Развиваем речь малышей с помощью чистоговорок

Консультация по теме: «Развиваем речь с помощью чистоговорок»

                             Развиваем речь с помощью чистоговорок.

                                                                                  подготовила

                                                                                  учитель – логопед

                                                                                  Кустова О. А.

   Чистоговорки – это короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью.

Чистоговорка может состоять как из одной фразы, так и нескольких фраз связанных с одним действием или предметом. Последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Ла-ла-ла — мы собрались у стола».

  Многократно повторяя один и тот же  ударный слог, ребёнок доводит до автоматизма его произношение.

 Логопедические чистоговорки можно использовать для того чтобы закрепить  правильное произношение необходимых звуков в речи.

  С помощью чистоговорок можно развивать и другие стороны речи. Так, их  рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков.

Слоговой компонент чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие  языкового чутья.

 В процессе составления чистоговорок обогащается  словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение.  

    Как работать с чистоговорками? Например, необходимо отработать  ребёнком произношение звука [ Л]. Для этого:

— подбирает чистоговорку с этим звуком;

 — произносим её с разной интонацией: вопросительной, повествовательной, восклицательной;

— проговариваем в быстром и медленном темпе;

— берём или придумываем другую чистоговорку с данным звуком и просим ребёнка закончить её самостоятельно нужным слогом или словом;

Просим произнести фразы  так как бы это сделами медведь, лиса, комарик и тд.

   Подбирая чистоговорки необходимо исключать те, в которых встречаются слова со звуками которые ребёнок не может правильно произносить.

Ещё боле интересно и полезно предложить ребёнку самому придумать чистоговорки или сделать это совместно с ним.

Са-са-са – на бумаге полоса.

Сы-сы-сы – у девчушки две косы.

Со-со-со – покатилось колесо.

Су-су-су – маме я цветы несу

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (кисель дадим лисе)

Ри – ри – ри – чисто говори.

Ря – ря – ря – алая заря.

Рю – рю – рю – нарисую я зарю.

Ри – ри – ри – на ветках снегири.

Ре – ре – ре – игры во дворе

Ро – ро – ро – на полу ведро.

Ры – ры – ры – фишки для игры.

Ра – ра – ра – весёлая игра.

Ру – ру – ру – гуси ходят по двору.

Ла – ла – ла  — на полу юла.

Ла – ла – ла – прилетела к нам пчела.

Лу – лу – лу – стол в углу.

Лы – лы – лы – забиваем мы голы.

Ло- ло – ло –  на горе стоит село

Ла-ла-ла, ла-ла-ла — наша белочка мала.Ло-ло-ло, ло-ло-ло — есть у белочки дупло.Ло-ло-ло, ло-ло-ло — там у белочки тепло.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу — рада белочка теплу.

Жу-жу-жу — как-то еж пришел к ужу.

Жи-жи-жи — мне ужаток покажи.

Жу-жу-жу — я с ежами не дружу.

Жа-жа-жа — ёж уходит от ужа.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.

Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.

Жи-жи-жи – нас услышали ужи.

Же-же-же – приползли ужи к меже.

Ша, ша, ша — у меня лапша.Ши, ши, ши — это малыши.Шу, шу, шу — я флажком машу.                                                                                                  Шу, шу, шу —  я пилотку ношу.

Шок, шок шок — у меня Пушок.                                                                                                   Ша-ша-ша — наша каша хороша.

За-за-за – на лугу стоит коза.Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.                                                                                                     Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

Ца — ца — ца — это наша курица.                                                                                                          Цо — цо — цо — мы выходим на крыльцо.

                                                                                            Цу — цу -цу — мы похлопали певцу.

                                                                                                      Це — це — це- много зёрен в огурце.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/08/razvivaem-rech-s-pomoshchyu-chistogovorok

Чистоговорки для развития речи детей

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, «Речевого куба».

А вообще чистоговорка — это шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок — обучение детей четкому произношению звуков

Звук /а/

А-а-а-шире ротик, детвора. А-а-а-у меня болит нога. У-у-у-губы хоботком тяну. У-у-у-дай трубу.

У-у-у-всех детей зову.

Звук /и/

И-и-и-ротик к ушкам растяни. И-и-и-хорошо сиди.

И-и-и-песенку тяни.

Звук /о/

О-о-о-я надел пальто.
О-о-о-мне тепло.

Звук /б/

Ба-ба-ба – новая труба. Бу-бу-бу – взяли мы трубу. Бы-бы-бы – нет трубы.

Бы-бы-бы — иду в лес я по грибы.

Звуки /в, вь/

Ва-ва-ва – выросла трава. Ву-ву-ву – соберу траву. Ву-ву-ву — я сниму сову. Вы-вы-вы – нет травы. Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Звуки /г, гь/

Гу-гу-гу – Гале помогу. Гу-гу-гу – гуси на лугу. Гу-гу-гу — я гуляю на лугу. Гу-гу-гу — хорошо на берегу. Га-га-га – зеленые луга. Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога. Ги-ги-ги – Машенька, беги. Ги-ги-ги — за шаром беги.

Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Звук /д/

Да-да-да — у меня вода. Да-да-да — буду строить города. Да-да-да — горяча вода. Ды-ды-ды — нет воды. Ды-ды-ды — на снегу следы. Ду-ду-ду – за водой пойду. Ду-ду-ду — я рыбачу на пруду. Ду-ду-ду — я по ягоды иду. Ду-ду-ду — я по лугу иду. Ду-ду-ду — в зоопарк иду.

До-до-до — там на дереве гнездо.

Звук /ж/

Жа-жа-жа – мы видели ежа. Жи-жи-жи — под кустом живут ежи. Жи-жи-жи – бегут ежи. Жу-жу-жу — молока дадим ежу. Жу-жу-жу – помогу ежу.

Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Звуки /з, зь/

За-за-за – в огороде коза. За-за-за — вот летает стрекоза. За-за-за — у куклы синие глаза.Зе-зе-зе — Зоя едет на Козе. Зу-зу-зу — я яблоко грызу. Зу-зу-зу — накормлю козу. Зу-зу-зу – не боюсь козу. Зы-зы-зы – язык длинный у козы. Зы-зы-зы — у меня две козы. Зя-зя-зя – мы видели язя.

Зи-зи-зи – резину привези.

Звук /й/

Ай-ай-ай – скоро месяц май. Уй-уй-уй – ветер, дуй. Ой-ой-ой – возьми меня с собой. Ой-ой-ой — скачет заинька косой.

Эй-эй-эй – воды попей.

Звуки /к, кь/

Ка-ка-ка – бежит река. Ко-ко-ко – вижу далеко. Ку-ку-ку – кукушка на суку. Ку-ку-ку — взяли дети по совку. Ак-ак-ак – у реки рыбак. Ак-ак-ак — расцветает мак. Ук-ук-ук — а в траве сидит паук. Ок-ок-ок — на дворе снежок. Ки-ки-ки — это кубики.

Ки-ки-ки — мы гуляли у реки.

Звуки /л, ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила. Ла-ла-ла — не забьете мне гола. Ла-ла-ла — видишь, кружится юла? Ла-ла-ла — я малинник нашла. Ло-ло-ло – у меня весло. Лы-лы-лы – новые котлы. Лу-лу-лу — купили пилу. Лу-лу-лу — заведу юлу. Ал-ал-ал – темный подвал. Ал-ал-ал — мяч в ворота не попал. Ал-ал-ал — сказку дедушка читал. Ол-ол-ол – вымыли пол.

Ол-ол-ол — начинается футбол. Ул-ул-ул – новый стул. Ул-ул-ул — ветерок подул. Ул-ул-ул — зимний лес уснул. Ил-ил-ил – я полы помыл. Ил-ил-ил — в барабан я бил. Алка-алка – у Володи палка. Олка-олка – у Володи иголка. Улка-улка – у Володи булка. Илка-илка – у Володи вилка. Ля-ля-ля – зеленые поля. Ли-ли-ли – малину мы несли.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ле-ле-ле – еду на осле.

Звуки /м, мь/

Ма-ма-ма-дома я сама. Ма-ма-ма — буду строить я дома. Ма — ма — ма — на дворе зима. Ма — ма — ма — вот пришла зима. Ма — ма — ма — я поймал сома. Му-му-му-молоко кому? Ум-ум-ум — вот аквариум. Мо-мо-мо-едим эскимо. Ом-ом-ом — мы гулять идем. Ом-ом-ом — это снежный ком. Ом-ом-ом — слепим снежный дом. Мы-мы-мы- прочитали книгу мы. Мы-мы-мы — дождались зимы. Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай –ка травки мне.

Звуки /н, нь/

На-на-на – лампа у окна. Ну-ну-ну – саночки тяну. Он-он-он – телефон. Ан-ан-ан – барабан. Ан-ан-ан — мне купили барабан. Ан-ан-ан — сшила мама сарафан. Ин-ин-ин – магазин. Ни-ни-ни – звонок, звони.

Ень-ень-ень – теплый день.

Звуки /п, пь/

Па-па-па – на столе крупа. Пы-пы-пы — варю кашу из крупы. Пы-пы-пы – нет крупы. Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп. Уп-уп-уп — варю вкусный суп. Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

Звуки /р, рь/

Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра — во дворе гора. Ра-ра-ра — в лес идти пора. Ра-ра-ра — сад полить пора. Ра-ра-ра — пришла зимняя пора. Ра-ра-ра — вьюга с самого утра. Ра-ра-ра — суп варить пора. Ра-ра-ра — суп снимать пора. Ры-ры-ры – летят комары. Ры-ры-ры — прокачусь с горы. Ры-ры-ры — в камышах живут бобры. Ры-ры-ры — любит Варечка шары. Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ру-ру-ру — взяли дети по ведру. Ро-ро-ро – новое перо. Ар-ар-ар – летит комар. Ар-ар-ар — рядом синий шар. Ар-ар-ар — улетает синий шар. Ар-ар-ар — это красный шар. Ар-ар-ар — над кастрюлей пар. Ор-ор-ор – у Ромы топор. Ур-ур-ур – не гоняй кур. Ир-ир-ир – мы за мир. Арка-арка – у Ромы марка. Орка-орка – крутая горка. Урка-урка – кошка Мурка. Ирка-ирка – у Иры дырка.

Читайте также:  Что делать, если у новорожденного ребенка шелушится кожа

Ря-ря-ря – синие моря. Ре-ре-ре – санки на горе. Рю-рю-рю – репу я варю. Рю-рю-рю — на ромашку я смотрю. Рю-рю-рю — тебе песенку дарю. Ри-ри-ри – горят фонари. Ри-ри-ри — на рябину посмотри. Ри-ри-ри — там расселись снегири. Ри-ри-ри — ты на небо посмотри. Ри-ри-ри — на мартышек посмотри. Ри-ри-ри — на меня ты посмотри. Арь-арь-арь – у меня букварь. Орь-орь-орь – у Серёжи корь.

Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Звуки /с, сь/

Са-са-са – в окно летит оса. Са-са-са — на траве роса. Са-са-са — у меня коса. Са-са-са — в сказке были чудеса. Са-са-са — в норе живет лиса. Са-са-са — будку сделали для пса. Су-су-су – не боюсь осу. Су-су-су — заплету косу. Су-су-су — наточу косу. Су-су-су — я гулял вчера в лесу. Сы-сы-сы — у сома усы. Сы-сы-сы — есть лисята у лисы. Сы-сы-сы – нет осы.

Сы-сы-сы — у меня две косы. Со-со-со – у Сони колесо. Ас-ас-ас – я пью квас. Ас-ас-ас- белка делает запас. Ос-ос-ос – у собаки нос. Ос-ос-ос — я укутал шарфом нос. Ис-ис-ис – я ем рис. Ус-ус-ус – я ем мусс. Аска-аска – у Сони маска. Оска-оска – у Сони соска. Иска-иска – у Сони миска. Уска-уска – у Сони блузка. Ся-ся-ся – мы видели гуся. Се-се-се – еду на гусе.

Си-си-си – сено принеси.

Ась-ась-ась – плывет карась.

Звуки /т, ть/

Та-та-та – я везу кота. Ту-ту-ту – помоги коту. Ты-ты-ты – сметану съели всю коты. Ты-ты-ты — у куклы белые банты. Ты-ты-ты — я люблю цветы. То-то-то – я иду в пальто.

От-от-от — летит в небе самолет. От-от-от — испугался серый кот. Тя-тя-тя – у меня дитя. Ти-ти-ти – со мной не шути. Ит-ит-ит — каша пшенная кипит. Ить-ить-ить – я хочу пить. Те-те-те – чайник на плите.

Ать-ать-ать – я иду гулять.

Еть-еть-еть – я буду петь.

Звуки /х, хь/

Ха-ха-ха — пышный хвост у петуха. Ха-ха-ха – испугали петуха. Ху-ху-ху – ели мы уху. Ух-ух-ух — ходит по двору петух. Ух-ух-ух — развалился домик — бух! Их-их-их – ветерок затих. Ох-ох-ох – зеленый мох.

Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Звук /ц/

Ца-ца-ца – вот идет овца. Ца-ца-ца — дождик льется без конца. Цу-цу-цу – не боюсь овцу. Цы-цы-цы – нет овцы. Цо-цо-цо – мы вымыли лицо. Ец-ец-ец – мы ели огурец.

Ац-ац-ац – у меня матрац.

Звук /ч/

Ча-ча-ча – дай мне калача. Чу-чу-чу – я гулять хочу. Чу-чу-чу — на скакалке я скачу. Чу-чу-чу — в самолете я лечу. Чу-чу-чу — стать я летчиком хочу. Чу-чу-чу — быстро всех домчу. Чу-чу-чу — я колесами стучу. Чи-чи-чи – красные кирпичи. Чо-чо-чо – ох, как горячо! Ач-ач-ач – пришел врач.

Ач-ач-ач — подарил мне папа мяч. Оч-оч-оч – скоро ночь. Ич-ич-ич – красный кирпич. Ич-ич-ич — из песка пекут кулич. Уч-уч-уч – у меня ключ. Уч-уч-уч — в небе много туч. Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка. Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка. Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.

Чок-чок-чок — вдруг упала на бочок.

Звук /ш/

Ша-ша-ша – мама моет малыша. Ша-ша-ша — вижу я в воде ерша. Шу-шу-шу – помогите малышу. Шу-шу-шу — я траву кошу. Ши-ши-ши – на поляне малыши. Ши-ши-ши — зашумели камыши. Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш – дайте карандаш. Аш-аш-аш — это котик наш. Ош-ош-ош – у меня нож. Иш-иш-иш – у меня малыш. Уш-уш-уш – теплый душ. Ашка-ашка-ашка – летит букашка. Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.

Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Звук /щ/

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща. Щу-щу-щу – я тебя ищу. Щу-щу-щу — я сома тащу. Щу-щу-щу — васильки ищу. Ще-ще-ще – я в плаще. Щи-щи-щи – мы ели щи. Щи-щи-щи — осенью нужны плащи. Щи-щи-щи — паровоз, состав тащи! Ащ-ащ-ащ – у меня плащ. Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.

Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

Чистоговорки в картинках

Вот такие карточки можно скачать для занятий с ребенком. Сохраните нужную карточку себе на компьютер и распечатайте на принтере.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

Дайте ребенку задание самому придумать чистоговорки на нужные звуки, ему точно понравится! А вы можете дополнить этими придумками нашу коллекцию чистоговорок, написав их в комментариях.

Рейтинг:  5 / 5

Источник: https://7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/790-chistogovorki-dlja-razvitija-rechi-detej.html

Чистоговорки для развития речи детей

Здесь вы найдете чистоговорки для развития речи ваших малышей с тематическими карточками для распечатки. При помощи чистоговорок вы сможете выработать четкую дикцию у детей, не прибегая к помощи логопеда, а также сформируете у ребенка внятную, фразовую и правильную речь. 

Звук Б

Ба-ба-ба — во дворе изба.

Ба-ба-ба — на крыше труба.

Бе-бе-бе — кот сидит на трубе.

Би-би-би — сидят под крышей голуби.

Бу-бу-бу — папа смотрит в трубу.

Бу-бу-бу – сидит муха на лбу.

Бы-бы-бы — на пеньке грибы.

Бы-бы-бы — за двором дубы.

Звук В

Ва-ва-ва – есть в лесу трава.

Ва-ва-ва – на деревьях листва.

Ве-ве-ве – я сижу в траве.

Ве-ве-ве – венок на голове.

Ву-ву-ву – я вижу сову.

Вы-вы-вы – не боюсь совы.

Ва-ва-ва – улетай сова!

Ви-ви-ви – деток позови.

Звук Г

Гу-гу-гу — бык пасется на лугу.

Га-га-га – у быка рога.

Ги-ги-ги – ты быстрей беги.

Ги-ги-ги – ноги береги.

Ги-ги-ги — печет мама пироги.

Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.

Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.

Га-га-га – дай мне мама пирога.

Звук Д

Да-да-да – в колодце вода.

Де-де-де – ведра мои где?

Ду-ду-ду – ведра я найду.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

До-до-до – над колодцем гнездо.

Де-де-де – птенцы в гнезде.

Ди-ди-ди – птенцов не буди.

Ди-ди-ди — тихо иди.

Звук Ж

Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.

Жи-жи-жи – еж, животик покажи!

Жо-жо-жо – стало осенью свежо.

Жу-жу-жу – может холодно ежу?

Жу-жу-жу – я ежу платок свяжу.

Же-же-же – хочет ежик есть уже.

Жу-жу-жу – молока налью ежу.

Жу-жу-жу – спать ежа я уложу.

Жа-жа-жа – утром выпустим ежа.

Жи-жи-жи – еж, ежаток покажи!

 Звук З

За-за-за  – убежала в лес коза.

За-за-за – надвигается гроза.

Зу-зу-зу – мы идем искать козу.

Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.

Зы-зы-зы – не видать козы!

Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе.

За-за-за – всюду волчьи глаза.

Зу-зу-зу – у реки нашли козу.

Зи-зи-зи – нас теперь домой вези!

Звук К

Ка-ка-ка  – мы вчера спасли жука.

Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке.

Ки-ки-ки – неуклюжие жуки!

Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку.

Ка-ка-ка – обсушили мы жука.

Ки-ки-ки – жук расправил крылышки.

Ко-ко-ко – улетел жук далеко.

Ак-ак-ак – не догнать жука никак.

 Звук Л

Ла-ла-ла – наша Маша весела.

Лю-лю-лю – дочку я свою люблю.

Ла-ла-ла  – Маша папе помогла.

Лу-лу-лу – Маша принесла пилу.

Ул-ул-ул – папа чинит стул.

Лу-лу-лу – папа насорил в углу.

Ли-ли-ли – комната в пыли.

Ла-ла-ла – Маша в доме убрала.

Ла-ла-ла – Маша пылесосила.

Лы-лы-лы – Маша вымыла полы.

Ло-ло-ло – стало в комнате светло.

Звук М

Ме-ме-ме – мы готовимся к зиме.

Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.

Мо-мо-мо – не хотим мы эскимо.

Му-му-му – странно, почему?!

Мы-мы-мы – долго ждали мы зимы.

Ма-ма-ма – вот пришла зима.

Ми-ми-ми – санки, брат, свои возьми.

Му-му-му – на каток тебя возьму.

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме!

Звук Н

На-на-на – видел я во сне слона.

Но-но-но – сон похож  мой на кино.

Ни-ни-ни – в цирке яркие огни.

Ни-ни-ни – были в цирке мы одни.

Не-не-не – я катался на слоне.

Ну-ну-ну – уши я чесал слону.

Он-он-он – жаль, закончился мой сон.

Ня-ня-ня – папа разбудил меня.

Звук П

Уп-уп-уп – мы варить собрались суп.

Па-па-па – нам нужна крупа.

Пе-пе-пе – мошки завелись в крупе.

Пи-пи-пи – Антон, крупы купи!

Пы-пы-пы – в доме нет крупы.

По-по-по – есть крупа в «Сельпо».

Уп-уп-уп – будет вкусный суп.

Звук Р

Ре-ре-ре – лето на дворе.

Ра-ра-ра – на улице жара.

Ре-ре-ре – встану на заре.

Ру-ру-ру – созову детвору.

Ор-ор-ор – заведу разговор.

Ир-ир-ир – кто будет командир?

Ру-ру-ру – мы придумали игру.

Ры-ры-ры – для игры нужны шары.

Ры-ры-ры – мы идем искать шары.

Ры-ры-ры – пить хотим от жары.

Ри-ри-ри – воды, Петя, набери.

Ро-ро-ро – для воды возьми ведро.

Рю-рю-рю – ведро детям подарю.

Ра-ра-ра – будем пить из ведра.

Ры-ры-ры – Катя принесла шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Звук С

Су-су-су – были с папой мы в лесу.

Су-су-су – в лесу видели лису.

Са-са-са – испугалась нас лиса.

Се-се-се – рыбу дали мы лисе.

Сы-сы-сы – еще дали колбасы.

Са-са-са – но не стала есть лиса.

Со-со-со – спряталась за колесо.

Си-си-си – лиса, больше не проси!

Си-си-си – лучше ноги уноси.

Звук Т

Ты-ты-ты – я нарвал в саду цветы.

Та-та-та – будет в доме красота.

Ти-ти-ти – как приятно их нести.

Ат-ат-ат – бесподобный аромат!

Ту-ту-ту – прохожу я по мосту.

Те-те-те – страшно мне на высоте.

Та-та-та – вижу под мостом кота.

То-то-то – под котом лежит пальто.

От-от-от – спит в пальто бездомный кот.

Ти-ти-ти – нужно рыбки принести.

От-от-от – пусть поест бездомный кот.

Звук Ф

Фа-фа-фа – город есть такой – Уфа.

Аф-аф-аф – в городе жил старый граф.

Фе-фе-фе – граф спал только на софе.

Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.

Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу.

Фэ-фэ-фэ – во фраке граф ходил в кафе.

Звук Х

Ох-ох-ох – во дворе переполох.

Ух-ух-ух – летят перья, летит пух.

Ха-ха-ха – два подрались петуха.

Ху-ху-ху – двор в пуху.

Хи-хи-хи – драться любят петухи.

Ах-ах-ах – тихо я сижу в кустах.

Хи-хи-хи – сочиняю я стихи.

Ах-ах-ах – я пишу о петухах.

Звук Ц

Ца-ца-ца – дождь с утра льет без конца.

Це-це-це – гуляла я на улице.

Цо-цо-цо – я запачкала лицо.

Ца-ца-ца – я у папы умница.

Цо-цо-цо – в ванной вымою лицо.

Цу-цу-цу – чистой я приду к отцу.

Цо-цо-цо – съем на ужин я яйцо.

Цы-цы-цы – и доем все огурцы.

Цу-цу-цу – день приблизился к концу.

Ец-ец-ец – я сегодня молодец!

Звук Ч

Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи.

Чу-чу-чу – я построить душ хочу.

Ич-ич-ич – долго мне носить кирпич.

Ча-ча-ча – слишком много кирпича.

Очь-очь-очь – быстро наступила ночь.

Чу-чу-чу – я домой попасть хочу.

Чи-чи-чи – не найду никак ключи.

Ча-ча-ча – срочно мне нужна свеча.

Чи-чи-чи – нужно отыскать ключи.

Чу-чу-чу – в темноте зажгу свечу.

Чо-чо-чо – от свечи мне горячо.

Че-че-че – фитиль яркий на свече.

Чи-чи-чи – я нашел в траве ключи.

Чом-чом-чом – я открою дверь ключом.

Звук Ш

Ша-ша-ша – мы сидим у шалаша.

Ши-ши-ши – шумят рядом камыши.

Шу-шу-шу –я дрова в костер ношу.

Шо-шо-шо – у костра нам хорошо.

Ше-ше-ше – тесно в нашем шалаше.

Ыш-ыш-ыш – плачет в шалаше малыш.

Ша-ша-ша – заберем мы малыша.

Ош-ош-ош – до чего ж малыш хорош.

Шу-шу-шу – будем петь мы малышу.

Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш.

Ши-ши-ши – любят песни малыши.

Звук Щ

Щи-щи-щи – мы вчера доели щи.

Ща-ща-ща – сварит мама нам борща.

Ощ-ощ-ощ – очень вкусный мамин борщ.

Ощ-ощ-ощ – за окном льет сильный дождь.

Ащ-ащ-ащ – дома брат забыл свой плащ.

Ща-ща-ща – брат промок весь без плаща.

Ща-ща-ща – но за то принес леща.

Щё-щё-щё – и ерша принёс ещё.

Щу-щу-щу – полотенце поищу.

Щу-щу-щу – брата в дождь не отпущу.

Ще-ще-ще – ходят под  дождем в плаще.

Скачайте во вложениях чистоговорки для развития речи детей в виде картинок-карточек на каждый отельный звук, распечатайте их на цветном принтере, вырежьте по отдельности и приступайте к занятиям. А можете приклеить их скотчем на холодильник (например по одной в день) и ребенок должен целый день повоторять чистоговорки с приклеенной картинки. На следующий день — другая картинка и т.д.

Читайте также:  Интересные способы для развития ребенка в 4 месяца

Источник: http://chudo-udo.info/chistogovorki

Памятка для родителей «Чистоговорки для развития речи детей дошкольного возраста»

Чистоговорки– это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.

Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но, не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции.

Далее приводится примерный набор чистоговорок, которые можно использовать дома по развитию речи для развития правильного звукопроизношения.

Та-та-та – у нас дома чистота,

Си-си-си – в водоёме караси,

Ри-ри-ри – на ветке снегири,

Ул-ул-ул – у нас сломался стул,

За-за-за – уходи домой коза,

Ра-ра-ра – Кате спать пора,

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы,

Ша-ша-ша – мама моет малыша,

Ся-ся-ся – вот поймать бы карася,

Ать-ать-ать – мы идём гулять,

Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.

Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.

Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:

«да-да-да — в огороде лебеда»,

«ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,

«ша-ша-ша — принесли домой ерша»

«ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»

«жа-жа-жа — есть иголки у ежа»

«чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»

Жа-жа-жа, жа-жа-жа,
В нашем торте три коржа 

Жа-жа-жа, жа-жа-жа.
Низкий дом в два этажа 

Же-же-же, же-же-же,

Спят машины в… гараже  Жи-жи-жи, жи-жи-жи, В прорубь прыгают… моржи Жи-жи-жи, жи-жи-жи.

Змеи добрые –… ужи 
жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Я от холода… дрожу 

Жу-жу-жу. жу-жу-жу.

Волк не страшен лишь… ежу. 
За-за-за, за-за-за, На лугу стоит … коза Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Есть у птицы два… крыла 
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Над цветком жужжит… пчела  Ла-ла-ла, ла-ла-ла,Нам забили два гола 
Ло-ло-ло, ло-ло-ло,

В телефон кричим «алло!» 

Чистоговорки,имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.

Зачем у маленькой хозяйки-

Зелёный зонтик взяли зайки?

Затем, чтоб спрятаться от волка

Под этим зонтиком из шёлка

Индюк из города идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая –

Индюшка расписная

В небе громко гром гремит –

Громко нам гроза грозит.

.

Ла Лу Ли

Ло Лы

Та Ту Ти

То Ты

Са Су Си

Со Сы

Ша Шу ШУ

Шо Ши

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №12, ул. Энергетиков 21

г. Новочеркасск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/rabota-s-roditeljami/188835-pamjatka-dlja-roditelej-chistogovorki-dlja-ra.html

200 скороговорок для развития дикции

Вот 200 труднопроизносимых скороговорок, которые сделают вашу речь четче и красивее. Проверено редакцией AdMe.ru.

  1. Интервьюер интервента интервьюировал.
  2. Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони. Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.

    Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе, Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.

    И у них родились дети.

    У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.

  3. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  4. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  5. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но, заскороговорившись, выскороговорил,

    Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

  6. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
  7. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
  8. У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  9. Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
  10. Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
  11. Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
  12. Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
  13. Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  14. Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!
  15. Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
  16. Пакет под попкорн.
  17. Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
  18. В Каннах львы только ленивым венки не вили.
  19. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  20. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  21. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  22. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  23. Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
  24. Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  25. Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  26. Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  27. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  28. Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  29. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  30. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
  31. На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
  32. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
  33. Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
  34. Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
  35. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  36. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  37. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  38. У осы не усы, не усища, а усики.
  39. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
  40. Осип охрип, Архип осип.
  41. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  42. Сачок зацепился за сучок.
  43. По семеро в сани уселись сами.
  44. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  45. Свиристель свиристит свирелью.
  46. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
  47. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  48. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
  49. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  50. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  51. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  52. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
  53. Четверть четверика гороха без червоточинки.
  54. Инцидент с интендантом.
  55. Прецедент с претендентом.
  56. Константин констатировал.
  57. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
  58. Ценит цеп косец по косовице.
  59. Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.
  60. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
  61. Жутко жуку жить на суку.
  62. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  63. Течет речка, печет печка.
  64. Щипцы да клещи — вот наши вещи.
  65. Тщетно тщится щука ущемить леща.
  66. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
  67. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
  68. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа Вытрись суше. Шею суше, суше уши — и не пачкай больше уши.
  69. Около колодца кольцо не найдется.
  70. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  71. Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
  72. Яшма в замше замшела.
  73. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
  74. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  75. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
  76. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
  77. Ест Федька с водкой редьку.
  78. Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
    Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
  79. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  80. Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
  81. К Габсбургам из Страсбурга.
  82. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
    Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  83. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  84. У елки иголки колки.
  85. В один клин, Клим, колоти.
  86. Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
    А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.
  87. Турка курит трубку, курка клюет крупку.
    Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.
  88. Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
  89. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  90. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
  91. Подал грабли крабу краб.
  92. От топота копыт пыль по полю летит.
  93. Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  94. У осы не усы и не усища, а усики.
  95. Ткёт ткач ткани на платки Тане.
  96. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
  97. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  98. Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
    А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.
  99. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
  100. Рододендроны из дендрария.
  101. Сорока со скоросоковыжималкой.
  102. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  103. На дворе-подворье погода размокропогодилась.
  104. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
  105. Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса

    Порвали в драке альбатросы.

  106. Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
  107. Когда-то галок поп пугая, В кустах заметил попугая, И говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но, только галок, поп, пугая,

    Не смей пугать ты попугая!

  108. Королева кавалеру подарила каравеллу.
  109. На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили

    И в туманы лимана манили меня.

  110. На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.
  111. Невелик бицепс у эксгибициониста.
  112. Недопереквалифицировавшийся.
  113. Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
  114. Саша шапкой шишку сшиб.
  115. Футляр для дрели.
  116. Столы белодубовые гладкотесовыструганные.
  117. Сняли с Надежды цветные одежды,
    Без одежд Надежда не манит, как прежде.
  118. Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

    Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

  119. Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже — ужа ужица съест на ужин

    и скажет: (начинай сначала).

  120. Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  121. На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове. Технология шишкосушения:

    После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел.

    Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки, пригодные для шишкосушения, поступают в шишкошлифовальный отдел.

    В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел.

    Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая нешишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.

  122. Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
  123. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
  124. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
  125. Из-под Костромщины шли четыре мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
  126. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
  127. Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.
  128. Ткет ткач ткани на платье Тане.
  129. У перепелa и перепелки пять перепелят.
  130. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  131. Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.
  132. Лезут козы в гpозу в лозу — лозу козы в гpозу гpызут.
  133. Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.
  134. Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
  135. Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.
  136. Около кола колокола, около ворот коловорот.
  137. Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.
  138. А мне не до недомогания.
  139. Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
  140. Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.
  141. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  142. Коваль ковал коня, Конь — копытом коваля,

    Коваль — кнутом коня.

  143. Маленькая болтунья Молоко болтала-болтала,

    Да не выболтала.

  144. Петя был мал и мяту мял.
    Увидала мать — не велела мять.
  145. О любви не меня ли Вы мило молили И в туманы лимана

    Манили меня?

  146. Слава у Власа съел все сало.
  147. Клала Клава лук на полку,
    Кликнула к себе Николку.
  148. Только у молодца и золотца,
    Что пуговка оловца.
  149. Съел Слава солено сало,
    Да сала Славе мало.
  150. Козел-мукомол, Кому муку молол,

    Кому не молол?

  151. У Фили были, У Фили пили,

    Да Филю ж побили.

  152. Феофан — болван: Молоко взболтал,

    Да не выболтал.

  153. Милая Мила Мылилась мылом, Намылилась, смыла —

    Так мылилась Мила.

  154. Стоит поп на копне, Колпак на попе, Копна под попом,

    Поп под колпаком.

  155. Разнервничавшегося конституционалиста Константинова нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе, занимавшимся изобретением пылепневмомешковыколачивателя.
  156. Дед Додон в дуду дудел,
    Димку дед дудой задел.
  157. Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно,

    Обижать друзей не нужно.

  158. Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры,

    До поры остры топоры, до времени.

  159. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  160. Ходит квочка около дворочка,
    Водит деток около клеток.
  161. Встретил в чаще еж ежа, — Как погода, еж? — Свежа. И пошли домой, дрожа,

    Сгорбясь, съежась, два ежа.

  162. Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
  163. У нас на дворе-подворье
    Погода размокропогодилась.
  164. Лошадь с седоком,
    Да без седла и узды, без подпруги и удил.
  165. Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу похожие на маленьких ежат

    Шишки прошлогодние на траве лежат.

  166. Ты, молодец, скажи молодцу, Пуст молодец молодцу скажет,

    Пусть молодец теленка привяжет.

  167. На дуб не дуй губ,
    Не дуй губ на дуб.
  168. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира
    И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  169. Испугались медвежонка Еж с ежихой и с ежонком,

    Стриж с стрижихой и стрижонком.

  170. С мышами во ржи подружились ежи.
    Ушли в камыши — и во ржи не души.
  171. Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже —

    ужа ужица съест на ужин.

  172. Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам. Прежние пижамы

    Исколоты ежами.

  173. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
  174. Дятел лечит древний дуб,
    Добрый дятел дубу люб.
  175. Баран-буян залез в бурьян.
  176. Огурцы-молодцы зеленобелогубы.
  177. Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.
  178. Был баран белокрыл,
    Всех баранов перебелокрылил.
  179. Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.
  180. Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
  181. Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.
  182. Бобры храбры, идут в боры,
    Бобры для бобрят добры.
  183. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
  184. Вместо рубахи не носите брюк вы, Вместо арбуза не просите брюквы. Цифру всегда отличите от буквы

    И различите ли ясень и бук вы?

  185. Купила бабуся бусы Марусе.
  186. Бабкин боб расцвел в дождь,
    Будет бабке боб в борщ.
  187. Возьми у белобородого мужика
    Полкринки кислого молока.
  188. Купили Валерику и Вареньке
    Варежки и валенки.
  189. Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу
    o Георгии Григорьевиче.
  190. Съел Валерик вареник,
    А Валюшка — ватрушку.
  191. Проворонила ворона вороненка.
  192. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
  193. Соломы воз возница вез.
  194. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
  195. Валя на проталинке промочила валенки.
  196. Валин валенок провалился в проталинок.
  197. Забавной обезьяне бросили бананы,
    Бросили бананы забавной обезьяне.
  198. А мне не до недомогания.
    На меду медовик, а мне не до медовика.
  199. Командир говорил про полковника и про полковницу, Про подполковника и подполковницу. Про поручика и про поручицу, Про подпоручика и подпоручицу, Про прапорщика и про прапорщицу,

    Про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

  200. Король — орел.
Читайте также:  Как быть если кровит пупок у младенца

Источник: https://www.adme.ru/zhizn-nauka/200-skorogovorok-dlya-razvitiya-dikcii-887160/

Роль чистоговорок в развитии навыков звукопроизношения

Роль чистоговорок в развитии навыков звукопроизношения.

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.

Организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии. Речевой аппарат не является исключением, поэтому задача окружающих взрослых больше способствовать развитию. Среди эффективных средств развития звуковой культуры действующее место принадлежит чистоговорки.

С их помощью педагог имеет возможность наладить произнесения дошкольником определенного звука или звукосочетания. Главное, заставить ребенка четко их артикулировать. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам.

А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции.

Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

Далее приводится примерный набор чистоговорок, которые можно использовать на занятиях по развитию речи для развития правильного звукопроизношения.

Чистоговорки широко используются логопедами для автоматизации поставленных звуков, они помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка и новыми поэтическими образами.Запомнить чистоговорку детям, не имеющих проблем со звуками, как правило, не составляет особого труда.

А вот детям с ОНР и ФФНР гораздо сложнее её выговорить без запинки, при этом чётко и внятно. Предлагаемые ниже игры и упражнения помогают эффективно справится с этой задачей. Они ориентированы на занятия в небольших (4-6 человек) группах детей старшего дошкольного возраста, а так же на индивидуальную работу с детьми.

Освоить технологию применения этих игр и упражнений не сложно педагогам детских дошкольных учреждений. Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил: -Следите чтобы детям было интересно -Отложите занятия если ребёнок расстроен.-Не перегружайте малыша.

-Забудьте о своём возрасте и с удовольствием включайтесь в работу с детьми-Искренне гордитесь ребёнком, цените и уважайте его успехи. Иными словами добивайтесь того, чтобы занятия были бы для всех не в тягость, а в радость.Прежде всего логопедам или необходимо иметь подборку чистоговорок. Очень полезно к поиску новых чистоговорок подключать самих ребят.

Как правило, они делают это с огромным удовольствием.На одно занятие следует выносить не больше одной чистоговорки. В этом случае она глубже прорабатывается, чётче усваивается и остаётся в памяти на более длительное время. Начать лучше с того, что логопед достаточно громко, не спеша, внятно читает текст скороговорки.

Если дети уже умеют читать, то каждому из них даётся карточка с печатным текстом чистоговорки, так что у ребёнка появляется возможность следить глазами. Затем дети хором вместе с преподавателем повторяют текст ещё раз. После такого первичного знакомства с чистоговоркой начинается основная работа по её лучшему запоминанию и проговариванию. Для этого имеется несколько приемов.

1. Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка(писклявым голоском), или как котёнок (ласково и нежно) и т.д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим.

2. Инсценировка. Этот приём очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все чистоговорки можно «показать», инсценировать. По этому не обходимо за ранее всё продумать и отобрать подходящие. Дети могут показывать чистоговорку все сразу, одновременно, а педагог в это время произносит слова, наблюдает за малышами и выбирает особо старательного.

Или другой вариант – один ребёнок выступает в роли актёра, показывая инсценировку, а остальные ребята (они же зрители) громко, хором проговаривают чистоговорку. При чём в роли актёра должен побывать по очереди каждый ребёнок. Следовательно, чистоговорка будет произнесена как минимум , столько раз, сколько детей в группе.

Этот приём как и предыдущий раскрепощает детей, раскрывает их актёрские способности. 3. Ответь на вопрос.

Работа в этом ключе подразумевает, что чистоговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чём ( о ком) повествует эта чистоговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение, какого слова вам не понятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук? Важно выслушать всех желающих высказаться. Ответы – рассуждение на подобные вопросы развивает мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащать словарный запас малышей, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливая к освоению школьной грамоты. 4. Диалог. В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы каждая пара детей стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек – сплетниц, давних друзей, животных, и других). 5. Зеркало. Дети, как в предыдущем приёме, группируются по парам. Один ребёнок в паре изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить скороговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу УК первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями.Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая скороговорка, лишь бы она была интересна детям. 6. Аудио повтор. Чистоговорка записывается на магнитофон. Педагог сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения. Задача ребят – повторять воспроизводимый текст. Можно записать на магнитофон голос самих детей и устроить конкурс – у кого лучше получается проговаривание. Услышать себя со стороны будет не только занятно, но и полезно. 7. Иллюстрация. Этот способ ещё называется «Зарисовка». Его лучше использовать в качестве домашнего задания. Дети записывают изученную чистоговорку на отдельном листе и делают к ним иллюстрацию. При этом не имеет значения есть у ребёнка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребёнок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр только приветствуется. Таким образом, после серии занятий у ребят формируется своя книга с чистоговорками. Этот приём развивает воображение ,даёт бескрайний простор для творчества.

Чистоговорки используются для развития словарного запаса и чувства ритма. Здесь можете дать волю фантазии!. Используйте их в игре с игрушкой (тавтологии не избежать), повторяйте, как считалочку. Полезно будет и подобрать к чистоговорке картинку, а ещё лучше — оформить её как открытку и сделать своим хобби коллекционирование таких открыток.

Источник: https://multiurok.ru/files/rol-chistoghovorok-v-razvitii-navykov-zvukoproizno.html

Основные направления практического использования чистоговорок + картотека

 Чистоговорки  — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний.

   Каждая чистоговорка состоит из двух частей.

Первая часть предусматривает трехкратное повторение определенного слога, проговаривая который ребенок доводит до автоматизма свой артикуляционный навык.

Вторая же часть представляет собой короткую фразу из 2–4 слов, которая рифмуется с первой частью.

    Таким образом, последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Ла-ла-ла — мы собрались у стола».

      Все стороны речи можно развивать с помощью чистоговорок. Их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков.

Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие  языкового чутья.

  В процессе составления чистоговорок обогащается  словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение.  

   Каковы же основные направления практического использования чистоговорок?

 1.Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.

  Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи.

При этом наряду с готовыми вариантами можно самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку.

В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания.

  Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка: «Са-са-са – идёт хитрая лиса».

Виды заданий:

 — произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т.д.);

— произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);

— произносим тихо или громко;

— произносим в разном темпе (медленно или быстро);

— произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).

2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

  Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

Виды заданий:

добавляем слог с определённым звуком:

Сы-со-са – на бумаге поло… (са).

Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).

Сы-су-со – покатилось коле… (со).

Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т.д.

прошагаем по слогам:

Ла-ла-ла  – ост-ра-я пи-ла.

Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.

Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.

закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):

Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.

Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.

Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча — куча и т.д.

повторяем без ошибок:

Су-шу, су-шу – я письмо пишу.

За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.

поменяем звуки:

«л» на «р»: Ал-ал-ал –  бал. Ар-ар-ар – бар.

«ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

   На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

Виды заданий:

изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.

отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.

Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.

подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д.

называем слова, противоположные по значению:

Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора.

Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

называем слова «ласково»:

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.

Са-са-са –  кого встретила лиса? Са-са-са –  волка встретила лиса и т.д.

   Это  лишь некоторые приёмы развития речи на материале чистоговорок. Используйте их, придумывайте свои собственные. Главное,   постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора!

http://www.gazpromschool.ru/teachers/psixolog/logoped4.html

http://www.logopedprofi.ru/chistogovorki/item/chistogovorki

Ну и, наконец, обещанная картотека чистоговорок в картинках.      На создание данной картотеки вдохновилась,  благодаря статье учителя-логопеда Сахаровой И.И. «Чистоговорки со зрительной опорой»(журнал «Дошкольная педагогика» / июль-август, 2004 г.)

  Картинки увеличиваются по клику, их можно скачать, распечатать, заламинировать и разрезать на 4 части, у вас получится 28 карточек для занятий с детьми.

Постепенно, по мере возможности, буду пополнять картотеку чистоговорками и на другие звуки. 

      Выражаю благодарность всем, чьи картинки и фотографии были использованы при создании данной картотеки.

Источник: http://drujhnaia.blogspot.com/2014/09/blog-post_8.html

Ссылка на основную публикацию