёнку, предлагается «незаконченная» картинка (изображение ёжика, корзинки, дерева, яблока, платья), к которой нужно прошнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, цветы, окошки и т.п.

     Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.

     Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

     Для того чтобы сделать правильный выбор из всего этого многообразия игр-шнуровок, прежде всего, нужно разобраться, какие задачи должна успешно решать такая игра.

     Когда в семье появляется малыш, многие родители начинают судорожно хвататься за книги по детскому развитию, уделяют большое количество времени и сил изучению авторских методик: Р. Штайнера, М. Монтессори, Г. Домана, С.

Лупан… И в конечном итоге большинство из них (конечно, если они прислушиваются к своему ребёнку, внимательно наблюдают за ним) приходит к выводу, что раннее развитие означает не чтение и письмо в 2 — 3 года, а развитие мозга ребёнка, его познавательных способностей.

Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.

     Как ни странно, но как раз об этом и говорят нам авторы известных направлений раннего развития. В перечисленных методиках есть важная общая составляющая. Все они уделяют огромное внимание гармоничному психофизическому развитию малыша. Хотим развить интеллектуальные, творческие, художественные способности?

 Тогда давайте подвигаем пальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку из баночки в баночку,  покатаем из салфеток шарики, или просто порежем бумагу… И не обязательно, чтобы была цель у этих занятий.

Маленькие дети выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной функциями уже составляет большое достижение для них. Для ребёнка психическое и физическое развитие слиты, воедино.

Если мы будем уделять внимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется и на той способности, которую мы стремимся развить.

М. Монтессори предлагает необычный способ обучения письму. Она просит малыша пальчиками рук ощупывать буквы, вырезанные из шероховатой бумаги. Или «нарисовать» буквы резиночками на доске с гвоздиками. Или поиграть в игры со шнурками.

И все это потому, что письмо требует сложнейших мелких движений пальцев, которые теснейшим образом связанны с высшими психическими процессами. Монтессори много говорит о так называемом «спонтанном» письме.

При должной подготовке сенсомоторики и развитии руки, ребёнок в определенный момент начинает спонтанно писать буквы, например, палочкой на песке. Когда это произошло, ребёнку можно давать в руки карандаш и закреплять навык.

Уже давно доказано, что шнуровка — идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития пальцев рук. Возраст от 2 до 6 лет является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями.

Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: пупсиками, крупинками, бусинками, веревочками, маленькими кусочками ткани.

Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно — незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Примеры игр со шнурками.

На первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое, предложенное вами занятие?

Прежде всего, вспомним: дети обожают «взрослые» игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты — обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать.

Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым — пуговица с иглой. Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 — 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно «пришить» пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, — проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны.

Это уже большое достижение для маленького ребёнка — ведь ему надо научиться координировать движения пальцев. Когда ребёнок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам.

В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа — сложнее.

Развивающая игрушка-шнуровка в форме платья без труда учит завязывать шнурки и на собственной одежде. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования : крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крестом сверху и т.д.

С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ёжику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверёк собирал себе плоды на

обед.  Такая игрушка-шнуровка, как «дерево» с яркими плодами и листьями, отлично подойдет к теме недели «Фрукты».

Ребёнок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Ёжика и  корзинку и т.п.

можно использовать и в качестве лекала — ребёнок будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.

Все эти игрушки – шнуровки можно сделать самим из папок – скорошивателей. Украсить можно наклейками.

Пальчиковая гимнастика

Развиваем мелкую моторику
В дошкольном возрасте необходимо выполнять гимнастику для пальчиков ежедневно, до 10 минут. Занятия начинаются с массажа, но массаж дети делают самостоятельно — ребёнок вполне с этим справится. Для самомассажа рекомендуется выполнять следующие упражнения… 

1.     «ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»
Жили-были в домике (дети сжимают и разжимают кулачки) Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, 

Чикки, Микки. 

(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика) Раз, два, три, четыре, пять, 

(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого) 

Стали гномики стирать 

(трут кулачками друг о друга) 

Токи — рубашки, Пики — платочки, Лики — штанишки, Чикки — носочки, 

(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого) 

Микки умница был, 

Всем водичку носил.

2.     «ПОМОЩНИКИ» 
Раз, два, три, четыре (дети сжимают и разжимают кулачки) 
Мы посуду перемыли (трут одной ладошкой о другую) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. 

(загибают пальчики, начиная с большого пальчика) 

Мы посуду перемыли, 

(опять трут одной ладошкой о другую) 

Только чашку мы разбили, 

(загибают пальчики, начиная с мизинца) 

Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали. 

(сжимают и разжимают кулачки) 

3.     «ВАРИМ КОМПОТ»Будем мы варить компот, 

Фруктов нужно много. Вот: (левую ладошку держат «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «мешают») 

Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. 

Отожмём лимонный сок, (загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика) 

Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. 

Угостим честной народ. (опять» варят» и «мешают») 

         После того, как ручки ребёнка разогрелись, можно приступить к выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут быть опять же упражнения для пальчиков. 

4.     «ЗДРАВСТВУЙ»Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю — 

Всех я вас приветствую! (пальцами правой руки по очереди «здороваться»с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

5.     «МИЗИНЧИК» Маленький мизинчик Плачет, плачет, плачет. Безымянный не поймет: Что всё это значит? Средний пальчик очень важный, Не желает слушать.

 Указательный спросил: — Может, хочешь кушать? А большой бежит за рисом, Тащит рису ложку, Говорит: — Не надо плакать, 

На, поешь немножко!  (кисти руки сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца; с последней строчки большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)

6.     «ЦВЕТОК»Набухай скорей, бутон, Распусти цветок — пион! 

(подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые — получается «бутон»; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть — получается большой раскрытый «цветок»)

7.     «БАБОЧКА» (народная потешка) Бабочка-коробочка, Улетай под облачко. Там твои детки На берёзовой ветке. 

(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые – «бабочка» сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)

8.     «ПТИЧКИ»Птички прилетали, Крыльями махали. Сели. Посидели. И дальше полетели. 

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)

9.     «ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ» Улетела птица — мать Малышам жучков искать. Ждут малютки-птицы Мамины гостинцы. 

(все пальцы правой руки обхватить левой ладонью — получается «гнездо»; шевеленье пальцами правой руки создаётся впечатление живых птенцов в гнезде)

10.  «КРЮЧОЧКИ»Крепко держатся дружочки, Не разжать нам их крючочки. 

(сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими пальцами)

11. «ЛАДОНЬ-КУЛАК»Хочешь? Тоже делай так: То ладонь, а то — кулак. 

(руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка {позиция «кулак»- «кулак»}; разжать пальцы одной руки и прижать её к столу {позиция «рука»- «кулак»}; для усложнения увеличить темп движения)

12.  «КРЕСТИКИ И НОЛИКИ»У меня на столике Крестики и нолики, Захотел Илья Пятков Сделать их из пальчиков И фигурки у него Получаются легко. Захотите — научу Девочек и мальчиков Делать их из пальчиков? 

(кисти рук с прямыми пальцами положить на стол: «крестики»- зацепить безымянный палец за мизинец (или средний — за указательный); удерживать это положение как можно дольше; «нолики» — соединить подушечками большой палец с указательным, затем — со средним, безымянным пальцами и мизинцем; одновременно удерживать созданные из пальцев рук крестики и нолики. 

       Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект, во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности: – застёгивание и расстегивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине); – всевозможные шнуровки; – нанизывание колец на тесьму; – игры с мозаикой; – сортировка мозаики по ячейкам; – игры с конструктором; 

– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха). 

 

Источник: https://nsportal.ru/user/520381/page/igry-na-razvitie-motoriki

37 игр для развития мелкой моторики рук у детей

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

Источник: http://www.iqchild.ru/igry-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-ruk-u-detej/

З0 идей для развития мелкой моторики

О безопасном развитии мелкой моторики малышей до 1,5, которые норовят исследовать предметы не только пальчиками, но и язычком, я уже писала в этой статье, приводя примеры наших игр и материалов. Сегодня речь пойдёт о том, как  развивать мелкую моторику  в 2-3 года с обзором различных идей, доступных каждому.

  1. Первое, что приходит на ум, это, конечно же, крупы. Самая простая игра с их использованием — «Золушка»: перемешиваем два вида круп и просим ребёнка рассортировать по ёмкостям. Тем не менее, даже если Ваш ребёнок уже не пробует на вкус материалы для занятий, будьте предельно внимательны! Наблюдайте за каждым его движением. Мелкие предметы при излишнем любопытстве могут стать опасными для малыша.
  1. Настоящий маст-хэв для развития мелкой мотрики небольшие продукты питания: цукаты, орешки, печенье в форме рыбок, мелкорубленные кусочки овощей и фруктов.
  1. А ещё хороши макаронные изделия: вермишель, спагетти и макароны причудливых форм. Их можно использовать в аппликациях. Например, выложить гриву для льва:

А если вставить спагетти в куски теста, то выйдет крутая игрушка с нанизыванием предметов:

Нанизывать можно всё что угодно: маленькие бараночки, макароны в форме цилиндриков, кусочки разрезанной коктейльной трубочки.

  1. Вообще, дети любят, когда что-то делается для любимого героя. Так, можно угощать кукол, набирая им ложкой какую-нибудь еду, вроде маленького печенья.
  2. Хитом у нас стала игра «Покорми котёнка». Я наклеила изображение котёнка на коробку от каши и вырезала на изображении мордочки отверстие – ротик. Андрюша надолго не мог оторваться от данного пособия, скормил котёнку всю пачку макарон.
  3. Рисование на манке (муке). Высыпьте на противень ровным слоем манку, покажите художнику, как, проведя пальчиком можно получить узор. Усложнить задачу можно предложив малышу образец рисунка (дуга – радуга, круг и т.д.).
  1. Выкладывание дорожек мелкими предметами. Можно это делать и без прорисованных линий, а, например, попросить выложить пуговицы (камушки, конфеты) от одной игрушки к другой.
  2. Мозаика. Развитие мелкой моторики ребёнка 2 лет невозможно представить без мозаики – игрушки нашего детства. При покупке обращайте внимание на размер деталей – чем младше ребёнок, тем больше детали. Посмотреть и выбрать мозаику можно в Озон.
  3. Монтессори-лента. Пожалуй, наибольшее внимание развитию моторно-сенсорных навыков отведено в методике М.Монтессори. Одним из пособий, которыми пользуются последователи данной методики, является лента с большой пуговицей на конце. В качестве материала для шнуровки такой ленты служат кусочки фетра или флиса с прорезью, соразмерной с пуговицей.
  1. Захват с помощью предметов и приспособлений. Например, прищепок или кухонных щипцов:
  1. Прищепки можно использовать и в других мелкомотрных играх. Развешиваем бельё:

Или прикрепляем прищепки к поверхности:

  1. Крупные гайки и болты – замечательное развивающее подспорье: здесь можно поиграть и в игру на поиск пары, и поучиться закручивать.

Когда малыш подрастёт, ему можно будет предложить и металлический конструктор подобного типа.

  1. Бизиборд. Его Вы можете изготовить самостоятельно, прикрутив к доске множество замочков, выключателей и задвижек, либо приобрести уже готовый. Например, здесь. Многих малышей затягивает подобная деятельность надолго!
  1. Надевание резинок на цилиндрические предметы. Например, на флакончик от туши:

или консервную  банку:

  1. Переливание воды из одной ёмкости в другую. Это можно делать при помощи пипетки:
Читайте также:  Как легко и просто нарисовать ежика

Или губки для посуды:

  1. Предметы с множеством мелких отверстий подойдут как нельзя кстати для подобных игр:

Годятся дуршлаг, вкладка-пароварка от мультиварки, и другие подобные предметы. Пронизывать можно что угодно: спагетти, коктейльные трубочки, зубочистки.

Либо шагающий театр. Цена на него, конечно, высоковата, но задумка интересная.

  1. Узнавание предметов на ощупь (в коробке или мешочке).
  2. Сенсорные коробки. Их смысл в том, чтобы ребёнок мог окунать руки в мелкие предметы, перебирать их пальцами, пересыпать. Можно делать и тематические коробки, добавив фигурки животных и другие атрибуты. А можно и просто заполнить контейнер, например, кукурузными палочками, спрятав внутри игрушки:
  3. Тренажёры одевания (Лабиринт, Озон) содержат шнурки, ленточки, молнии, пуговицы, липучки, пряжки. 
  4. Вырезание. Присмотритесь к специализированным тетрадям, построенным по принципу «от простого к сложному». Такими являются тетради серий «Кумон» и «Я МОГУ».
     Лабиринт, Озон Лабиринт, Озон
  5. Наклеивание. Приклеивание небольших деталей благотворно влияет на мелкую моторику. С ребёнком вы можете изготавливать аппликации или пользоваться различными наклейками.
  6. Игра-шнуровка . Такую можно приобрести или сделать самостоятельно, приклеив картинку на плотный картон, и сделав отверстия для шнурка дыроколом по краю.
  7. Лепка
  8. Подбираем ключи к замочкам
  9. Сортируем предметы по силуэту
  10. Элементы оригами. Учимся складывать бумагу пополам. Интересны игры на сгибание Кумон (Озон, Лабиринт).
  11. Вылавливаем предметы с поверхности воды.
  12. Чистим яйцо или мандарин

С уважением,Оксана Иващенко.

Источник: http://mylala.ru/z0-idej-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki/

Игра на развитие мелкой моторики «Шнуровка»

Игра на развитие мелкой моторики рук «Шнуровка»

Это третья часть из серии развивающих игр. Первая часть здесь.  Вторая часть здесь.

Думаю все родители знают как важно развивать у ребенка мелкую моторику рук, так как в первую очередь это полезно для развития речи. Существует множество методик и игр для развития мелкой моторики, одна из самых эффективных это игры-шнуровки.

Шнуровки бывают разными, самые простые состоят из двух-трех отверстий, ребенку нужно вставить в отверстие палочку или веревочку и протянуть. Такие шнуровки подойдут для детей раннего возраста, с ними можно начинать заниматься ещё до года.

Более сложный вариант шнуровки можно сделать самостоятельно за сравнительно короткое время из подручных средств.

Несколько вариантов игры с такой «Шнуровкой»:

  1. Ребенку предлагается просто просовывать шнурок в дырочки, это упражнение очень хорошо развивает координацию движений. Затем, если ребенок уже знает начальный счет, можно попросить его продеть шнурок через 2 дырочки, через 4 и т.д.
  2. Следующий вариант игры: необходимо найти дырочку-пару одинакового цвета, затем соединить все дырочки одинакового цвета.
  3. Третий, обучающий вариант: научить ребенка шнуровать так как это делается с обычной обувью. Это упражнение обязательно пригодится ему в будущем. В конце шнуровки можно предложить ребенку самостоятельно завязать бантик, это не так-то просто для крохи, зато отлично развивает моторику рук.

Чтобы сделать игру «Шнуровка» понадобится:

  • Плотный картон
  • Любая подходящая картинка
  • Цветные карандаши или фломастеры
  • Дырокол
  • Линейка, карандаш
  • Прозрачный скотч
  • Двусторонний скотч
  • Шнурок

Как сделать игру «Шнуровка» для развития мелкой моторики:

На картоне разметить прямоугольник подходящего размера, он должен быть на 2-3 см больше выбранной картинки. Приложить любую монетку к каждому углу прямоугольника и обвести полукругом. Вырезать заготовку «Шнуровки» и картинку по контуру.

На изнаночную сторону картинки наклеить кусочки двустороннего скотча, снять защитную пленку и наклеить картинку на заготовку. По краю заготовки с помощью дырокола сделать дырочки на расстоянии 2-3 см друг от друга, каждую дырочку обвести карандашом или фломастером чередуя цвета.

Подобрать подходящий, цветной шнурок, главное — чтобы его кончик не был распушенным, иначе ребенок не сможет провести его в дырочку. Игра готова!

Источник: http://novorozhdennyj.ru/igrushki-svoimi-rukami/igra-na-razvitie-melkoj-motoriki-shnurovka/

Детские игрушки-шнуровки

Опубликовано 26.05.2014 | Комментариев | Просмотров 33319

Миниатюрная хрупкость и безупречное совершенство крохотных пальчиков заставляет сжиматься и замирать от любви материнское сердце. Крохотные ноготки, теплая ладошка – вот так и выглядит настоящее счастье. Но счастье, как известно, коварно и переменчиво.

Например, когда пальчики вытаскивают маникюрные ножнички или помаду из такого места, откуда (по мнению взрослых) их достать невозможно; или когда поворачивают ключ в замочной скважине не с той стороны и не в то время, да мало ли – в каждой семье есть своя история про шаловливые ручки любимых проказников.

Итак, делаем выводы: пальчики надо занять чем-то полезным, познавательным и развивающим. В этих целях отлично подходит шнуровка для детей. О поразительной связи между развитием мелкой моторики и интеллектом сейчас знают все.

Фантастика, но это действительно так: чем быстрее малыш развивает свои тактильные навыки, тем быстрее начинает говорить, быстрее развивается. Поэтому, как бы ни хороши были традиционные погремушки и кубики, каждому ребенку нужна собственная игрушка шнуровка.

Чтобы определиться с предпочтениями, а так же с тем, какая игрушка шнуровка с какого возраста будет оптимальной, предлагается небольшой экскурс по веревочкам и шнуркам. 

Для детей от 1 года до 3 лет Ну, и как тут удержаться, не процитировать бессмертную фразу печального ослика Иа из сказки про Винни-Пуха:- Входит… и замечательно выходит!

По этому же принципу устроены и игрушки со шнуровкой для детей от года.

Но если бедному Иа вечно не везло, ему подарили лопнувший шарик и горшочек без меда, то шнуровка для детей яркая и затейливая, играть с ней – одно удовольствие. Например, шнуровка яблоко или грибок: «заходит» и «выходит» в ходы-отверстия червячки и гусенички.

Или кусочек сыра, который «шнурует» забавная мышка.

Шнуровка Яблоко Шнуровка Грибок Шнуровка Сыр

Для детей от 1 года до 3 лет Вообще-то первыми придумали хранить информацию на шнурках-веревочках (кипу) мудрые индейцы-инки еще пять тысяч лет назад. Но некоторые русские народные сказки просто просятся быть рассказанными древним индийским способом, например – сказка о репке. Или о Колобке. Или теремке. Логическая последовательность повествования становится зримой, ее можно потрогать ручками, лучше уяснить и запомнить. И еще один весомый аргумент: такие развивающие игрушки шнуровки позволяют решить, казалось бы, неразрешимый конфликт. Для развития мелкой моторики малышу необходимо играть с мелкими предметами, но игра с маленькими игрушками опасна (их можно проглотить, куда-нибудь засунуть, да просто потерять!). А вот если собрать «мелюзгу» на веревочку, то можно ничего не бояться.

Шнуровка Колобок Шнуровка Репка Шнуровка Теремок

Очень, ну просто очень функциональная шнуровка игра для детей, позволяющая узнать и выучить что угодно (и это не говоря уж о развитии мелкой моторики и иже с ней).

Для детей от 1 года до 3 лет: на шнурок легко нанизываются крупные разноцветные бусы в виде букв, цифр, цветов, животных, различных геометрических фигур и т.д. Понятно, что в процессе нанизывания буквы изучаются, цифры запоминаются.

Шнуровка Бусы Шнуровка Бусы Шнуровка Бусы

Наборы для возраста от 3 до 10 лет, позволяющие создавать различные украшения: бусы, браслеты, фенечки.

Набор бус  Набор бус Набор бус

Для детей от 1 года до 3 лет Почти живой, почти настоящий друг получается, если собрать деревянные игрушки шнуровки. Комплекты содержат шарики, пирамидки, призмы, цилиндры, выточенные из дерева и раскрашенные под цвет жирафиков, тигрят, осьминожек. Фигурки получаются пластичными и подвижными, почти как настоящие.

Игрушка шнуровка Гусеница Игрушка шнуровка Осьминог

Для детей от 2 до 4 лет
  Чему только не надо научить малыша: и ложку держать, и из бокала самостоятельно пить, и ручки мыть, и одеваться самому. Но, все-таки, самое сложное (после колготок) – это шнурки. Редко какие родители могут похвастаться, что их малыш освоил «шнурковую» науку быстро и без проблем. Возможно, вам помогут в этом нелегком деле игрушка шнуровка в виде ботинка. Очень актуально в возрасте двух-трех лет. Удивительно, но даже самый завзятый капризуля и нехочуха с удовольствием шнурует игрушечные ботиночки. А там уже и до собственных кроссовок рукой подать.

Шнуровка Ботинок Шнуровка Башмачок Шнуровка Сапожок

Для детей от 1.5 до 3 лет

Да, классическая пирамидка тоже может быть выполнена как игрушка — шнуровка для детей.

Вместо жесткого стержня (кстати, зачастую — опасная и травматичная штука этот центральный стержень) в «веревочной» пирамидке используется гибкий шнурок с зафиксированным стопорным элементом на одном конце.

Подобные детские игрушки сохраняют все достоинства привычных пирамид, плюс – крохотным пальчикам надо особенно постараться, чтобы продеть шнурочек в отверстие. А это значит, что моторика развивается особенно интенсивно.

Для детей от 3х лет По сути, это не важно, что именно делает ребенок, играя в конструкторы — развивающие игрушки шнуровки. Важен результат: у малыша развивается координация, логика, память, речь. Конструкторы «на веревочках» можно разделить на несколько групп:  

Для детей от 3х лет Действительно, чудные дела: рисование шнуровкой… Немножко похоже на вышивание, но вместо пяльцев – деревянная пластина с отверстиями, куда продеваются разноцветные нити. Тренируется пространственное мышление, мелкая моторика, развивается творческое начало. Рекомендуется для детей старше трех лет.

Игра «Разноцветные шнуровки» Деревянная доска с веревочками

Для детей от 4 до 7 лет

Чтобы создавать по-настоящему хорошие детские игрушки, необходимы усилия целой компании серьезных людей – творческих, любящих и знающих свое дело. Как было в случае разработки игры «Волшебная нить Гиго».

Компания Gigo уже получала престижные премии за разработку интеллектуальных развивающих конструкторов. «Волшебная нить» — очередной успех. И не только с точки зрения педагогов и детских психологов, юным игрокам тоже нравится игрушка шнуровка от Гиго.

Во-первых, в «Волшебную нить» можно играть вместе с друзьями, во-вторых, игра очень гибкая и позволяет придумывать собственные правила, а в-третьих – в нее просто интересно играть! Набор из 144 элементов включает 16 карт-схем, разноцветные стержни и шнуры.

Побеждает тот, кто быстрее собирает схему (игра рекомендована для детей старше четырех лет).

Очень может быть, что читая этот обзор, кто-то скажет: позвольте, да мы тоже в детстве играли в развивающие игрушки шнуровки! Вот, например, «резиночка на пальцах» или «плетенка» — чем не разновидность?! В эту игру можно было дни напролет играть.

А кто-то знает современные игрушки со шнуровкой, интересные и развивающие, о которых в статье не упоминалось. Дорогие читатели, уважаемые мамы и папы, делитесь опытом – поверьте, он бесценен.

Благодаря вам могут получить вторую жизнь замечательные, незаслуженно забытые старые игры и станут доступными интересные новинки.

Помните: теплым ладошкам и крохотным пальчикам нужно как можно больше хороших игрушек!

Источник: http://DetMix.ru/blog/detskie_igrushki_shnurovki.html

Игры, развивающие мелкую моторику

Давно мы не говорили о моторике. Вроде и много игр, развивающих моторику, разбросанных по различным статьям блога, но собранных в одном месте почему-то нет. Вот в этом посте я и хочу объединить те игры, которые уже есть на блоге и рассказать о новых, в которые играли или играем мы с Викой.

Украшаем столбики

Для игры нам понадобится: пластилин, три зубочистки, пуговицы, бусины, скрепки.

Вставляем зубочистки в пластилин. И теперь нанизываем на получившиеся столбики всё, что нашлось у нас дома. Мы, например, нашли бусины разных размеров, скрепки, пуговицы.

Мы создавали красивые узоры, считали количество получившихся бусин и сравнивали где меньше, больше или равно. Нанизывали скрепки и пуговицы, развивая ловкость рук и координацию движений. Тренировали способность к сосредоточению на одном занятии. Ну и, конечно, развивали мелкую моторику, в честь которой у нас сегодня статья. Можно придумать и другие занятия с этой самодельной игрой.

Украшаем буквы

Нам захотелось еще поиграть с бусинами и скрепками, и мы решили украсить буквы и слова. Вот, что у нас получилось.
Наша непокорная буква «Р» и имя дочки.

Естественно и здесь, кроме моторики мы еще развиваем координацию движений и ловкость рук, изучаем буквы и слоги, учимся читать своё имя и произносить непокорную букву «Р».

Кстати, пока вспомнила про букву «Р», после украшения буковки мы еще чуть-чуть помучили её. Я отобрала много карточек, где в названии картинки есть буква «Р». Показывала Вике по одной картинке и просила назвать. И другие различные игры с карточками, о которых сегодня говорить не будем.

Создаем бусы и браслеты

Отличное занятие для развития мелкой моторики — изготовление бус и браслетов.

В продаже сейчас имеется большой выбор красивых наборов бусин, в комплекте уже есть шнурки, а часто и застежки. Такое занятие может надолго увлечь и ребенка и родителя.

Коллекционируем

Создание коллекции из маленьких предметов — это также хороший способ для развития мелкой моторики. Мы, например, коллекционируем пуговицы.

Подойдут и обычные пуговицы, оставшиеся от бабушек и мам, а также современные красивые пуговицы для детей и взрослых. Чем красивее, тем интереснее.

У нас дочка (4,5 года) собирает пуговицы и никому не разрешает ничего брать из коллекции. Она часто их пересматривает, перекладывает, использует в различных играх.

Развязываем узелки

Очень простая игра, развивающая мелкую моторику. Возьмите любой платок или другую не плотную ткань. Завяжите не тугой узелок. Теперь покажите ребенку как нужно развязывать. Проделайте все еще раз, только теперь попросите малыша развязать узел. Для этого нужно иметь ловкие ручки, смышленую головку и хорошую зрительную память, чтобы все запомнить, сообразить и справиться с задачей!

Можно попробовать еще один вариант игры: возьмите ленту для банта и завяжите бантик, а ребенок опять же пусть развязывает, только здесь уже совсем другой способ развязки.

Собираем пазлы

Думаю, ни для кого не секрет, но я, все же, напомню, что собирание пазлов развивает, в том числе, и мелкую моторику рук. Мы, например, иногда собираем вот такие пазлы.

А еще очень любим магнитную мозаику и самодельные геометрические пазлы. И обожаем мозаику из дерева.

Шнуруем шнуровки

Не забываем и про шнуровки, которые не меньше других игр участвуют в процессе развития моторики.

Можно купить готовые шнуровки, которых в магазине огромное разнообразие на любой вкус и цвет. А можно сделать самостоятельно, как мы – «Шнуровки для детей своими руками».

Играем с крупой

Думаю, что не новое для вас, но очень важное, интересное и полезное занятие.
В игры с крупой мы играли здесь и здесь.

Играем со спичками

Попробуем поиграть со спичками, но под присмотром и руководством взрослого.

Из спичек можно сложить любые фигуры: домики, животных, снежинки, звезды, солнце, буквы, человечков, колодец, геометрические фигуры и др.

Строим домики для малышей.

Нам очень понравилась вот такая игра. 

Источник: http://dlyamam-i-detok.ru/igry-razvivayushhie-melkuyu-motoriku/

Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами.

Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку.

Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.

Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?

Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка.

Те дети, с которыми мамы регулярно играют в пальчиковые игры, которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях.

Читайте также:  Способы повышения пониженного гемоглобина у ребенка

Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.

Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

От рождения до полугода

В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.

  • Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками.
  • Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки.
  • Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать.
  • Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.

С 7 месяцев до года

В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.

  • Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень.
  • Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы.
  • Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями.
  • Конструктор.
  • Кубики.

С года до двух лет

Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.

Также в  игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.

  • Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.
  • Шнурки и шнуровка.
  • Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.
  • Китайские палочки.
  • Пазлы и мозаика.
  • Рисование.

С 2 до 3 лет

Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

  • Лепка из пластилина.
  • Работа с тестом.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Оригами.
  • Работа с ножницами и цветной бумагой.

Далее рассмотрим некоторые способы и игры, помогающие развить мелкую моторику рук у детей разных возрастов.

Конструктор для развития мелкой моторики у ребенка

Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.

Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.

Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.

Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто.

Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать).

Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

Рецепт соленого теста

Вам потребуется:

  • мука – 250 грамм;
  • соль – 250 грамм;
  • вода – 125 мл.

Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.

Рисование для развития мелкой моторики

Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.

Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для  развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.

Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.

Пальчиковые игры

Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.

Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

  1. Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!

    Вставай, Середка!

    Вставай, Сиротка,

    И крошка-Ерошка!

    Привет, ладошка!

  2. К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
  3. С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.

Игрушки для развития мелкой моторики

Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.

  1. Пирамидка.
  2. Кубики.
  3. Ребристые погремушки.
  4. Мячики разных размеров.
  5. Сортер.
  6. Книжки с выпуклыми картинками.
  7. Конструктор.
  8. Счеты.
  9. Пазлы.
  10. Лабиринты.
  11. Рамка со шнуровкой.
  12. Бусы.
  13. Кнопочные игрушки.

Развитие мелкой моторики по методике Монтессори

В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.

«Как взрослый»

Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.

Пуговицы

Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.

Сортировка

Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.

Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.

Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.

Рисование на муке

Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.

Лоскутки

Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.

Шнуровка

Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.

Губка

Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.

Сборщик

Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.

Фокусник

Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.

Заключение

Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.

Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.

Источник: http://agushkin.ru/razvitie/sposoby-razvitiya-melkoj-motoriki.html

Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр

Малыш всегда рад новым знаниям. Он по своей натуре готов их получать и развивать свои способности. Никакая мотивация не требуется, чтобы кроха пожелал встать и идти или быстро ползти к интересующему его предмету.

При этом и удержать его вряд ли что-то может, в любом случае разразится грозный крик, в котором будет заложено все негодование малыша о сложившейся ситуации. Для того, чтобы развивался кроха гармонично и правильно применяют различные методики.

Но все они имеют одну основу – идет постепенное развитие мелкой моторики, которая и оказывает существенное влияние на общее развитие. Развивают ее по-разному, чаще всего применяют пальчиковые игры. Они, кстати, знакомы вам с детства.

Ведь еще наши бабушки и прабабушки любили играть в «ладушки», «сороку-ворону», которая деток кормила и так далее. То есть методики создаются постоянно, а пальчиковые игры были всегда.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики ребенка очень важно, так как она влияет на многие другие функции мозга. Дело в том, что за мелкую моторику отвечает часть коры головного мозга, которая расположена близко к зоне, отвевающей за речь.

Таким образом, разрабатывая и давая адекватную нагрузку ребенку малышу в детстве, вы способствуете развитию речи. Тут главное не переборщить. Не нужно заставлять годовалого ребенка собирать браслеты из бисера, но крупные бусы на шнурок он вполне может научиться нанизывать.

Вроде простая идея, но какой хороший результат вас может ждать. Кажется мамы раньше и не думали об этом, доставая своим деткам банки с разными пуговками и бусиками. Но совершенно точно основоположниками данного развивающего упражнения можно смело назвать их.

Занимаясь развитием мелкой моторики вы охватываете множество способностей малыша.

Развитие мелкой моторики так же способствуют развитию таких функций как:

  • Внимание;
  • Мышление;
  • Координация;
  • Наблюдательность;
  • Воображение;
  • Зрительная и двигательная память;
  • Речь.

Начало развития моторики: массаж

Начинать развивать мелкую моторику малыша стоит в возрасте примерно 6 месяцев. В этот период времени стоит заняться массажем детских ручек.

Массаж подразумевает несколько техник, который в свою очередь включают в себя определенный набор движений. Делать массаж лучше в спокойной обстановке. Совершенно не обязательно проводить его сразу на двух ручках.

Если кроха устал и не дается, то можно прерваться или перенести процедуру на более удобное для вас обоих время. Ведь здесь главное качество и постоянство.

При массаже необходимо уделять внимание нескольким зонам:

  • Ладошкам;
  • Пальчикам;
  • Предплечьям;
  • Кистям рук.

Посмотрите видео-ролик практикующего массажиста, в котором вы поймете что и как делать правильно:

Так развитая мелкая моторика хорошо влияет на навыки повседневной жизни такие как умение обращаться с разными застежками:

  • Липучками;
  • Молниями;
  • Пуговицами;
  • Кнопками.

А так как вы не всегда будете рядом, да и самостоятельность никто не отменял, то важно малышу научится со всеми этими застежками обращаться самому.

В садике ему будет легче всего одеться, когда с ними он будет знать что делать. Шнурки он вряд ли научится завязывать в яслях, но обучать принципу тоже можно.

Ведь постоянно задействованные пальчики рук помогут в итоге справляться даже с самыми мелкими деталями.

Кстати, вы можете включить эти предметы в игру. Нашейте на ткань различные пуговицы и кнопки, таким образом, чтобы малыш мог учиться ими пользоваться, но не мог оторвать или съесть их. Деткам постарше для развития мелкой моторики подойдут упражнения со шнуровкой. Их можете придумать самим или в детских магазинах найти пару подходящих для вас вариантов:

  • Для мальчиков хорошо идут шнуровки с животными и машинками.
  • Для девочек – с одеждой и куклами.

Во всех играх, ориентированных на развитие мелкой моторики присутствуют определенные общие характеристики:

  • Обучение хватанию. Малыш учиться держать предметы разной формы и разных размеров.
  • Соотносящиеся действия. То есть он должен понять, что вначале надо состыковать предметы, если он хочет их с помощью шнуровки сцепить, а потом уже продевать в них шнур. То есть вырабатывается логика действий.
  • Подражание движениям взрослых. Поскольку все игры начинаются с демонстрации родителями действий, ребенок учиться их повторять за ними. При необходимости помогайте крохе. Ведь терпение у него тоже имеет рамки и границы.
  • Движение кистей и пальцев. В пальчиковых играх и игрушках для развития мелкой моторики часто присутствуют вращательные движения, что способствует развитию кистей малыша.

Игры с предметами и различными материалами

Такого рода игры легко организовать дома, без специальных принадлежностей. По сути, этот вид игр есть подготовка к выполнению бытовых задач, связанных с мелкой моторикой. Например, те же застежки относятся к этому виду игр.

Они направлены на развитие:

  • Хватательных движений;
  • Согласованных движений;
  • Точных и дифференцированных действий;
  • Ручных умений и навыков;
  • Ощущений (развивается тактильное восприятие);
  • Мышления и воображения.

Игры с предметами, как и все действия, направленные на развитие ребенка, должны проходить определенным образом.

  • Во-первых, убедитесь, что все действия, предполагаемые игрой под силу вашему ребенку. Ни в коем случае не требуйте от малыша невозможного, если ребенок не сможет участвовать в игре, он может разочароваться в ней и закрыться в себе. Таким образом, развитие мелкой моторики через пальчиковые игры никакого не будет.
  • Во-вторых, стоит быть уверенным, что все предметы, выбранные вами для игры абсолютно безопасны для ребенка. Конечно, например, застегивание булавки тоже отличный пример применения мелкой моторики, однако, понятно, что для малыша это не может быть приемлемо из-за опасности уколоться. Здравый смысл здесь в помощь будет вам и вашим бабушкам. Пуговки тоже, кстати, нужно давать под жестким надзором, ведь кроха может яркую пуговку-клубничку попробовать на зубок.
  • В-третьих, предметы и материалы, которые подойдут для развития моторики ручек ребенка могут быть разной формы, размера и текстуры. Хорошо, если это яркие игрушки из качественных материалов. Сейчас множество игрушек для детей, которые напоминают обычные предметы быта взрослых. С ними проще всего вместе с малышом готовить на кухне. Только у него будет свой супчик, а у вас свой.
Читайте также:  Как нужно воспитывать мальчиков

Например, пластмассовые яркие ключики с замочками, наборы фруктов и овощей, которые скреплены липучками.

В таких наборах есть так же и пластмассовый ножик, которым нужно как бы разрезать продукт, в месте скрепления.

Такие игрушки смогут научить ребенка точности движений и, конечно, он сможет почувствовать себя взрослым человеком — ведь он готовит совсем как мама или ремонтирует и собирает конструктор, как папа!

Так же не бойтесь показывать ребенку разные текстуры. Малышу будет полезно узнать, как разнообразен мир тактильных ощущений.

Фланелевые пеленки, вафельные или махровые полотенца, жесткий пластик или мягкая вата — это все такое разное и такое интересное для восприятия ребенка.

Даже когда малыш гладит кошку или собаку он испытывает новые тактильные ощущения, на которые взрослые не обращают особо внимания из-за их привычности. Однако ребенок, общаясь с питомцами чувствует мягкую и теплую шерстку. Это остается в его памяти, как приятный момент жизни.

Порядок действий родителей в пальчиковых играх для развития мелкой моторики очень прост:

  • Покажите. Медленно и четко покажите ребенку действия, предусмотренные игрой на своем примере. Делайте это столько раз, сколько понадобиться малышу. Пока он не попросит вас отдать ему эти предметы, чтобы начать взаимодействовать с ними самостоятельно. Но тут не стоит отлучаться и оставлять все на самотек. Внимательно следите за малышом, при необходимости внесите корректировки в игровой процесс.
  • Выполняйте действия ручками ребенка. Как бы манипулируйте пальчиками и кистями карапуза — так ему будет комфортнее начать двигаться самому, он почувствует себя уверенней. А в дальнейшем будет совершенствовать свои действия добиваясь идеального результата.
  • Проговаривайте словами все ваши действия. На первом этапе обязательно говорите, что делайте вы. На последующих говорите малышу, как вы двигайте его ручками, где ручка поворачивается, где поднимается, где опускается. В итоге, при необходимости вы сможете устно напомнить крохе последовательность действий, чтобы он вспомнив игру, продолжил ее сам.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры подразумевают развитие именно мелкой моторики и могут включать в себя многие другие игры с элементами рисования, лепки, заучивания стишков и песенок, движений ручек и пальчиков и массажа.

Пальчиковые игры нацелены на развитие:

  • Согласованных действий ручек;
  • Точных и дифференцированных движений;
  • Внимания.

В проведении пальчиковых игр, как и в других играх для мелкой моторики, стоит соблюдать те же правила. Всегда показывайте ребенку, что вы от него хотите, проговаривая действия и помогайте малышу, ведь с первого раза он, конечно, не сможет сделать все правильно.

Театр теней

Этот вариант развития мелкой моторики один из самых увлекательных, так как включает в себя много вариаций развития событий.

Вы можете сами, вместе с ребенком придумать целую сказку и обыграть ее с малышом.

Для воплощения ваших идей в жизнь вам понадобятся только ваши руки и настольная лампа, направленная на ровную поверхность, желательно светлого цвета.

Поначалу, вы можете начать показывать и рассказывать малышу, что вы делаете, а затем помочь ему войти в игру. В скором времени, ребенок сам научится складывать из пальчиков разных животных и сам придумает историю для них.

Таким образом, в данной пальчиковой игре вы сможете не только развить моторику, но и речь с помощью расширения его словарного запаса.

Посмотрите видео, чтобы убедится в простоте такой пальчиковой игры

Лепка

Лепить детям очень полезно, и многие детишки обожают это занятие. Лепка помогает ребенку не только отработать свои навыки мелкой моторики, но и учит его свободному творчеству.

Для маленьких деток можно начать с лепки простых фигур. Например, научите малыша катать колбаски и шарики, затем можете показать ему, как одни фигурки превращаются в другие.

Выберете материал для лепки наиболее удобный для вас: соленое тесто, массу для лепки многократного использования. Пластилин в год, например, будет очень тяжел для работы. Возможно терпение вашего крохи закончится раньше, чем вы его разогреете для работы. Поэтому не поленитесь, сделайте сами соленое тесто или приобретите в магазине данный материал.

Несомненным плюсом лепки является множество материалов. Это может быть пластилин, глина, соленое тесто, специальная масса для лепки.

Деткам постарше можно давать полимерную глину, однако тут может потребоваться помощь родителей, потому что полимерная глина требует интенсивного разминания и запекания. Зато потом можно сохранить творения вашего малыша.

Некоторая полимерная глина подразумевает запекание готовых изделий (это конечно должны делать родители), некоторая застывает на воздухе. Перед покупкой обязательно уточните какой именно у вас материал.

Лепить можно не только фигурки, но и выкладывать из пластилина рисунки на бумаге или картоне.

Размазывая, как раскраску пластилин, вы можете создавать интересные картины и при этом заниматься развитием мелкой моторики.

Так же, можно смешивать тесто или глину с мелкими бусинками или крупами, чтобы предать интересную текстуру материалу и поделке в целом. Учите малыша не только участвовать в процессе, но и достигать результата.

Рисование

Рисование и раскрашивание картинок тоже относится к развивающим мелкую моторику занятиям.

Требуется не только научить ребенка правильно держать карандаши, ручки или фломастеры, но и объяснить ему, как разукрасить картинку аккуратно и ровно, не заходя за линии.

Таким образом, вы научите малыша аккуратности, точности действий и терпению. Разовьется внимательность и, конечно же, воображение.

В дальнейшей, когда он пойдет на подготовительные занятия перед школой все они будут направлены на укрепление мышц руки, то есть на разукрашивание. Желательно приучить малыша к этому времени не заходить за границы рисунка и доводить работу над картинкой до конца.

Пазлы

Собирать пазлы деткам очень полезно. Для малышей ест книжки с пазлами, которые состоят из небольшого количества крупных деталей.

Такие пазлы собираются прямо на готовой картинке, что помогает малышу соотнести его действия с результатом — сложил пазлы и получил картинку. Здесь вы можете подобрать картинку и сложность пазла согласно возрасту и пристрастиям малыша.

Не забывайте про кубики. Их тоже достаточно сложно ставить один к другому, чтобы картинка не разъезжалась!

Вырезание и пано

Вырезание картонок или составление картинок из мелких кусочков бумаги, тканей или даже крупы тоже положительно влияет на развитие мелкой моторики ребенка. Это занятие для более взрослых деток, которые уже могут воплощать в жизнь свои идеи и смогут полноценно участвовать в процессе игры.

Для маленьких малышей вы наверняка видели наборы картинок на которых нужно на клеевую основу закреплять мелкие скрученные бумажки. В итоге получается отличная картина, работа для укрепления рук и развития мелкой моторики малыша.

Итоги

Кроме традиционных пальчиковые игры для развития моторики, есть и те, которые мы делали сами и учим этим играм наших детей. Кроме пальчиковой гимнастики, хорошо зарекомендовали себя именно игры, благодаря которым ручки малыша развиваются гармонично и правильно, оказывая благоприятное действие на развитие в целом.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Источник: https://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/melkoj-motoriki-palchikovyh-igr.html

Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики

Валентина Жилина
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры «Шнуровка»

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры- шнуровки .

В играх с шнурованием также развивается глазомер. внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика. а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что немаловажно, игры- шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики. а также развитию речи ребенка.

В психологии хорошо известно исследование М. В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики. чем больше развита мелкая моторика. тем совершеннее активная речь ребенка.

Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.

Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.

1. Развитие мелкой моторики .

2. Формирование навыков шнурования различных предметов .

3. Развитие памяти. внимания, мышления.

1. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

2. Способствовать развитию действий руки. формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев .

3. Формировать волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).

В мире всё претерпевает изменения – новенькая игрушка стала набором отдельных деталей и наоборот детали превращаются в новую игрушку. Развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.

Дидактическая игрушка —«Шнуровка с помощью канцелярских иголок» — сделана своими руками, нацелена на развитие мелкой моторики рук. усидчивости и глазомера у детей младшего дошкольного возраста.

В процессе игры совершенствуется координация движений, гибкость кистей рук, пространственное ориентирование, формируются понятия «вверху». «внизу». «справа». «слева». Согласно принципу интеграции образовательных областей, могут быть использованы при реализации образовательных областей, таких как.

«Социализация». «Художественное творчество». «Здоровье». «Коммуникация». «Познание» .

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.

Развивается познавательная активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Играя, каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет- постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

У ребенка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность. Дети видят результат своего познавательного действия.

В процессе игры создаются условия для развития воображения и интеллектуального творческого саморазвития детей .

Педагогическая технология по ознакомлению дошкольников со шнуровками носит интегрированный характер в воспитательно-образовательном процессе. Поощряет детское экспериментирование, развивает навыки исследовательской работы.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой)моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа«Ладушки» и «Сорока кашу варила» .

Почему же развитие мелкой моторики так важно ?

В исследованиях М. Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.

На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем. ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три («сделай вот так» — и показываем, как это надо делать).

Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это — неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь.

До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому важная задача — превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!

Помните, что, развивая тонкую моторику. Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка .

Вместе с ребенком достаточно поиграть 10 – 15 минут 2-3 раза в неделю индивидуально или с подгруппой в утренний, вечерний отрезок времени, или во время непосредственной образовательной деятельности.

• развитие мелкой моторики рук ;

• формирование логического мышления;

• подготовка руки к письму;

• формирование представлений о цвете, форме, величине, количестве.

В своей работе я использую дидактические игры. которые учат детей ориентироваться в цветной гамме, дают понятие о величине (большой, средний. маленький, способствовать развитию моторики пальцев рук. учат решать логические задачи, развивают творческие способности.

Когда ребенок видит, ощупывает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей является наглядность.

Публикации по теме:

Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста «Работа по самообразованию педагога» Сулейманова Альбина Ибрагимовна Тема: «Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» г.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март). Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Консультация «Развитие мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста» «Руки учат голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов В течение дошкольного.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида №377» Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Воспитатели.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Еремина А. А. Основной целью представленных пособий является.

Отчёт о проведении родительского собрания по теме «Развитие речи детей 2–3 лет по средствам развития мелкой моторики рук» Родительское собрание в 1 младшей группе «А».Тема родительского собрания сосредоточена на развитии речи детей 2-3 лет по средствам развития.

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/khozyajke-na-zametku/22864-igry-so-shnurovkoj-kak-sredstvo-razvitiya-melkoj-motoriki

Ссылка на основную публикацию