Важность ролевых игр для ваших детей

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Чоома А. Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 63-66. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10188/ (дата обращения: 10.01.2019).



Игра — это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

Л. С. Выготский

Дошкольный период — самое важное время для развития личности. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое Я среди других индивидов.

Именно в эти годы малыш получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера.

Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность.

Игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Игра — самое главное занятие в жизни детей. А игры, которые они создают самостоятельно, занимают совершенно особое место, называются они сюжетно-ролевыми.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера.

Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.

Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения [1].

Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.

Для сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т. д.

Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий — воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными. Однако, в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни.

Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей действительности. Можно наблюдать как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей, поучать их, другая же будет примерять наряды, третья — заниматься с детьми, читать им сказки и т. д.

Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания. Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте.

В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру — ведь в игре он наделен силой, которой лишен в реальном мире. Также наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым.

Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Это следует учитывать нам воспитателям, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло [2].

Дети среднего дошкольного возраста любят совместные игры. Однако малый жизненный опыт, отсутствие устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов.

Руководя игрой, мы должны не только помогать детям из множества предложений выбрать самое интересное, но и научить их уважать замысел друг друга, быть внимательными к свои товарищам.

Важно учить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников, с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую.

В данном случае воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете.

Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает тем самым дух игры как свободной деятельности. Воспитанники, пытаясь выполнить команды воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в ее процессе) [3].

Поэтому задача воспитателя побуждать детей к ведению разных ролевых диалогов: в совместной игре с воспитателем, со сверстниками.

В игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют его содержание в зависимости от смены ролей, обмениваются ими с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией.

Воспитатель же побуждает детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельно сюжетно-ролевой игре, поощряет включение в игровой сюжет новых событий.

Целью воспитателя в работе с детьми пятилетнего возраста — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначить свою для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с ребенком, где взрослый является не руководителем, а участником в этом творческом процессе. Игра должна развертывать особым образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета.

Это возможно при соблюдении нами воспитателями двух обязательных условий:

– Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

– Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, но воспитатель не рассказывает ему предварительно сюжет, а сразу начинает игру, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, мальчик любит играть в «шофера».

Воспитатель предлагает ему: «Орлан, давай поиграем. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофером, а я пассажиром».

Во время поездки развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай нас как будто остановил милиционер и им стану я».

После выяснения обстоятельств с «милиционером» можно ввести третье событие, требующее появление еще одного персонажа: «Давай рядом с твоей машиной поедет еще одна — автобус. Теперь я буду его водителем. Моя машина вдруг сломалась, и я прошу тебя о помощи» и т. д.

Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры, необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета. Воспитатель в это время со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам.

В их совместной и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами — заместителями.

У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы.

В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним — двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером — игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Начинать работу по организации совместных игр детей лучше целесообразно и с каждым из детей индивидуально, наиболее подходящее время — утренние и вечерние часы.

Обустраивать вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отводить для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью.

Играя с ребенком, мы должны использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляция с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия.

Мы педагоги не всегда располагаем реальными возможностями частой игры с каждым ребенком, поэтому важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей — играть с небольшой подгруппой. Роли в игре сменяются аналогично при введении новых сюжетных ситуаций.

Вовлечение воспитанников в игру осуществляется педагогом только по желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие.

Педагог не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль [2].

Воспитатель побуждает детей к проявлению доброжелательности в сюжетно-ролевых играх со сверстниками. Они учатся проявлять в играх добрые чувства, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с участниками игры.

Мы должны планировать свою работу по сюжетно-ролевой игре, намечая конкретное ее содержание, тематику, цели, задачи, роли; постоянно анализировать игру, намечая пути дальнейшего совершенствования игровой деятельности дошкольников.

Можно сделать вывод, что в сюжетно-ролевой игре ребенок свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности.

Но в то же время ограничен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры от сложившихся в обществе, в целом, и в группе детей, в частности, игровых традиций.

Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, позволяющими воплотить эти знания в игру. Содержание игры — это не иллюзия, не копия реального мира, а его творческое воспроизведение.

Читайте также:  Логопедическая ритмика для малышей

События в игре, персонажи и их действия — все это продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим миром, восприятия содержания прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен [4].

Таким образом, польза сюжетно-ролевой игры заключается в следующем: определенные правила и их соблюдение детьми, социальная направленность игр, богатая эмоциональная палитра, развитие речи и интеллекта.

Литература:

  1. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М: Мозаика-синтез, 2006г
  2. Комарова Н. Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду»,
  3. Растем играя. Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ В. А. Недоспасова.- М.Просвещение.2002
  4. Развивающие игры для детей дошкольного возраста/авт — сост Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова.-М: Глобус, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог. Влияние сюжетноролевых игр на развитие игровой…

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог.

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.

Значение сюжетноролевой игры для развития дошкольников.

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.

Значение сюжетноролевой игры для развития дошкольников.

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог.

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Сюжетноролевая игра как средство…

В статье описывается комплекс сюжетноролевых игр, используемых в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, в процессе полоролевой социализации дошкольников.

ребенок, игра, сюжетноролевая игра, процесс игры, роль, воспитатель, окружающий мир, дошкольный возраст, ролевое взаимодействие, ролевой диалог. Сюжетноролевая игра как средство социального…

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10188/

Польза ролевых игр для развития детей – Развитие ребенка

Для детей ролевые игры представляют собой процесс обучения, который осуществляется посредством игр. Эти веселые и забавные занятия могут стать ключевым компонентом развития ребенка.

  • Ролевая игра – это инсценировка, в которой дети примеряют на себя определенный образ и действуют в соответствии с его особенностями или обыгрывают реальные жизненные ситуации.
  • Ролевая игра – это социальная активность, которую ребенок использует для отражения и дальнейшего развития своих знаний по определенной теме.

Десять ключевых преимуществ ролевых игр для детей

Ролевые игры:

  • Развивают коммуникативные и речевые навыки.
  • Позволяют детям действовать в условиях, приближенных к реальным ситуациям.
  • Позволяют исследовать и экспериментировать.
  • Развивают социальные навыки (по мере того, как дети сотрудничают с другими детьми или взрослыми).
  • Побуждают детей к эмпатии – примерив на себя определенную роль, ребенок учится понимать людей, находящихся в разных обстоятельствах.
  • Помогают узнавать о различных культурах.
  • Помогают выражать свои мысли и чувства в дружественной обстановке.
  • Помогают лучше узнавать и понимать самих себя и других людей.
  • Помогают больше учиться, так как обучение замаскировано под игру.
  • Стимулируют творчество и воображение.
  • Ролевые игры являются одним из наиболее эффективных способов изучения языка: во время ролевых игр ребенок может повторять то, что слышит от родителей, или составлять свои собственные предложения, развивая лексику и навыки общения.

Почему ролевые игры с детьми настолько эффективны?

Ролевые игры являются эффективным средством обучения, так как поощряют детей становиться активными участниками обучающего процесса.

Дети могут:

  • Надеть костюм или использовать реквизит.
  • Двигаться во время игр и использовать свою энергию.
  • Поставить себя на место кого-то другого.
  • Общаться и принимать решения от имени конкретного персонажа.

Все это позволяет им не бояться делать определенные шаги и исследовать различные области.

Вот почему обучение, построенное на ролевых играх, имеет гораздо больше шансов прижиться у детей, чем, например, выполнение домашних заданий в тетрадях, поскольку игры воспринимаются ими более охотно, с большим энтузиазмом.

Родителям будет приятно видеть, что их дети, играя на детской площадке, обыгрывают то, что они только что узнали. Это будет служить добрым знаком того, что взрослым удалось привлечь их внимание и пробудить любознательность.

Как ролевые игры могут помочь ребенку?

  • Для ребенка ролевая игра является безопасной копией реального мира.
  • Большинство ролевых игр будут отражать реальные жизненные ситуации.
  • Именно поэтому ролевая игра является эффективным способом понять окружающий мир.

Так, инсценировка посещения врача, супермаркета, отделения полиции или даже бассейна позволит детям исследовать реальные жизненные ситуации.

Кроме того, вы можете самостоятельно разрабатывать сценарии тех ситуаций, по поводу которых у вас возникают опасения: случайное или преднамеренное посещение запрещенных сайтов в Интернете, насмешки в школе, предложение детям вредных веществ, таких как табак, алкоголь или наркотики и т. д.

Помимо этого в любой игровой роли дети смогут практиковать навыки письма и математики (счета). Просто оставьте им ручку и бумагу, и они смогут воспользоваться ими, не опасаясь, что их поймают на какой-либо ошибке.

Подготовка к ролевым играм

Создайте вместе с ребенком особое игровое пространство, в котором будут происходить представление и сеанс обучающего общения с вами. Этим вы поможете ребенку развить еще больший интерес к происходящему и даже ответственность за него.

Но если вы на время оставите ребенка играть в одиночку или с друзьями – тоже не беда, это будет развивать воображение играющих. Но иногда ваше присутствие все же необходимо.

Дети смогут быстрее узнать о положительных и отрицательных последствиях своих действий благодаря своевременной реакции присутствующих взрослых.

Например, если ваш ребенок ударил плюшевого мишку или куклу в качестве элемента ролевой игры, вы сможете сразу ему сказать, что это нежелательное поведение и показать лучший способ вести себя в данной ситуации.

Правила ролевой игры для ребенка

Дети должны понимать, что хотя игровое пространство и предназначено для того, чтобы весело и с удовольствием поиграть, но все равно существуют некоторые правила.

Например, если дети порвут всю бумагу, им не на чем будет рисовать, или если они начнут толкаться и неохотно делиться важными для роли игрушками и реквизитом, то в игре сможет принимать участие меньшее количество игроков.

Универсальность ролевых игр

Ролевые игры можно использовать не только в домашних условиях, но и в детских садах и школах. В целом, ролевые игры подходят для любого возраста.

Их даже практикуют взрослые самых серьезных профессий, таких как маркетологи, агенты спецслужб и авиапилоты.

Поэтому не бойтесь использовать их как для малышей ясельного возраста, так и для школьников, как для решения образовательных, так и поведенческих проблем.

Некоторые сценарии ролевых игр для младших школьников

Войдите с ребенком в игровое пространство и воспользуйтесь приведенными сценариями. Разыграйте каждую сценку, сделайте соответствующие выводы и обсудите их.

  • В свой день рождения ребенок открывает подарок родственника, но там оказывается вовсе не то, чего он хотел и ждал.
  • Ребенок играет в детской футбольной команде, и во время игры один из игроков (своей команды/команды соперника) падает. Видно, что мальчику очень больно.
  • Ребенок играет в местном парке с другом, подходит старший подросток и говорит, что у него есть «кое-что интересное», и он хочет дать ребятам это попробовать.
  • Ребенок идет домой из школы и замечает подозрительного человека, выходящего из квартиры соседа, в то время как все знают, что соседи в отпуске.
  • У ребенка есть одноклассник, который постоянно всем врет. А сегодня он солгал и вашему ребенку.
  • Ребенок одолжил другу денег, и теперь тот избегает его.
  • Ребенок идет по школьному двору и видит своего одноклассника, который плачет и умоляет старших ребят вернуть ему шапку.
  • Ребенок идет в компании друзей по школе и видит, как у проходящего мимо учителя падает пачка бумаг, которые разлетаются по всему полу. Это самый строгий учитель, которого друзья побаиваются.

Как уже упоминалось, вы можете самостоятельно разрабатывать сценарии ролевых игр, предупреждая возникновение наиболее актуальных опасностей и решая самые насущные образовательные или поведенческие проблемы.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/2827/

Важность ролевых игр с детьми

Важность ролевых игр с детьми.

Ролевые игры имеют огромное значение в формировании личности ребенка, в его психическом развитии, оказывают огромное влияние на формирование личности вашего малыша.

Они способствуют развитию творческих способностей ребенка и их фантазии, оказывают огромное влияние на его социальную адаптацию.

Очень важно, чтобы малыш мог играть во все возможные варианты игр, и перевоплощался в самых различных персонажей, причем с самого раннего возраста.

Ролевая игра — это ведущая деятельность в жизни дошкольника. Во время ролевых игр ребенок примеряет на себя разные роли, образы, осваивает новые формы социального поведения. По мере взросления ребенка меняется и содержание ролевых игр, меняется и обогащается их сюжет.

Умение играть не является врожденным, оно приобретается. Ребенка нужноучить играть. Для начала ребенку нужно предлагать несложные сюжеты, проводить театрализованные представления по сюжетам любимых сказок, разыгрывать по ролям любимые стихи.

Очень важно, чтобы у детей закладывались правильные представления о том, какими они станут, когда вырастут. В этом помогут игры семейного характера — дочки-матери, которые полезны как для мальчиков, так и для девочек.

Ведь благодаря этой игре вы у ребенка формируются правильные представления о семейных отношениях, и том, что значит быть настоящим мужчиной, или женщиной. При этом нужно всячески поощрять проявление ребенком фантазии и творчества.

Присмотритесь к своим детям, какую роль они выбирают в игре. «Дочки-матери», « на стройке», «Магазин». Берут ли они на себя роль лидера или исполнителя? Заботливый ли из вашего сына папа, или как ведет себя в ролимамы ваша дочь? В игре активно развиваются коммуникативные навыки.

Наблюдая за ребенком в процессе игры, вы можете определить его отношение к миру, сделать выводы о психическом развитии ребенка, о его эмоциональном состоянии, темпераменте, вы сможете лучше понять какие черты характера и качества проявляются в малыше в большой мере, и развивать или корректировать их в дальнейшем.

Читайте также:  Что делать, если ребенок боится воды: советы психолога

Содержание игры ребенка отражает его отношение к окружающей действительности. Одна и та же игра в дочки-матери разными детьми будет играться по-разному. С помощью ролевых игр можно бороться со страхами ребенка, помогать ему преодолеть неуверенность, воздействовать на мироощущение малыша.

Ролевых игр очень много, и играть в них можно как с малышами, так и с детьми старшего возраста.

Играйте со своими детьми, ведь это общение бесценно!!!

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/272087772-240701366/

Детские ролевые игры: в чем их важность

Зачастую родители так увлекаются развитием своих детей, что напрочь забывают про детские ролевые игры. Карточки Домана, вкладыши Монтессори, кубики Зайцева – это все очень занимательно и полезно для ребенка, но нельзя останавливаться только на этом. Ведь ребенку нужно проходить этапы социализации и учиться выстраивать свои отношения в обществе.

Поиграй со мной!

Дети познают мир, прежде всего, через игру. Игра для них – это не способ времяпрепровождения, а возможность познакомиться с миром, узнать что-то новое, пережить новые ощущения, получить новые впечатления. Ролевые игры для детей – это способ научиться ладить с другими людьми.

Родители часто задаются вопросами: как развить воображение у ребенка, как объяснить ему разницу между хорошим и плохим, как научить его ладить с другими детьми? Все это можно сделать через игру!Играть нужно с детьми тогда, когда у Вас есть на это время, Вы никуда не торопитесь, у Вас хорошее настроение, и Вы сами заинтересованы в игре.

А иначе ребенок почувствует фальшь и больше не будет предлагать вам поиграть с ним.

Конечно, можно ничего этого не делать, а предоставить ребенку возможность играть самому или, например, со сверстниками в детском саду. Но ведь дети учатся общению и взаимодействию в первую очередь у Вас, у своих родителей! Вы для них незыблемый авторитет. Так зачем же лишать себя удовольствия показать ребенку этот удивительный мир?

Мне некогда!

Именно эту фразу чаще всего слышат дети от своих родителей, когда просят их поиграть с ними. В список расхожих фраз также можно добавить следующие отговорки:Я устала.У меня много дел.Мне неинтересно.Я не знаю, как в это играть.

Я не умею играть.Поиграй с кем-нибудь другим.Поиграй сам.В конечно итоге малыш просто перестанет подходить к вам со своей просьбой.Быть родителями – дело ответственное и, конечно, тоже нелегкое.

Но бесспорно интересное, увлекательное и удивительное.

Поэтому если Вы: устали после работы и у Вас нет сил ни на что – ложитесь на диван и играйте в игру «Полоса препятствий» (малыш перелазит через Вас), «Покоритель горных вершин» (малыш залазит на Вас), «Проверим, все ли на месте» (ребенок проверяет наличие ушей, глаз, носа и так далее); заняты готовкой, уборкой – приобщайте детей к этим делам; дайте им игрушечные ножи – пусть режут сыр; имейте в холодильнике запас соленого теста для лепки пирожков, булочек, котлеток; дайте малышу тряпку в руки и покажите, где ему нужно протереть и так далее — вместе работать веселей!

Фантазируйте! Придумывайте! Воображайте! И Ваши дети научатся этому у Вас!

Кого назначим мамой?

Самые известные детские ролевые игры – это «дочки-матери», «магазин», «больница». Предлагайте малышу эти игры сами, давайте выбирать себе роль и подыгрывайте. Потом кроха сам начнет предлагать свои ролевые игры.Во время подобных игр Вы сможете увидеть, как Вы сами себя ведете, потому что дети очень часто копируют своих родителей: мимику, жесты, интонации, позы, выражения.

Также вы сможете вовремя заметить появляющееся непонимание между вами и Вашим ребенком, увидеть, что беспокоит и расстраивает малыша, и скорректировать ситуацию через игру.Также Вы можете проигрывать те ситуации, в которых в реальной жизни кроха испытывает страх, например, поход к врачу.

Побывав на месте доктора, малыш впоследствии сможет избавиться от волнения при посещении настоящего врача.

В игре взрослые могут продемонстрировать те модели поведения для различных ситуаций, до которых дети в силу их малого возраста сами не додумаются. Но если они проиграют необходимые действия во время игры, то легче найдут решение и выход из действительной ситуации в будущем. Ролевые игры для детей очень важны. Поэтому оптимальным является сочетание развивающих методик с данными играми.

Играйте с удовольствием!

РазноеРазноеРазноеРазноеРазноеРазное БОЛЬШЕ ИСТОРИЙСелебрити

Леди Гага знает как эпатировать. А особенно искусно делает это с помощью шикарных нарядов. В очередной раз певица, а теперь и актриса, удивила общественность…

Источник: http://missis.top/detskie-rolevye-igry-v-chem-ix-vazhnost/

Социализация у детей: ролевые игры и правила успеха

Дети с раннего возраста испытывают острую потребность в общении с окружающими людьми. Сначала их круг достаточно ограничен и состоит преимущественно из родителей, бабушек и дедушек.

С возрастом у ребенка появляется естественное желание расширять свои границы, знакомиться с новыми людьми, вступать с ними во взаимодействие.

В силу неопытности, такое общение может не сразу быть удачным, поэтому родителям важно помочь ребенку развить свои навыки, что скажется на всей его будущей жизни.

Важность социализации для детей

Уже в период своего дошкольного возраста дети испытывают необходимость в общении со сверстниками и взрослыми. Реализация этой потребности очень сильно влияет на развитие ребенка, его логическое мышление и уверенность в себе. Интерес ко взрослым возникает гораздо раньше — наблюдая за ними и подражая им, он учится говорить, размышлять, действовать.

Примерно к 2-2,5 годам дети начинают делать первые шаги по освоению навыков коммуникации со сверстниками, при этом они учатся доверять друг другу, сотрудничать, разрешать конфликты и защищать свои физические и психологические границы.

Замечено, что у детей, которые имеют старшего брата или сестру, процесс развития проходит в разы быстрее тех, чья семья состоит только из родителей. 

В ходе общения с другими людьми, ребенок также познает сам себя, оценивая свои возможности и способности, развивая творческий потенциал. Именно в этот момент формируется самооценка, закладываются основы уверенного в себе человека при условии положительного окружения. 

Само понятие «социальные навыки» означает умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Для осваивания таких навыков детям важно знать:

  • нормы поведения в домашних условиях и общественных местах (вежливое общение, соблюдение тишины в требующих этого помещениях);
  • правила общения с детьми и взрослыми (спокойный тон, уважение к собеседнику и его точке зрения, проявление интереса к нему);
  • нормы поведения при совместных занятиях (умение договариваться, навык решать конфликты мирным путем). 

Ключевую роль в становлении социальных навыков и развитии ребенка играют родители. При этом некоторые из них абсолютно уверены, что нескольких бесед с ребенком на эту тему вполне достаточно для понимания и освоения им правил взаимодействия со сверстниками.

На самом деле, поведение детей на 80% зависит от того, что они видят в повседневной жизни, как ведут себя их родители с другими людьми и непосредственно с ними.

Это означает, что если мама не здоровается с соседями, то ребенок тоже этого делать не будет, сколько бы ему не объясняли.

Для овладения социальными навыками необходимо:

  1. Демонстрировать правила поведения собственным примером в общении с ним, с другими родственниками, друзьями и незнакомыми людьми.
  2. Читать детские книги на данную тему — это должно быть ненавязчиво и дозировано. Желательно выбрать подобную книгу совместно, тогда ребенок будет охотнее ее читать.
  3. Обсуждать с ребенком вопросы взаимодействия: желательно делать это сразу после возникшей ситуации, в дружелюбном тоне, коротко и на понятном ему языке. Скорее всего, придется проводить такие беседы не единожды, при этом следует все так же терпеливо объяснить ситуацию, вдвоем поразмышлять на тему возможных путей ее разрешения.
  4. Играть в ролевые игры. Это простой, интересный и очень действенный инструмент для высвобождения детской творческой энергии, снятия напряжения, обучения взаимодействию с другими людьми еще задолго до возникновения возможных проблем в общении.

Ролевые игры для развития ребенка и их основные тематики

Многие дети реагируют на некоторые ситуации совершенно непредсказуемым образом, демонстрируют неправильные асоциальные реакции, что зачастую воспринимается как невоспитанность, капризность и хулиганство. На самом деле, у них просто недостаточно знаний и умений в сфере правильных взаимоотношений, которым их не научили и не показали наглядный пример положительного общения.

Для отработки правильных реакций и действий на те или иные ситуации, знакомства с моделями реагирования при различных обстоятельствах широко используются ролевые игры. Они не только обеспечивают развитие ребенка, но также помогают справиться ему с напряжением и получить удовольствие от процесса. Основными тематиками ролевых игр для развития социальных навыков являются:

  • сотрудничество — для умения слаженно работать в команде;
  • доверие — на установление или возобновление доверия друзей, понимание правильных реакций на предательство;
  • эмпатия — на умение сопереживать и поддерживать;
  • тактичность — для развития способности общаться, не задевая слабые стороны собеседника;
  • смелость — для умения постоять за себя и других, защитить свои физические и психологически границы;
  • верность — на понимание важности близких дружеских отношений;
  • ответственность — для усвоения того, что каждый поступок имеет свои последствия, за которые нужно отвечать;
  • честность — для понимания важности правды во взаимоотношениях;
  • забота — на развитие умения поддержать друга в сложившейся ситуации.

Примеры ролевых игр с участием ребенка

Развитие ребенка, особенно дошкольного возраста, лучше всего проходит в виде игры. Родители могут сами придумывать сюжеты игр и создавать несложные сценарии, а могут обратиться к уже разработанным, найдя их в книгах или на просторах сети.

Вот несколько примеров ролевых игр на развитие социальных навыков у детей:

  1. Детям выдается один листок и каждому по карандашу. Первый игрок начинает рисунок с любой детали, следующий добавляет свою и т. д. Так отрабатывается навык сотрудничества и уважения к чужому мнению. В конце рисунок рассматривается и происходит обсуждение того, что было задумано и что вышло в итоге.
  2. Дети образовывают круг, в средине которого стоит ведущий с игрушкой и говорит ей комплимент. Далее игрушка передается по кругу, и каждый ребенок говорит ей ласковые слова.
  3. Следует взять большую коробку и прорезать в ней большие отверстия по числу игроков. Все игроки просовывают в отверстия руки и находят руку другого ребенка, «здороваются» с ней и угадывают, чья она.
Читайте также:  Как научить ребенка правильно писать диктанты

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/sotsializatsiya_u_detey_rolevye_igry_i_pravila_uspekha/

Важность игры для ребёнка

В детстве  игра — это не только возможность хорошо и интересно провести время, это способ познания окружающего мира, приобретение знаний, умений, навыков. Свои отношения к членам семьи, ребёнок может передать через игру, через неё можно узнать о том, что он думает, о чём мечтает.

Именно в игре, ребёнок отражает все отношения, которые волнуют его больше всего. Наблюдая за ребёнком во время игры, можно выявить то, как видит ребёнок устройство семьи изнутри, такую — внутрисемейную картину жизни.

Через игру, ребёнок передаёт тот стиль воспитания, те способы разрешения конфликтов, которые успел усвоить, а также его отношение к стилю воспитания, методов поощрения и наказания.

В ходе игры, можно определить на какие ценностные ориентиры направлено развитие ребёнка, что выбрано им для подражания.

Для того, что бы прояснить то, как ребёнок понимает распределения ролей в семье, можно попросить «поиграть его в семью».

Через игру, психолог может помочь ребёнку разрешить конфликтные ситуации в семье, посредством проведения сюжетно- ролевой игры.

В данной игре можно позволить ребёнку самому выбрать способы разрешения конфликта. Ребёнок сам выбирает роли, сопровождает их комментариями, разыгрывает сюжет.

Игры, в которые играют дети с двух лет, уже осмысленные. Например, кормление куклы, гуляние с ней, укладывание спать и т.д. Уже после полутора лет, дети могут играть с песком, водой, действия сопровождая звуками, имитируя сигнал машины, гудок паровоза и т. п.

По мере накопления опыта, изменения мыслительных способностей, меняется и характер детских игр. Где то с трёх лет, игры детей становятся с замыслом, часто он требует от играющего активности мысли, работы воображения, запаса впечатлений. Но в таких играх, не часто дети умеют преодолевать свой внутренний эгоизм, поэтому, часты конфликты.

При помощи игры, ребёнок стремится к переосмыслению окружающей жизни, это способ познания окружающего.

Познание идёт каждый день, он приносит множество впечатлений, желаний, ребёнок стремится стать участником взрослых игр, пусть, пока и понарошку.

Ведь в игре можно сыграть всё что угодно, в игре можно стать тем, кем ты хочешь: как родители- взрослым, умным, как супергерой из мультфильма.

Ребёнок через определённые устоявшиеся понятия о характеристике профессий, переживает, вживается в исполнения выбранной роли, будь то мама- внимательная и заботливая, или же — командир- строгий, но справедливый.

 Важно, что бы ребёнок примерял на себя только положительные роли, игры должны быть добрыми с доброй концовкой.

Именно такие игры позитивно влияют на развитие ребёнка, его качеств, другие же, плохо действуют на нервную систему, вызывают азарт, тщеславие, оказывают негативное воздействие на формирование нравственного облика.

Игры, направленные на объединение детей, содействуют формированию общественных у них навыков вливания в коллектив, успешному взаимодействию в нём.

В играх детей отражаются различного рода, происходящие общественные явления: пожары, спасение утопающих, как проходят сборы урожаев и т.д. В этих явлениях, отражается яркая героика будней, в таких играх дети, могут проявить себя с лучших сторон.

Игры— отражения эпохи, в которой живёт ребёнок. Игры, отражающие современную действительность- одно из средств нравственного воспитания.

В игре дети получают основные навыки, которые пригождаются потом во взрослой жизни- организаторские умения, развитие речи, воображения, а также активность, самостоятельность, инициативность.

К семи годам происходит постепенная адаптация, в основе взаимодействия лежит уже не игра, а общение. В данный период времени, главное, завоевать уважение сверстника. Когда у ребёнка есть такая группа, которая его поддерживает, он получает психическую стабильность и эмоциональный комфорт.

В последнее время,  коллективные игры заменяет игра в одиночку, с компьютером. А в результате- формализация отношений, повышенная агрессивность, низкая эмоциональность и отсутствие чувственности у подрастающего поколения.

Такие дети выпадают из общей среды, они не умеют и не хотят общаться со своими сверстниками, в результате чего отвергаются коллективом.

С возрастом, это может приводить к появлению более сложных проблем с психикой, в поведении и характере, неудовлетворенность общения, оборачивается агрессией, переходящей в  депрессию.

Если у ребёнка есть проблемы общения со сверстниками:

  • Учите ребёнка выходить из конфликтной ситуации, мириться
  • Отвечать на добро, зло
  • Как реагировать на агрессию
  • Не оставляйте его одного при решении конфликтных ситуаций со сверстниками
  • Сблизиться со сверстниками может помочь авторитетный взрослый, который введёт его в коллектив.

Игра как макет, при которой овладевают способами употребления орудий и отрабатывают полезные навыки, которые пригодятся для будущей профессии.

Психоаналитики рассматривают игру в качестве метода, при помощи которого можно обнаружить скрытые проблемы между ребенком и взрослым, в ней воспроизводятся ситуации, которые  имеют место в реальной жизни.

То, каким образом ребенок играет— отражает степень его благополучия в реальной жизни. Поэтому, будьте внимательны к этому, важному для него процессу- игре.

Другие статьи раздела:

  • Календарь именин
  • Пушистая угроза
  • Трудно быть матерью

Источник: https://www.cheldeti.ru/health/info/rodit_na_zametku.html?uid=143

Значение игры в жизни ребенка

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм.

Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка. В более старшем возрасте родители могут выступать в качестве сторонних наблюдателей, помощников и консультантов.

В любом случае взрослый человек выступает в качестве проводника в мир игры.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Влияние игры на развитие ребёнка

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

  • Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;
  • Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;
  • Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках – деньги, в камешках – картошку для супа, а в сыром песке – тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления – важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;
  • Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;
  • Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;
  • Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций – самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

Читаем также: Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка.

Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время игры.

Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Читаем по теме:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/znachenie-igryi-v-zhizni-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию